Самое читаемое
Словарь терминов (О) |
Добавил(а) Социология |
09.01.11 23:06 |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
О Обобщение – один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общно-сти существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия. (Г) Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в инте-ресах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией дос-тижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (За-кон «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития лич-ности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, со-циальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и ин-культурации отдельных индивидов. (Г) Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс – освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредст-вом самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познаватель-ной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат – характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преем-ственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. (1) Образование взрослых – система государственных и общественных меро-приятий по распространению знаний среди взрослого населения. Образование взрослых включает создание школ для взрослых, организацию обучения на предприятиях без отрыва производства, заочное обучение, лекционную пропа-ганду, самообразование. (3) Образование профессиональное – система знаний, практических умений и на-выков в определённой области трудовой деятельности; общепрофессиональная и специальная подготовка будущего специалиста. (1) Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора оп-ределять свой образовательный путь в удовлетворении потребностей в образо-вании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, фи-зическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонности, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. (Г) Образовательные потребности – потребности в овладении знаниями, умения-ми, навыками и качествами, предусматриваемыми прогностической моделью компетентности, которой необходимо овладеть обучающемуся для решения жизненно важных проблем. (4) Образовательные программы – документы, определяющие содержание обра-зования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы дошкольного, начального обще-го, основного общего, среднего (полного) образования; профессиональные образовательные, направленные на решение задач после-довательного повышения профессионального уровня, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным образовательным отно-сятся программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессио-нального образования. (1) Образовательные программы и учебники – ключевые элементы образова-тельного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанав-ливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (ос-новные и дополнительные). Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие це-ленаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. (Г) Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами обра-зования. (1) Образовательный стандарт – стандартный результат обучения; уровень обу-чения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; образ образова-ния, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты. Образовательные учреждения – основное звено системы непрерывного обра-зования, учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реали-зующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечиваю-щее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. (3) *Принципы функционирования образовательного учреждения – гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека; свободное развитие личности; общедоступность; адаптивность системы образования по отношению к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер; демократизм, свобода и плюрализм в обра-зовании. (1) Образовательные цели – это сознательно определенные ожидаемые результа-ты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помо-щью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в бли-жайшем будущем. (Г) Обсуждение – один из приёмов убеждения, способ вовлечения в процесс выяв-ления истины; даёт возможность вырабатывать коллективное мнение, форми-ровать позиции по отношению к личности, общественным событиям. (1) Обучаемость – это приобретенная учащимися или студентами (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и це-лями дальнейшего обучения. (Г) Обучение – 1. Специально организованный, управляемый процесс взаимодействия пе-дагогов и воспитанников, направленный на усвоение знаний, умений и на-выков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенци-альных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков само-образования в соответствии с поставленными целями. 2. Целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной ак-тивности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной прак-тике. 3. Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся (преподавателей и студентов). (2) Обученность – результат обучения (организованного или стихийного), вклю-чающий как наличный, имеющиеся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приёмы их приобретения. (2) Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, раз-нообразные практические навыки. Общекультурное образование взрослых – образование, удовлетворяющее по- Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. (2) Общение педагогическое – профессиональное общение преподавателя с уча-щимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направ-лениях: организация отношений с учащимися и управление в коллективе. (2) Объект – то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъек-та. (3) Объект воспитания – тот (те), кому адресованы целенаправленные или сти-хийные воспитательные влияния, поддержка, помощь: ребёнок, подросток, мо-лодой человек, группа или коллектив, неформальные объединения. (1) Объяснение – 1) словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приёмов, помогающих установить достоверность суждения относительно неяс-ного, нераскрытого явления или имеющих целью дать более ясное представле-ние о том или ином известном явлении. (2) Одаренность – уровень развития способностей, определяющих диапазон дея-тельностей, в которых человек может достичь больших успехов. (1) Озарение – высшая форма ясности сознания, обеспечивающая высшее прояв-ление творческого мышления и творческой деятельности. Одобрение – признание позитивными достоинства человека, его действия и по-ступков. Рассматривается как один из приёмов поощрения действий воспитан-ника. (1) Олигофрения – различные формы врождённого или приобретённого в раннем детстве психического недоразвития (слабоумие). (1) Опека (попечительство) – форма охраны личных и имущественных прав и ин-тересов недееспособных граждан; форма устройства детей-сирот и детей, ос-тавшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и обра-зования, а также защиты их прав и интересов. Понятия «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство – над детьми в возрас-те от 14 до 18 лет. Опека устанавливается в течение месяца с момента, когда стало известно, что несовершеннолетний находится без защиты. (1) Опрос – метод сбора первичной информации, целью которого является получение сведений об объективных и субъективных фактах со слов опраши-ваемых. (1) Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников. (2) Опыт – совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Как философская категория О. – основанное на практике чувст-венно-эмпирическое познание объективной действительности; единство зна-ний, умений и навыков. О. выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. (1) Ориентация – определение своего положения в пространстве (первоначально к странам света, в частности, к востоку); совокупность действий субъекта, на-правленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения; умение разбираться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо. (1) Ориентация социальная — осознание индивидом своего положения в системе социальных отношений как частицы класса, слоя, и т. п. В более узком смысле выбор человеком предпочитаемого поведения и путей его достижения. (1) Организация – упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ; составная часть управления, суть которой заключена в координации действий отдельных элементов системы, в достижении взаимодействия при функционировании её частей. (1) Ортобиоз – здоровье, разумный образ жизни. О. включает заботу о физическом здоровье, оптимальный ритм работы и отдыха, двигательную активность, пра-вильное питание, культуру общения и личную гигиену. (1) Основы педагогики (социальной педагогики) – исходные данные, главные составляющие содержания педагогики (социальной педагогики), определяющие ее как самостоятельную отрасль знания. Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики) – учения, теории, концептуальные подходы различных наук, на которые опирается педагогика (социальная педагогика) и которые в своей сово-купности составляют ее теоретическую основу, базу. Например, основные тео-рии личности, учение о психологии развития, воспитания, обучения, деятельно-сти (учение о взаимосвязи среды и воспитания) и др. Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоя-тельной науки – собственные теории, учения, концептуальные подходы, на основе которых строится педагогика (социальная педагогика) как теория и практика. Методологические основы педагогики (социальной педагогики) – теорети-ческие, научно-теоретические основы педагогики, социальной педагогики (те учения, теории, концептуальные подходы, на основе которых развивается педа-гогика, социальная педагогика) и теоретические основы самой педагогики, со-циальной педагогики (собственные теории, учения, концептуальные подходы, принципы педагогики, социальной педагогики). *Педагогические основы проблемы (объекта педагогики, социальной педаго- жения, определяющие понимание самого явления, формы (особенности) его существования, развития и проявления, возможности познания, дальнейшего исследования, эффективной реализации (преобразования) педагогическими средствами. *Основные составляющие педагогических (социально-педагогических) проблем: познавательная (когнитивная) составляющая – понимание сущности и содержания явления (проблемы), его (ее) места и роли для теории и практики, основные категории; процессуальная составляющая – формы (особенности) и условия существования, развития, проявления явления (системы процесса деятельности) и их компоненты; факторы, влияющие на него (нее); условия оптимального функционирования, развития; характерные противоречия, тенденции и закономерности развития, протекания, влияния, проявления и пр.; реализационная (преобразовательная, технологическая) составляющая – возможности управления явлением, создания оптимальных условий для его существования, развития, проявления, повышения эффективности роли и направленного педагогического, социально-педагогического влияния (технологии, методы, методики, формы, средства и приемы, используемые в процессе управления, направленного преобразования явления, повышения педагогических возможностей); исследовательская составляющая – возможности дальнейшего познания явления (проблемы), его (ее) компонентов, условий функционирования, развития (технологии, методы и методики научного исследования); выявление и обоснование наиболее оптимальных путей и условий управления, преобразования в соответствии с прогнозируемой целью. (1) Ответственность – способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе со-циальным, нравственным и правовым нормам и правилам, в результате чего возникает чувство причастности общему делу, а при несоответствии – чувство невыполненного долга. (3) Отношения – взаимная связь различных величин, предметов, действий; взаи-мосвязь и характер расположения элементов определенной системы или одной системы к другой; эмоционально-волевая установка личности на что-либо, т. е. позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта. Отношения межгрупповые – субъективное отражение (восприятие) многооб-разных связей, возникающих между социальными группами, а также обуслов-ленный им способ взаимодействия групп. Отношения межгрупповые отлича-ются яркой эмоциональной окрашенностью, резко выраженной оценочной на-правленностью, а поэтому весьма уязвимы в том, что касается их истинности, точности и адекватности. Отношения межличностные – субъективно переживаемая связь между людь-ми. Существуют разнообразные виды отношений межличностных – деловые, личные, приятельские, товарищеские, супружеские. Выделяются эмоциональ-но-непосредственные отношения, межличностные, характерные для так назы-ваемой диффузной малой группы, или группы низкого уровня развития, опо-средованные отношения межличностные в коллективе, обусловленные содер-жанием и целями совместной деятельности. Отношения общественные – совокупность всех видов отношений данного общества или данной формации общества. Отношения социальные – определенная устойчивая система связей индиви-дов, сложившаяся в процессе взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. По своей природе они объективны, независимы от воли и сознания людей. (1) Отставание – несоответствие уровня достижений человека или группы людей – особенно в образовательном контексте – ожиданиям или тому потенциалу, который у них имеется. (1) Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оце-ночных суждениях педагога степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисципли-ны. (3) Ошибка – результат неправильного (ошибочного) действия. (3) Ошибочное действие – действие, не достигшее цели. (3) Очное обучение – вид обучения, обеспечивающий непосредственный контакт, непосредственное общение обучающего и обучающегося. (4)
|
Последнее обновление 18.01.11 02:35 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента