Самое читаемое
Словарь терминов (Э) |
Добавил(а) Социология |
18.01.11 02:27 |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Э Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения, подготавливающий качественные изменения; вообще развитие. Эвристика – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. (1) Эвристика педагогическая – методология обучения через собственный поиск; изучение принципиальных закономерностей построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправ-ленного развития на их основе продуктивно-познавательных качеств мышле-ния. (2) Эвристическая беседа – вопросительная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам и правилам. (1) Эвристическая форма обучения (П. Ф. Каптерев) – такая форма обучения, при которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вы-рабатываются самими обучающимися под руководством обучаемого. (2) Эдукологические формы управления – формы управления сферой образова-ния способами, присущими самому образованию, в частности путем создания службы информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг и службы аккредитации. (4) Эдукология – одна из наук об образовании, изучающая общие закономерности организации, функционирования и развития сферы образования. (4) Эгоизм – свойство личности, черта характера, проявляющаяся в себялюбии, предпочтении личных интересов общественным и интересам других людей. (1) Эгоцентризм – крайняя точка эгоизма. Экзамен – форма оценки качества усвоения обучающими теоретических зна-ний учебного предмета или изучаемой дисциплины, их прочность и глубину усвоения, развитие творческого мышления, умения синтезировать, классифи-цировать и обобщать полученные знания и применять к решению задач практи-ческого и прикладного характера. (Г) Экзамены в высшей школе – проводятся преподавателями по прочитанным ими теоретическим дисциплинам. Они могут быть вступительными, семестровыми, курсовыми и государственными. Результаты экзамена оцениваются обычно по четырехбалльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). (3) Эклектизм – неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоеди-нимых взглядов, точек зрения, методов. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. Экскурс – изучение, освещение какого-нибудь специального вопроса, связан-ного с главной темой. Эксперимент – эмпирический метод познания педагогических явлений и про-цессов в контролируемых и управляемых условиях. (Г) Эксперимент педагогический – научно-поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опы-том, который проводится в других условиях или на другом контрольном объек-те. (1) Эксперт – квалифицированный специалист в определенной области, привле-каемый для исследования, консультирования, выработки суждений, заключе-ний, проведения экспертизы. (1) Экстерн – человек, сдающий экзамены за курс учебного заведения, не обуча-ясь в нем. Экстернат – система прохождения курса обучения экстерном. Экстернат – самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образова-ния по избранному направлению подготовки с последующей аттестацией в высшем учебном заведении. Текущая аттестация включает прием экзаменов и зачетов по курсам соответствующих дисциплин; рецензирование и прием кон-трольных и курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике. (1) Элоквенция – ораторское искусство; красноречие. (1) Эмпатия – качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать, разде-лять их; постижение эмоционального состояния другого человека, проникнове-ние, «вчувствование» в него. В качестве особых форм Э. выделяют сопережи-вание – переживание субъектом эмоциональных состояний, которые испытыва-ет другой человек, через отождествление с ним и сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Как показы-вают психологические исследования, Э. трудно воспитать, но также трудно и разрушить. Э. сближает людей в общении, доводя его до уровня доверительно-го, интимного. Эмпатическая способность возрастает, как правило, с обогаще-нием жизненного опыта. Она легче реализуется в случае сходства поведенче-ских и эмоциональных реакций индивидов. (1) Эмпиризм – учение, признающее чувственный опыт единственным источни-ком знаний. (1) Энциклопедизм – всесторонняя образованность, глубокая осведомленность в различных областях знания. Энциклопедия – научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря. Эрудиция – проявление широты ума, опирающееся на большой объем знаний по данному вопросу и обеспечиваемое памятью. (1) Эстетическое воспитание – один из видов воспитания личности, цель которо-го – формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действи-тельности не только личностей, но через них и коллективов. (1) Этапы процесса обучения – последовательные стадии организации процесса обучения: 1) диагностика обучающихся; 2) планирование; 3) создание условий; 4) реализация; 5) оценивание и 6) коррекция обучения. (4) Этика – система норм нравственного поведения человека, профессиональной группы. (1) Этика педагогическая – составная часть этики, отражающая специфику функ-ционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности педагога. (2) Этика социально-педагогическая – составная часть этики, отражающая спе-цифику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного социально-педагогического процесса; наука о разных аспектах нравственной деятельности социального педагога. Предметом Э. с.-п. являются закономерно-сти проявления нравственности в сознании, поведении, отношениях и деятель-ности социального педагога. (1) Этикет – в узком смысле, в исторически первоначальном значении – свод пра-вил обхождения, принятых при дворе, в дипломатическом кругу и т. п.; в широ-ком значении – совокупность правил поведения, вежливости, принятых в ка-ком-либо обществе или его части (Э. половозрастной, кастовый, сословный, профессиональный и т. п.). (1)
|
Последнее обновление 18.01.11 03:02 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента