Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь терминов (С)

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
18.01.11 01:58

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

С

Самоактуализация (Самореализация) – высшая жизненная потребность ин-дивида, под которой А. Маслоу понимает стремление человека к выявлению своих потенциальных возможностей, проявлению его способностей становить-ся всем, чем он захочет, достижению своих целей, проявлению своей общече-ловеческой и личностной сущности. (4)

Самоанализ – способ самоорганизации духа, чувства, разума, воли и поведе-ния; оценка своего конкретного поступка, формирование собственного мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с окружающими, родителями, преподавателями. (1)

Самовнушение – процесс внушения, адресованный самому себе. С. ведет к по-вышению уровня саморегуляции, что позволяет человеку эффективнее управ-лять своим вниманием, памятью, своими эмоциональными и соматическими реакциями. С. может применяться в качестве метода самоуправления в психо-терапии, спорте, педагогике. (2)

Самовоспитание – сознательная и целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению от-рицательных качеств. Главным условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко осознанных целей, идеа-лов, личностных смыслов. С. находится в неразрывной взаимосвязи с воспита-нием. (2)

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематиче-ская познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворе-ние познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом. (2)

Самообучение – процесс получения человеком знаний посредством собствен-ных устремлений и самостоятельно выбранных средств. (2)

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди др. людей. С. бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные пред-ставления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди). (2)

Самопознание – познание своего Я в его специфике, условиях и характерных способах реакции, в предрасположениях и способностях, ошибках и слабостях, силах и границах собственного Я. (1)

Саморазвитие – собственная активность человека в изменении себя, раскры-тии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала, реализации веры в возможности самовоспитания, – в процессе естественного физиологического, психического и социального развития. (Г)

Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при ко-тором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер. С. у. р. – средство формирова-ния познавательных способностей учащихся, их направленности на непрерыв-ное самообразование. (2)

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних принуждений, а также возможность существовать без посторонней помощи или поддержки. (Г)
Самостоятельность – волевое свойство личности как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

Свободное воспитание – концепция воспитания, согласно которой ребенок должен развиваться сам и ему для развития нужны лишь благоприятные усло-вия. С.в. игнорирует необходимость специальной помощи ребенку со стороны взрослых. (1)

Свободное обучение – форма организации процесса обучения, основанная на принципе свободы выбора времени, места, продолжительности, стоимости, ви-да и форм, целей, организации, методов, источников и средств, последователь-ности, содержания, оценки, программы обучения, консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня и документов образования. (4)

Семейное воспитание – воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Теория семейного воспитания – органическая часть социальной педагогики (социокультурная среда воспитания – средовая педагогика). Она включает проблемы: социокуль-турная среда семьи и воспитание; типы семей и их воспитательные возможно-сти; цели, содержание и методы воспитания в семье; компенсаторное и коррек-ционное воспитание в семье и др. (1)

Семинар – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изуче-нии учащимися по заданию руководителя отдельных вопросов, проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совмест-ного обсуждения. (2)

Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или род-ственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной от-ветственностью. С. выполняет важнейшие общественные и социальные функ-ции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, воспитательную, соци-альную, психотерапевтическую и т. д. (4)

Сензитивность – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровож-дается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. (3)

Сенсорное воспитание – составная часть умственного и физического воспита-ния ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятия; происхо-дит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира. (1)

Сессия – в политологии – организационная форма работы представительного органа; в образовании – период обучения; в психотерапии – терапия или кор-рекция, ограниченная по времени и желаемому результату. (1)

Симуляция – притворство, ложное утверждение или изображение с целью вве-сти в заблуждение; поведение, направленное на имитацию болезни или ее от-дельных симптомов с целью ввести в заблуждение и обмануть. Мотивами С. могут быть достижение определенных льгот (например, улучшение жилищных условий, получение пособий и др.); уклонение от обязанностей; стремление об-ратить на себя внимание (например, когда дети ощущают недостаток родитель-ской заботы); потребность в помощи, опеке и т. д. (1)

Синергетика – наука, исследующая процессы перехода сложных систем из не-упорядоченного состояния в упорядоченное и вскрывающая такие связи между элементами этой системы, при которых суммарное действие в рамках системы превышает по своему эффекту простое сложение эффектов действий каждого из элементов в отдельности. В педагогике выступает как один из методологиче-ских принципов. (1)

Синтез – движение мысли от более частных понятий к более общим; мыслен-ное соединение частей предмета, явления, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета, явле-ния как единого целого. (1)

Сион – служба информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг, одно из структурных звеньев сферы образования взрослых. (4)

Сироты социальные – дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С. с. – особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых роди-телях»). Определение «социальные» указывает на то, что, в конечном счете, именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансо-вых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым ро-дителем своего долга, в дефиците у них (родителей) чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия. (1)

Система – совокупность частей (компонентов), объединенных в определенной связи строгой последовательностью действий (например, в работе – принятый установившийся порядок чего-либо); форма, способ устройства, организация чего-либо (например, государственная, избирательная; общественный строй); совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим зада-чам и организационно объединенных в единое целое. (1)

Система педагогическая – взаимосвязанные структурные и функциональные компоненты, подчиненные целям образования, воспитания и обучения подрас-тающего поколения и взрослых людей. (1)

Система социально-педагогическая – постоянно функционирующие взаимо-связь и социально-педагогическое взаимодействие компонентов (субъекта, объ-екта, социальных групп, механизмов взаимодействия), отражающие особенно-сти существования данной системы во времени и в условиях реальной социаль-ной действительности (образовательного учреждения, семьи, центра), обеспе-чивающие их единство и согласованность в социально-педагогической дея-тельности, способствующие саморазвитию (компонентов, механизма функцио-нирования и системы в целом) и направленные на достижение определенной цели. (1)

Системность обучения – дидактический принцип, согласно которому изложе-ние учебного материала должно соответствовать внутренней логике изучаемой науки и вместе с тем отвечать возрастным особенностям учащихся. (1)

Системный подход – метод научного познания, в основе которого лежит рас-смотрение объектов как систем.

Системообразующий фактор – доминирующий компонент, являющийся фак-тором, определяющим объединение остальных компонентов в систему.

Ситуация – совокупность внешних условий, факторов, действующих на чело-века и обусловливающих его деятельность наряду с субъективными, внутрен-ними условиями. (3)

Ситуация педагогическая – состояние педагогического процесса, в котором имеется расхождение между желаемым и реальным, достигнутым в формиро-вании личности. (3)

Совесть – категория этики, отражающая моральную ответственность человека перед самим собой; внутренняя потребность поступать справедливо; система моральных убеждений личности и одновременно способность применять эти убеждения для самооценки собственного поведения. (2)

Совокупность – сочетание, соединение, общий итог воспитательного процесса. (Г)

Содержание образования и воспитания – система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подго-товку к общественной жизни и труду. Источником С. о. и в. служит все много-образие культуры. (2)

Созидание – создание чего-нибудь, творчество.

Сознание – высшая форма отражения объективного мира, свойственна только человеку. С. возникает в ходе общественно-исторического развития на основе трудовой деятельности, является продуктом высокоорганизованной материи – головного мозга человека. (2)

Социализация – процесс становления личности. В процессе такого становле-ния происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих донному общест-ву, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат.

Социализация как процесс – особенности социального становления личности.

Социализация как результат – характеристика социального становления че-ловека в соответствии с его возрастом или уровнем развития. Ребенок в соци-альном развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом от-ношении социализация как результат характеризует ребенка по отношению к его сверстникам. (1)

*Основные виды социализации человека – полоролевая, семейно-бытовая, про-фессионально-трудовая, субкультурно-групповая. (1)

*Стадии (этапы) социализации – дотрудовая (ранняя социализация – до школы, стадия обучения), трудовая (стадия высшей школы, стадия трудового коллекти-ва), послетрудовая. Существуют и другие подходы к выделению стадий (эта-пов) социализации человека, например, по возрасту: первое детство, детство, отрочество, зрелость. (1)

Социальный – общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе.

Асоциальный – нарушающий права и интересы общественной среды; не соот-ветствующий принятым в этом обществе нормам и правилам поведения.

Антисоциальный – противообщественный; действующий против норм и пра-вил, которые приняты в этом обществе, общественной среде. (1)

Социальная работа – особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на решение социальных про-блем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественных групп и удовлетворение потребностей граждан на создание условий, благопри-ятствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию. (1)

Социальная среда – соц. зона ближайшего действия человека; сложная и неоднозначная система условий развития личности как противостоящая ей, так и изменяемая действиями и поступками самого человека. В понятие С. с. включают непосредственное окружение личности, совокупность различных (макро и микро-) условий ее жизнедеятельности, атмосферу ее соц. бытия, межличностные отношения и контакты с др. людьми; реальная действительность, в усло-виях которой происходит развитие человека. (2)

Социальная этика – этика общественной жизни, учение об этических отноше-ниях и обязанностях, обусловливаемых самой жизнью человека в обществе. (1)

Социальное воспитание – целенаправленно управляемый процесс социально-го развития, социального формирования личности человека; помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отно-шений; направленное воспитание человека с учетом его личностно- социальных проблем и в соответствии с социальными потребностями среды его жизнедея-тельности. (1)

Социально-правовая защита детства – система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства. (2)

Социально-педагогическая деятельность – педагогическая деятельность, на-правленная на соц. защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в орга-низации себя, своего психологического состояния, на установление нормаль-ных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию. (2)

Социально-ролевое образование взрослых – образование, удовлетворяющее потребности человека в эффективном выполнении социальных ролей: работни-ка, члена коллектива, члена семьи. (4)

Социальные навыки (обязанности) – набор способов и приемов соц. взаимо-действия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с др. Понятие определено В. Слотом. (2)

Социальный педагог – специалист по социально-педагогической работе с детьми и родителями, с подростками, молодежными группами и объединениями, со взрослым населением в условиях образовательных и специализированных учреждений, по месту жительства. С. п. призван обеспечивать направленную со-циально-педагогическую помощь и поддержку процесса социализации различ-ных категорий детей и молодежи, способствовать их социальному воспитанию в условиях жизнедеятельности, оказывать психолого-педагогическую и социаль-но-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, помогать подросткам в период их социального и профессионального становле-ния. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой, включаю-щей его должностные обязанности (7 – 14-й разряды), социальный педагог

1.Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, раз-витию и социальной защите детей в учреждениях и по месту жительства.

2.Изучает особенности личности обучающихся, окружающей микросреды, условия жизни.

3.Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им со-циально-педагогическую помощь и поддержку.

4.Выступает посредником между личностью подопечных и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

5.Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по со-циальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности воспитан-ников.

6.Организует различные виды социально ценной деятельности детей и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

7.Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отноше-ний в социальной среде.

8.Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопас-ности личности воспитанников, заботится об охране их жизни и здоровья.

 

9. Осуществляет работу по трудоустройству, патронажу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, ис-пользованию ценных бумаг воспитанников числа сирот и оставшихся без попечения родителей. 10. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занято-сти, с благотворительными организациями и т. д. в организации помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физиче-скими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экс-тремальные ситуации. (1)

Социальный работник – специалист, в соответствии со своими должностны-ми и профессиональными обязанностями оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших у них про-блем. (1)

Социология воспитания – наука, исследующая воспитательные силы общест-ва, процессы социализации человека, воспитание как социальный институт. (2)

Социометрия – отрасль соц. психологии, изучающая межличностные отноше-ния, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению. (2)

Социометрический статус – положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста. (2)

Социометрический тест – методика выявления наглядно-графического изо-бражения и индексного представления межличностных отношений в малой группе. Результаты такого теста являются неоценимыми для педагога в пони-мании им процессов формирования внутриколлектиных отношений в детских группах. (2)

Специализация – сосредоточение деятельности на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операций или видах выпускаемой продукции; приобретение специальных знаний в определенной области (часть специальности); разделение труда по его отдельным видам, формам. (1)

Специализация – конкретизированная совокупность знаний, умений и навы-ков, ориентированных на применение в локализованной области профессио-нальной деятельности человека в рамках специальности.

Специалист – работник, получивший подготовку к избранному им виду дея-тельности в профессиональном учебном заведении; работник, профессионально занятый квалифицированным умственным трудом, требующим высшего или среднего специального образования. (1)

Специальность – постоянно выполняемая трудовая деятельность, деленная вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии, например, учи-тель математики, врач-педиатр); совокупность знаний, умений и навыков, при-обретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач; направление подготовки в среднем специальном учебном заведении. Наименования специальностей со-держатся в Перечне специальностей среднего профессионального образования.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, яв-ляющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной дея-тельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, на-сколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития С. выражают понятия таланта и гениальности. (2)

Способности педагогические – обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических особенностей и профессионально значимых качеств педагога, которые обеспечивают достижение высоких результатов в пед. деятельности. Различают виды С. п.: гностические (умение познавать и получать удовольствие от познания); дидактические (умение объяснять, передавать знания,обучать); коммуникативные (умение общаться, сотрудничать); конструктивные (умение отобрать, создать, спроектировать учебно-воспитательный материал); организаторские (умение включать воспитанников в различные виды деятельности, вызывать у них интерес к ним, делегировать полномочия, объединять всех участников и направлять их интересы на реализацию поставленных целей); перцептивные (умение проникнуть во внутренний мир ребенка, понять переживаемые им чувства и состояния, способность к эмпатии); прогностиче-ские (умение осуществлять пед. предвидение, прогнозировать результаты взаи-модействия в пед. деятельности); суггестивные (эмоционально-волевое вну-шающее влияние педагога, его способность с помощью твердого волевого сло-ва добиться нужного результата воздействия); экспрессивные (умение эмоцио-нально и выразительно передать свои знания и убеждения, артистизм педагога, владение интонационной палитрой речи, мимикой, жестами, пластикой). (2)

Справедливость – понятие о должном, содержащее в себе требование соответ-ствия между практической ролью различных индивидов (социальных слоев, групп) в жизни общества и их социальным положением, их правами и обязан-ностями; между трудом и вознаграждением; между заслугами и их обществен-ным признанием; между преступлением и наказанием.

Справедливость социальная – создание для всех членов общества равных возможностей для реализации своих способностей и удовлетворения жизнен-ных потребностей (в большинстве случаев, – но не во всех – в соответствии с величиной трудового вклада); соразмерность вознаграждения, получаемого людьми и их различными объединениями со стороны общества и его институ-тов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности. (1)

Среда (среда жизнедеятельности) – окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также люди, связанные с человеком общностью этих ус-ловий. (1)

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека; субстанция, которая в отличие от пустого, незаполненного простран-ства (вакуума) обладает определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами.

Среда воспитания – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность человека и становление его как личности. Включает в себя среду семьи, улицы, образовательного учреждения и пр. (1)

Среда социальная – конкретное проявление общественных отношений, в которых развиваются конкретная личность, социальная общность; социальные условия их развития. (1) *Классификация проявления социальной среды:

по виду общности – общественная формация, класс, группа;

по виду группы – семейная, учебная, общественная, трудовая, спортивная, военная и т. д.;

по формирующему воздействию – детерминирующая, тренирующая, упражняющая, обучающая, воспитывающая, перевоспитывающая;

по способу воздействия на форму сознания – правовая, нравственная, эстетическая, научная;

по возрасту – сверстники, старшие, младшие, смешанная;

по отношению к среде – позитивная (вызывающая подражание), безразличная,негативная (вызывающая протест);

по социальной направленности – социальная, асоциальная;

по степени контактов – непосредственная, опосредованная. (1)

Среда социально-педагогическая – специально, сообразно с социально-педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедея-тельности человека, направленная на формирование его отношений к миру, людям вообще и к другим людям. (1)

Среднее профессиональное образование – образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образо-вания, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию, по основным профессиональным обра-зовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Государ-ственным образовательным стандартом. Оно завершается итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о среднем профессиональном образовании. Среднее профессиональное образование повышенного уровня – образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной про-фессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку спе-циалистов среднего звена повышенного уровня квалификации.

Средства обучения и воспитания – материальные и идеальные объекты, кото-рые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. (Г)

Средства педагогического процесса – средства, которые выступают состав-ной частью процесса обучения, воспитания, перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах цели педагогического процесса. К ним от-носятся учеба; труд; правила поведения, установленные в образовательном уч-реждении; режим (для исправительных колоний); культурно-досуговая дея-тельность; физкультурно-оздоровительная, физкультурно-спортивная деятель-ность; туризм; общественная работа и др. (1)

Средства педагогической деятельности – то, что использует воспитатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности (посред-ством чего обеспечивается достижение цели педагогической деятельности). К ним относятся слово, действия, пример, книга, технические средства и др. (1)

Средство – то, использование чего ведет к достижению выбранной цели. (1)

Средство – прием, способ действия для достижения определенного результата.

Стандарт образования – 1) основной документ, в котором определены конеч-ные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и на-выки, технологию проверки результатов образования; 2) содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования на общефедеральном уровне. Отража-ет оптимальный минимум содержания образования. (2)

Статус социального педагога – правовое и общественное положение социаль-ного педагога, установившееся в государстве и обществе. (1)

Стеничность – характеристика высокой работоспособности индивида, устой-чивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной дея-тельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток. (2)

Стиль – метод, совокупность приемов педагогической деятельности, поведе-ния, например, стиль обучения, стиль воспитания. (Г)

Стимул – побудительная причина, заинтересованность в выполнении учащи-мися или студентами творческих дел. (Г)

Структура среднего профессионального образования – совокупность различ-ных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональ-ных образовательных программ среднего профессионального образования, харак-теризующих уровни среднего профессионального образования – базовое и по-вышенное – профессиональной деятельности человека в рамках специальности.

Студент – субъект учебной деятельности. (3)

Студенчество – особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединённых институтом высшего образования. (3)

Субкультура детская (подростковая, юношеская) – 1) культурное простран-ство и круг общения подростковых и юношеских сообществ, помогающих им адаптироваться в обществе и создать свои, автономные формы культурной ак-тивности; 2) все, что создано человеческим обществом для детей и самими детьми. (2)

Субъект – носитель предметно-практической активности и познания, осущест-вляющий изменение в др. людях и в себе самом. Субъективность человека про-является в его жизнедеятельности, общении, самосознании. (2)

Суггестопедийность – способность социального педагога к вербальному и не-вербальному доминированию в процессе социально-педагогической работы с человеком (внушение словом, жестами, действиями, примером, авторитетом). Другими словами, это способность социального педагога к внушаемому воз-действию на человека в процессе социально-педагогической работы с ним. (1)

Сфера образовательных услуг – система социальных институтов, удовлетво-ряющая образовательным потребностям населения. Ее характерные черты

1.     Разнообразие содержаний, видов, форм, методов обучения.

2.     Большая степень «открытости», то есть свободы выбора обучающимися уровня, места, времени, стоимости, сроков, содержания, форм, методов обучения и самих обучающих.

3.     Ориентированность на потребности или потребителей.

4.     Негарантированность качества предоставляемых образовательных услуг.

5.     Высокая степень соревновательности (конкуренции) между различными видами услуг.

6.     Введение стоимостной оценки (платности) образовательных услуг. (4)

Счастье – категория этики; чувство высшего удовольствия своим бытием (пас-сивное счастье) или результатами своей деятельности (активное счастье) (1)

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Последнее обновление 18.01.11 02:40
 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Словарь терминов (С)