Самое читаемое
Словарь основных понятий (В) |
Добавил(а) Социология |
08.01.11 23:52 |
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ В Валентность — сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет определенный уровень валентности (или желательности), который колеблется от - 1 (весьма нежелательно) до + 1 (весьма желательно). Валидность (от лат. validus – сильный, крепкий) — 1) обоснованность и адекватность исследовательских инструментов (операционализированных понятий, измерительных операций и экспериментов). Валидность логическая (внутренняя) – степень взаимосвязи и взаимной выводимости переменных и индикаторов. Валидность эмпирическая (внешняя) – степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным, позволяющая получать надежные, репрезентативные и достоверные результаты исследования; Вариабельный — проявляющийся в виде вариантов. Вариант — видоизменение, разновидность, одна из возможных комбинаций. Вариация — изменение второстепенных элементов, частностей чего-либо при сохранении основы. Вексель — письменное обязательство уплатить долг, составленное по установленной законом форме. Дает право владельцу векселя требовать в бесспорном порядке уплаты долга по истечении означенного срока. Векселя, как правило, могут передаваться другим лицам и служить «торговыми» деньгами. Вексельное обращение через механизм безналичных расчетов способствует экономии наличных денег. Векселя бывают простые и переводные. Простой вексель выписывается заемщиком с обязательным соблюдением следующих требований: указание места и времени выдачи векселя, суммы долгового обязательства, срока и места платежа, фамилии лица, которому должен быть возвращен долг. Переводной вексель выписывается кредитором как приказ должнику уплатить третьему лицу определенную сумму долга. Переводной вексель должен быть подтвержден должником. Венчурная организация (фирма) — организация (коммерческая фирма), берущая на себя риск затрат на научно-технические разработки, создание новых видов продукции, новых технологий и других новшеств. Верование — устойчивое расположение, основанное не только на эмоциональных, но и рациональных оценках. Взаимные расчеты — денежные расчеты по взаимным требованиям и обязательствам с зачетом встречных претензий. В капиталистических странах широко распространены не только в форме безналичных денежных расчетов за товары и услуги, но также в отношениях между банками в форме клиринга (погашений) и корреспондентских счетов. Взаимодействие межличностное — 1) в широком смысле — случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле — система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Взаимодействие социальное — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Взаимосвязанность — характеристика внешней среды организации, указывающая на характер отношений между отдельными структурными единицами внешнего окружения, а также на отношения между этими структурными единицами и организацией. Взятка — незаконный (ненормативный) доход, базирующийся на использовании должностного положения. Виды идеальных моделей управления** — категории социологии управления, раскрывающие характер связи абстрактных схем отношений между людьми с практикой управления; выделяются три вида идеальных моделей: 1) схемы еще не сотворенной деятельности, 2) схемы творимой деятельности и 3) схемы сотворенной деятельности. Виды (типы) конфликтов — варианты конфликтных столкновений, различаемые по факторам совместной деятельности людей (источникам возникновения, формам взаимодействия, направленности общения, функциям и др.). Виды управления* — разновидности управленческой деятельности, сформировавшиеся в связи со сложностью и разнообразием этой деятельности. Существует около 80 видов управлений. Например: государственное управление, федеральное управление, муниципальное управление, местное управление (самоуправление), отраслевое управление, территориальное управление, региональное управление, административное управление, социальное управление, инновационное управление, предпринимательское (частное) управление, ситуационное управление, оперативное управление, предупредительное (профилактическое) управление, конкурентное управление, адаптивное управление, внешнее управление, внутреннее управление, доверительное управление, научное управление, эмпирическое управление, селективное управление, антикризисное управление, стратегическое управление, политическое управление, скрытое управление и др. Виды управленческой практики** — категории социологии управления, обозначающие принципиальные различия в протекании процесса управления в связи с особенностями реальной проблемы; выделяются четыре вида: 1) управление людьми, 2) управление отношениями, 3) управление конечными результатами и 4) управление системами. Проблемы управленческой практики — сложные практические вопросы управления различными объектами, требующие постоянных усилий для их решения; в соответствии с видами управленческой практики таких проблем четыре: 1) расстановка людей в соответствии с их качествами и задачами совместной деятельности, 2) сплочение людей вокруг общих целей и задач, 3) достижение заранее запланированных показателей в решении поставленных задач и 4) обеспечение управляемости всей системы, сохранение ее целостности, устойчивости и способности к развитию. Виртуальная организация — 1) организация, в которой структура утрачивает системообразующий статус; 2) организация, существующая в информационной среде и являющаяся ее частью. Виртуальная экономика — проведение экономических операций в электронном пространстве. Виртуальное предприятие – предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных работников, которые в процессе труда общаются, взаимодействуют, используя электронные средства коммуникаций, при минимальном или полностью отсутствующем личном, непосредственном контакте. Виртуальный — 1) кажущийся, ненастоящий; 2) находящийся в промежуточном состоянии; 3) относящийся к нематериальной (например, информационной) среде. Вклады — денежные средства предприятий, организаций и населения, находящиеся на хранении в кредитных учреждениях, среди бизнесменов капиталистических стран нередко называются депозитами. Власть — 1) отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и (или) группы обладают способностями и возможностями оказывать воздействие на других людей, навязывать им свою волю вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам; 2) право и возможность распоряжаться, воздействовать на ситуацию или поведение других людей с помощью авторитета, воли, права, насилия, мотивационных факторов; 3) в организации - способность подчинять других людей своей воле, изменять их поведение в нужную для организации сторону; 4) функция, необходимый элемент жизнедеятельности социальной системы. Его содержание – подчинение воле носителей функции (лиц, групп, учреждений) всех субъектов данной системы; 5) любая закрепленная социальными отношениями возможность настаивать на своем даже при наличии сопротивления независимо от того, в чем эта возможность выражается (по М. Веберу); 6) достижение намеченных эффектов путем воздействия на других людей (по Б. Расселу); 7) возможность индивида А заставить индивида В делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать (по Р. Далю); 8) необходимое свойство социальной системы, способствующее ее выживанию во внешнем окружении (по Д. Итону). Внешние поощрения — все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Внешний контроль — контроль, осуществляемый и руководителями, и специальными работниками (контролерами). Внешняя неопределенность — это функция объема доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации. Внешняя среда (окружение) организации — 1) совокупность физических, социальных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации; 2) совокупность объектов и условий, с которыми организация взаимодействует непосредственно (деловое) или которые она должна учитывать (фоновое). Внутреннее вознаграждение — ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы (например, удовлетворение от достижения поставленных целей). Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высокого порядка. Внутренний контроль (самоконтроль) — контроль, осуществляемый самими сотрудниками с целью выявления слабых мест, резервов. Внутренний рынок — совокупность экономических отношений в рамках определенной страны, складывающихся по поводу купли-продажи товаров и услуг. Закономерности формирования и развития внутреннего рынка зависят от воздействия многих факторов и прежде всего от степени разделения и специализации общественного труда, а также характера собственности на средства производства. Внутренняя среда организации — совокупность взаимосвязанных ее элементов (цели организации; организационная структура; задачи организации; технология деятельности; люди; а также можно включить: организационный порядок, взаимоотношения в коллективе, разделение труда).
Внутригрупповой конфликт — столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов, ослаблением сплоченности и совместных действий либо несоблюдением норм группового поведения. Внутриличностный конфликт — внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации, функционального дискомфорта в сфере рационального и эмоционального, необходимости выбора между желаемым и должным, выгодным и опасным, интересным и скучным, кризиса мотивов или их реализации. Внутриорганизационные назначения работников — административные решения относительно повышений, понижений в должности или переводов внутри организации, отражающие ценность работников в глазах руководства и стремление к наиболее полному использованию их потенциала. Воздействие управленческое — сознательное действие субъекта управления, вызывающее изменение состояния объекта (системы) управления. Воздействие управленческое социальное — изменение содержания в целях реализации интересов и потребностей социальных объектов (общностей, социальных групп, индивидов). Восприятие — активная полусознательная деятельность человека по приему и переработке значимой для него информации об окружающих его людях и событиях. Восприятие межличностное — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Всеобщий конфликт — столкновение, противоборство, в которое вовлечено большинство персонала крупного предприятия либо наемных работников той или иной отрасли народного хозяйства страны из-за расхождения (несовпадения) интересов в сфере производственных, распределительных и трудовых отношений, различия во мнениях по поводу осуществления экономической и социальной политики, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
|
Последнее обновление 09.01.11 00:54 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента