Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь основных понятий (Ф)

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.01.11 00:33

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

Ф

Фактор производства ресурс, используемый для производства благ.

Факторный анализ — многомерная методика, в которой соотноше­ния (или корреляции) между большой совокупностью наблюдаемых пе­ременных объясняются в терминах небольшого числа переменных, на­зываемых факторами.

Факторы общественные — причины, движущие силы какого-либо социального явления, процесса, определяющие его характер.

Факторы проектирования организации — параметры внешней и внутренней среды, которою необходимо учиты­вать при создании проекта организационной структуры.

Финансово-промышленные группы диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов или других организаций с целью максимальной прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала их участников.

Фирма предприятие, компания или другая хозяйственная организация, преследующая коммерческие цели.

Флуктуация (флюктуация) — случайное отклонение величины, характеризующей систему из большого числа элементов, от ее среднего значения.

Фокус-группа — метод глубинного изучения различий в понимании определенной проблемы участниками группы.

Формальные группы (организации) группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации.

Формирование и поддержание организационной культуры работа, направленная на создание, укрепление и развитие традиций, порядков, норм, правил, стандартов поведения и ценностей, обеспечивающих эффективное функционирование организации.

Фрагментарная организационная структура — сово­купность самостоятельных целевых групп (команд), за­нятых теоретическим решением важных для жизни орга­низации проблем. Разновидности: комитеты; группы по совершенствованию технологических процессов; целе­вые группы для решения неотложных проблем; кружки качества.

Франчайзинг (англ. franchise привилегия) — экономическое покровительство; представление клиентам (обычно открывающим новое дело) оборудования, технологии, вспомогательных материалов, атрибутики и даже товарных знаков; сама фирма, реализующая такое покровительство.

Функции менеджмента основные задачи, решае­мые менеджментом. А. Файоль выделяет с точки зрения содержания:
1) планирование; 2) организацию; 3) коор­динацию; 4) распорядительство;
5) контроль.

Функции руководителя основные задачи, решае­мые им в системе управления. Сегодня выделяют такие функции, как стратегическая; экспертно-инновационная, административная (подфункции — организационная, контрольная, стимулирующая, направляющая); коммуникационная.

Функции управления 1) это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ для целенаправленного воздействия на объект управления; 2) особые виды деятельности, выражающие направления или стадии осуществления целенаправленного воздействия на объект управления.

Функции управления отвечают на вопросы: кто действует в системе управления? и что он делает в системе управления? Классификация функций управления, обусловленная содержанием процесса управления, позволяет выделить следую­щие функции: планирование — управленческая деятельность, нашедшая отражение в текущих и перспективных планах и фиксирующая будущее состояние объекта управления в текущие моменты времени; организация — управленческая деятельность, посредством которой система управления приспосабливается для выполне­ния задач, поставленных на этапе планирования (разраба­тывается система мер, регламентирующая деятельность аппара­та управления с целью обеспечения достижения поставленных целей функционирования); регулирование — управленческая деятельность, направ­ленная на ликвидацию отклонений от заданного режима функ­ционирования и приведение объекта управления в заданное состояние. Посредством регулирования осуществляется, на­пример, оперативное управление ходом производственного процесса, перераспределяются материально-технические и фи­нансовые ресурсы и т. д.; мотивация — это процесс побуждения каждого сотрудни­ка и всех членов коллектива к активной деятельности для удов­летворения своих потребностей и для достижения целей орга­низации; контроль — управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени. Так обеспечивается контроль выполнения производственной программы, контроль расходов материальных и финансовых ресурсов во времени и т. д.; учет — управленческая деятельность по фиксированию состояния объекта управления с заданного (начального) до данного (конкретного) моментов времени. Это учет выполнения производственной программы, наличия материальных и финансовых ресурсов и т.д. Они составляют замкнутый цикл, который называется управленческим циклом.

Функциональная организационная структура структура, сформированная в соответствии с основны­ми направлениями деятельности организации, где под­разделения объединяются в блоки.

Функциональная структура управления — структу­ра управления в соответствии с крупными задачами, ре­шаемыми организацией. Обеспечивает высокое каче­ство и стратегическую направленность решений, чет­кость связей, отсутствие дублирования функций. Но жестка, громоздка, конфликтна, тормозит научно-техни­ческий прогресс.

Функциональное обследование — вид обследования методом ЭДЭ (экономия, действенность, эффективность), в рамках которого анализируются функции и структуры государственных учреждений в целях оп­ределения того, должны ли эти функции выполняться вообще, могут ли они исполняться более эффективно другими организациями и каковы могут быть структурные последствия этого.

Функциональные полномочия — полномочия, даю­щие право принимать обязательные для выполнения ре­шения о том, как осуществлять действия, регулируемые линейными полномочиями.

Функциональный подход — подход, основанный на изу­чении функций системы, т. е. алгоритма поведения систе­мы.

Функциональный подход к управлению — подход к объекту исследования, основанный на изучении функций системы, алгоритма ее поведения: изучение организации процесса управления служебной деятельностью для определения уровня организованности при реализации функций управления.

Функция — вклад некоторой структурной единицы в деятельность социальной системы для достижения целей этой системы.

Функция конфликта — выражение социального (позитивного или негативного) назначения конфликтного столкновения, зависимости между ним и дру­гими явлениями общественной жизни. К функциям конфликта, в частно­сти, относятся: интеграция, активизация социальных связей, сигнализа­ция об очагах социальной напряженности, содействие инициативе, преобразование межличностных и межгрупповых отношений, информа­ция, предупреждение разрушительных противоборств.

Функция социальная — совокупность однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение общей цели.

Функция управления — определенный вид управленчес­кой деятельности, объективно необходимой для обеспечения установленного воздействия субъекта управления на объект управления.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:49
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Словарь основных понятий (Ф)