Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь терминов (И)

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.01.11 22:40

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

И

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссозда-ние и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплён-ных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и куль-туры. (3)

Идеал – образ совершенства, наиболее ценного и величественного в культуре, искусстве, отношениях между людьми, нравственное и абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. (3)

Идентификация – отождествление человека с кем-либо, чем-либо; в социаль-ной психологии отражает важнейший механизм социализации человека. Про-является в принятии индивидом определенной социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании у него со-циальных установок. (1)

Идеологизация – процесс насильственного подчинения общественного созна-ния официальным идеологическим концепциям и установкам властных струк-тур. Составная часть политики тоталитарного режима. (2)

Иждивенчество – общественное явление и особенность личности, проявляю-щиеся в неспособности и нежелании людей материально и духовно содержать себя, в отсутствии чувства ответственности и готовности самостоятельно ре-шать сложные жизненные проблемы. (3)

Имидж – реальный (или воображаемый) облик, стиль делового человека; от-ношение к нему на основе его популярности и успеха, доверия и симпатий лю-дей. Обычно ассоциируется с понятиями престижа и престижности, с репутаци-ей. (1)

Имидж социального педагога – эмоционально окрашенный стереотип воспри-ятия образа социального поведения в сознании воспитанников, коллег, соци-ального окружения, в массовом сознании. (1)

Импровизация педагогическая – деятельность социального педагога на осно-ве личного опыта, интуиции, с учётом сложившейся ситуации, без предвари-тельного осмысления, обдумывания. (1)

Инвалид – лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность. К этой категории относят человека, который имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. (1)

*Ограничение жизнедеятельности человека – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. (1)

*Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам ус-ловия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятель-ности и направленных на создание им равных с другими гражданами возмож-ностей участия в жизни общества. (1)

Инварианты педагогические – педагогические истины, не подлежащие пере-смотру. Термин введён в педагогику французским педагогом С. Френе, кото-рый разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педа-гоги. Например, природа ребёнка такая же, как и природа взрослого и т.д. (2)

Ингибиция социальная – ухудшение результатов деятельности, если человек начинает её осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. (2)

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, носитель индивидуального своеобразия; каждый отдельный человек в сообществе других. (1)

Индивидуализация образования – учет и развитие индивидуальных особен-ностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процес-се обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентирован-ных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида. (Г)

Индивидуализм – черта личности, одновременно тип мировоззрения, выра-жающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в про-тивопоставлении их интересам общества, группы людей. (2)

Индивидуальность – уникальное, неповторимое своеобразие личности, сово-купность только ей присущих индивидульно-психических особенностей. (2)

Индивидуальный подход – желание и умение педагога не только видеть в воспитанниках, но и стимулировать в каждом из них развитие уникального ва-рианта носителя общечеловеческих ценностей. (Г)

Индивидуальный стиль деятельности – характерная для данного индивида система навыков, методов, приёмов, способов выполнения той или иной дея-тельности, обеспечивающая более или менее успешное её выполнение. (3)

Инновационное обучение – обучение, ориентированное на воспитание готов-ности личности к быстро наступающим переменам в обществе – готовности к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива. (Г)

Инновация педагогическая – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. (3)

Инспектирование – проверка соответствия деятельности образовательных уч-реждений нормам законодательного права и др. правовым актам. (3)

Институт – самостоятельное учреждение высшего профессионального образо-вания или часть (структурное подразделение) университета, академии, реали-зующие профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее определенный вид деятельности; совокупность норм и права в какой-либо области общественных отношений, та или иная форма общественного устройства. (1)

Институт социализации – устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности и образцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей. К ним от-носятся: государство, церковь, политические партии, семья, различные объеди-нения и союзы. Наиболее значимыми для ребенка являются семья и школа. (1)

Институт социальный – относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которого организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность И. с. определяется набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы ведения; интегра-цией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу деятельности того или иного института, осуществлять социальный контроль над институцио-нальными типами действий; наличием материальных средств и условий, обес-печивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществле-ние социального контроля. (1)

Инструктаж – обучающая процедура, устанавливающая порядок и способы выполнения какой-либо задачи или задания; проводится компетентным лицом, осуществляющим руководство, учебной группой, или индивидуальным настав-ником (мастером). Включает ряд элементов: объяснение, беседу, демонстрацию приемов, показ наглядных пособий; подразделяется на вводный, текущий, за-ключительный И. (1)

Инструкция – нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов выше стоящих органов государственного управления; собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятель-ность. (1)

Инструментальные методы – специальные эмпирические методы исследова-ния в профессиональной педагогике, связанные с применением приборов, инст-рументов, аппаратов, предназначенных для изучения явлений и процессов, недос-тупных непосредственному восприятию и используемых с целью получения объ-ективных количественных данных; получили широкое применение в исследова-ниях, связанных с формированием профессиональных умений, проблемами про-фессиональной ориентации и профотбора, профессиональной адаптации и т.д. (1)

Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие меж-дисциплинарных зависимостей и связей. (1)

Интеграция социальная – характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов. Может быть естественной и прину-дительной. (1)

Интеграция естественная социальная – объединение вокруг общих целей, возникает на основе совпадения индивидуальных и групповых интересов (единство убеждений, выбор лидера, совместное получение результата дея-тельности и т.п.). (1)

Интеграция принудительная социальная – запрет на различия, подчинение личных интересов заданным извне целям. Крайняя форма проявления принуди-тельной интеграции в обществе – тоталитаризм. (1)

Интеллект – разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (сравнения, образования, понятия, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятие в знания или критически пересматри-вают и анализируют уже имеющиеся знания. (1)

Интеллигентность – совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым передовой частью общества преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте – к людям, считающимся носителями культуры. (1)

Интервью – беседа с одним или несколькими лицами по каким-либо актуаль-ным вопросам; в педагогических исследованиях беседа по намеченному плану. (Г)

Интерес – отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятель-ности по усвоению окружающего предметного содержания. (1)

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. (3)

Интернат – образовательное учреждение, в котором учащиеся живут, обуча-ются, находясь на частичном или полном государственном обеспечении; общежитие для учащихся при образовательном учреждении; дом, приют для инва-лидов и одиноких престарелых, где они обеспечиваются уходом. (1)

Интуиция социально-педагогическая – быстрое, одномётное принятие соци-альным педагогом решения, основанное не на развёрнутом, осознанном анали-зе, а на предвидении дальнейшего развития ситуации и личном опыте. (2)

Инфантилизм – задержка в развитии организма; сохранение в психике и пове-дении человека особенностей, присущих более раннему возрасту.

Инфантилизм психический – отставание ребёнка в личностном развитии (об-щее недоразвитие, специфические отклонения).

Инфантилизм социальный – социальное недоразвитие, проявляющееся в процессе социализации ребёнка и отражающееся на его социальном развитии и воспитании.

Инфантилизм физический – физическое недоразвитие ребёнка (задержка рос-та, хилость организма) вследствие инфекционных заболеваний, интоксикаций, неполноценного питания. (1)

Информатизация образования – комплекс мер по преобразованию педагоги-ческих процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информацион-ной продукции, средств, технологий. (3)

Инфраструктура социальная – устойчивая совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для рациональной организации основных видов деятельности человека – трудовой, социально-политической, культурной семейно-бытовой. (1)

Исправительно-трудовая педагогика – отрасль педагогической науки, изу-чающая организованную деятельность по исправлению лиц, совершивших уго-ловное преступление и осуждённых к различным видам наказания, как связан-ных, так и не связанных с лишением свободы. (3)

История педагогики – отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества. (2)

Исследование научно-педагогическое – процесс формирования новых педа-гогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на откры-тие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. (2)

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Последнее обновление 18.01.11 02:39
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Словарь терминов (И)