Самое читаемое
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ |
Добавил(а) Социология |
01.04.23 23:35 |
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (СмолГУ) на 1 сентября 2023 года
Кафедра социологии и философии Социологического факультета СмолГУ Изменения названия кафедры: 2000 год считается началом социологического образования в СГПУ. Появилось новая специальность 020300 – Социология и набрана первая группа социологов которая структурно находилась до 3 курса на историческом факультете. Преподаватели специальности социология работали на общеуниверситетской кафедре философии и социологии.
ПОЧТОВЫЙ АДРЕС КАФЕДРЫ: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4. Смоленский государственный университет, социологический факультет (учебный корпус №3, четвертый этаж), кафедра социологии и философии (кабинет № 412). E-mail (кафедры социологии): Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. ТЕЛЕФОН СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА: (4812) 70-02-52. История кафедры социологии началась в 2000 году, когда был основан самый молодой факультет Смоленского государственного университета с целью подготовки управленческих кадров по двум специальностям: «Социология» и «Менеджмент организации». Сама идея создания отделения социологии и соответствующей кафедры появилась из попыток организации в Смоленском педагогическом университете (ныне Смоленском государственном университете) славянского отделения, ориентированного на обучение студентов из трех братских славянских государств России, Украины и Беларуси. Итоговое решение – готовить социологов. В 2003 году кафедра социологии была выделена в самостоятельную и вместе с кафедрой экономики и менеджмента структурно вошли в факультет управления. 10 декабря 2010 года кафедра социологии вместе со всеми коллегами и студентами отметила юбилей – 10 лет факультету управления. На факультете управления СмолГУ (ныне факультет экономики и управления) кафедра социологии успешно развивалась до 1 февраля 2012 года. В соответствии с ПРОГРАММОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» на 2012 – 2016 годы в ходе оптимизации направлений подготовки студентов создан новый СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ в который структурно вошла кафедра социологии вместе с кафедрой социальной работы (психолого-педагогического факультета) и новой кафедрой социальной педагогики и организации работы с молодежью (созданной на базе кафедры специальной педагогики расформированного факультета начального и специального образования). Таким образом, СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ сформирован в конце 2011 года на базе существующих и уже зарекомендовавших себя специальностей, «разбросанных» на ранее существовавших факультетах, с целью консолидации направлений подготовки социального блока. Кафедра социологии в истории Смоленского государственного университета становится кафедрой уже второго, вновь созданного, самого молодого факультета одного из старейших вузов России (СмолГУ создан 7 ноября 1918 года). СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. С 1 сентября 2017 г. Социальный факультет переименован в Социологический, произошло сокращение кафедры работы с молодежью с переходом ее функций и ППС на кафедры: социологии и философии; социальной работы. Кафедра получила новое название: кафедра социологии, философии и работы с молодежью. КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ И РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ с 1 сентября 2017 года (официальная дата переименования Социального факультета в СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) продолжает свою образовательную и научную деятельность. В планах кафедры дальнейшее развитие новых социологических направлений на уровне бакалавриата и организация подготовки магистров социологии. С 1 сентября 2022 года произошло переименование кафедры в составе социологического факультета, новое название – КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ продолжает свою образовательную и научную деятельность:
Заведующие кафедрой социологии: - с 2003 по 2007 доктор философских наук, профессор Егоров Александр Григорьевич (2007-2014 гг. проректор по научной работе СмолГУ); - с 2007 по 2009 кандидат философских наук, доцент Грибер Юлия Александровна; - с 2009 по 2011 кандидат философских наук, доцент Кажанов Олег Александрович; - с 2011 по 2014 доктор исторических наук, кандидат философских наук, доцент Гавриленков Алексей Федорович. - c 2014 по 2020 доктор философских наук, профессор ЕГОРОВ Александр Григорьевич. - с 2020 по 2022 исполняющая обязанности, а с 2022 по настоящее время заведующая кафедрой ИВЕНКОВА Ольга Александровна – кандидат философских наук, доцент. На кафедре социологии преподают (полужирным шрифтом выделены преподаватели, работающие на кафедре с момента ее создания): Должность Ф. И. О. Ученая степень/Ученое звание 1. Зав. каф., доцент ИВЕНКОВА Ольга Александровна кандидат философских наук, доцент 2. профессор БАРИНОВ Дмитрий Николаевич доктор филосовских наук, доцент 3. профессор ГРИБЕР Юлия Александровна доктор культуролог. н., к. филос. н., доцент 4. доцент ДВОЙНЕВ Василий Владиславович кандидат социологических наук/--- 5. профессор ЕГОРОВ Александр Григорьевич доктор филосовских наук, профессор 6. профессор ИТУНИНА Нина Борисовна кандидат философских наук, профессор 7. доцент ФОМЕНКОВ Анатолий Иванович кандидат педагогических наук, доцент 8. ст. преподаватель СИДОРОВА Анна Святославна --- / --- 9. доцент КАЖАНОВ Олег Александрович кандидат философских наук, доцент 10. декан факультета, доцент СУХОВА Елена Евгеньевна кандидат социологических наук, доцент 11. профессор МАКАРОВ Сергей Николаевич доктор социологических наук, доцент 12. зам. декана, доцент ПУЗЫРЁВА Любовь Валерьевна кандидат филологических наук / --- 13. доцент ГУСЕВ Евгений Иванович кандидат философских наук, доцент 14. доцент ПИМЕНОВ Виталий Юрьевич кандидат философских наук, доцент 15. доцент МУРАВЬЁВА Мария Евгеньевна кандидат философских наук, доцент
Также преподают отдельные дисциплины представители работодателей г. Смоленска:
В разные годы на кафедре преподавали: ФОМЧЕНКОВА Галина Алексеевна – к.соц.н., доцент; ЛЯМИНА Татьяна Евгеньевна – к.филос.н., доцент; ЛЯМЕЦ Леонид Леонидович – к.тех.н., доцент; ЗАХАРОВ Максим Алексеевич – к.пед.н., доцент; ВОСТРИКОВ Сергей Васильевич – д.истор.н., профессор; МОРОЗОВ И.В. – к.соц.н., доцент; ХЛУДОВА Л.В. – к.филос.н., доцент; МЕДВЕДЕВ К.Б. – к.соц.н., доцент; КИЛЬКЕЕВ Владимир Николаевич – к.филос.н., асс.; ЧЕРКАСОВА Юлия Сергеевна – асс.; СТАРОСТИНА Ольга Николаевна – ст. преподаватель; ДОРОНИН Александр Сергеевич – к.соц.н.; ГАВРИЛЕНКОВ Алексей Федорович д.истор.н., к.филос.н., доцент; АНИСЕНКОВА Татьяна Викторовна – к.пед.н., доцент; ДАВЫДОВА Анна Александровна – к.пед.н., доцент; ШАМИЛЁВА Ирина Алексеевна – доцент. В разные годы на кафедре работали в должности лаборанта: БАЗЫЛЕВА Елена Васильевна – асс., лаборант кафедры; СУВОРОВА Ирина Алексеевна – лаборант кафедры; ЗОРИНА Ксения Алексеевна – лаборант кафедры; Хомяков Андрей Леонидович – лаборант кафедры.
НАШИ ВЫПУСКНИКИ – Хронология выпусков:
СПЕЦИАЛИСТЫ Специальность 020300 – СОЦИОЛОГИЯ. Квалификация – Социолог, преподаватель социологии (с 2004 по 2015 гг.) п/п Год Очная форма Заочная форма Всего 1 2004 24 нет 24 специалиста 2 2005 42 нет 42 специалиста 3 2006 36 нет 36 специалистов 4 2007 59 1 (1) ------------- 60 специалистов 5 2008 31 1 (2) ------------- 32 специалиста 6 2009 36 20 (3) ----------- 56 специалистов 7 2010 28 21 (4) ----------- 49 специалистов 8 2011 41 22 (5) ----------- 63 специалиста 9 2012 36 нет 36 специалистов 10 2013 34 нет 34 специалиста 11 2014 30 нет 30 специалистов 12 2015 24 25 (6) ------------ 49 специалистов ИТОГО -------- 421 ------------ 90 ----------------- 511 специалистов
БАКАЛАВРЫ - Очное обучение: код направления подготовки 39.03.01 - Социология; наименование направления – прикладная социология; - Заочное обучение: код направления подготовки 39.03.01 - Социология; наименование направления – социологическое сопровождение в политике и экономике; п/п Год выпуска Очная форма Заочная форма Всего 13 2015 31 (1) --------- 23 (1) ------------- 54 бакалавра 14 2016 25 (2) ---------- 16 (2) ------------- 41 бакалавр 15 2017 26 (3) ---------- 10 (3) ------------- 36 бакалавров 16 2018 19 (4) ---------- нет --------------- 19 бакалавров 17 2019 18 (5) ---------- 17 (4) ------------- 35 бакалавров 18 2020 24 (6) ---------- 12 (5) ------------- 36 бакалавров 19 2021 19 (7) ---------- нет ---------------- 19 бакалавров 20 2022 21 (8) ---------- нет ---------------- 21 бакалавр 21 2023 15 (9) ---------- нет ---------------- 15 бакалавров 22 2024 ----------- (10) ИТОГО -------------- 198 -------------- 78 -------------- 276 бакалавров
МАГИСТРЫ Очное и заочное обучение: код направления подготовки 39.04.01 – Социология; наименование направления – социология в управлении социокультурными процессами п/п Год Очная форма Заочная форма Всего 1 2017 нет 1 (1) 1 магистр 2 2018 нет 7 (2) 7 магистров 3 2019 нет 5 (3) 5 магистров 4 2020 8 (1) 9 (4) 17 магистров 5 2021 нет 6 (5) 6 магистров 6 2022 6 (2) 9 (6) 15 магистров 7 2023 нет нет нет 8 2024 9 2025 10 2026 ИТОГО --------14-------------- 37------------------51 магистр социологии
Председателями Государственной аттестационной комиссии: 1. 2004-2009 гг. и 2014 г. – профессор Гречихин Владимир Георгиевич – д.филос.н., профессор; 2. 2010 г. – профессор Данакин Николай Семенович – д.филос.н., профессор; 3. 2011-2013 гг. и 2015-2017 гг. – профессор Бахарев Виктор Владимирович – д.соц.н., профессор; 4. 2018-2023 гг. – профессор Буланова Марина Борисовна – д.соц.н., профессор; Все председатели аттестационных комиссий отмечали в целом высокий уровень ответов студентов: а) на государственных экзаменах (социология; педагогика и методика преподавания социологии) и защите дипломных работ по Специальности 020300 – СОЦИОЛОГИЯ. Квалификация – Социолог, преподаватель социологии (2004-2015 гг.); б) качество представленных к защите выпускных квалификационных работ (ВКР) студентов по программе бакалавриата 39.03.01 Социология. Профиль: Прикладная социология (Очное обучение 2015-2023 гг.) и по программе бакалавриата 39.03.01 Социология. Профиль: Социологическое сопровождение в политике и экономике (Заочное обучение 2015-2023 гг.); в) качество представленных к защите ВКР – магистерских диссертаций и уровень подготовки магистров по программе магистратуры 39.04.01 Социология. Профиль: Социологический анализ в экономике, политике и праве. Выпускники кафедры соответствуют уровню подготовки специалистов-социологов, бакалавров социологии, магистров социологии установленным государственным образовательным стандартам.
НА 1 СЕНТЯБРЯ 2023 ГОДА ВЫПУЩЕНО И ВРУЧЕНО ДИПЛОМОВ 838 СОЦИОЛОГАМ СПЕЦИАЛИСТАМ, БАКАЛАВРАМ И МАГИСТРАМ (633 очного обучения, 205 заочного обучения): - 511 социологов специалистов (421 /12 выпусков/ очного обучения; 90 /6 выпусков/ заочного обучения); - 276 бакалавра социологии (198 /9 выпусков/ очного обучения; 78 /5 выпусков/ заочного обучения); - 51 магистров социологии (14 /2 выпуска/ очного обучения; 37 /6 выпусков/ заочного обучения).
В 2023 - 2024 учебном году на кафедре социологии предложены следующие направления подготовки студентов:
БАКАЛАВРИАТ 39.03.01 Социология. В рамках направления подготовки «Социология» предлагаются три профиля: 1. Прикладная социология. Срок обучения: 4 года (очная форма). Выпускники-социологи успешно работают в аналитических социологических центрах и консалтинговых компаниях, в государственных и муниципальных органах власти, в PR (связи с общественностью) и рекламе, в службах управления персоналом, маркетинговых отделах предприятий, в СМИ и издательском бизнесе. 2. Политтехнологии и маркетинг. Срок обучения: 4 года (очная форма). Дипломированные политтехнологи и маркетологи востребованы в службах PR и GR (связи с государственными структурами), в органах государственного и муниципального управления, в политических партиях, в кадровом и политическом консалтинге, в маркетинговых службах, СМИ и рекламе. 3. Социологическое сопровождение в политике и экономике. Срок обучения: 5 лет (заочная форма). Выпускники данного профиля трудятся в аналитических социологических центрах и консалтинговых компаниях, в государственных и муниципальных органах власти, в кадровых службах, в маркетинговых отделах предприятий, в службах PR, в СМИ, издательском бизнесе, рекламе. МАГИСТРАТУРА 39.04.01 Социология. В рамках направления подготовки «Социология» предлагаются три профиля: - Социальные науки в работе учителя обществознания. Срок обучения: 2,5 года (заочная форма). - Социологический анализ в экономике, политике и праве. Срок обучения: 2,5 года (заочная форма). - Когнитивная социология цвета. Срок обучения: 2,5 года (заочная форма).
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ 1. ПОДГОТОВКА СОЦИОЛОГОВ СПЕЦИАЛИСТОВ (2000-2015 гг.) Основу высшего профессионального образования по специальности 020300 (040201) – Социология (специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000. № 686) с квалификацией – Социолог, преподаватель социологии является соответствующий Государственный образовательный стандарт. Согласно этому документу специалист-социолог в соответствии с общепрофессиональной подготовкой должен: знать теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки; принципы соотношения методологии и методов социологического познания; владеть методологией, методикой и техникой проведения социологического исследования; уметь использовать компьютерную технологию для обработки социологической информации; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социологии; уметь квалифицированно анализировать современные социальные проблемы общества в рамках одной из отраслей социологии; владеть методикой и технологией создания и использования моделей прогнозирования социальных явлений; уметь разрабатывать и использовать социологический инструментарий для диагностики различных видов социальной деятельности; владеть инновационными технологиями в практике социологической работы. Специалист социолог должен быть подготовлен: к работе на преподавательских и административных должностях в средних и высших учебных заведениях; к профессиональной деятельности в аналитических социологических центрах, предприятиях, фирмах и консалтинговых компаниях; к работе в государственных органах федерального и муниципального уровня, требующих базового высшего социологического образования; к работе в избирательных компаниях и центрах избирательных технологий; к деятельности в сфере Рubliс Rеlаtiоns; к проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности; к работе в научных институтах и социологических службах экспертом-консультантом. Исходя из требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социолога, студент должен изучить дисциплины профессиональной подготовки преподавателя и пройти, помимо производственной практики и преддипломной практики (на 3, 4 и 5 курсах 15 недель), педагогическую практику (на 4 и 5 курсах 7 недель). В итоге 22 недели практической работы в различных организациях и образовательных учреждениях за период обучения проходят студенты-социологи с представлением отчетов за каждую практику. Рабочие программы, в основном разработанные на основе сборника примерных программ дисциплин федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2006 г. были переработаны в учебно-методические комплексы, которые отражают организацию, содержание и методику учебных занятий. Свою практическую научно-исследовательскую работу студенты начинают в четвертом семестре с курса «Методология и методика социологического исследования». В ходе изучения данного курса на протяжении двух семестров каждый студент по своему выбору темы проводит самостоятельное социологическое исследование. Практика показывает, что в основном выбор тем осуществляется по трем направлениям: социальные проблемы в обществе, проблемы молодежи и студенчества и проблемы общеобразовательных учреждений. Этот первый опыт сбора, обработки и анализа эмпирической социологической информации дает определенные умения и навыки при решении задач трех последующих производственных практик, двух курсовых работ и выпускной квалификационной работы – защиты диплома. Под руководством преподавателей кафедры студенты социологического отделения принимали участие в научно-практических конференциях: Международных научных конференций студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2004», «Ломоносов 2005», «Ломоносов 2006», «Ломоносов 2007», «Ломоносов 2008» в МГУ им. Михаила Васильевича Ломоносова; участие в ежегодной конференции молодых ученых Института культурологии РАН (Москва) «Науки о культуре: шаг в XXI век»; Международных научных конференциях в Санкт-Петербурге (2006 г.). В университете проведено уже 56 ежегодных студенческих научных конференций. По результатам этих научно-практических конференций, помимо университетского сборника статей, издано шесть сборников статей студентов, аспирантов и молодых преподавателей факультета управления «Путь в науку» (23 апреля 2005 г., 22 апреля 2006 г., 21 апреля 2007 г., 26 апреля 2008 г., 25 апреля 2009 г., 25 апреля 2010 г. и 23 апреля 2011 г.). Конкурс студенческих научных исследований в Магаданском государственном университете (2009 г.), победителями стали наши студенты, заняв 1-е, 2-е и 3-е места. Развитие кафедры стало возможным, благодаря пяти факторам: 1). Творческая и профессиональная работа всех преподавателей и сотрудников кафедры. Во взаимодействии с деканатом факультета (до 2012 г. факультета управления, с 2012 г. социального факультета, с 2017 г. социологического факультета) и при поддержке ректората и ученого совета СмолГУ были воплощены многие идеи по развитию кафедры. 2). Сотрудничество с университетом г. Хагена (Германия). Открытие немецкими коллегами при Смоленском государственном педагогическом университете Центра дистанционного обучения, специализировавшегося в тот период на подготовке студентов-социологов, осуществлявшейся на немецком языке по немецким программам и завершавшейся присвоением международной академической степени Bachelor of Arts, стало одним из факторов развития социологического образования в регионе. Прежде всего, хагенские профессора в соответствии с соглашением о межвузовском сотрудничестве непосредственно включились в процесс научно-педагогической деятельности по обучению студентов-социологов СГПУ, а затем и СмолГУ. Их участие ситуативно разрешало проблему преподавательских кадров по дисциплинам социологического цикла, а в последствии двое выпускников Хагенского заочного университета стали сотрудниками кафедры (Грибер Ю.А., Двойнев В.В.). 3). Сотрудничество с научным сообществом республики Беларусь. Наиболее продуктивным оказалось взаимодействие с Беларусью, благодаря участию белорусской стороны непосредственно в процессе подготовки студентов-социологов. Профессор БГУ (г. Минск) М.А. Можейко ежегодно читал объемные курсы лекций по социологии и философии. Содержательны и плодотворны научные контакты. Белорусские коллеги – постоянные участники заседаний международного коллоквиума, авторы статей в выпусках его материалов. Смоленские студенты неоднократно участвовали в научных конференциях, проводимых в Белоруссии. 4). Научно-педагогические связи с крупнейшими научными и образовательными центрами России (Москва и Санкт-Петербург). Прежде всего, их участие в учебном процессе подготовки социологов, учебно-методическая помощь, повышение квалификации преподавателей посредством участия в заседаниях Учебно-методического объединения (МГУ) и переподготовки в Федеральном Центре СПбГУ, проведение социологических исследований (с СПбГУ – ежемесячные мониторинги общественного мнения по выборке и заданию ВЦИОМ; с МГУ – массовые и экспертные опросы по заданиям Института «Общественная экспертиза»). 5) Взаимодействие кафедры с Центром социологических исследований «Новаленсо», Межрегиональным маркетинговом центром «Смоленск». В исследованиях Центра принимают участие наши выпускники и студенты-социологи. Возглавляет центр социологических исследований доцент кафедры социологии Баринов Дмитрий Николаевич - доктор философских наук, доцент. Научная работа: В 2004 г. кафедра социологии приняла участие в подготовке аналитических материалов по проекту «Потенциал российских ВУЗов в реформе высшего образования» по заказу Института «Общественная экспертиза» и был организован при кафедре центр социологических исследований «Мониторинг – Консалтинг – Маркетинг – Проект», который работал до 2007 года. Центр проводил исследования по заказам Смоленской областной администрации, Министерства образования России, службы «Циркон», маркетинговой исследовательской компании Бизнес Аналитика, других маркетологических организаций. В работе центра активно задействовались аспиранты и студенты-социологи. С 2004 по 2019 годы преподавателями кафедры социологии защищены 4 докторских, и 6 кандидатских диссертаций. С 2007 года кафедра активно взаимодействует с Центром социологических исследований «Новаленсо», Межрегиональным маркетинговым центром «Смоленск». Преподаватели кафедры совместно со студентами проводят социологические исследования, сотрудничая с ведущими социологическими и маркетинговыми центрами страны: Институтом социологии РАН, Российским холдингом маркетинговых и социологических исследований (РОМИР) и др. До образования социологической лаборатории при кафедре (2012 г.) под руководством доцента Фоменкова А.И. периодически (при наличии заинтересованных студентов) работал студенческий научный кружок (СНК). СНК - это добровольное объединение студентов социологов и студентов смежных специальностей социального факультета, целью создания и функционирования которого является более углубленное изучение и научное исследование в области социологии и специальных социологических дисциплин. СНК способствуют активной научной деятельности студентов и помогает выявить наиболее талантливых учащихся. Организацию работы кружка осуществляет научный руководитель из числа профессорско-преподавательского состава кафедры социологии. Содействие научному руководителю оказывает совета научного кружка. Основные цели работы СНК: 1) реализация научных и учебных интересов творчески мыслящих студентов. 2) непосредственное осуществление исследовательской работы по теме: «Управление вузом в условиях инновационной политики и модернизации высшего образования в России». Формы работы СНК: 1) внутри кружковые: заседания, доклады, обсуждения, «круглые столы», дискуссии, коллоквиумы по исследуемым индивидуальным проблемам и основной теме научного исследования кружка, углубленному освоению различных выборочных методов, методов сбора, анализа социологической эмпирической информации и совершенствованию умения и навыков социологического анализ. 2) внешне кружковые: ознакомление с деятельностью различных научно-исследовательских учреждений и научных коллективов; участие в олимпиадах, конкурсах и выставках научных студенческих работ, представление материалов научных исследований в виде докладов, тезисов и статей на научных форумах различного уровня; участие в кафедральных и межкафедральных, вузовских научных конференциях.
В 2012 году при кафедре социологии СмолГУ была создана социологическая лаборатория. Знания, полученные студентами во время лекционных, семинарских и практических занятий в университете, проверяются во время социологических исследований, которые проводятся как в рамках деятельности лаборатории, так и на договорной основе с ведущими социологическими и маркетинговыми центрами России. Таким образом, студенты получают возможность не только участвовать в исследованиях, но и получить опыт для проведения социологических исследований в будущем. Кафедра сотрудничает с Институтом социологии РАН, Российским холдингом маркетинговых и социологических исследований (РОМИР) и другими организациями. По заказу органов государственной и муниципальной власти, фирм, предприятий кафедра социологии и социологическая лаборатория проводят исследования, используя различные методы: анкетирование и интервьюирование, контент-анализ, фокус-группа, экспертный опрос и другие. Социологическая лаборатория проводит исследования по нескольким направлениям: 1) исследования в политической сфере: - изучение политической обстановки в Смоленской области и стране; - предвыборные предпочтения смолян накануне региональных выборов; - вклад политических партий в социальное развитие региона; - имидж и репутация региональных отделений ведущих политических партий; - вклад политических партий в развитие ЖКХ региона; - молодежь во власти; - молодежь и политика; - молодежь и выборы; - предвыборные обещания депутатов областной думы: честность или борьба за голоса; - отношение населения области к региональным выборам; - политическая грамотность населения области; - социально-политическая обстановка в области. 2) исследования в духовной и социальной сфере: - изучение криминогенной обстановки в области в целом, а также в муниципальных образованиях; - молодежь и проблемы наркотизации и алкоголизации в Смоленской области; - профилактика наркозависимости в Смоленской области; - толерантность на территории Смоленской области; - проблемы девиации молодежи на Смоленщине; - ценностные ориентации молодежи Смоленщины; - проблемы развития школьного образования и системы Болонского процесса в области; - изучение профориентационной работы вузов в школах области; 3) исследования в экономической сфере: - изучение отношения предпринимательства к органам власти; - взаимодействие власти и бизнеса; - перспективы и проблемы модернизации экономического потенциала Смоленской области; - перспективы и проблемы развития Смоленской деревни; - покупательная способность населения Смоленской области в условиях экономического кризиса; - Смоленские товары: качество и перспективы продаж Помимо текущих занятий кафедра ежегодно организует чтение лекций для студентов отделения социологии преподавателями из г. Москвы (проф. М.А. Розов), г. Хагена (проф. Егер, проф. Бертельс, проф. Фукс Хайнритц). В 2005 г. проф. А.Н. Кочергиным (МГУ) прочитан спецкурс для аспирантов «Методика диссертационного исследования». С лекциями и выступлениями на видио конференциях и круглых столах выступают ученые Польши, США, ФРГ, Японии и др. стран. Научно-образовательный центр (НОЦ) "Социальные трансформации" СмолГУ сотрудниками которого являются профессорско-преподавательский состав кафедры социологии и философии социального факультета СмлГУ Александр Григорьевич ЕГОРОВ - директор НОЦ "Социальные трансформации" Доктор философских наук, профессор, проректор по научной и инвестиционной работе Смоленского государственного университета, зав. кафедрой социологии и философии Смоленского государственного университета. Научная специализация: Эпистемология и философия науки, социология и философия культуры (искусство, образование, спорт). Основные публикации: 1. Социокультурная трансформация знания (монография). - М., 1996. - 212 с. 2. Концепции естествознания: история и современность. Часть 1: Философия и методология науки (учебное пособие). - М., 1998. - 447 с. (в соавторстве с Кочергиным А.А., Кочергиным А.Н.) 3. Концепции естествознания: история и современность. Часть 2: Концепции физики, астрономии, химии (учебное пособие). - М., 1998. - 408 с. (в соавторстве с Кочергиным А.А., Кочергиным А.Н.) 4. Концепции естествознания: история и современность. Часть 3: Концепции биологии, наук о земле, кибернетики и синэнергетики (учебное пособие). - М., 1999. - 188 с. (в соавторстве с Кочергиным А.А., Кочергиным А.Н.) 5. Очерки социально-политической трансформации (монография). - Смоленск, 1998. - 188 с. (в соавторстве с Кодиным Е.В., Лебедевым С.А., Мокшиным В.К.) 6. Многообразие олимпизма и динамика олимпийского образования // Теория и практика физической культуры. № 9, 2000. С. 25-42. 7. Философское значение современного олимпизма // Теория и практика физической культуры. - № 7, 2001. - С. 18-23. 8. Внеземные цивилизации. Всемирная энциклопедия. Философия: XX век. - М., 2002. - С. 114-118. 9. Дополнительный способ описания. Всемирная энциклопедия. Философия: XX век. - М., 2002. - С. 249-250. 10. Охлократизация. Всемирная энциклопедия. Философия: XX век. - М., 2002. - 552 с. 11. Олимпизм в эпоху постмодерна: принцип пролиферации концептуальных моделей. // Спорт для всех. - № 2, 2003. - С. 18-19. 12. Знание и масса: к особенностям современного коллективного субъекта. // Эпистемология. Философия науки. Т. II. - № 2, 2004. - С. 76-78. 13. Спорт и цивилизация. // Теория и практика физической культуры, 2004. - № 5. - С.58-63. 14. Образование в Смоленской области: опыт регионализации. - Смоленск, 2004. (в соавторстве с Довгий Т.П., Еврасоврй В.В. и др.) 15. Особенности трансформации повседневного знания. Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. - Т. 5. - М., 2005. - С. 436-437. 16. Вхождение в Болонский процесс периферийных вузов России (на примере Смоленских вузов). Потенциал российских вузов в реформе высшего образования. - М., 2005. - С. 157-175. (в соавторстве с Суховой Е.Е.) 17. Готовность к вхождению в Болонский процесс (региональный опыт) // Высшее образование в России. - № 10. - М., 2005. - С. 47-55. (в соавторстве с Суховой Е.Е.) 18. Социокультурный смысл спартианской ревизии основ современного спорта (от технократической к антропогенной и межкультурной версии олимпизма) // Спартианская библиотека. Вып. 1: Спартианское движение - детище России и международное достояние. - М., 2005. - С. 129-144. 19. Innerstadtischer Nutzungswandel Ambeispiel von Gotha (Thuringen) und Smolensk (Russland). Jahrbuch 2005 der Gesellschaft 14 S der Fennde der Fern Universitate. V. Hagen, 2005. - S. 119-132. 20. Фэйэр Плэй в современном спорте (учебное пособие с грифом федерального агентства по физической культуре и спорту). - Смоленск, 2006. - 188 с. (в соавторстве с Захаровым М.А.) 21. Логика. - Москва , 2009. - Учебное пособие. - 176 с. (в соавторстве с Грибер Ю.А.) 22. Олимпиада школьников Союзного государства в структуре приграничного сотрудничества. // Российско-белорусское приграничье: состояние и проблемы. Библиотека "Социальные трансформации" / отв. ред. А.Г.Егоров. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, - 2010. - Вып. 20. - С. 44-52. Научные проекты: При поддержке Минобрнауки, РГНФ Темплан Рособразования "Исследование региональных особенностей трансформационных процессов в сфере духовной жизни", 2009. Темплан Министерства образования и науки "Исследование социальных трансформаций в российской провинции в начале ХХI в.", 2007-2008 РГНФ, 2003, проект № 03-03-00494 а/Ц, "Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период" РГНФ, 2004, проект № 04-03-58201 г/Ц, "Социальные трансформации: образовательные и научные коммуникации в контексте Болонского процесса" РГНФ, 2005, проект № 05-03-58302 а/Ц, "Механизмы взаимодействия научных и социокультурных традиций" РГНФ, 2007, проект № 07-03-58301 а/Ц, "Феномен социальной мимикрии: многообразие видов и региональная специфика" РГНФ, 2008, проект № 08-03-58381 г/Ц, "Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы" РГНФ, 2009-2010, проект № 09-03-58304 а/Ц, "Механизмы взаимодействия инновационных процессов в различных сферах культуры" РГНФ, 2010, проект № 10-03-93625 к/К, "Почему и как изменяются наука и культура" РГНФ, 2010-2011, проект № 10-03-00859а/Б2, "Белорусско-российское приграничье: методология анализа, истоки и структура проблем, формы и технологии их решения" Юлия Александровна ГРИБЕР - руководитель научных программ НОЦ "Социальные трансформации" Доктор култорологических наук, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии и философии Смоленского государственного университета Научная специализация: Эпистемология искусства, социология архитектуры, колористика города, методология изучения цветового пространства города, методология цветового проектирования городского пространства. Основные публикации: 1. Хроматическое содержание искусства / под ред. Ю.А. Грибер. - Смоленск: Принт-Экспресс, 2007. 2. Эпистемология цвета в смоленской архитектуре и живописи. - Смоленск: Маджента, 2008. 3. Знаковые системы. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. 4. Логика. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009. (в соавторстве с Егоровым А.Г.) 5. Явление социальной мимикрии в архитектуре // Обсерватория культуры. - 2009. -№ 4. - С. 106-109. 6. Хроматические особенности средневековой архитектуры Смоленска // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 119. - С. 133-141. 7. Опыт применения метода экспертных оценок при изучении цветовой системы живописи // Культурологічний альманах: збiрник наукових праць. - Вип. 3. - Киiв.: ІМВ НАУ, 2009. - 262 с. - С.149-170. 8. Хроматическое содержание древней смоленской живописи // Культурологічний альманах: збiрник наукових праць. - Вип. 4. - Киiв.: ІМВ НАУ, 2009. - С. 140-147. 9. Introduction of new technology of fixing traditional colours of the architecture of Smolensk // Applied technologies and innovations. International peer-reviewed research journal: 55-61, Volume 2, 2010. 10. Анализ письменных и иконографических документов как метод изучения колористики в социологии архитектуры // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - Вып. 16. - С. 145-148. Научные проекты: 1. Грант Президента РФ, 2007-2008, "Эпистема цвета в смоленской живописи и архитектуре", проект № МК-4027.2007.6. 2. РГНФ, 2010, "Историко-культурный анализ цветовой среды российского города", проект № 10-03-00882и/Мл. 3. DAAD, 2011-2012, "Колористическое проектирование городского пространства (опыт сравнения немецкой и российской культурных традиций)", проект № 15145. Елена Евгеньевна СУХОВА – координатор научных программ НОЦ «Социальные трансформации». Кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела по инновационной работе Смоленского государственного университета Научная специализация: Социология образования, трансформация высшего образования, Болонский процесс. Основные публикации: 1. Готовность к вхождению в Болонский процесс (региональный опыт) // Высшее образование в России № 10, 2005. - С. 47 – 55. (в соавторстве с Егоровым А.Г.) 2. Innerstadtischer Nutzungswandel. Am Beispiel von Gotha (Thuringen) und Smolensk (Russland) // Jahrbuch 2005 der Gesellschaft der Freunde der FernUniversitat e.V. – Hagen, 2005. – S. 119-129. (в соавторстве с Егоровым А.Г. и Бертельсом Л.) 3. Болонский процесс и вузы Смоленска (в оценках научно-педагогической общественности города) // Университетский вестник. – 2006. - № 4 (11). – С. 14-29. (в соавторстве с Егоровым А.Г.) 4. Трансформация европейских систем высшего образования в контексте Болонского процесса (на материале Германии и России) // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. – М.: Альфа-М, 2006. – Т. 9. Социология образования. – С. 66-69. (в соавторстве с Егоровым А.Г.) 5. Особенности перехода на многоуровневую систему высшего образования в Федеративной Республике Германии // Известия Смоленского государственного университета. – 2008. - № 4. – С. 206-213. 6. Участие российских вузов в Болонском процессе: региональные особенности (Тезисы) // Сорокинские чтения. Отечественная социология: обретение будущего через прошлое: тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции. – Рязань: Изд-во Рязанского государственного университета, 2008. С. 319-321. 7. Структурная трансформация высшего образования в Германии в контексте Болонского процесса // Вопросы образования. - № 3. – 2009. С. 94-113. 8. Международный научный коллоквиум «Высшая школа в развивающейся России: история, традиции и современные проблемы» // Известия Смоленского государственного университета. – 2009. - № 2 (6). – С. 329-333. 9. Качество приема в высшие учебные заведения: региональный аспект (тезисы) // Материалы VI Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» «Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке», 1-2 декабря 2010 г. – М.: МАКС пресс, 2010. – С. 516-519. (в соавторстве с Егоровым А.Г.) 10. Динамика немецкоязычного образовательного пространства // Социальные трансформации: материалы международного коллоквиума «Механизмы взаимодействия инновационных процессов в различных сферах культуры» / отв. Ред. А.Г.Егоров. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2010. – Вып. 19. – С. 180-186.
Проведено более 30 международных коллоквиумов по теме «Социальные трансформации» и изданы сборники материалов Библиотека международного коллоквиума «Социальные трансформации»
Учебные пособия и монографии изданные кафедрой
Получили гриф Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию: 1). Итунина Н. Б. Социальная антропология: учебно-методическое пособие. – Смоленск: СГПУ, 2003. – 146 с. 2). Фоменков А. И. Методика преподавания социологии: учебно-методическое пособие для вузов. В 2-х ч. Ч. 1. Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – 203 с.; Фоменков А. И. Методика преподавания социологии: учебно-методическое пособие для вузов. В 2-х ч. Ч. 2. Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – 232 с. 3). Итунина Н. Б. Этносоциология: учебно-методическое пособие. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – 166 с.
Преподавателями кафедры опубликованы монографии
Научно-образовательный центр «Лаборатория цвета»
2. ПОСЛЕДУЮЩИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ 1013-2014 учебный год кафедра в составе социального факультета начала свою работу в новом, современном учебном корпусе №3, который был сдан в сентябре 2013 года. Кафедра социологии и философии находится на 4 этаже корпуса №3 (каб. 412). В 2015 году кафедра выпустила первый выпуск бакалавров по направлению подготовки 39.03.01 Социология. С 1 сентября 2015 года кафедра социологии переименована – кафедра социологии и философии социального факультета (в связи с включением ППC университетской кафедры философии в состав кафедры социологии). В 2015 году на базе кафедры начала работу «Лаборатория цвета» («ColorLab») СмолГУ. Руководитель НОЦ "Лаборатории цвета Профессор ГРИБЕР Ю.А. - доктор культурологии, профессор кафедры социологии, философии и работы с молодежью, руководитель НОЦ «Лаборатория цвета» («ColorLab») СмолГУ; соруководитель рабочей группы «Цветовой дизайн среды» Международной ассоциации цвета (AIC, Association Internationale de la Couleur) В связи с оптимизацией количества кафедр на социологическом факультете с 1 сентября 2017 года кафедра социологии и философии переименована – кафедра социологии, философии и работы с молодежью социологического факультета. 21 декабря 2017 г. в Смоленском государственном университете состоялся международный научный коллоквиум «Социальные трансформации: цветовое проектирование городского пространства». В 2015 году проект получил поддержку РГНФ на финансирование исследований в течение трех лет. Работа над проектом проходила в научно-образовательном центре Смоленского государственного университета «Лаборатория цвета» («ColorLab»). Цель проекта – систематизация комплекса документов, закрепляющих правила и нормы цветового проектирования городского пространства. С 1 сентября 2022 года кафедра социологии, философии и работы с молодежью социологического факультета переименована – кафедра социологии и философии социологического факультета. С 1 сентября 2022 года произошло переименование кафедры в составе социологического факультета, новое название – КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ продолжает свою образовательную и научную деятельность:
ВНИМАНИЕ ВСЕХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ВУЗОВ ! (социологический факультет СмолГУ) У вас хороший шанс стать конкурентными на современном рынке труда! Ежегодно абитуриентам предоставляются бюджетные и внебюджетные места для поступления на социологический факультет. Выпускники-социологи успешно работают не только по специальности, но и менеджерами во всех производственных сферах, специалистами по рекламе и маркетинговых исследований, связям с общественностью и кадровой работе, в аналитических отделах и аппарате государственной гражданской службы, консалтинговых фирмах и силовых структурах
БАКАЛАВР – 39.03.01 Социология. В рамках направления подготовки «Социология» предлагаются три профиля: Прикладная социология. Выпускники-социологи успешно работают в аналитических социологических центрах и консалтинговых компаниях, в государственных и муниципальных органах власти, в PR (связи с общественностью) и рекламе, в службах управления персоналом, маркетинговых отделах предприятий, в СМИ и издательском бизнесе. Срок обучения: 4 года (очная форма). Политтехнологии и маркетинг. Дипломированные политтехнологи и маркетологи востребованы в службах PR и GR (связи с государственными структурами), в органах государственного и муниципального управления, в политических партиях, в кадровом и политическом консалтинге, в маркетинговых службах, СМИ и рекламе. Срок обучения: 4 года (очная форма). Социологическое сопровождение в политике и экономике. Выпускники данного профиля трудятся в аналитических социологических центрах и консалтинговых компаниях, в государственных и муниципальных органах власти, в кадровых службах, в маркетинговых отделах предприятий, в службах PR, в СМИ, издательском бизнесе, рекламе. Срок обучения: 5 лет (заочная форма).
БАКАЛАВР – 39.03.02 Социальная работа. Поступающим на направление подготовки «Социальная работа» предлагаются два профиля: Социальная работа в государственных и негосударственных организациях. Специалисты профиля «Социальная работа в государственных и негосударственных организациях» работают в государственных и муниципальных органах власти, в системах социального страхования, пенсионного обеспечения и социальной защиты, в учреждениях образования и здравоохранения, в государственной службе занятости населения, в силовых структурах и МЧС, в благотворительных организациях и фондах, в сфере социального предпринимательства. Срок обучения: 4 года (очная форма) Социальная защита и социальная адвокатура. Выпускники профиля «Социальная защита и социальная адвокатура» востребованы в учреждениях социальной защиты и социального обслуживания населения, в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, в органах опеки и попечительства, в медико-социальной экспертизе, в некоммерческих и благотворительных организациях, в социально ориентированном бизнесе. Срок обучения: 4,5 года (заочная форма) БАКАЛАВР – 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Психология и социальная педагогика. Выпускники данного профиля получают две профессии и поэтому легко находят работу в государственных и муниципальных органах образования, в психолого-педагогических и социально-реабилитационных центрах, в центрах помощи семье и детям, в общеобразовательных и коррекционных учреждениях, в детских домах, в центрах детского развития и творчества. Срок обучения: 4 года (очная форма); 4,5 года (заочная форма) БАКАЛАВР – 39.03.03 Организация работы с молодежью. Работа с молодежью в образовательных и культурно-досуговых организациях. Специалисты по организации работы с молодежью успешно реализуют себя в федеральных, региональных, муниципальных органах власти, в молодежных пресс-центрах, в центрах отдыха и оздоровления молодежи, поддержки молодежных объединений и молодежных инициатив, в центрах международного молодежного сотрудничества, в центрах реализации социальных программ для молодежи, а также развития детского и молодежного творчества. Срок обучения: 4 года (очная форма) МАГИСТРАТУРА – 39.04.01 Социология.
МАГИСТРАТУРА – 39.04.02 Социальная работа. Социально-проектная деятельность. Выпускники данной программы магистратуры могут работать в сфере социальной защиты населения, социального обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, медико-социальной экспертизы, пенитенциарной системе и системе организаций, регулирующих занятость, миграцию, в МЧС, силовых структурах, на предприятиях и фирмах различных видов деятельности и форм собственности, в некоммерческих организациях. Срок обучения: 2,5 года (заочная форма)
АСПИРАНТУРА – 09.00.01 Философия, этика и религиоведение. В рамках программы аспирантуры по данному направлению подготовки предлагаются два профиля: Онтология и теория познания. Срок обучения: 3 года (очная форма); 4 года (заочная форма) Социальная философия. Срок обучения: 3 года (очная форма); 4 года (заочная форма) Выпускники аспирантуры могут заниматься научно-исследовательской деятельностью, защитить диссертацию на соискание степени кандидата наук, а также осуществлять педагогическую, экспертно-аналитическую и организационно-управленческую деятельность в информационно-аналитических центрах, общественных, государственных и муниципальных учреждениях и организациях средств массовой информации.
ВНИМАНИЕ ВСЕХ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ, КОЛЛЕДЖЕЙ И ВУЗОВ ! Только в СмолГУ единственная возможность получить перспективное высшее социологическое образование! ЕЖЕГОДНОЕ НАЛИЧИЕ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ Наш адрес: 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, д. 4. Учебный корпус №3 4 этаж - деканат СОЦИАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА СмолГУ (кабинет 413) Кафедра социологии (кабинет 412) |
Последнее обновление 08.08.23 02:32 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента