Самое читаемое
Словарь терминов (К) |
Добавил(а) Социология |
09.01.11 22:43 |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
К Категория – наиболее общее логическое понятие, выражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. (1) Кафедра – объединение профессорско-преподавательского состава и научных работников одной или нескольких тесно связанных между собой научных дис-циплин, занимающееся научно-исследовательской и педагогической деятельно-стью. В вузе – учебно-научное подразделение, осуществляющее учебную, ме-тодическую, воспитательную и научно-исследовательскую работу по своему профилю. (2) Качества личности – совокупность всех социально и биологически обуслов-ленных компонентов личности, предопределяющих её устойчивое поведение в социальной и природной среде. (2) Качество жизни – характеристика положения человека в различных социаль-ных системах, выражающая степень его социальной свободы (или несвободы), возможности (или препятствия) для личностного развития, содержания куль-турных и духовных ценностей, предоставленных в его распоряжение, уровень его материального благосостояния, физического и психического здоровья. (2) Качество образования – категория, определяющая состояние и результатив-ность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожи-даниям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональ-ных компетенций личности. (Г) Квалификационная характеристика – нормативный документ, содержащий социально-экономическую, производственно-техническую, социально-психологическую, психофизиологическую характеристику трудовой деятельно-сти по специальности и требования к подготовке кадров. (1) Квалификационная характеристика специалиста – государственный норма-тивный документ, определяющий место специалиста в народном хозяйстве страны, основные требования к его общественно-политическим, мировоззрен-ческим и профессиональным качествам, к знаниям и умениям, необходимым для успешного выполнения трудовых и общественных обязанностей в условиях современного производства. (1) Квалификация – подготовленность индивида к профессиональной деятельно-сти; наличие у работника знаний, умений и навыков, необходимых для выпол-нения определенных видов работ. (1) Кибернетическая концепция обучения – рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации. (Г) Кинесика – совокупность зрительной информации в общении (телодвижения, жесты, мимика, позы, взгляд, манера одеваться, причёсываться). (2) Класс – школьный: постоянный в пределах учебного года коллектив учащихся, работающий по единой учебной программе. (3) Классификатор – перечень связанных между собой понятий, которые система-тизированы, т. е. распределены по определенной системе, и каждому из кото-рых присвоен определенный номер. Классификатор специальностей среднего профессионального образования – систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Группы специальностей и специальности в Классификаторе кодируются с использованием четырехзначного цифрового кода, в котором символы 1–2 кодируют группы cпециальностей, символы 3–4 – специальности внутри групп специальности, например: 0300 - образование; 0313 – дошкольное образование. Классно-урочная система обучения – организация учебных занятий в образо-вательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в клас-сах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Получила обоснование Я.А. Коменским в ХVI в. (1) Клиент – лицо, пользующееся услугами социальной службы или отдельного специалиста: социального работника, социального педагога, психотерапевта, психолога и др. (1) Климат социально-психологический – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. (3) Кодекс этики социального педагога – система норм и правил нравственного поведения и профессиональной деятельности социального педагога. (1) Колледж – самостоятельное образовательное учреждение профессионального уровня или структурное подразделение университета, академии и института, реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации. (Г) Коллектив – объединение людей на основе личного и общего интереса и це-лей, реализация и достижение которых предполагают определённую структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления. (1) Коллективизм – нравственный принцип, утверждающий приоритет интересов и целей коллектива над устремлением индивида и характеризующий высокий уровень групповой сплочённости. (3) Коллективного творческого воспитания методика – разновидность комму-нарской методики, сущность которой определяю 4 основных положения. 1. Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, ро-ждаемых в процессе взаимодействия воспитателей и детей. 2. Организация деятельности как общественно значимой, интересной для каждой личности и творческой, художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы). 3. Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в общую деятель-ность. 4. Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребёнке и взрослом, включающие помощь, поддержку, заинтересо-ванность в судьбе товарища, в его успехах. (3) Коллоквиум – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя относительно само-стоятельного раздела лекционного курса. (Г) Коммунарская методика (методика коллективной организаторской или творческой деятельности, методика И. П. Иванова, «орляторская педаго-гика») – система условий, методов, приёмов и организационных форм воспи-тания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. (1) Коммуникация – процесс, посредством которого некоторая идея передаётся от источника к получателю с целью изменения его знаний, социальных установок, поведения. (1) Компенсаторное обучение – специальные школьные программы для детей и взрослых, которые в прошлом по каким-либо причинам были лишены возмож-ности получить образование. (1) Компетентность социально-педагогическая – информированность и способ-ность реализовать свои социально-педагогические возможности во взаимодей-ствии с другими людьми. (1) Компетенция социальная – социальные навыки (обязанности), позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. (2)
Комплексная программа – система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, действий, направленных на достижение одной цели, решение общей проблемы. (1) Комплексное методическое обучение – планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, которые необходимы для эффективной организации обуче-ния учащихся в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программой. (1) Комплексный подход – принцип, предполагающий взаимодействие специали-стов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. (1) Компьютеризация обучения – одно из направлений научно-технического про-гресса в образовании, имеющее целью оптимальное использование электрон-ной вычислительной техники (включая персональные компьютеры) на всех стадиях обучения всеми его участниками. (3) Комфортность обучения – совокупность условий, в которых протекает учеб-ная деятельность, характеризуемая с точки зрения их способности обеспечить нормально-психологический климат и необходимые условия. (1) Консилиум педагогический – совещание, консультация учителей с целью бо-лее глубокого изучения успеваемости и поведения школьников и выработки правильного пути дальнейшей работы с ними по устранению обнаруженных недостатков в их обучении, развитии и воспитании. (1) Консилиум социально-медико-психолого-педагогический – организационная форма взаимодействия специалистов социально-реабилитационных учреждений в целях обсуждения результатов разносторонней диагностики социально дезадаптированного ребёнка и выработки общей позиции относительно путей его социальной реабилитации. (1) Конспект – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваимаего материала. (3) Консультация – совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу; один из видов учебного занятия – беседа преподавателя с учащимися с целью рас-ширения и углубления их знаний; совещание специалистов по какому-либо де-лу, вопросу. (1) Контекстное обучение – обучение, в котором динамически моделируются предметное и социальное содержание профессионального труда, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности студента в про-фессиональную деятельность специалиста. (3) Контроль – это проверка преподавателем на семинарах, практических и лабо-раторных занятиях полученных учащимися или студентами знаний и приобре-тенных ими умений и навыков. Контроль педагогический – это проверка преподавателем на семинарах, прак-тических и лабораторных занятиях полученных учащимися или студентами знаний и приобретенных ими умений и навыков. (Г) Конфиденциальность – сохранение специалистом в тайне информации, полу-ченной в ходе диагностики, терапии или консультирования. (1) Конференция – организационная форма учебно-воспитательного мероприятия. (Г) Конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жёсткой форме. (3) Конфликт социальный – тип социальных взаимодействий, характеризующий-ся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функ-ций. (1) Концепция – система взглядов на те или иные явления, руководящая идея, оп-ределяющая характер познавательной и практической деятельности, основная мысль или ведущий замысел, трактовка какого-либо явления, основная точка зрения. (Г) Концепция дидактического прагматизма (утилитаризм) – трактует обуче-ние как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося. Концепция дидактического формализма – рассматривает обучение как сред-ство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. Концепция дидактического энциклопедизма – провозглашает основную цель образования, заключающуюся в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности. Концепция функционального материализма – обращает внимание на инте-гральную связь познания с действительностью, критериями построения которой является ряд «ведущих идей», которые имеют мировоззренческое значение. (Г) Корпорация – группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее; «рабо-тающая только на себя» и не связанная с другими. Коррекция – исправление недостатков. (1) Коррекция в социальной педагогике – система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и резуль-тата социального развития и воспитания ребёнка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр. Коррекция педагогическая – комплекс учебно-воспитательных мер, которые направлены на преодоление у детей отклонений, связанных с психическими процессами: познавательными, эмоциональными и волевыми. (1) Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. (2) Кризис – состояние внутреннего конфликта, переживаемого человеком или группой людей в связи с возникновением сложной жизненной ситуации, когда привычные методы приспособления к среде оказываются неэффективными. (1) Критическая педагогика – разработана постмодернистами, утверждающими, что обучение должно строиться на подготовке детей к возможным ситуациям в их настоящем и будущем. (1) Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. (3) Культура педагогическая – уровень усвоения человеком, специалистом сло-жившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализации этого опыта в повседневной деятельности, и уровень результативности. (1) Культура социального педагога – повседневное проявление социальным пе-дагогом как личностью усвоенного социально-педагогического опыта, накоп-ленного в обществе, в профессиональной деятельности. (1) *Педагогическая культура социального работника – проявление специали-стом социальной сферы искусства педагога в профессиональной деятельности в интересах налаживания с клиентом межличностных отношений, активизация его как личности. (1) *Социально-педагогическая культура человека – в широком плане это уро-вень усвоения и повседневного проявления человеком социально-педагогического опыта в различных сферах: в семье (укрепление семьи и внут-рисемейных отношений, поддержание морально-психологического климата в ней, воспитание детей); на производстве в соответствии со своим статусом (управление персоналом, повседневное общение, поддержание нравственного климата и пр.); в процессе общения с другими людьми. В узком плане С.-п. к. ч. – это проявление социально-педагогического опыта в той или иной сфере (про-фессионально-педагогическая культура, культура общения с той или иной кате-горией людей, искусство воспитания детей в семье и пр.). (1) Курс лекций – разновидность учебного издания, в котором опубликован ав-торский лекционный курс по какой-либо дисциплине. (Г)
|
Последнее обновление 18.01.11 02:39 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента