Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь терминов (Р)

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
18.01.11 01:55

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ


Р

Работа – нахождение в действии, деятельность; процесс превращения одного вида энергии в другую, занятие, труд; целенаправленная деятельность; продукт труда, готовое изделие. (1)

Развитие – изменения во внутреннем мире, облике человека в результате внешних влияний и его собственной активности; деятельность по достижению такого результата; процесс и результат количественных и качественных изме-нений человека. (Г)

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпо-сылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человече-ства. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспро-изводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой сис-темой мотивов, присущих данной личности. В самом общем виде Р. л. может быть представлено как процесс вхождения человека в новую соц. среду и инте-грацию в ней в результате этого процесса. При успешном прохождении инте-грации в высокоразвитой просоциальной общности у личности появляются та-кие качества, как гуманность, доверие к людям, справедливость, самоопределе-ние, требовательность к себе и др. и т.д. (2)

Развитие социальное – процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни в целом или в отдельных ее компонентах – социальных отношениях, со-циальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах и т.д. (1)

Рационалистическая модель образования – ориентация образования на успешную адаптацию обучаемых к условиям жизни современного общества и цивилизации, высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подго-товки, готовность к освоению новых знаний. (Г)

Рассказ – словесный метод обучения, предполагающий устное повествователь-ное изложение содержания учебного материала. Педагогические требования к рассказу: обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания; достоверность сообщаемой информации, включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; обеспечение четкой логики изложения; эмоциональность изложения; простота и доступность языка изложения; отражение личной позиции в оценке излагае-мых фактов, событий. (3)

Реферат – краткое изложение содержания источника с лаконичной оценкой; раскрытие состояния какой-либо проблемы на основе обзорного сопоставления и анализа нескольких источников. (2)

Референтная группа – микрогруппа, реальная или условная, цели деятельно-сти, ценностные ориентации, законы и нормы поведения которой воспринима-ются человеком как эталон для подражания. В процессе воспитания важно до-биваться, чтобы в качестве Р. г. для детей и подростков выступали группы с по-ложительными установками. Следует формировать у подрастающего поколения устойчивость к влиянию асоциальных группировок, совершенствовать способ-ность противостоять им. (2)

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний на основе жизненного опыта.

Рефлексия личностная – познание человеком собственных личностных ка-честв, а также представлений других людей о них.

Рефлексия социально-психологическая – понимание другого путем размыш-ления за него.

Рефлексия учебной деятельности – способность обучающегося к оценке соб-ственной учебной деятельности с точки зрения ее соответствия правилам, тре-бованиям, адекватности задаче и т.д. (1)

Реформа – коренное преобразование, изменение, переустройство, например, системы обучения и воспитания подрастающего поколения. (Г)

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей дея-тельности людей форма общения, опосредованная языком; язык в действии. (1)

Решение – нахождение ответа на какой-то вопрос (применительно к задаче, проблеме); волевой акт, выражающий осознанное намерение действовать опре-деленным образом; выбор пути достижения какой-то цели. Подразделяют Р. личное («для себя») и Р. профессиональное, обращенное на деятельность дру-гих людей.

Решение коллективное – одна из форм включения исполнителей в выработку общих решений, демократизации управления. (1)

Риск педагогический – применение необычного метода или приема разреше-ния отдельной педагогической задачи при отсутствии полной уверенности в положительном результате, когда обычные меры оказываются малоэффектив-ными. (1)

Рискология социально-педагогическая – учение о фактах социально-педагогической деятельности и их влияние на профессиональную деформацию педагога, а также специфику его профессиональной деятельности в ситуации неизбежного выбора. (1)

Ролевое воспитание – форма социализации, при которой молодые люди при-обретают навыки поведения и аттитюды, которые понадобятся им во взрослой жизни для соответствия своему институционализированному социальному по-ложению. (1)

Роль социальная – социальная функция, модель поведения, объективно задан-ные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; вы-полнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями по-вседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреж-дениях, понимание и исполнение Р. с. деформированы. (1)

Руководство – наиболее эффективный вид управления людьми и коллектива-ми, при котором субъект управления и объект управления взаимодействуют в сознательном стремлении к единой цели. Основные стили руководства: авто-кратический и демократический. (1)

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Последнее обновление 18.01.11 02:39
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Словарь терминов (Р)