ПЕДАГОГИКА 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, орга¬нически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирова¬ния подрастающих поколений, особенности и условия органи¬зации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и приклад¬ных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в про¬цессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с само¬воспитанием, самообразованием и самообучением и направлен¬ных на развитие, человека; 4) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и других учреждениях по профилирующим программам.
ДИДИКТИКА (ОБЩАЯ ДИДИКТИКА) От греческого didaktikos – получающий, относящийся к обучению – теория образования и обучения, отрасль педагогики. Дидактика (В. Оконь) – наука об обученни, его целях исодержании, а также о его методах, средствах и организации. Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их единстве, обеспечивающее организованное преподавателем (учителем) усвоение учащимися содержание образования. Функции дидактики: 1) теоретическая (диагностическая и прогностическая); 2) практическая (нормативная и инструментальная)
ЧАСТНАЯ ДИДИКТИКА (МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ) Методика обучения как частная дидактика – совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИОЛОГИИ Методика обучения учебному предмету – отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику. Ее задачи заключаются в том, чтобы: I) на основе изучения явлений обучения данному учебному предмету раскрывать между ними закономерные связи и 2) на основе познанных закономер¬ностей устанавливать нормативные требования к обучающей деятель¬ности учителя (преподаванию) и познавательной деятельности учащихся (учению). В содержание методики как частной дидактики входит: 1) установление познавательного и воспитательного значения данного учебного предмета и его места в системе вузовского (школьного) образования; 2) определение задач обучения данному предмету и его содержания; 3) выработка соответствующих задачам и содержанию обучения мето¬дов, методических средств и организационных форм, имея в виду работу учителя (преподавание) и работу уч-ся (учение). В связи с этим исследованием в области Методика обучения учебному предмету направляется на выяснение того, как в зависимости от той или иной деятельности учителя протекает образовательная деятельность уче¬ника и каков ее результат. Наибольшее значение для построения методики обучения как науки имеет ее связь с дидактикой и с той наукой, основы которой составляют содержание данного предмета обучения. Дидактика, являясь общей теорией обучения, представляет собой главную теоретическую основу методики как частной теории обучения. Она служит базой для каждой методики и своей методологией и общетеоретическими положе¬ниями. Значение для методики обучения той науки, которая сос¬тавляет содержание одноименного с нею учебного предмета, заключается в том, что наука дает конкретное содержание данного мета обучения и тем самым определяет специфическое содержание данной методики, придает ей ее особенные, характерные черты. Термин методика обучения употребляется и в более узком смысле - как учение о методах обучения. Это учение может быть или общим, если имеются в виду методы обучения, присущие всем предметам курса, или частным, если дело касается только тех ; методов, которые применяются для обучения какому-либо определенно¬му учебному предмету.
|