Самое читаемое
Словарь терминов (Д) |
Добавил(а) Социология |
09.01.11 22:11 |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Д Дактилология (дактильная речь) – своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки; способ общения грамотных глухих людей с помощью ручной азбуки. (1) Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм. (1) Дезадаптация – это психическое состояние, возникающее в результате несоот-ветствия социопсихологического или психофизиологического статуса (возмож-ностей) человека требованиям ситуации жизнедеятельности, что, в свою оче-редь, не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его существования. (2) Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему замыслу. (2) Демократизация – обеспечивает доступность, многообразие форм предостав-ления человеку в любом возрасте условий для получения и углубления его зна-ний; гибкости системы, которая заключается в способности к быстрой пере-стройке направленности, уровня, содержания, формы образования в соответст-вии с изменениями потребностей общества и производства. (1) Демократизация образовательного учреждения – процесс развития и укреп-ления демократических основ содержания и организации его деятельности. Деморализация – моральное разложение, утрата нравственных критериев, упадок духа, дисциплины. (2) Деонтология педагогическая – это профессиональная этика, гарантирующая отношения доверия между участниками деятельности и общения. Означает пе-дагогическую компетенцию, терпимость по отношению к другим людям и их идеям, моральную ответственность за принятые учебной и воспитательной дея-тельностью решения. (2) Деперсонализация – изменение самосознания индивида, связанная с утратой им своего лица, своей способности быть личностью, своей социальной значимости, резкое снижение самооценки своего поведения. (1) Дети одарённые – дети, обнаруживающие общую или специальную одарен-ность – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях. (1) Дети-сироты – дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единствен-ный родитель или объявлены умершими. (1) «Дети улицы» – дети, результат воспитания которых определен улицей; дети, живущие на улице, для которых она является родным домом. (1) Дети, подростки «группы риска» – дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, поведением, неадекватным нормам и требованиям ближайшего окружения. (1) Детоцентризм – стиль воспитания ребёнка, в основе которого лежит культ ре-бёнка, приоритет его интересов и желаний по отношению ко всему его окруже-нию. (1) Детские учреждения – общее название лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в воз-расте до 14 лет включительно. (1) Детский дом – государственное интернатное воспитательное учреждение для детей-сирот в возрасте до 14 лет включительно. (1) Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризу-ется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. (2) Дефектология – наука о психофизических особенностях развития детей с пси-хическими и (или) физическими недостатками, о закономерностях их воспита-ния, образования и обучения. (1) Дефиниция – определение понятия, выражаемого словом, что делает послед-нее термином. Деформация личности – изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для неё жизненно важное значение. (1) Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействую-щий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. (3) Деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направлен-ная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспита-ния, развития и саморазвития личности воспитанника, выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. (2) Деятельность социально-педагогическая – деятельность, осуществляемая человеком, имеющая социально-педагогическую цель, педагогические средст-ва, процесс деятельности и соответствующий результат. (1) Диагностика – распознавание, направленное на раскрытие сущности изучае-мого педагогического явления или процесса, который уже достаточно полно и глубоко описан и с которым он соотносит (сравнивает) полученную информа-цию. (Г) Диагностика социально-педагогическая – теория и практика выявления со-циально-педагогических характеристик человека, группы людей. (1) Диверсификация образования – многоуровневость образования, многосту-пенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность учебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ, ви-довой плюрализм и институциональная активность. (Г) Дидактика – это научная область педагогики, исследующая принципы, ценно-сти, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. (Г) *Автодидактика – совокупность или система освоенных методов и приемов обучения, используемая субъектом учебной деятельности (главным образом в процессе самообразования) и воспринимаемая им как продуктивная. (1) Дидактическая теория – это система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и прогнозировать функ-ционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений. Дидактогения – негативное психическое состояние учащегося, вызвано нару-шением пед. такта со стороны педагога, воспитателя, родителя, тренера и др., проявляющееся угнетенным состоянием, страхом, фрустрацией и т.д., отрица-тельно сказывающееся на деятельности воспитанника или учащегося и его от-ношениях с окружающими. (2) Дипломная работа – это самостоятельная письменная работа, представляемая студентами при окончании университетов и некоторых других вузов и техни-кумов. Выполняется студентом на последнем году обучения и служит одной из форм проверки их подготовленности к самостоятельной работе по специально-сти. (3) Дистантное обучение – вид обучения, основанный на комплексном использо-вания обучения по переписке и технических средств передачи информации (ра-дио, телевидение, компьютеры, телефоны). (4) Диссертация – это особый вид научного произведения, которое представляет результаты проведенного автором научного исследования. (Г) Дисциплина – социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий. (1) Дисциплинированность – волевое свойство личности, проявляющееся и как кратковременный процесс, и как состояние, благодаря которому человек дейст-вует в соответствии с законами, нормами и правилами. Дифференциация образования – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися или студентами соответствующего уровня сформиро-ванности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонностей, способностей и интересов. (Г) Дифференцированный подход в воспитании – осуществление воспитатель-ной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельно-сти. (Г) Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неиз-менными понятиями, формулами без учета конкретных условий. (1) Доклад – публичное сообщение, развернутое изложение какой-либо научной проблемы, темы. (Г) Доминирующий мотив – мотив, побеждающий в борьбе мотивов и опреде-ляющий направленность деятельности в данной ситуации. Дополнительное образование – образование, основной задачей которого (в рамках каждого уровня профессионального образования) является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с посто-янным повышением образовательных стандартов. (1) Достижение – позитивный результат каких-нибудь усилий, успех. Достоверность – установление степени соответствия информации истине. Доступность обучения – дидактический принцип, предполагаемый учет уров-ня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей при разработке программы, учебников и выборе методов обучения. (1) Досуг – это внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору; совокупность видов деятельности, предназначенных для удов-летворения физических духовных и социальных потребностей людей в свобод-ное время. (1) Дошкольное воспитание – это семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста. (3) Дошкольное образование – образование, получаемое обучаемыми, воспитан-никами в процессе реализации общеобразовательных программ в сети до-школьных образовательных учреждений или под руководством родителей, яв-ляющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. (1) Духовность – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности жить и действовать «для других» (такой подход чаще рассматри-вается как душевность). (3) Дружба – отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности, общности интересов.
|
Последнее обновление 18.01.11 02:38 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента