Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь терминов (П)

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.01.11 23:15

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

П

Паллиатив – мера временно или частично позволяющая выйти из затруднитель-ного положения, но не обеспечивающая полного решения какой-либо задачи. (1)

Парадигма – система основных научных достижений (теорий, методов), по об-разцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Введен Т. Куном

Парадигма образования – ведущий подход к выбору содержания, форм орга-низации образования, способ обучения и воспитания. Выражение введено Б. Битинасом.

Парадигма обучения – это процесс обучения, при котором учебный материал представляется обучаемым «фокусно», внимание обучаемых концентрируется только на основных фактах, событиях.

Парадигма педагогическая – совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научно-педагогическим сообществом на каждом этапе развития педагогики, которыми руководствуются в качестве образца (мо-дели стандарта) при решении педагогических проблем; определенный набор предписаний (регулятивов). (1) Парадигмальная концепция обучения – это процесс обучения, при котором учебный материал представляется обучаемым «фокусно», внимание обучаемых концентрируется только на основных фактах, событиях.

Па(р)тисипативное управление образовательным учреждением – управле-ние, основанное на включении, участии педагогического коллектива в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. (2)

Патология социальная – несоответствие человека в социальном развитии (не-достаточное развитие) социальной норме. (1)

Педагог – лицо, ведущее практическую работу в области воспитания и обуче-ния (учитель школы, воспитатель дошкольного учреждения, или детского дома, преподаватель лицея, колледжа, техникума, ВУЗа и т. д.) или разрабатывающее проблемы педагогики как науки. (1)

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; она представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспи-танию и обучению человека; это наука и, одновременно, отрасль человековеде-ния, т. е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи–получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы; одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целена-правленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исклю-чительно биологического, формируется личность – существо социальное, соз-нательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявля-ются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. (Г)

Педагогика социальная – педагогика, изучающая социальные проблемы человека на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможно-сти среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное разви-тие его, воспитание. (2)

Педагогика социальной работы – педагогические аспекты в практической деятельности социального работника, определяющие активизацию человече-ского фактора, объекта социальной работы, реализующие его потребности в общении. (1)

Педагогическая антропология – педагогика развития, воспитания, обучения человека с учетом его биологических особенностей. (1)

Педагогическая грамотность – комплекс знаний, умений и навыков, способ-ность передавать другим освоенные знания и педагогический опыт. (1)

Педагогическая деятельность – особый вид общественно-полезной деятель-ности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастаю-щего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономиче-скими, политическими, нравственными и эстетическими целями. (3)

Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая модель обучения – организация деятельностей обучающегося и обучающего, при которой

1. Обучающий занимает доминирующее положение, он определяет все па-раметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения.

2. Обучающийся (точнее, в данном случае обучаемый) в силу объективных факторов (несформированности личности, зависимого экономического и социального положения, малого жизненного опыта, отсутствия серьезных проблем, для решения которых необходимо учиться) занимает подчинен-ное, зависимое положение и не имеет возможности серьезно влиять на планирование и оценивание процесса обучения. Его участие в реализации процесса обучения достаточно пассивно, его основная роль – восприятие социального опыта, передаваемого ему обучающим. (4)

Педагогическая практика – часть общественной практики, представляющая собой планомерную и целенаправленную деятельность профессиональных пе-дагогов; педагогическая деятельность человека, позволяющая ему приобретать и накапливать соответствующий опыт; составная часть подготовки будущих педагогических работников в учебном заведении (различные виды практики). (1)

Педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обу-чения и воспитания человека. (Г)

Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специаль-но задаваемых социальным педагогом или возникающих спонтанно в социаль-но-педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие социального педагога и воспитанника (группы) на основе противоположных норм, ценно-стей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными прояв-лениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений. (1)

Педагогическая теория – это система научных знаний о педагогических про-цессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерно-стей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и про-гнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических про-цессов и явлений.

Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, состояний педагогического процесса и определенных действий его участников – педагогов и обучающихся; последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, организационных форм и средств осуществления педа-гогического процесса и т. д.).

Педагогический процесс – это система, в которой воедино на основе целост-ности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обу-чения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и мето-дами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, разви-вающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решают-ся общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. (Г)

Педагогический процесс – это в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как про-цесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанни-ков; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включе-ние в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превра-щается в качества формируемого человека.(Г)

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт преобразова-ния педагогического процесса в точно учитываемых условиях.

Педагогическое образование – образование, направленное на подготовку кад-ров для работы в образовательных учреждениях. (1)

Педология – течение в педагогике и психологии, пытающееся обобщенно ис-пользовать психологические, анатомо-физиологические, биологические и со-циологические подходы при обучении и воспитании детей. (1) Первоначальное образование – первая, начальная стадия непрерывного обра-зования, базовая подготовка человека к самостоятельному существованию в обществе. (4)

Перевоспитание – целенаправленная воспитательная деятельность, направленная на исправление предшествующего результата воспитания человека, воспитание у него качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжи-тие, изменение каких-то привычек, нормы правил поведения, общения. (1)

Переподготовка – общий термин для обозначения различных видов обучения, обусловленных изменениями в характере и содержании профессиональных задач. (3)

Персонализация – процесс обретения субъектом общечеловеческих, общест-венно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяю-щих оригинально выполнять определенную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной лич-ности и деятельности. (2)

Персонализм – направление, признающее личность первичной творческой ре-альностью и ценностью.

Персонификация – представление определенной идеи и нравственного явле-ния в виде образа конкретного человека.

Перспектива – ведущий метод педагогического стимулирования, состоящий в постановке перед воспитанниками увлекательных, значимых целей, трансфор-мирующихся в личные стремления, планы, желания. (1)

Планирование – вид умственной деятельности, при котором создаётся образ потребного будущего, включающий понимание этапов его достижения. (1)

Поведение – образ жизни и действий. Форма взаимодействия человека с окру-жающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение проявляется в действиях и поступках, привычках, обычаях. (1)

Поведение асоциальное – формы социальной жизни людей, определяемые со-циально-негативными мотивами и приносящие неудобства или вред другим членам группы, общества.

Поведение социальное – внешнее проявление деятельности, в которой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. (1)

Повторение – возвращение в процессе учебной работы к пройденному мате-риалу с целью закрепления и систематизации знаний, умений и навыков уча-щихся. П. не является простым воспроизведением материала. (2)

Подготовка – формирование и обогащение установок, знаний и умений, необ-ходимых индивиду для адекватного выполнения специфических задач. (1)

Поддержка социально-педагогическая – деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. (2)

Подкрепление – система педагогических мер, являющихся подтверждением правильности (положительное подкрепление) отдельных действий воспитанни-ка или его поведения в целом. Это, прежде всего, система методов стимулиро-вания, в частности, поощрение и наказание. (2)

Подражание – осознанное или неосознанное следование примеру, образцу дей-ствия, манере поведения, общения и т. д. На П. основано использование приме-ра как способа обучения и воспитания. (3)

Подростковый возраст – этап от 10–11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности. Относится к числу критических периодов воз-растного развития, связанных кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида. Характеризуется бурным ростом, формированием организма в процессе полового созревания, что сказы-вается на психофизиологических особенностях подростка. Основу формирова-ния новых психологических и личностных качеств подростка составляет обще-ние в рамках различных видов деятельности. Для подростков характерны ак-тивное стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на его нормы и ценности, развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей само-утверждение подростка может принимать уродливые формы и приводить к от-клоняющемуся поведению. (1)

 

Подход – совокупность приёмов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, пробуждении к чему-нибудь. Выделяют: подход в обу-чении; дифференцированный подход в обучении; индивидуальный подход; личностно-ориентированный подход и пр. (1)

Позиция – устойчивая система отношений человека к определённым сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. (1)

Позиция социальная – место, положение индивида или группы в системах от-ношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регла-ментирующее стиль поведения. В этом смысле позиция социальная выступает синонимом статуса. Взгляды, представления, установки и диспозиция личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаи-ваемые ею в референтных группах. (3)

Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами; участие в делах государства, опре-деление форм, задач, содержание его деятельности. (1)

Политика социальная – деятельность государства, направленная на разработ-ку и обеспечение решения комплекса социальных проблем государства: соци-альная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальная защита населения. (1)

Политика социально-педагогическая – (отражение социально-педагогического аспекта в социальной политике государства) – целенаправлен-ное и косвенное влияние официальной деятельности государства (его полити-ки) на воспитание подрастающего поколения в интересах государства на основе сложившейся культуры, национальных идеалов и приоритетов, а также на взрослое население страны (приобщение их к культурным ценностям страны, побуждение к политической и трудовой активности и пр.). Политика социаль-но-педагогическая носит официальный и неофициальный характер. Официальная политика социально-педагогическая имеет прямое влияние на общество и проявляется во всех документах, принимаемых государством, носящих регла-ментирующий характер в системе социальной педагогики (например: Консти-туция Российской Федерации, Законы РФ «Об образовании», «О высшем и по-слевузовском профессиональном образовании», «Об основах системы профи-лактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и мн. др.) и в деятельности по организации их практической реализации. Неофициальная по-литика социально педагогическая – это деятельность, которую осуществляют общество, различные группы по достижению социально-педагогических целей, а также последствия, которые имеют место вследствие принятия каких-либо решений, документов, осуществления действий на уровне государства, прави-тельства, местных органов власти. (1)

Понимание – это умственное, символическое овладение, возможность ясно ви-деть объект в его взаимосвязях с другими, «держать его в руках», поворачивать, рассматривать отдельные его аспекты; способность осмыслять, постигать со-держание, смысл, значение чего-нибудь.

Понятие – есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними.

Поощрение – метод воспитания, регулирующий поведение человека, путём стимулирования, побуждения к закреплению положительного опыта. (1)

Последующее образование – вторая стадия непрерывного образования, разви-тие полученных и приобретение новых знаний, навыков, умений, качеств, уг-лубление и укрепление мировоззренческих, ценностных ориентаций, раскрытие всех способностей человека в изменяющихся социально-экономических усло-виях. (4)

Потребности социальные – род потребностей как психическое отражение ну-

жды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и са-

мооценку, отвечающую её ценностным ориентациям. (1)

Права – совокупность норм и правил отношений между людьми, опирающихся

на принудительную силу государства и нравственность. (1)

Правила воспитания – прикладные рекомендации по реализации требований того или иного принципа воспитания. (2)

Практика (в ВУЗе) – важнейший компонент работы в вузе, одна из состав-ляющих профессиональной подготовки специалиста, суть которой заключается в том, что студент во время обучения под руководством преподавателя и по оп-ределенной программе непосредственно участвует в том виде профессиональ-ной деятельности, к которому готовится. (Г)

Превентивная социально-педагогическая деятельность – профессиональная социально-педагогическая деятельность, проводимая с целью недопущения (предупреждения) негативного самопроявления, поведения человека, развития каких-либо негативных качеств, привычек. (1)

Предвидение педагогическое – прогнозирование и предсказание в сфере обра-зования и развития личности, предвосхищение возможного хода событий в пе-дагогическом взаимодействии. (2)

Предметные комиссии – общетехникумское (общеучилищное) объединение преподавателей определенного предмета или близких между собой предметов.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования чело-веческой личности в условиях её обучения, образования, воспитания, или, бо-лее кратко, воспитание человека как особая функция общества. (2)

Предмет социальной педагогики – социально-педагогическая деятельность, направленная на оптимизацию социального формирования личности человека, решение социально-педагогической проблемы (социально-педагогических про-блем) в естественных или специальных условиях среды. (1)

Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. (1)

Преподавание – специальная профессиональная деятельность педагога, на-правленная на сообщение учащимся суммы знаний, умений, навыков и воспи-тание их в процессе обучения. (2)

Престиж – мера признания обществом заслуг индивида на основе ценностей, сложившихся в данной общности. (2)

Престиж социальный – отражение в общественном сознании реального поло-жения в системе общественных отношений отдельного человека, социальной, профессиональной группы, трудового коллектива и т. п., характеризующее то влияние, уважение, которыми они пользуются в обществе. (1)

Призвание – свойство личности, формирующееся на основе интереса к опре-делённой деятельности, стремления успешно выполнить её и проявления спо-собностей к ней. (3)

Пример – ссылка на более конкретный, особо яркий случай как на момент об-щего абстрактного предметного содержания с целью лучшего освещения и по-яснения как такового; как метод представляет собой способ воздействия, пере-растающий в самовоздействие в результате усвоения нравственно и эстетиче-ски привлекательного образа. (1)

Принцип – основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, ми-ровоззрения, теоретической программы; общее руководящее положение, тре-бующее последовательности действий не в значении «поочередности», а в зна-чении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах. (1)

*Принципы государственной политики в области образования – основные положения, на которых базируется государственная политика в области образо-вания.

Автономность образовательных учреждений – предоставление самостоя-тельности образовательным учреждениям в разработке и утверждении учебного плана, порядка и периодичности промежуточной аттестации, системы оценок воспитанников.

Гуманистический характер образования – создание такой системы учебно-воспитательных учреждений и образовательных программ, которые смогут удовлетворить любые образовательные запросы различных групп населения без ущемления чьих-либо прав на получение образования любого желаемого уровня.

Демократизация образования – ликвидация монополии государства на обра-зование и переход к общественно-государственной системе; четкое разграниче-ние полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места; му-ниципализация образования (участие местной власти и местной общественно-сти в управлении образованием через муниципальные органы и непосредствен-но в деятельности образовательных учреждений); самостоятельность образова-тельных учреждений в выборе целей, содержания, организации и методов рабо-ты, а также юридическая, экономическая и финансовая; право педагогов на творчество, свободу выбора концепций и технологий, учебников и учебных по-собий, методов оценки деятельности учащихся, участие в управлении образова-тельным учреждением; право учащихся на выбор школы и профиля образова-ния, на домашнее образование и образование в негосударственных учебных за-ведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением.

Единство федерального, культурного и образовательного пространства – связь федеральной программы развития образования с национальными, регио-нальными и муниципальными программами, учитывающими местные уровни соцэкономического и культурного развития, а также особенности местных об-разовательных систем.

Общедоступность – доступность всех типов учебных заведений для обучения без ограничений по половым, расовым, национальным, религиозным или др. причинам всем гражданам РФ и лицам, имеющим на это право, определенное Законом РФ «Об образовании» (1996).

Светский характер государственных, муниципальных образовательных учреждений – образовательные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений носят безрелигиозный характер, ни одна из рели-гиозных конфессий не может пропагандироваться в стенах государственных образовательных учреждений или подвергаться преследованию.

Свобода и плюрализм – предоставляется свобода выбора форм обучения по желанию детей, их родителей или заменяющих родителей лиц. Родители и дети могут по своему желанию выбрать для обучения государственную светскую школу или любое религиозное или частное учебное заведение. (2)

*Принципы непрерывного образования – система базовых идей, которые не-обходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относятся: оступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности; вертикальная и горизонтальная целостность пожизненного образовательного процесса; интеграция учебной и практической деятельности; учёт особенностей структуры и содержания образовательных по-требностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; содержа-тельная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; единство профессионального, общего и гуманитарного образования; самообра-зование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; ин-теграция формальной, неформальной и информальной составляющих непре-рывного образовательного процесса. (3)

*Принципы педагогической технологии – основные положения пед. техноло-гий, определяющие успешность осуществления пед. взаимодействия: учет уровня воспитанности детей и подростков (предъявление только таких требо-ваний, которые адекватны уровню нравственных знаний и поведения воспитан-ников); ориентация на отношения ребенка к окружающему миру (только отно-шение воспитанника к тому или иному явлению определяет степёнь нравствен-ности или безнравственности совершаемых им действий); принцип меры (лю-бое воздействие на воспитанника или взаимодействие с ним эффективно только тогда, когда соблюдена мера в эмоциях, разнообразии используемых пед. средств, форм и методов); принцип динамичности пед. позиции (пед. позиции учителя и ученика, воспитателя и воспитанника подвижны и взаимообусловле-ны: и учитель, и ученик могут выступать то как субъекты, то как объекты взаи-модействия); принцип компенсаторности (не у каждого педагога имеется в наличии вся совокупность пед. способностей, поэтому необходимо решать про-блемы за счет тех пед. способностей, которые проявляются наиболее полно и ярко); принцип оригинальности и новизны воздействия требует постоянного пополнения и расширения арсенала пед. методов и средств, которые позволят каждую встречу с воспитанником сделать неординарной и запоминающейся; культурологический принцип пед. деятельности предполагает использование средств, методов и приемов в пед взаимодействии из различных смежных об-ластей искусства, психотерапии, медицины и др.; сенсорологический принцип технологичной пед. деятельности определяет, что успешность пед. взаимодей-ствия зависит от тех ощущений, которые его сопровождают: цвет, запахи, звуки и т.п. Разрабатываются Н.Е. Щурковой. (2)

*Принципы целостного педагогического процесса – исходные положе-ния, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном пед. процессе; руководящие идеи, норма-тивные требования к его организации и проведению. Носят характер са-мых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. Доступность в обучении и воспитании (в пед.) – принцип, согласно ко-торому учебная и воспитательная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся, уровня их обучен-ности и воспитанности. В соответствии с этим принципом преподавание материала ведется с постепенным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному. Но этот принцип не может трактоваться как снижение требований, он ориентирует педагога на бли-жайшие перспективы развития ребенка.

Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, сконностей, мотивов, интересов и др.). Суть И. п. составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.

Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с раз-витием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка – реализацией этого принципа является организация как индивидуальной и фронтальной работы, так и групповой, которая требует от участников умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Социализация в процессе учебно-воспитательного взаимодействия объединяет интересы личности с обще-ственными.

Наглядность (в пед.) – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Н. в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разно-образных иллюстраций, демонстраций, ТСО, лабораторно-практических работ и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, раз-вивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Научность в обучении и воспитании – принцип, согласно которому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, основы которой изучаются. Необхо-димо знакомить обучаемых с историей важнейших открытий и современ-ными идеями и гипотезами; активно использовать проблемные исследо-вательские методы обучения, технологию активного обучения. Помнить, что, сколь бы элементарны ни были передаваемые знания, они не должны противоречить науке.

Принцип культуросообразности – максимальное использование в вос-питании и образовании культуры той среды, нации, общества, страны, ре-гиона, в которой находится конкретное учебное заведение.

Принцип природосообразности – исходное положение, требующее, чтобы ведущим звеном любого воспитательного взаимодействия и пед.процесса выступал ребенок (подросток) с его конкретными особенностя-ми и уровнем развития. Природа воспитанника, состояние его здоровья, физическое, физиологическое, психическое и соц. развитие – главные и определяющие факторы воспитания, играющие роль экологической за-щиты человека.

Принцип сотрудничества – ориентация в процессе воспитания на при-оритет личности; создание благоприятных условий для ее самоопределе-ния, самореализации и самодвижения в развитии; организация совмест-ной жизнедеятельности взрослых и детей на основе межсубъектных свя-зей, диалогичности взаимодействия, преобладания эмпатии в межлично-стных отношениях.

Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения – принцип, сущность которого заключается в том, что овладе-ние знаниями, умениями, навыками и мировоззренческими идеями дости-гается только тогда, когда они обстоятельно осмыслены и хорошо усвое-ны, продолжительно сохраняются в памяти. Реализуется данный принцип путем постоянного, продуманного и систематического повторения, уп-ражнения, закрепления, проверки и оценки знаний, умений, навыков и норм и правил поведения.

Связь теории с практикой – принцип, требующий гармоничной связи научных знаний с практикой повседневной жизни. Теория дает познание мира, практика учит эффективно на него воздействовать. Реализуется пу-тем создания условий для перехода в процессе обучения и воспитания от конкретно-практического мышления к абстрактно-теоретическому и об-ратно, применения получаемых знаний на практике, формирования пони-мания, что практика выступает как источник абстрактного мышления и как критерий истинности получаемого знания.

Сознательность, активность, самодеятельность – принцип, сущность которого сводится к тому, что собственная познавательная активность обучаемого и воспитуемого является важным фактором обучаемости и воспитуемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и проч-ность овладения передаваемой суммой знаний и норм и быстроту выра-ботки умений, навыков и привычек. Осознанное участие в учебно-воспитательном процессе усиливает его развивающее влияние. Способст-вуют реализации данного принципа методы и приемы активизации по-знавательной деятельности и технология активного обучения.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требователь-ностью к нему – принцип, требующий уважения педагога к воспитанни-ку как к личности. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продикто-вана потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанни-ков о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке. (2)

Принуждение – воздействие на человека с целью заставить его что-либо сделать независимо от его желания; один из методов воспитания. (1)

Проблемная ситуация – содержащее противоречие и не имеющее одно-значного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых раз-ворачивается деятельность индивида или группы. (1)

Прогнозирование – форма научного предвидения результатов своей деятельности; разработка конкретного предположения, высказанного на основе специально организованного исследования, перспективы развития, в частности образовательной системы. (Г)

Прогнозирование социально-педагогическое – логическое обоснование выводов о наиболее вероятной динамике поведения и развития отдельных личностей и социальных групп, а также процессов их взаимодействия. (1) Программа социальная – раздел государственных планов экономиче-ского и социального развития, определяющий основные цели и задачи, которые относятся к социальной области и которые предстоит выполнить в планируемом периоде, а также главные средства и пути их осуществле-ния; совокупность, система, социальных мероприятий, направленных на решение конкретной социальной проблемы. (1)

Проектирование – разработка воспитательного мероприятия, создание плана, проекта воспитательной работы в образовательном учреждении. (Г)

Противоречие педагогическое – несоответствие, возникающее и углуб-ляющееся в процессе педагогической практики между устаревшими педа-гогическими представлениями, концепциями, взглядами, системами и но-выми, усложняющимися требованиями жизни к человеку, группе. (2)

Профессиограмма – системное описание социальных, психологических и иных требований к носителю определённой профессии и определение, исходя из этих требований, необходимых для данного вида деятельности качеств личности, составляющих основу профессиональной пригодности людей. (1)

Профессиограмма социального педагога – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика социального педагога с пози-ции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки. (1)

Профессионализм – приобретённая в ходе учебной и практической дея-тельности способность к компетентному выполнению трудовых функций; уровень мастерства и искусности в определённом виде занятий, соответ-ствующий уровню сложности выполняемых задач. (3)

Профессиональная готовность студента – интегративное личностное качество и существенная предпосылка эффективности деятельности по-сле окончания ВУЗа. (3)

Профессиональные функции педагога – гностическая (познавательная), конструктивная, организаторская, коммуникативная, диагностическая, корректирующая и контрольно-оценочная.

Профессиональное образование – система знаний, практических уме-ний и навыков в определенной области трудовой деятельности. По уров-ню квалификации подготавливаемых специалистов профессиональное образование принято делить на начальное, среднее и высшее.

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источни-ком существования и требующий наличия определённых знаний, умений и навыков, которые обеспечиваются обучением в соответствующих по профилю учебных заведениях. (3)

Профилактика – использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо откло-нений в развитии, обучении, воспитании. (1)

Процесс воспитания – процесс педагогического взаимодействия, в кото-ром в соответствии с требованиями самой личности и общества возникает организованное воспитательное влияние, имеющее свое целью формиро-вание личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценно-стям и отношениям. (2)

Процесс обучения – определенным образом организованные деятельно-сти обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созда-нию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения. (4)

Процесс социальный – последовательное изменение состояний или элемен-тов социальной системы и её подсистем, любого социального объекта. (1)

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Последнее обновление 18.01.11 02:34
 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Словарь терминов (П)