Тренинг развития умений проведения "продвинутой" лекции (Рrоmоtеd lесturе) Горячий вопрос: Каковы основные характеристики лекции, чтобы она имела название продвинутая или эффективная "? Основное содержание: Данная стратегия продвинутой лекции разработана Джонсоном, Джонсоном и Смитом. Они предложили данный вариант стратегии в 1991 году и с тех пор он используется и в вузе и в школе. Использование данной стратегии способствует развитию у студентов таких сторон критического мышления как: • самостоятельно структурировать материал во время подготовки к заботе; • выделять основные блоки в представляемой информации; • одновременно рассматривать разнообразные взгляды на пробле¬му; • излагать сущность проблемы и делать выводы в письменной форме; • сотрудничать в паре; • фиксировать фрагменты информационного сообщения в оптимальной форме. Схема использования "продвинутой" лекции 1 этап подготовки к лекции состоит в том, что преподаватель должен разделить ее на примерно равные не очень большие части (примерно на 12-15 минут работы). Затем к каждой части должен быть сформулирован одни вопрос. Специфика данного вопроса такова, что он должен иметь всеобъемлющий характер и покрывать максимально содержание данной части лекции. К тому же содержание лекции должно позволить слушателям сде¬лать собственные предположения, соответственно данная стратегия не годит¬ся для использования материалов обзорных теоретических и текстов описы¬вающих закономерности, не эффективно использовать данную стратегию, если объем материала слишком велики или если не содержит вопросов на которых необходимо подробно остановиться и проработать отдельные поло¬жения. 2 этап проведения лекции. Работа слушателей может быть организована либо традиционно, либо в трехчастном дневнике. Трехчастный дневник.
Предположения Уточнения Новая информация
Сначала каждый индивидуально записывает предположения в своей тетради, затем данные предположения обсуждаются в парах и записи в тетрадях дополняются в случае необходимости. После этого пары высказывают несколько вариантов предположений, и преподаватель записывает их на доске, затем систематизирует их в виде кластера, таблицы или т.д. После этого преподаватель читает первую часть лекции (в течение 12-15 минут) к которой был задан "горячий " вопрос. Слушатели в это время заполняют две части дневника: уточнения и новая информация. Это лучше делать по парам. Одни человек заполняет одну часть. В другой части лекции они меняются ролями.
Предположения Уточнения Новая информация
На завершающем этапе лекции или, если время и задачи располагают к этому, то после каждой части лекции проходит рефлексия. Данная фаза может быть организована с помощью разных дополнительных приемов: эссе, сочинение на тему, незаконченный вопрос и т.д.
Рефлексивный блок. Определите, какие достоинства и недостатки продвинутой лекции вы можете выделить, зафиксируйте их в таблице:
Достоинств Недостатки "Продвинутая" лекция
Сравните их с результатами выделенными специалистами, проводившими подобные лекции.
Достоинств Недостатки "Продвинутая" лекция Работа с "потоками" слушателей, активизируя каждого; Развивает навыки анализа, синтеза, оценивания; Глубокое осмысление изучаемого материала; Развивает письменную речь слушателей Неэффективна для : - обзорных теоретиче¬ских текстов; - текстов большого или слишком малого объема; - фоновых материалов, не требующих детализации.
|