Самое читаемое
Словарь терминов (В) |
Добавил(а) Социология |
09.01.11 21:25 |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
В Валидность – комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она предна-значена, и какова ее действенность, практическая полезность. (2) «Вальдорфская педагогика» – совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основная идея: дать человеку свободу от требований государственной власти и хо-зяйственной деятельности до тех пор, пока он сможет участвовать в них как гражданин. Педагогика разработана Р. Штайнером (1861-1925). (1) Вариативность – теоретическое признание объективного многообразия техно-логий обучения и их практической реализации. (Г) Вербализм в обучении – недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний. (3) Верификация – процедура оценки исследовательской гипотезы, состоящая в сопоставлении ее с фактами, положением дел в действительности. (1) Вечернее обучение – форма организации учебного процесса для лиц, сочетаю-щих учебу с профессиональной трудовой деятельностью, составная часть сис-темы непрерывного образования. (3) Взаимодействие – состояние, представляющее связь педагогических явлений, их обоюдное влияние, приводящее к изменениям их свойств и качеств; нормальный, естественный параметр любого социального феномена в его отношении к другим; всеобщая универсальная их черта, вне которой они не могут быть познаны и поняты как педагогические феномены, а их действие – как совместность; преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. (Г)
Взаимопомощь – усилие людей, перед которыми стоят похожие проблемы, направленные на оказание помощи друг другу. (1) Взрослый – лицо, обладающее физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточными для ответственного самоуправляемого поведения. (4) Взрослый обучающийся – человек, обладающий пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых обучающихся: 1. Он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью. 2. Он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессио-нального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег. 3. Его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные про-блемы и достичь конкретных целей. 4. Он стремится к безотлагательной реализации по лученных знаний, уме-ний, навыков и качеств. 5. Его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными фак-торами (условиями). (4) Вид образования – разновидность обучения, организованная в соответствии стем или иным основным типологическим принципом (например, степень организованности, способ организации индивидуальной работы обучающегося, способ взаимодействия обучающегося и обучающего). (4) Виктимиалогия социально-педагогическая – отрасль знания, составная часть социальной педагогики, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание. (2) Влияние – действие, оказываемое воспитателем на воспитанников, приводящее к изменениям каких-либо аспектов индивидуальности воспитуемого, его поведения и сознания. (Г) Вмешательство в педагогике – непосредственные действия, направленные на воспитательную деятельность других лиц с целью ее корректировки, исправле-ния в интересах воспитуемых, обучаемых.(1) Внеформальное образование – организация обучения, характеризующаяся двумя параметрами: 1. Систематизированное. 2. Отличающееся целенаправленной деятельностью обучающихся. (4) Внимание – это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие при-оритетной информации и выполнение поставленных задач. (3) Внимание социально обусловленное – внимание, которое складывается в ре-зультате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с из-бирательным сознательным реагированием воспитуемого на объекты. (1) Воздействие педагогическое – влияние педагога на сознание, волю, эмоции, организация его деятельности в интересах формирования знаний, умений, на-выков, определенных качеств личности. (2) Возрастная периодизация – выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков; с небольшими различиями разные авторы обычно выделяют следующие: младенчество – от момента рождения до 1 года; преддошкольный – от 1 года до 3 лет; Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного поколения к другому; руководство(управление) процессом формирования и развития личности; передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к обще-ственной жизни и производительному труду; подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально созда-ваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и коррек-тируемая обществом; целенаправленное воздействие на человека с целью фор-мирования у него определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, другим людям, труду, обществу, миру; специ-ально организованный процесс формирования и развития человека, прежде все-го, его духовной сферы; целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ре-бенка, подростка, вхождению их в контекст современной культуры, становле-нию как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека. (3) В. духовное – воспитание души; духовной культуры. Исстари его отождествля-ли с религиозным воспитанием. По своей сущности оно отражает направлен-ную деятельность по развитию и воспитанию человека в определенной культу-ре, отражающей духовную близость людей, общества, государства. (1) В. нравственное – воспитательная деятельность, направленная на формирова-ние нравственной личности (нравственной культуры) такой личности, для ко-торой нравственные идеалы, нормы и принципы являются важнейшими в по-вседневной жизни и деятельности. (1) В. политическое – целенаправленная деятельность по воспитанию политиче-ской культуры личности. Проявляется в определенной политической позиции личности, которая определяет ее взгляды, отношения и действия человека. (1) В. половое – целенаправленная воспитательная деятельность с учетом пола и возраста ребенка, направленная на воспитание здоровой и целостной личности мужчины и женщины, способных адекватно осознавать и переживать свои фи-зиологические и психологические особенности, на подготовку их к семейной жизни. (1) В. правовое – формирование у граждан правового сознания и правопослушно-го поведения. (3) В. семейное – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами их за-меняющими. Теория семейного воспитания – органическая часть социальной пе-дагогики. Она включает проблемы социокультурной среды семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможности; цели, содержание и методы вос-питания в семье; компенсаторное и коррекционное воспитание в семье и др. (1) В. трудовое – воспитание, направленное на формирование потребности к тру-ду, ответственного отношения к нему и культуры трудовой (профессиональной) деятельности. Осуществляется путем создания системы привлечения воспитан-ника к труду и воспитания в труде. (1) В. умственное – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной сво-боды личности. (1) В. физическое – педагогически организованный процесс формирования физи-ческой культуры личности как важнейшей части ее разностороннего развития. Осуществляется в целях укрепления здоровья человека и достижения правиль-ного физического развития. В процессе физического воспитания развиваются такие морально-волевые качества, как мужество, смелость, решительность, инициативность, находчивость, сила воли, навыки коллективных действий, ор-ганизованность, сознательная дисциплина, чувство дружбы и товарищества, чуткость в работе, привычка к порядку и т.д. (1) В. художественное – формирование у воспитанников способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство, наслаждаться им, развитие потребностей в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. (1) В. экологическое – воспитание экологической культуры, формирование осоз-нанной социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой. (1) В. экономическое – целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе,принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства распределения и потребления. (1)В. эстетическое – воспитание отношения человека к миру, опосредованное потребностью в прекрасном. В процессе эстетического воспитания формируется способность человека к восприятию и переживанию изящного, адекватного отношения к прекрасному и безобразному. (1) В. этическое – целенаправленная деятельность, ориентированная на освоение воспитанниками правил хорошего тона, формирование у них культуры поведения и отношений. (1) В. социальное – это процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. (2) Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитатель ного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный или учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств. (1) Воспитанность – качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. (1) Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном учреждении. (1) Воспитательная работа – целенаправленная деятельность по организации жизнедеятельности взрослых и детей, ставящая своей целью создание условий для полноценного развития личности. (2)
Воспитательный процесс – социально-педагогический феномен, который кон струируется, осуществляется и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные и временные рамки. Воспитуемость – подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков. Воспитывающее обучение – обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу. (2) Всестороннее развитие личности – целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований. (2) Высшая школа – совокупность учебных заведений, готовящих специалистов высшей квалификации для различных отраслей хозяйства страны, культуры и государственного управления, в которую входят академии, университеты, институты, колледжи. Учебный процесс в В.ш. осуществляется в следующих формах: лекции, лабораторные занятия, семинарские и практические занятия, курсовые работы и проекты, учебная и производственная практика, консультации, дипломное проектирование и государственные экзамены. (3) Высшее образование 1. Образование, содержание которого сориентировано на подготовку работ-ников сложных видов труда, выполняющих функции управления техноло-гическими системами и коллективами людей, а также на подготовку квали-фицированных педагогических и научных работников. 2. Уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (ди-пломами, сертификатами и т.д.) В.о. – результат усвоения такой совокупно-сти систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволя-ет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески используя и развивая достижения культуры, науки и техники. Специфика в.о. в непосредственном взаимодействии обра-зования и научной деятельности, преподавании учебных дисциплин на уров-не, максимально приближенном к актуальным достижениям науки к прак-тики, повышенные требования к социально-гражданской и деловой подго-товке выпускников учебных заведений. (3) Высшее учебное заведение (ВУЗ) – образовательное учреждение, учреждён-ное и действующее на основании законодательства РФ об образовании, имею-щее статус юридического лица и реализующее с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Основными задачами ВУЗа являются: 1. Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послеву-зовкого профессионального образования. 2. Развитие наук и искусств посредством научных исследований в творче-ской деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, ис-пользование полученных результатов в образовательном процессе. 3. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квали-фикации. 4. Формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к творческому труду и жизни в условиях современной цивилизации и демо-кратии. 5. Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных цен-ностей общества. 6. Распространение знаний среди населения, повышение его образователь-ного и культурного уровня. (3)
|
Последнее обновление 18.01.11 02:37 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента