Самое читаемое
Словарь терминов (М) |
Добавил(а) Социология |
09.01.11 22:50 |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
М Макросистема – постоянство формы и (или) содержания систем низшего по-рядка (микро-, мезо-, экзо-), которые существуют или могут существовать на уровне культуры как целого вместе с системами верований или идеологий, ле-жащими в основе такого постоянства. (1) Микросистема – структура деятельностей, ролей межличностных отношений, переживаемых развивающейся личностью в данном конкретном окружении, с его характерными физическими и материальными свойствами. (1) Мезосистема – структура взаимоотношений двух или более сред, в которых развивающаяся личность активно участвует (например, для ребенка это отно-шение между его домом, школой и соседской группой сверстников, а для взрослого – между семьей, работой и общественной деятельностью). (1) *Экзосистема – среда, не вовлекающая развивающуюся личность в качестве активного участника, но влияющая на ее жизнедеятельность (опосредованное влияние на социализацию личности). (1) Манипулирование – система способов идеологического социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам. (1) Маргинализация – процесс деградации человека, потеря им прежнего статуса, превращение в социальное явление, не типичное для данного цивилизованного общества. (1) Мастерство – высокая степень овладения определенными видами профессиональной деятельности. Мастерство педагогическое – высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. (2) Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей. (1) Менеджмент педагогический – комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности. (2) Менталитет, ментальность – квинтэссенция культуры, в которой воплощают-ся глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, группы или социума; образ мыслей, совокупность умственных навыков и ду-ховных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Меры – совокупность действий, направленных на достижение определенной цели. (1) Меры воспитания – совокупность действий, направленных на достижение оп-ределенной цели воспитания. К М.в. можно отнести меры поощрения, наказа-ния, организации деятельности. (1) Метод – способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действитель-ности. (3) Методика – способ достижения определённой цели; совокупность способов целесообразного поведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приёмы обучения, осуществ-ление воспитательной деятельности. (1) Методика обучения как частная дидактика – совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обес-печивающих решение поставленных задач. (2) Методология – учение о научном методе познания; принципы и способы орга-низации теоретической и практической деятельности человека. (1) Методология социальной педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования социально-педагогических явлений с учётом социальных проблем и потребностей среды жизнедеятельности, пер-спективы средовой самореализации. (1) Методы воспитания – общественно обусловленные способы педагогического целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирую-щие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания за-висит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и законо-мерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (вос-питуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. (2) *Основные группы методов воспитания: методы контроля и самоконтроля – пути получения информации об эффективности воспитательной деятельности: социально-педагогическое наблюдение, беседа, социально-педагогический консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных социально-педагогических ситуаций и др.; методы организации деятельности – пути выделения, закрепления и формирования положительного опыта поведения, отношений, действий и поступков, мотивации: поручения, упражнения, тренинги, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело; методы самовоспитания – методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личногоплана самосовершенствования: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание); методы стимулирования целесообразной деятельности и поведения – пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения: «взрыв» (метод впервые введен и раскрыт А. С. Макаренко), метод естественных последствий (самоликвидация последствий, созданных воспитанником), принуждение (контроль, требование, наказание) поощрение; методы формирования сознания – методы, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения: анализ воспитывающих ситуаций, беседа, дискуссия, диспут, конференция, лекция, пример, рассказ. (1) Методы коммуникации ненаправленные – методы социальной педагогики, применяемые в работе с дезадаптированными, педагогически запущенными детьми и подростками, трудными в воспитательном отношении, заключающие-ся в использовании метафор, историй, волшебных сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т.п. с целью уточнения смысла проблем ребенка и путей их реше-ния. (2) Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, раз-витие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. М. о. обозначают цель обучения, способ ус-воения и характер взаимодействия субъектов обучения. Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения инфор-мации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения. По-зволяют установить, насколько готовы учащиеся к восприятию и усвоению но-вых знаний, выявить причины их затруднений и ошибок, определить эффектив-ность организации, методов и средств обучения и т.д. Подразделяются на устные (индивидуальный, фронтальный и уплотненный опросы); письменные (пись-менные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т. п.); практиче-ские (практические работы, опыты); графические (графики, схемы, таблицы); программированные (безмашинные, машинные); наблюдение; самоконтроль. Методы организации и осуществления учебно-позновательной деятельно-сти – группа методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, выделенная Ю.К. Бабанским и вклю-чающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп. 1. Подгруппа по источнику информации и восприятия: словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные ме-тоды (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (уп-ражнения, лабораторные опыты, трудовые задания). 2. Подгруппа по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедук-тивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному). 3. Подгруппа по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы (активное восприятие, за-поминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной инфор-мации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка уме-ний и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализуется через словесные, на-глядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации). Методы самостоятельной работы – самостоятельная работа, выполняемая учениками по заданию учителя и осуществляемая при его непосредственном (на уроке, на самоподготовке в группе продленного дня) или опосредованном руководстве, и самостоятельная работа, выполняемая по собственной инициа-тиве ученика (выход на уровень самообразования). Методы стимулирования и мотивации учения – группа методов, направлен-ная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделен-ная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации ин-тереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуа-ций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализа-ции и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуа-ции успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъ-яснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощре-ния и наказания). (2) Методы организации коллектива – совокупность средств и приемов воспита-ния, которые способствуют формированию коллектива, отличающегося высо-кой дисциплиной, заботой всех и каждого об условиях взаимодействия и со-вместной деятельности. (1) Методы педагогического исследования – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Метод анализа документов – исследование результатов деятельности в сфере образования, проводимое на основе анализа планов различного характера и на-значения, программ, учебно-методических материалов, материалов аттестации, лицензирования и аккредитации и т. п. Метод беседы – получение словесной информации о человеке, коллективе, группе как от самого предмета исследования, так и от окружающих его людей. В последнем случае Б. выступает как элемент метода обобщения независимых характеристик. Метод изучения продуктов творчества – диагностика психических особенно-стей человека путем включения в стандартизированную творческую деятель-ность. Примеры М. и. п. т.: тест рисования фигуры человека (вариант Гуденафа и Маховера), тест рисования дерева (Кох), тест рисования дома, выдуманного гипотетического животного и т. д. Метод психол., но очень широко использу-ется в педагогических исследованиях и в процессе изучения личности учащих-ся учителем или воспитателем. Метод наблюдения – целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов. Наблюдения м. б. сплош-ными и выборочными; включенными и простыми; неконтролируемыми и кон-тролируемыми (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработан-ной процедуре); полевыми (при наблюдении в естественных условиях) и лабо-раторными (в экспериментальных условиях) и т. д. Метод обобщения независимых характеристик – исследования, построенные на обобщении возможно большего числа сведений об изучаемом индивиде, по-лучаемых от возможно большего числа лиц, наблюдающих за ним в возможно большем числе видов его деятельности; составление характеристики личности или события различными экспертами независимо друг от друга. Метод социометрический – исследование структуры, характера отношений людей на основе измерения их межличностного выбора. Это измерение проис-ходит по определенному социометрическому критерию, а его результаты при-нимают вид социометрической матрицы, или социограммы. Метод терминологический – оперирование базовыми и периферийными понятиями проблемы, анализ педагогических явлений через анализ закрепленных в языке теории педагогики понятий. Метод тестирования – исследование личности путем диагностики (психопрог-ностики) ее психических состояний, функций на основе выполнения к.-л. стан-дартизованного задания. Методы специальные – совокупность средств и приемов, которые использу-ются в социально-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, и направлен на их индивидуальное, индивидуально-коррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание. (1) Методы стимулирования – совокупность средств и приемов, побуждающих воспитанника к определенным действиям, меняются в обучении, воспитании, коррекционной работе и пр. (1) Микросоциум – среда непосредственного окружения человека, малая социаль-ная группа (семья, производственная бригада и т.д.). (1) Милосердие – способность откликаться на чужую боль, стремление бескоры-стно помогать людям, прощать их. Обычно проявляется по отношению к сиро-те, инвалиду, тяжелобольному, немощному, престарелому человеку, а также к человеку, попавшему в беду. (1) Мировоззрение – система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает сове отношение к окружающей его природе и обществу. (3) Мнение – оценочное суждение или умозаключение, эмоционально окрашенное и выражающее отношение субъекта мнения к его предмету, объекту. Многовариантность образования – создание в образовательной системе ус-ловий выбора, дающих каждому участнику образовательного процесса шанс в достижении успеха. (Г) Многоступенчатость профессиональной подготовки предусматривает после-довательный переход со ступени на ступень. Такая система основывается на профессиональном самоопределении студента или на конкурсном отборе обу-чения на следующей ступени. Профессиональное самоопределение в условиях учебного заведения со ступенчатой системой подготовки связано со сформиро-ванностью ценностно-мотивационной сферы молодежи, самой оценкой собственных интеллектуальных и учебных возможностей и профессиональной ориен тацией. Преимущество ступенчатой системы подготовки состоит в более осно-вательной профориентации и осознанном выборе профессии, а также в овладе-нии несколькими профессиями, что дает выпускнику среднего специального учебного заведения запасные варианты для трудоустройства в сложных эконо-мических условиях. Ступенчатая система подготовки особенно ярко проявляется на стыках двух основных уровней образования — начального и среднего, и выс-шего профессионального образования, когда студенты на льготных условиях пе-реходят на более высокий уровень образования. Многоступенчатая система подготовки позволяет студенту прервать обучение на любой ступени, получив завершенное профессиональное образование по одной или двум профессиям. Многоуровневость образования – организация многоэтапного образователь-ного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе то-го уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. (Г) Многоуровневые учебные заведения – те, в которых реализуются разные об-разовательные программы, отвечающие требованиям Государственного образо-вательного стандарта соответствующих уровней профессионального образова-ния. Различают три основных уровня профессионального образования: началь-ное, среднее и высшее. В средних профессиональных учебных заведениях реа-лизуются два уровня среднего профессионального образования: базовый и по-вышенный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру сред-них специальных учебных заведений (техникум, колледж). Многоуровневые средние специальные учебные заведения обладают большей реактивностью на изменение социальных процессов, так как эти учебные заведения сами форми-руют образовательные программы в зависимости от уровня предложений. Моделирование (в пед.) – построение копий, моделей педагогических мате-риалов, явлений, процессов. Используется для схематического изображения ис-следуемых педагогических систем. (2) Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе – ме-тод формирования содержания обучения в виде комплекса задач, заданий и уп-ражнений, в совокупности полностью отражающих профессиональную дея-тельность от целеполагания до самоконтроля и анализа результатов как по ос-новным профессиональным функциям, так и по их элементам. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе предполагает выявление типовых профессиональных задач, разработку на их основе соответствующих учебно-производственных задач, определение их места в содержании обучения, выбор целесообразных форм, методов и средств реализации структурных эле-ментов модели. Модель – мера, образец, норма; представитель, заменитель оригинала в позна-нии или на практике. Модель воспитания – своеобразие в подходах к определению цели, средств, условий и методики осуществления воспитания. (1) Модель компетентности – умения, знания, навыки, качества и ценностные ориентации, необходимые для выполнения той или иной социальной роли. (4) Модель обучения – систематизированный комплекс основных закономерно-стей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществле-нии обучения. (4) Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности модернизация образования, задающая стратегию раз-вития образовательной сферы, как с позиции качества образования, так и усло-вий его предоставления. (Г) Мониторинг – постоянное отслеживание какого-либо процесса для установле-ния его соответствия первоначальным предположениям или желаемому резуль-тату, например, наблюдение за успешностью того или иного воспитательного процесса. (2) Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы. (Г) Молодежь – большая общественная группа, имеющая специфические социаль-ные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое общественно-политическое положение, их духовный мир находятся в состоя-нии становления, формирования (это молодые люди в возрасте 16 – 30 лет). (1) Мораль – нравственность, правила нравственного поведения, система норм по-ведения; форма нормально-оценочной ориентированности в поведении и ду-ховной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей. (2) Морфология социальной педагогики – комплекс наук, составляющих общее содержание социальной педагогики. (1) Мотив – побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность активности личности. (3) Мотив моральный – внутреннее побуждение личности к нравственному по-ступку. (1) Мотив социальный – осознанное, являющееся свойством личности, побужде-ние к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). (1) Мотивация – система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов дея-тельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. (Г) Муниципальное образовательное учреждение – учреждения, осуществляю-щие образовательный процесс на субсидии муниципалитета. (1)
|
Последнее обновление 18.01.11 02:36 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента