Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь терминов (А)

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.01.11 20:37

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

А

Абилитация – комплекс мер (услуг), направленных на формирования новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка или семьи. (1)

Авторитет – влияние, какого либо лица, группы или организации, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, жизненном опыте. (3) Авторитетное воспитание – воспитание, основанное исключительно на сле-пом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчине-ние воспитанников их воспитателям. (3)

Авторская школа – образовательное учреждение, работающее по собственной оригинальной программе, отличной от программ массовой школы. Авторитет воспитателя – завоеванное признание, позволяющее оказывать благотворное влияние на детей, важнейшее средство и решающее условие эф-фективности педагогической деятельности.

Авторитет ученика – признание его личности, права на собственное мнение и самостоятельность поступка, признание его субъектом воспитания себя и других. Автореферат – краткое изложение диссертации, оформленное в виде брошюры. Адаптация – приспособление органа, организма, личности или группы к изме-ненным внешним условиям. (3)

Адаптация психическая – это психическое явление, выражающиеся в пере-стройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требова-ниями окружающей среды. (2)

 

Адаптация социальная – активное приспособление человека к условиям соци-альной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. (1) Адаптивность – приспособительность, одно из основных требований к системе образования взрослых. Обозначает способность гибкой переориентации содер-жания, форм и методов обучения, создает большие возможности для оператив-ного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и ориентации образовательных услуг на индивидуальные запросы личности. (1)

*Неадаптивность – тенденция несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности. Свидетельствует о неспособности человека в этих условиях адаптироваться к предлагаемой деятельности. (1) Адекватность образования – соответствие полученного образования объек-тивным потребностям развития индивида и личности. (1) Адекватность обучения – соответствие обучения содержанию, характеру и уровню сложности практических и иных задач, которые предстоит выполнять субъектам учебной деятельности по завершении той или иной образовательной программы или курса образовательного учреждения. (1)

Акмеология – наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижения им наиболее высокого уровня социальной зрелости как гражданина, специалиста, профессионала.

Аксиологизация обучения – систематический учет возможных ценностных ориентаций и систем в обучении и воспитании подрастающего поколения. (Г) Активизация процесса обучения – совершенствование методов и организаци-онных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятель-ную теоретическую и практическую деятельность учащихся (студентов) во всех звеньях учебного процесса; совокупность мер, предпринимаемых с целью ин-тенсификации и повышения эффективности учебной деятельности. (3) Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от преподава-теля таких методов и форм организации процесса обучения, которые способст-вовали бы воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глу-бокому усвоению знаний, выработке соответствующих умений и навыков. (3) Активность социальная – совокупности методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, фор-мирование в себе необходимых социальных качеств. (1)

Актуализация знаний – выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти ранее усвоенного материала для его использования. (3)

Альтернативное образование – совокупность новоутвержденных (негосудар-ственных) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, созданным в порядке альтернативы ранее существующим. Альтернативное обучение – применение новых технологий обучения, способ-ствующих интенсификации образовательного процесса, мобилизации потенци-альных ресурсов личности, усиливающих дидактическую значимость тех спо-собов и форм обучения, которые имеют исторически устойчивые традиции. Альтруизм – это нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бес-корыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека или социальной общности. (2) Аморализм – отрицание общепринятых норм морали в поведении людей; принцип практической или идейной ориентации, обосновывающий правомер-ность нигилистического отношения к общечеловеческим нормам морали в по-ведении человека, а так же в политике; характеристика совокупности отрица-тельных качеств личности, его поступков и образа жизни (подлость, ложь об-ман и т.п.) (1)

Анализ – рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мыс-ленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части, опре-делении входящих в целое элементов, разборе свойств какого-либо предмета или явления. (Г)

Анализ продуктов деятельности – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материаль-ных и духовных ценностей продуктов его деятельности.

Андрагогика – раздел дидактики, раскрывающий специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а так же особенности руководства последней со стороны профессионального педагога. (3)

Андрагогическая модель обучения – организация деятельностей обучающе-гося и обучающего, основанная на семи основных посылках.

1.     Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он обучающийся, а не обучаемый).

2.     Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельно-сти, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3.     Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег.

4.     Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5.     Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6.     Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессио-нальными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо спо-собствуют процессу обучения.

7.     Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совмест-ной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планиро-вания, реализации, оценивания и в определенной мере коррекции. (4)

Андрагогические принципы обучения – наиболее общие принципы органи-зации процесса обучения взрослых людей.

1.     Приоритет самостоятельного обучения. Самостоятельная деятельность обу-чающихся является основным видом учебной работы взрослых обучающихся.

2.     Принцип совместной деятельности. Данный принцип предусматривает со-вместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обу-чающимися по планированию, реализации и оцениванию процесса обучения.

3.     Принцип опоры на опыт обучающегося. Согласно этому принципу жиз-ненный (бытовой, социальный, Профессиональный) опыт обучающегося используется в качестве одного из источников обучения как самого обучаю-щегося, так и его товарищей.

4.   Индивидуализация обучения. В соответствии с этим принципом каждый обучающийся Совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися создает индивидуальную программу обучения, ориентиро-ванную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когни-тивные особенности обучающегося.

5.   Системность обучения. Этот принцип предусматривает соблюдение соот-ветствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов обучения.

6.   Контекстность обучения (термин А.А. Вербицкого). В соответствии с этим принципом обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жиз-ненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой – строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающего-ся и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых фак-торов (условий).

7.   Принцип актуализации результатов обучения. Данный принцип предпо-лагает безотлагательное применение на практике при обретенных обучаю-щимся знаний, умений, навыков, качеств.

8.   Принцип элективности обучения. Он означает предоставление обучаю-щемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания резуль-татов обучения, а также самих обучающих.

9.   Принцип развития образовательных потребностей. Согласно этому прин-ципу, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация кото-рых осуществляется после достижения определенной цели обучения.

10.   Принцип осознанности обучения. Он означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения.

11.   Сформулированные принципы обучения взрослых не являются чем-то совершенно противоположным дидактическим принципам педагогики. Час-тично они их развивают, частично корреллируют с ними. Однако их дейст-вие в конкретных условиях обучения взрослых людей отличается достаточ-но четкой спецификой. (4)

Анкета – письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы на объективные или субъективные факты деятельности опрашиваемого.

Анкетирование – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. (Г)

Аннотация – очень краткая формулировка основного содержания источника в двух - трех предложениях.(2)

Антропологизация образования – воспроизведение в содержании образования более или менее полноценного образа человека, который может стать важным средством развития личности учащегося. (3)

Апробация – проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов (1)

Аспект – взгляд, точка зрения, в соответствии с которой рассматривается какое-либо явление, понятие, перспектива (1)

Аспирант – лицо, готовящееся к научной и педагогической деятельности в учреждениях      высшего      профессионального      образования      и      научно исследовательских институтах. (1)

Аспирантура – форма планомерной подготовки научно-педагогических и научных кадров для учреждений высшего профессионального образования и научноисследовательских институтов. (1)

Ассоциация – отражение в сознании связей познавательных феноменов, когда представление об одном вызывает появление мысли о другом. Ассоциативная теория обучения – провозглашает, что всякое учение опира-ется на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод – упраж-нение.

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Последнее обновление 18.01.11 02:37
 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Словарь терминов (А)