Самое читаемое
Словарь терминов (Т) |
Добавил(а) Социология |
18.01.11 02:12 |
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Т Таксономия педагогическая – построение чёткой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (ие-рархия). (2) Такт педагогический – чувство меры в осуществлении средств педагогическо-го воздействия на учащегося. Проявляется в умении педагога держать себя по-добающим образом, просто и убедительно разговаривать с воспитанниками, уважать их достоинство, выдвигать разумные и педагогически обоснованные требования. (1) Тактичность – свойство личности, являющееся воспитанной способностью, переросшей в привычку соблюдать меру в общении, не допуская действий и слов, которые могут быть неприятными собеседнику или окружающим. (3) Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, об-ладающих объективной или (и) субъективной значимостью. (3) Творчество педагогическое – оригинальное и высокоэффективное решение педагогом учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспи-тания и обучения. (1) Тезаурус – лингвистический словарь языка с полной смысловой информацией; полный систематизированный набор данных о какой-либо области знания, по-зволяющий свободно ориентироваться в нём человеку или машине; словарь учебной дисциплины государственного образовательного стандарта. (2) Тезис – любое положение, которое необходимо доказать, защитить и опроверг-нуть; обобщенное и сжатое изложение основных положений работы; самостоя-тельная разновидность научной публикации, представляющая собой текст не-большого объема, в котором сформулированы основные положения доклада. (Г) Теория – система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описы-вающих какое-либо относительно однородное, целостное явление или совокуп-ность элементов, функций. (3) Теория воспитания – раздел общей педагогики, раскрывающий сущность, за-кономерности, основные принципы, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, технологии, методы и формы, методику воспитатель-ной деятельности. (2) Теория обучения взрослых – раздел андрагогики, трактующий наиболее об-щие категории; особенности взрослого обучающегося, особенности процесса обучения взрослых, андрагогическую модель обучения, взаимосвязи андраго-гики с различными областями сферы образования, закономерности и тенденции развития образования и самой андрагогики. (4) Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков) – теория развивающего обучения, предполагающая высокий теоретический уровень трудности обучения; быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях (сопутствующее повторение и закрепление); воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов; гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе; Теория содержательного обобщения и формирования учебной деятельно-сти (В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин) – теория развития теоретического мыш-ления и формирования учебной деятельности, построенная на идее обучения от общего к частному, от абстрактного к конкретному. (2) Терминология педагогическая – система лексических средств и наименова-ний, применяемых в теории и практике воспитания, обучения и образования; понятийный аппарат педагогики, помогающий осмыслить и понять сущность педагогических явлений и процессов. (2) Тест – стандартизированный метод исследования, предназначенный для точ-ных количественных и определённых качественных оценок индивидуально-психологических особенностей и поведения человека путём сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами – нормами теста. (2) Тесты достижений – психодиагностические методики, направленные на оценку достигнутого уровня овладения учебными знаниями, умениями и навыками. (3) Тесты личности – диагностические приемы, направленные на оценку эмоцио-нально-волевых компонентов психической деятельности – отношений, мотива-ции, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в опреде-ленных описываемых в заданных социальных ситуациях. (3) Техника – совокупная характеристика навыков и приёмов, применяемая в какой-либо деятельности, например, педагогическая техника специалиста; совокупность приёмов, применяемых в определённом деле, в педагогике при реализации кого-либо метода, например, техники беседы. В последнем случае термин «техника» заменяет термин «методика» (методика беседы), он вошёл в терминологический арсенал в связи с использованием переводной литературы по проблемам педагогики. (1) Техника педагогическая – совокупность педагогических средств и приёмов, которыми владеет педагог и которые позволяют ему эффективно решать педагогические задачи. (1) Технология – совокупность методов воздействия орудиями труда на физические, химические и иные свойства предмета труда. (1) *Технология педагогическая – в основном рассматривается с двух позиций: как учение о совокупности методов и методик наиболее оптимального дости-жения педагогической цели – исследовательский (теоретический) подход; как наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической дея-тельности, позволяющая получать рациональный результат в конкретной си-туации (оптимальная логика социально-педагогической деятельности в работе с конкретным объектом) – практико-ориентированный подход. (1) *Технология активного обучения – такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: либо каждый уча-щийся имеет определенное ролевое задание, которым он должен публично от-читаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирую-щие познавательную деятельность обучающихся. Драматизация в обучении – инсценирование, разыгрывание по ролям содер-жания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только жи-вые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний). Инверсия – перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказатель-ство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан. Метод групповой дискуссии – организация совместной коллективной дея-тельности, цель которой – интенсивное и продуктивное решение групповой за-дачи; прием, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логи-ческих доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Метод морфологического анализа – один из методов активного обучения, ко-гда вначале выделяются главные характеристики объекта – оси, а затем по каж-дой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить боль-шое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных. Метод фокальных объектов – метод, заключающийся в том, что при несколь-ких случайно выбранных объектах переносят рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются не-обычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (напр.: «толстолистая лич-ность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложении случайного объекта «фикус» на фокальный – «личность»), можно прийти к оригинальным идеям. Метод эвристических вопросов – применяется для сбора дополнительной ин-формации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имею-щейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовав-шего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (вре-мя). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1, 1 – 2, 1 – 3 и т. д. до 1 – 7; 2, 2 – 2, ..., 2 – 7 и т. д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов. Мозговая атака (бреймсторминг) – метод активизации мыслительных процес-сов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный аме-риканским психологом А. Осборном. В процессе М. а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскован-ны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и не-реальные, принимаются и проходят групповую экспертизу. Театрализация в обучении – инсценировка разножанровых театральных пред-ставлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т.п. атрибутами. (2) *Технология обучения – совокупность форм, методов, приёмов и средств пе-редачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. (3) *Технология обучения взрослых – 1. Система научно обоснованных действий взрослых обучающихся и обучающих, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обуче-ния. 2. Раздел андрагогики, обосновывающий указанную выше систему дейст-вий. (4) Тифлопедагогика – наука о закономерностях обучения и воспитания слепых и слабовидящих. (3) Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо не-благоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздей-ствию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудно-стям без утраты психологической адаптации. (2) Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколе-ние знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обы-чаи, правила, ценности, представления. (2) Традиции базисные педагогические – система предельно общих стереотипов, обеспечивающих воспроизведение в теоретической (мыслительной) и практи-ческой воспитательно-образовательной деятельности каждого поколения опре-делённых, заданных социокультурными детерминантами, рамок её реализации, содержательное наполнение которых зависит от конкретно-исторического со-стояния цивилизации. Разрабатывает понятие Г. Б. Корнетов. (2) Традиционная (классическая) модель образования – система академическо-го образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высоких образцов человече-ской деятельности. (Г) Требование – один из основных методов педагогического влияния. Требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категорич-ности – просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соот-ветствующий приказ, наказание). (1) Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. (2) «Третий возраст» – стадия жизненного цикла, на которой он оставляет сферу труда или изменяет характер своих профессиональных занятий в силу обстоя-тельств, связанных с физиологическими особенностями пожилого возраста. (3) Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на создание потре-бительских стоимостей; один из основных видов активности человека наряду с игрой, познанием, общением. (3) Трудновоспитуемость – сознательное и бессознательное сопротивление ре-бёнка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчёты воспитателей, родите-лей, отклонения психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики воспитанников, затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. (2) Трудовое воспитание – воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, а также таких черт характера, обеспечиваю-щих успех в труде, как трудолюбие, старательность, добросовестность. (1) Тьютор – наставник, член контингента обучающих взрослых людей, осуществ-ляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым обучающимся в решении вопросов организации обучения. (4) Тесты достижений – стандартизированные тесты, конструируемые на учебном материале и предназначенные для оценки уровня овладения учебными знания-ми и навыками. Тесты личности – диагностические приемы, направленные на оценку эмоцио-нально-волевых компонентов деятельности – отношений, мотивации, интере-сов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных ситуа-циях. Технология обучения – процесс преподавания и учения, состоящий из сово-купности методов, средств и приемов обучения и активизации познавательной деятельности учащихся и студентов. Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, идеям и поведе-нию. Традиционная (классическая) модель образования – система академическо-го образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высоких образцов человече-ской деятельности. Требование – выраженная в решительной, категорической форме просьба, рас-поряжение; правило, условие, обязательное для выполнения. Тренинг – система регулярных упражнений, направленных на развитие и со-вершенствование определенных навыков.
|
Последнее обновление 18.01.11 02:41 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента