Самое читаемое
Словарь основных понятий (Г) |
Добавил(а) Социология |
09.01.11 00:04 |
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
Г
Габитус (в теории П. Бурдье) — система приобретенных схем, действующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия. Гашение — управленческое воздействие, в ходе которого заранее изученные реакции или действия не подкрепляются. В этом случае установки, ожидания и стремления индивида остаются нейтральными. Это состояние и будет представлять собой желательное в данной ситуации поведение. Гендер (от англ. gеndеr — род) — совокупность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, определяют женственность (фемининность) и мужественность (маскулинность). Первая обычно ассоциируется с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью, а вторая — с агрессивностью, способностью логически мыслить, чувством превосходства. Мужественность и женственность, т. е. гендерные различия, проявляются в том, как люди исполняют свои гендерные роли. Их так же называют ролями половыми. Гендерный идеал — ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущее данной культуре. Генеральная совокупность — совокупность, на которую социолог хочет распространить выводы исследования. Гетерогенный — разнородный по составу или происхождению. Гешефт — торговый (часто нечистый) интерес, торговая сделка, спекулятивный оборот, комбинация, афера. Гибкая организационная структура — совокупность подразделений, которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям работы в результате отсутствия жесткого закрепления обязанностей за работниками и подразделениями, незначительной регламентации их деятельности, хорошо развитых горизонтальных связей. Гибкие производственные системы — 1) упорядоченная совокупность средств труда, обеспечивающих в условиях мелкосерийного производства автоматизацию технологических операций и автоматизацию перестройки на новую продукцию в пределах физических возможностей системы, а также оптимальное управление технологическими операциями с целью повышения потребительских свойств выпускаемой продукции за счет ее своевременного обновления; 2) физическое воплощение, предметное выражение гибкого автоматизированного производства. Гибкое автоматизированное производство (ГАП) — организация производственного процесса, при которой автоматизированными средствами обеспечиваются высокие потребительские свойства выпускаемой продукции, прежде всего за счет ее своевременного обновления. В ГАП интегрируются концепции производственной гибкости и комплексной автоматизации производства. Гибкость — способность системы, подвергнутой определенному воздействию, нормативно или адаптивно изменять свое состояние и (или) поведение в пределах, обусловленных критическими значениями параметров системы. Гибкость организации — свойство организации, ее подразделения или управленческого органа быстро реагировать и приспосабливаться к любым изменениям, происходящим в рыночном или институциональном окружении. Гиперинфляция — непропорционально быстрый рост цен, чаще всего из-за увеличения денежной массы, находящейся в обращении, по отношению к количеству товаров и услуг на рынке; гиперинфляция может привести к кризису действующей экономической системы. Гипотеза — предположение о взаимосвязи между независимой и зависимой переменными. Гомеостаз (гомеостазис) — свойство системы обеспечивать постоянство обмена вещества и энергии, способность удерживать характеристики системы в пределах, допустимых для ее существования. Гомогенный — однородный по своему составу. Горизонтальная карьера — овладение работником новыми специальностями и сферами деятельности. Государственная гражданская служба Российской Федерации (гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную, государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации. Принципами гражданской службы являются: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; Государственная служба — социально-правовой институт, регулирующий публично-правовые связи: 1) служебные — между государством и чиновником; 2) публичные — между чиновником и гражданином. С 1 февраля 2005 года, в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27. 07. 2004 года, введено понятие «государственная гражданская служба Российской Федерации». Государственное решение — решение, принимаемое в органах государственной власти и носящее обязательный характер в обществе. Государственное учреждение — разновидность социальной организации, занимающейся предоставлением публичных услуг. Государственный аппарат — социальная организация, в рамках которой взаимодействуют государственные органы и учреждения. Государственный орган — структурная единица государственного аппарата, выполняющая функции администрирования. Государственный служащий — гражданин, занимающий оплачиваемую государственную должность и наделенный соответствующими обязанностями, полномочиями и привилегиями, необходимыми для исполнения служебных задач. С 1 февраля 2005 года, в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27. 07. 2004 года, введено понятие «гражданский служащий». Государство — часть общества, имеющая власть и силу, а также возможность распределять общественные ресурсы и средства. Государство авторитарное — государство, в котором власть находится в руках монарха или диктатора, управляющего с помощью насилия. Государство социальное — демократическое, правовое государство, выражающее интересы всех социальных страт и проводящее сильную социальную политику, направленную на стабильное обеспечение достойного жизненного уровня населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов. Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. (Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27. 07. 2004 года. Статья 13.). Границы конфликта — внешние пределы в пространстве и во времени, а также относительно той социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение. Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития и т.д.). Термин «группа» является общим для всех гуманитарных наук: экономики, истории, этнографии, демографии, психологии и др. В социологии употребляется понятие «группа социальная». Наиболее распространены классификации групп по размеру: большие, малые, микрогруппы; по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные; по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтные (реальные и воображаемые) и не являющиеся референтными. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности. Группа вторичная — совокупность людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных (общих) целей. В социальных связях вторичного типа отсутствует полностью или частично непосредственное взаимодействие членов социального объединения друг с другом. Например, для рабочего бригада является первичной, а коллектив предприятия в целом — вторичной группой. Данный термин был введен в противопоставление термину «группа первичная». Группа интересов — организация, созданная с целью выражения групповых интересов и влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов или настаивания на проведении определенной политики. Группа контрольная (в эксперименте) — группа испытуемых, деятельность которых проходит без воздействия экспериментального фактора. По условиям деятельности группа контрольная не отличается от экспериментальной группы, подверженной воздействию экспериментального фактора — гипотетические причины определенных изменений в социальной деятельности. Если в экспериментальной группе наблюдаются изменения в деятельности, а в группе контрольной нет, то гипотеза считается доказанной. Выравнивание состава экспериментальной группы и группы контрольной, а также ситуаций их деятельности — очень сложная задача. Достичь полного сходства групп и внешних условий деятельности в социальных экспериментах практически не удается. Выработан ряд приемов выравнивания состава экспериментальной и контрольной группы: Случайное распределение (рандомизация) производится по правилам вероятностного отбора. Этот прием считается самым надежным, так как процедуры случайных выборок детально разработаны. Сочетания различных приемов обеспечивают надежность выравнивания групп и при небольших выборках. При сочетании частотного распределения с рандомизацией берутся списки групп, составленных выравниванием частотных распределений, а затем эти группы переформируются при помощи приемов вероятностного отбора. Если при первом выравнивании упускался какой-нибудь существенный фактор, то предполагается, что люди, которым он свойствен, с примерно одинаковой вероятностью попадут в обе группы. Сочетание рандомизации и квотного отбора состоит в том, что составленные на основе случайного отбора списки групп корректируются на основе модели распределения существенных признаков в генеральной совокупности. Этот прием обеспечивает сходство и репрезентативность групп испытуемых и при небольших выборках. Группа малая — малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым — непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Примерами малой группы являются семья, производственная бригада, школьный класс, научный, воинский и другие первичные коллективы, коллективы космических, арктических и антарктических станций, спортивная команда, религиозная секта, группа друзей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер малой группы — два человека, максимальный — несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5 - 7 чел. Виды малой группы: формальная, неформальная, первичная. Группа малая — непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функции связующего звена в системе «личность — общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через принадлежность к определенным социальным группам и организациям, посредством которых он участвует в жизни всего общества. Малая группа играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социализации, являясь проводником тех идей, установок, ценностей и норм поведения, которые существуют в данном обществе как целостной системе. Малые группы являются относительно самостоятельными субъектами обществ, отношений. С одной стороны, они отражают в себе те общественные отношения, в которые они органически включены, и преломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой — на основе личных контактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений. Обе системы отношений — объективных (общественных) и субъективных (психологических) сливаются в единую систему межличностных групповых отношений, что придает малой группе особое качество, отличающее ее от других социальных групп. Принцип образования малой группы, природа и функционирование зависят от социальной структуры общества, отражают происходящие в нем процессы, но она не является «зеркальным отражением» общества. (см. также Теория малых групп). Группа неформальная — вид малой группы возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Эту группу называют также «психологической» или «группой по интересам», т.к. в основе ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация. Группа неформальная образуется на личностной основе в результате инициативы индивидов, ее составляющих. В группе в целом самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов. Группа неформальная может образовываться как в рамках формальной группы, так и помимо ее. В первом случае она вторична по отношению к общей групповой организации — это различные группировки, круги друзей. Во втором случае она не зависит от формальной, образуется на основе пространственной близости (соседи), общности интересов («неформалы» среди молодежи и в политической жизни), единства психологических характеристик (подростки-сверстники), личной симпатии (друзья) и др. Контакты членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет строгую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет неформального лидера, контроль осуществляется с помощью неформальных норм и традиций, сущность которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее «закрытости» для членов других социальных систем. Термин «группа неформальная» стал широко применяться в социологии после Хоторнских экспериментов, проведенных под руководством Э. Мэйо. Таким образом все неформальные группы — группы, не ориентированные на социальные статусы и роли, а основанные на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических или социальных потребностей членов группы, не связанных с организационными целями и задачами. Группа первичная — вид группы малой, отличается высокой степенью солидарности, глубоко развитым чувством «мы». Это небольшое количество людей, между которыми устанавливаются прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения. Характерные черты: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу и неформальный контроль за поведением членов. Через группу первичную человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в них происходит первичная социализация личности. Считается, что отсутствие или недостаток связей первичного типа может обернуться ухудшением личных качеств человека и основных характеристик человеческой природы вообще, что проявится в духовной неполноценности и негативном поведении человека. Термин «группа первичная» был введен в начале XX века американским социологом Ч. Кули. Рассматривая такие малые группы, как семья, дружеская группа детей-сверстников, традиционное соседство, Кули ввел это понятие для определения групп, которые «характеризуются интимным, лицом к лицу, контактом и сотрудничеством». Эти группы оказывают наибольшее влияние на формирование социальных идеалов индивида и «первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства». Эти группы формируют, обновляют и укрепляют моральные стандарты своих членов. Кули указывал на две основные функции группы первичной: 1) быть источником моральных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей жизни; 2) быть средством поддержки и стабилизации взрослого человека. По Кули, малая первичная группа формирует личность. Но каждая первичная группа есть часть общества, большой социальной группы, поэтому она является проводником идей, установок и норм, существующих в обществе как целостной системе. Следовательно, первичные группы формируют личность не сами по себе, а как органическая часть общества, всей социальной системы в целом. Группа проблемная — формально организованный коллектив научно-технических работников, созданный для исследования или решения четко сформулированной проблемы. Работа членов группы четко координирована, и направлена на достижение общей цели. Состав группы проблемной определяется структурой проблемы и обычно имеет многодисциплинарный характер. По мере изучения проблемы группа проблемная может меняться. Статус такой группы в организации может быть различным. Эффективность работы проблемной группы обеспечивается интенсивными внутригрупповыми и внешними междисциплинарными коммуникациями, сильной мотивацией коллектива, сплоченного общей целью, срочностью и важностью проблемы. Критическим фактором в деятельности проблемной группы является личность руководителя, который должен обладать авторитетом в среде специалистов, в формальной организации и в то же время иметь полную поддержку неформальной организации проблемной группы (или быть ее неформальным лидером). Группа референтная — реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном. Понятие «группа референтная» было введено американским социальным психологом Г. Хайменом. Рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, другой американский исследователь, Различают реальную и воображаемую референтную группу. Реальная — это группа людей, служащих для личности эталоном реализации оптимальных для нее социальных норм и ценностей; воображаемая — отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, его жизненные идеалы, выступающие в форме персонифицированных эталонов и идеалов. Эти персонифицированные образы людей представляют «внутреннюю аудиторию», на которую личность ориентируется в своих мыслях и действиях. В системе отношений «личность — общество» референтные группы выполняют три главные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социальной структуре общества, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ролей, соответствующих этому статусу; регулятивную (или нормативную), устанавливающую и интерпретирующую для личности социальные нормы общества и других социальных групп и через них обусловливающую определенный тип поведения; мировоззренческую (ценностно-оценочную), определяющую установки, ценности, идеалы и цели личности. На практике теория референтных групп применяется при изучении социальной мобильности, процесса адаптации личности к различным социальным средам, эффективности средств массовой коммуникации. (См. также Концепции референтной группы). Группа руководителей — полуконтактная (периодически взаимодействующая, но не объединенная общими подразделенческими рамками) совокупность руководителей подразделений организации, вступающих между собой в «горизонтальные» и «вертикальные» управленческие отношения как на формальной, так и на неформальной основе. Структурируется по иерархическим уровням, подразделениям и службам, квалификационным и демографическим признакам, а также применительно к конкретным исследовательским задачам (место в научно-техническом прогрессе, в выработке отдельных решений, в конфликтных ситуациях и т.п.). Группа руководителей выделяется в исследованиях процессов выработки, принятия и осуществления решений в целях консультирования управленческого (см.), проблем служебного продвижения и т.д. Группа руководителя – группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля. Группа семейная — малая социальная группа состоящая из членов семьи, связанных между собой отношениями брака или родства. Группа семейная может быть нуклеарной — состоит из супругов или одного из них и детей, а также расширенной — включает в себя членов нуклеарной семьи и их прямых родственников (чаще родителей каждого из супругов), полной (включающей обоих супругов) и неполной. При анализе семьи как малой группы целесообразно выделить два основных типа характеристик: 1) характеристики группы в целом — цели и задачи семейной группы, состав и структура семьи, ее социально-демографический состав, групповая сплоченность, групповая деятельность и характер группового взаимодействия семейной группы, структура власти, коммуникаций в семье и т.д.; 2) характеристики связей и отношений семейной группы с более широкими социальными системами в рамках социальной структуры общества. Здесь прежде всего выделяются: функции семьи по отношению к обществу; цели, задачи и функции по отношению к индивиду; групповая регуляция поведения и взаимодействия индивидов в семье (групповой контроль, групповые санкции и т. д.); семейные ценности и образцы поведения, включенность индивида в семью, его удовлетворенность пребыванием в ней и ее функциональными требованиями и т, д. Предметом социологического анализа семейной группы чаще всего оказывается структура семьи и ролевое взаимодействие ее членов. Под структурой семьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета и т. д. Выделяют так называемую авторитарную структуру и в связи с этим авторитарные семьи, которые характеризуются жестким подчинением жены мужу и, как правило, строгой дисциплиной во взаимоотношениях родителей и детей. Демократические семьи основаны на распределении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределении обязанностей, воспитании детей и т. д. Группа социальная — 1) совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других; 2) совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре обществ, разделения труда и деятельности. Понятие группа социальная является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов обществ, отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого целого на отдельные структурные составляющие. Понятие группа социальная является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей, т.к. фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др. (см. также Теория социальных групп). Группа формальная — вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется разделением функций, безличностью и договорностью отношений, одной, строго определенной, целью сотрудничества, крайней рационализацией функций (как общегрупповых, так и индивидуальных), низкой зависимостью от традиций и т.д. Группа формальная — объективное социальное образование, элемент социальной структуры общества (например, семья) или элемент его структурных подсистем (производственная бригада, научная кафедра, воинское подразделение, экипаж космического корабля и др.). Группа формальная создается для выполнения функций, строго определенных системой более высокого уровня. Структура формальной группы и тип ее поведения определяются группой большего масштаба или общества в целом. По отношению к индивидам, ее составляющим, формальная группа выступает чем-то внешним, не зависящим от их воли, желаний, эмоций; предписывает каждому члену определенную функцию; предлагает определенный и безотносительный к его личным особенностям режим исполнения этой функции; предусматривает соответствующие нормы отношений с другими членами группы, а также формы и критерии оценки его деятельности, вознаграждения и стимулирования. Межличностные отношения в формальной группе складываются внутри установленных официальных рамок. Таким образом, группы формальные — группы, сознательно создаваемые для достижения коллективных целей организации, основой которых является исполнение формальных ролевых требований членами организации. Группа этническая — часть общества, члены которой осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры. Групповая динамика — 1) развитие (движение) группы во времени, обусловленное как взаимодействиями и взаимоотношениями членов группы между собой, так и внешним воздействием на группу; 2) совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; выработка групповых мнений и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т.е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают изменения, происходящие в группе за время ее существования. Эти изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и относительно устойчивого и постоянного воспроизводства группы как социально-психологической общности. Вторая проявляется в неизбежно сопутствующих любой коллективной жизнедеятельности специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в соответствующем различии их функциональных ролей и психологических статусов, что является стимулом и результатом развития группы, но в то же время может привести к нарушению гармонии в отношениях образующих группу людей. Сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность процесса развития малой группы. Групповое давление — стремление группы изменить поведение и установки отдельной личности в соответствии с позицией большинства ее членов (группового ожидания). Групповое мышление — тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы. Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятия решений предполагает обязательное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискуссии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая принятию решения. В отдельных случаях групповое принятие решений используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях. Группы давления — специально организованные группы для оказания влияния на официальных государственных должностных лиц. Теория группового давления возникла в начале XX веке в США. Родоначальником теории считается американский политолог А. Бентли, изложивший ее основы в книге «Процесс государственного управления». Предложенная им конструкция группы давления сводится к следующему: процесс управления экономическим развитием и общественными делами в конечном счете определяется интересами влиятельных групп различной степени активности. Поскольку интересы групп, как правило, не совпадают, между ними возникает противоборство. Оно выливается в форму давления на законодательную, исполнительную и судебную власть. Создаваемое при этом равновесие групповых давлений якобы придает устойчивость обществ, структурам. Следовательно, сущность государственного управления, по Бентли, заключается в искусном соединении и нивелировании групповых интересов. Группы интересов проявляются через политические объединения, которые организуются в партии и объективируются через систему управления на всех его уровнях. Французский политолог Ж. Мейо в основу определения группы давления кладет три главных фактора: 1) наличие устойчивых связей во взаимоотношениях между членами группы; 2) чувство коллективной солидарности; 3) общность интересов и целей, стабилизирующих деятельность группы. Типичными способами воздействия группы давления на деятельность аппарата власти являются: 1) непосредственное выдвижение своих ставленников в органы власти; 2) участие членов группы в работе парламентских комиссий, подкомиссий, ассоциаций, в межведомственных комитетах и службах; 3) поддержание личных контактов между заправилами бизнеса и государственными чиновниками на местах.
|
Последнее обновление 09.01.11 00:53 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента