Самое читаемое
Словарь основных понятий (И) |
Добавил(а) Социология |
09.01.11 00:11 |
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
И Ид — согласно Фрейду, подсознательное «Я», которое является источником энергии, стимулируемой стремлением к удовольствию. Идеальный тип — типизация феномена путем выделения и систематизации основных его характеристик из множества эмпирических примеров. Социологическая конструкция, созданная с целью выработки критерия сравнения реальных экземпляров, а не в создании совершенного образца. Идеология — система, утверждающая определенные ценности и факты. Иерархическая система — система с многоуровневой структурой, элементы которой расположены по уровням в порядке от высшего к низшему, т.е. в порядке подчинения. Иерархия полномочий — распределение полномочий по уровням управления и установление рангов каждого участника управленческой структуры. Иерархия управления — последовательность уровней управления с указанием их подчиненности. Изменение культурное — процесс проявления новых культурных элементов и комплексов в субкультурах и доминирующей культуре общества. Изменение социальное — процесс проявления новых черт и элементов в социальных структурах и в системах социальных взаимоотношений. Изменчивость — характеристика внешней среды организации, указывающая на степень устойчивости во времени отдельных структурных единиц внешней среды и связей между ними. Изоморфизм — принцип, согласно которому всем системам (биологическим, социальным, политическим, техническим и т.д.) присущи некоторые общие или системные свойства. Изучение организации — процесс накопления знаний о закономерностях построения, функционирования и развития организаций. Наиболее эффективными методами изучения организации являются: анализ документов, фиксированное наблюдение, интервьюирование, «изучение случая», социометрия и др. Изучение случая (англ. Case study) — специфический метод получения эмпирических данных, исследовательская стратегия в изучении социальных явлений. Развитие практики изучения случая обозначило несколько подходов к определению исследовательской стратегии: Имидж — устойчивый образ субъекта в общественном сознании. Имидж организации (фирмы)* — фактор доверия клиентов к организации (фирме) и ее товарам или услугам, фактор эффективности и процветания организации, ее собственников и персонала. Имидж – явление динамическое, может меняться под воздействием внешних и внутренних факторов, форс-мажорных обстоятельств, новой информации (СМИ, PR, антиреклама, неэффективные конечные результаты, отсутствие организационной культуры), в результате длительного сотрудничества с другими организациями и клиентами как в положительную, так и отрицательную сторону. Инвестиция — долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие с целью получения прибыли. Ингруппа — группа или социальная общность, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид определяет членов этой группы как «свои» и называет их «мы». Индекс (перечень, показатель, указатель) — 1) количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерений с помощью одной или нескольких шкал; Индивидуализм методологический — подход к анализу социальной реальности, рассматривающий социальные явления как результат агрегации индивидуальных действий. Индивидуальный трудовой спор — неурегулированное разногласие, конфликт между работником и работодателем по поводу соблюдения условий трудового договора (контракта). Индикатор — переменная, используемая в конструировании индекса при вторичном измерении. Индукция — 1) метод исследования, основанный на переходе от частного к общему; 2) логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям. Инжиниринг — 1) эконом. сфера деятельности по разработке объектов промышленности, их инфраструктуры и т.п., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг; 2) мероприятия по рационализации. Инновация (нововведение) — 1) деятельность по поиску и получению новых результатов, способов их создания, устранению неэффективных управленческих структур и т. д.; 2) целенаправленное и искусственно вызванное изменение в организации с целью повысить эффективность ее деятельности. Инновация (в теории Мертона) — реакция на аномалию, которая предполагает согласие с целями общества, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Институт — определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т. п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности людей, традиции. Институт государственной гражданской службы — социально-правовой институт, посредством которого реализуются цели и функции государства в обществе. Институт социальный (установление, учреждение) — 1) устойчивая форма организации совместной деятельности людей. Выполняет организационные, регулятивные, управленческие и воспитательные функции в обществе; 2) организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Институционализация — 1) процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности; 2) учреждение каких-либо новых институтов; Институциональный — связанный с общественными институтами. Инструментальность (в теории мотивации) — сопоставление членами организации размеров вознаграждения и результатов труда. Инструменты менеджмента — совокупность моделей и методов, используемых для решения задач менеджмента и их организационного, информационного и методического обеспечения. Интервью (англ. interview – встреча, беседа) — специальный вид целенаправленного исследовательского общения, применяемый в качестве метода получения необходимой социологической информации Интерес — эмоционально окрашенная установка, направленная на тот или иной вид деятельности или объект, вызванная положительным отношением к ним; форма проявления познавательной потребности. Интересы — специфические социальные результаты, приносящие пользу отдельному индивиду или группе: частные, общественные и др. Интересы хозяйственные (экономические) — стремление трудовых коллективов (предприятий) или отдельных людей получить конкретный результат от своей деятельности (увеличить прибыль, улучшить условия труда, жизни и т.п.). Интерес как стремление или желание зависит не только от сознания и воли человека. Он объективно обусловлен необходимостью постоянно удовлетворять разнообразные потребности человека. Интернализация — принятие и усвоение индивидом норм, верований и ценностных ориентации других людей. Интрига — нечестное запутывание окружающих с целью вынудить их к действиям, приносящим выгоду инициаторам и ущерб тем, против которых она направлена. Информационная безопасность — такое состояние информационных ресурсов, при котором они защищены от любых негативных воздействий, способных привести к нарушению полноты, целостности, доступности этих ресурсов или вызвать утечку или утрату содержащейся в них информации. Информационное обеспечение управленческой деятельности — осуществление действий по предоставлению своевременной, достоверной и полной информации определенному руководителю с заданной периодичностью. Информационные потребности — разновидность нематериальных потребностей. Потребность в информации, необходимой для решения конкретной задачи или достижения некоей цели. Информационные продукты — информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных и другая информация, представленные в форме товара. Информационные процессы — процессы создания, сбора, хранения, обработки, отображения, передачи, распространения и предоставления документированной информации пользователю. Информационные ресурсы — документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных хранилищах и др.). Информационные услуги — удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов. Информационный массив — совокупность документированной информации, упорядоченной по определенным признакам. Информационный продукт — информация, полученная в результате реализации информационной технологии. Информационный процесс — совокупность процессов получения, накопления, обработки и передачи информации. Информационный ресурс — организационная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах. Информация — сведения, знания, сообщения, которые содержат необходимые данные для принятия управленческих решений и их реализации. Информация социальная — знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере развития социальных процессов, условиях жизнедеятельности, общественном положении индивидов и социальных групп, взаимодействии их интересов. Информация управленческая — это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Инцидент — событие, дающее толчок к тому, что противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения. Искусство управления — умение применять научные знания по управлению, использовать накопленный опыт и полученные навыки творчески применительно к конкретной управленческой ситуации. Исследование социологическое — вид социального исследования, способ изучения социальных установок и поведения (деятельности) индивидов на основе системы логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, нацеленных на получение достоверных данных об изучаемом объекте или процессе для решения конкретных теоретических и социальных проблем. Историко-сравнителъный метод — научный метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в исторических явлениях: выявление процессов изменения различных социальных структур. Исторические типы социальных институтов управления** — выделяются четыре типа: 1) патриархальный, 2) традиционный, Историчность (в теории А. Турена) — свойство общественной системы создавать свои собственные ориентации развития, самотрансформироваться, самопроизводиться и самовоспроизводиться посредством борьбы между социальными акторами. Итоговое вознаграждение — вознаграждение за конечные или промежуточные (за период) результаты деятельности. Итоговый контроль — способ анализа и оценки результатов выполнения планов. Его данные служат основой поощрения.
|
Последнее обновление 09.01.11 00:52 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента