Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь основных понятий (С)

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.01.11 00:27

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

С

Саботаж — дезорганизация или задержка работы на формально законных основаниях.

Самоконтроль — осознание и оценка субъектом собственных действий, пси­хических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека.

Самоорганизация общества — способность системы (общества) самостоятельно, без воздействия извне, изменять свою структуру, совершенствовать организацию управления.

Санкции — средства утверждения социальных норм как позитив­ные, так и негативные; мера воздействия, применяемая к лицам, прояв­ляющаяся в одобрении или наказании за их действия и тем самым дела­ющая их поведение более регулируемым и предсказуемым.

Связь — отношения между элементами системы.

Связь и различие институтов власти и управления — власть является ресур­сом управления, а управление — условием осуществления власти; их взаимодей­ствие обеспечивает эволюционное изменение социального порядка; разрыв ме­жду ними чреват как нарастанием застоя, так и революционным переворотом.

Сегмент рынка — обособление в пространстве или во времени групп покупателей, различающихся эластичностью спроса.

Селекция социальная — отбор, в рамках которого происходит определение профессиональной пригодности человека к выполнению конкретной работы, а также обоснование включенности человека в общественную жизнь.

Семантика изучение способа использования слов и передаваемых ими значений.

Синдикат организационная форма объединения, отличительной особенностью которой является заключение соглашения между предприятиями одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупкой сырья с целью получения монопольной прибыли.

Синергетика — наука о совместном кооперативном взаимодействии в процессе самоорганизации.

Синергетический подход выявление и познание общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах различной природы. В  центре изучения синергетики находятся качествен­ные изменения в динамическом или статистическом поведении открытых систем. Ведущими принципами суще­ствования таких систем являются самоорганизация и саморазвитие на основе постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой. Синергетический подход предполагает учет естественной самоорганизации субъек­та или объекта при взаимодействии управляющей и управляемой подсистем.

Синергетический эффект существенное (скачкообразное) увеличение (положительный синергетический эффект) или уменьшение (отрицательный синергетический эффект) потенциала организации при изменении потенциалов нескольких ее ресурсов.

Синергизм — научное направление, явление в научной и общественной жизни, основанное на представлениях о саморазвитии систем.

Синергия — 1) вариант реакции системы на комбинированное воздействие двух или нескольких факторов, характеризующийся тем, что это действие сильнее действия каждого компонента в отдельности; 2) прирост дополнительной энергии, превышающий сум­му индивидуальных усилий (в рамках управленческой деятельности; технология и методы продуцирования ее сверхсуммативного качества).

Система — это предмет, явление или процесс, состоящий из качественно определенной совокупности элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внешними условиями своего существования изменять свою структуру.

Система социальная 1) структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия; 2) сложный объект социальной действительности, представляющий собой целое, которое состоит из совокупности относительно автономных частей, связанных между собой таким образом, что изменение по­ложения или состояния одной части ведет к изменению положения или состо­яния всех других частей. Характеризуется наличием достаточно четких границ.

Система социетальная (от лат. societas — общность) — система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом. Термин «социетальный» был введен А. Г. Келлером, который относил его прежде всего к организационным аспектам социальной жизни. В ка­честве системы социетальной рассматривают общественную формацию, включающую функциональное взаимодействие ее основных структур — экономической, социальной, идеологической и политической. Каждая из структур системы социетальной, будучи ее элементом, не только выполняет оп­ределенную функцию, но и придает этой систе­ме в процессе взаимоотношений с другими ее струк­турами новое (системное) качество, несводимое к качествам ее элементов. Система социетальная постоянно воспро­изводит социальное качество своих структур и соответ­ственно социальные качества индивидов и групп инди­видов, включенных в их функционирование. Воз­никает тенденция адаптации к формам и спосо­бам функционирования системы социетальной ее структурных и личностных элементов. Вместе с тем в процессе поведения системы социетальной могут иметь место: или «подме­на» функций, когда субъекты социальных отношений, включенные в функционирование данной систе­мы, начинают выполнять не свойственные ей функции; или «некомпетентность» личностных элементов данной структуры. Вследствие этого нарушается баланс в функционировании как структурных, так и личностных элементов сис­темы, ее поведение становится дисфункциональ­ным. Дисфункциональные расстройства или ано­малии в поведении системы социетальной с объективной необходи­мостью ведут к ее деформации и дестабилиза­ции, росту социальной напряженности. Выходом из та­кой ситуации является перестройка как струк­турных, так и личностных элементов системы социетальной, при­дание их функционированию естественноисторического характера. В зависимости от того места, которое та или иная структура начинает занимать в системы социетальной, эта система может развиваться естественным или искусственным путем. Естественный путь функционирования и развития системы социетальной строится в соответствии с естественноисторическими потребностями развития экономики, познания ее объективных законов, исследования процессов согласования  и   рассогласования всех структур системы социетальной.

Система социотехническая — одна из подсистем социальной организации предприятия, образующаяся на линии взаимодействия человеческого фактора производства и его технико-технологической базы; в наиболее типичном виде пред­ставляет собой систему рабочих мест, в которой работник выступает как рабочая сила, как эле­мент технологического процесса, как оператор стан­ков, приборов и т. д. Его связи с другими работниками в подсистеме строятся по логике технической органи­зации, трудовое поведение обусловлено режи­мом работы механизмов. Однако возникающая при этом производственная связь носит уже социальный характер, так как она соединяет людей, ставит ра­боту одного в зависимость от работы другого, вызы­вает трудовое общение.

Система стимулирования труда реализуемый руководством широкий набор средств воздействия на мотивацию работни­ков, от денежных стимулов до расширения и обогащения тру­да, с целью улучшения отношения персонала к выполняемой работе и к организации и повышения заинтересованности в достижении высоких рабочих результатов.

Система управления — совокупность объекта управления, субъек­та управления, а также прямых и обратных связей между ними.

Система ценностей — 1) устойчивая совокупность отношений человека или социальной группы к материальным и духовным объектам окружающего мира, значимость которых определяется не только их свойствами самими по себе, но и их вовлеченностью в сферу челове­ческой жизнедеятельности, интересов и потребностей; 2) система нравственных принципов и норм, идеалов и установок.

Системный подход методологическая ориентация в научном познании объективной реальности и практике управления сложными системами, это системное видение действительности, особая технология познания, используемая при изучении сложных систем (социальных, управленческих и т.д.).

Системный подход к управлению — рассмотрение управления как целостной, динамично развивающейся открытой системы. Она имеет собственную структуру в виде совокупности взаимосвязанных элемен­тов, присущих любой деятельности, объект, предмет, целеполагание и т.д.; свой процесс функционирования, включающий ряд последователь­ных этапов (управленческий цикл); свои принципы, формы и методы.

Системотехника — направление нау­ки и техники, охватывающее проектирование, создание, испытание и эксплуатацию сложных систем технического и социально-технического харак­тера. При проектировании и создании сложных (больших) систем необходимо учитывать не толь­ко свойства элементов и составных частей про­ектируемой и создаваемой системы, но общесис­темные закономерности, задающие видение сис­темы как целого, необходимо определять общую структуру системы, уровень и характер взаимо­действия между элементами и между подсисте­мами, учитывать влияние внешней среды, осу­ществлять выбор оптимальных режимов функ­ционирования, оптимальное управление систе­мой. Большую роль в системотехнической прак­тике играют методы системного анализа и сис­темного моделирования. В группы проектировщиков и создателей современных сложных (боль­ших) систем, которые, как правило, являются человеко-машинными, помимо естествоиспытате­лей и инженеров привлекаются психологи, со­циологи, философы, что открывает возможность широкого междисциплинарного подхода к воз­никающим комплексным проблемам.

Ситуационный подход — концепция, утверждающая, что оптимальное решение есть функция факторов среды и самой организации (внутренние переменные). В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания определенных приемов. Концентрация управления в конкретных ситуациях для более эффективного достижения целей организации. Известен под названием «конкретный подход».

Ситуация — 1) совокупность обстоя­тельств, положение, обстановка. 2) совокупность внешних по отношению к индивиду условий, побуждающих и опосредствующих его актив­ность. Определение ситуациивоспри­ятие и истолкование ситуации людьми с целью получения представления о статусах и ролях вовлеченных в нее индивидов. Чтобы действовать, люди должны знать, где они находятся, с кем взаимодействуют, ради какой цели, чего ждут от них, чего следует ждать от других определения ситуации — не установление фактов, а их истолкование. Благо­даря тем субъективным определениям, которые сформулировали участвующие в ситуации ин­дивиды, результат взаимодействия может иметь мало общего с исходными объективными фактами. Такого рода явления позволили У. Томасу утверждать: то, что люди определяют как реаль­ное, реально в своих результатах.

Ситуация равновесия в конфликте — ситуация, в кото­рой одновременно максимально возможно обеспечиваются интересы всех его участников.

Сложность характеристика внешней среды организации, указывающая на количество структурных единиц внешнего окружения и связи между ними.

Сложность организационная — характеристика высокой степени многомерности и неопределенности строения и функциониро­вания социальных организаций, которые относятся к числу сверхсложных систем. Их сложность мо­жет превышать возможности управления кон­тролировать организационные процессы. Реше­ние проблемы может быть направлено в сторону как сужения диапазона управления, так и упро­щения устройства организации, или повышения разрешающей способности управления. Сложность систем проявляется как абсолют­ная (объективная, заложенная в объекте) и от­носительная (субъективная, характеризующая способность управления). Они не всегда совпа­дают. Сложность организационная начинается уже с повышения множест­венности элементов. Это случай усиления относительной сложности при неизменной абсолют­ной. Но каждый прирост абсолютной сложности вызывает рост относительной, хотя последняя может меняться и без усиления первой.

Сменно-суточное задание — разновидность плана. Перечисляет конкретные виды и объем продукции, ко­торая должна быть произведена в данном и смежных цехах в течение дня.

Совместное предприятие международная фирма, создающаяся двумя или несколькими национальными предприятиями с целью наиболее полного использования потенциала каждой из сторон для максимизации полезного экономического эффекта их деятельности.

Содержательный подход к мотивации — группа те­орий, утверждавших, что трудовая активность работни­ков обусловлена исключительно потребностями. Вклю­чает теорию иерархии потребностей
А. Маслоу; теорию ЕRG К. Альдерфера; теорию приобретенных потребностей Д. Мак Клелланда; двухфакторную модель Ф. Герцберга.

Социализация процесс, посредст­вом которого индивид усваивает нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социальная дезинтеграция — процесс и результат, противоположные со­циальной интеграции. Состоит в расформировании, распаде интегрирован­ного социального тела на составные элементы.

Социальная инженерия — 1) область прикладной социологии, которая видит свою задачу в разработке и использовании различных, в том числе и научно обоснованных, средств воздействия на явления и процессы общественной жизни с целью их преоб­разования в более приемлемые и эффективные социальные формы; 2) спланированные социальные изменения, производимые посредством целенаправленной деятельности по управле­нию развитием социальных организаций и общностей.

Социальная интеграция — процесс и результат объединения людей во­круг доминирующего субъекта (лидера, группы, партии). Самый высокий уровень социальной интеграции — солидарная общность на основе базо­вых ценностей.

Социальная культура — способ организации человеческой деятельности в рамках ценностно-нормативного механизма регуляции.

Социальная организация — это открытая система, создаваемая людьми, в функционировании которых человек играет активную роль и имеющая многообразные организационные формы. Она характеризуется:
1) устойчивым взаимодействием элементов, способствующим прочности и стабильности их существования в пространстве и времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава; 4) вхождением в более широкие социальные общности в качестве элементов структурных образований. Существует множество классификаций. Первую классификацию — по принципам объединения лю­дей — предложил А. Этциани. Он выявляет три группы органи­заций: 1) добровольные организации  (церкви, политические партии, клубы и т.д.);
2) принудительные организации (армия, начальная школа, ме­ста заключения, психиатрическая больница и т.д.); 3) унитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей (предприятия, банки, высшие учебные заведения и т.д.). Как и системы, организации подразделяются на искусствен­ные - создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся и реализуются на практике и естественные - возникают без предварительно­го проектирования и других заранее намеченных действий, на­пример стихийно возникающие поселения людей. По характеру деятельности различают: 1) технологические организации реализуют технологию изготов­ления определенной продукции или предоставления услуг; 2) программно-целевые организации реализуют определенную программу работ по решению некоторой социальной проблемы; 3) непрограммные организации реализуют гибкую и сложную про­грамму действий, которую определить заранее невозможно.

Социальная организация** — сознательно построенная рациональная сис­тема связей и отношений между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности, способ решения управленческих задач.

Социальная организация и социальный порядок — зависимость социаль­ного порядка в организованном обществе от степени развития образующих его социальных организаций.

Социальная ответственность менеджмента — ответ­ственность управленцев перед работниками фирмы и обществом за последствия принимаемых ими решений. Может быть правовой, экономической, этической.

Социальная роль — совокупность действий, ожида­емых окружающими от человека, в соответствии с его личными особенностями и местом в коллективе.

Социальная самоорганизация — осуществление совместной деятельно­сти на основе добровольного распределения обязанностей, свободного ус­тановления и поддержания связей и отношений между участниками, отно­шений естественной кооперации.

Социальная система организованная** система, в которой связи и отно­шения по поддержанию целостности и продуктивности процесса совмест­ной деятельности осуществляются на основе программы, разрабатываемой и контролируемой уполномоченным на это субъектом.

Социальная система органичная** — совокупность участников совместной деятельности, образованная сознательно устанавливаемыми связями строе­ния, взаимодействия, функционирования и трансформации, обеспечиваю­щими направление, результативность и само существование процесса.

Социальная система самоорганизующаяся** система, в которой связи и отношения по поводу основной продуктивной деятельности осуществля­ются наряду со связями и отношениями по поддержанию целостности все­ми участниками самостоятельно, без наделения кого-либо из них особыми полномочиями.

Социальная система управляемая** — универсально-абстрактная модель, в которой доминирующим субъектом на регулярной основе осуществляется организованное социальное воздействие на распределение социальных ролей участников совместной деятельности и програм­мируется выполнение ролевых экспектаций в соответствии с ожидаемыми результатами. Подсистема управления в управляемой социальной системе устойчи­вый комплекс отношений, предметом заботы которых выступает осуществ­ление связей и отношений органичной социальной системы. Генетический код управляемой социальной системы (социально-генетический код) — совокупность интересов, целей и ценностей, которыми руководствуются создатели (учредители) той или иной организации; реализация социально-генетического кода осуществляется в два этапа: а) фикса­ции и б) трансляции. Потенциал управляемой социальной системыматериально-технические, финансовые и социально-культурные возможности системы, которые управ­ление может использовать для ее развития и решения профильных задач. Социальная позиция в управляемой системеместо человека среди дру­гих людей, находясь на котором он обладает определенными обязанностя­ми и правами, часть, или компонент, его социального статуса. Морфология управляемой системыстроение управляемой системы, со­единение субъектов социального действия и взаимодействия в устойчивые структурные формы, определяющие социальные позиции участников со­вместной деятельности. Социальная иерархия в управляемых системахрасположение соци­альных позиций в порядке возрастания прав подчинения нижестоящих по­зиций вышестоящим. Функциональная структура управляемой социальной системырасположение социальных статусов участников совместной деятельности в со­ответствии с той ролью, которую они играют в сохранении целостности и поддержании управляемости системы; в функциональной структуре систе­мы различают три социальных слоя: ядерный, идентификационный и космополитический (периферийный). Ядро управляемой социальной системыцентральная, наиболее спло­ченная социальная группа, реально влияющая на разработку и принятие управленческих решений, генерирующая и утверждающая базовые ценно­сти совместной деятельности. Его регулятивные функции: интерактивная, ценностно-идентификационная, защитно-адаптивная и продуктивная; распределение социальных ролей в ядре в связи с выполнением этих функций зависит от творческих способностей его персонального состава и реальной ситуации управления. Идентификационный слой управляемой социальной системыучастни­ки совместной деятельности, занимающие различные социальные позиции, ориентирующиеся в организационном поведении на цели, ценности и нор­мы социального ядра. Космополитический (периферийный) слой управляемой социальной систе­мы — участники совместной деятельности, занимающие различные социаль­ные позиции, ориентирующиеся в организационном поведении на ценности, не связанные с данной локальной системой, но признающие ее нормы. Показная (притворная) деятельность управляемой социальной системы — одна из форм реализации защитно-адаптивной функции социального ядра в неблагоприятной ситуации управления; признак социальной патологии. Деформация управляемой социальной системыперерождение соци­ального ядра в клику, использующую свое доминирующее положение в ко­рыстных узкогрупповых интересах, и следующие за этим изменения во всей функциональной структуре, в частности численный рост космополитиче­ского (периферийного) слоя, появление скрытой оппозиции, недостаток массы социального тела и т.п. Закон развития управляемой социальной системынахождение оптимального сочетания адаптивных и продуктивных действий и взаимодейст­вий участников процесса совместной деятельности. Время жизни управляемой социальной системысобственное социаль­ное время системы как онтологически заданный параметр существования от ее построения до полного исчезновения или возрождения в результате коренной реорганизации. Основное противоречие управляемой социальной системытребование к доминирующему субъекту одновременно сочетать устойчивость и измен­чивость, воспроизводство и развитие, непрерывное созидание новых и раз­рушение ранее созданных связей и отношений в системе как дисфункцио­нальных.

Социальная технология — 1) алгоритм осуществления действий, определяющий порядок (последовательность) и правила работы по достижению конкретного результата в совершенствовании организаций, процессов, отношений; 2) раздел социологии управления, изучающий систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения со­циального результата при наименьших управленческих из­держках.

Социальная установка — субъективная ориентация индивида как члена группы на те или иные ценности, предписывающие определенные социально принятые нормы и способы поведения.

Социального порядка революционное изменение — насильственное ут­верждение нового социального порядка как следствие задержек в проведении назревших реформ, нововведений, стремления элиты сохранить ста­рый социальный порядок и свое доминирующее положение, несмотря на то, что обстоятельства изменились коренным образом; ведет к распаду организованной социальной системы, выходу за пределы управляемости.

Социального порядка эволюционное изменение — процесс проведения реформ, внедрения нововведений, посредством которых реализуются скры­тые предрасположенности развития социального порядка; при этом устра­няются старые, отжившие социальные формы и утверждаются новые, более соответствующие изменившимся обстоятельствам.

Социальное взаимодействие — социологическая конкретизация представ­ления о совместной деятельности; в системах социального взаимодействия каждый выступает и субъектом-деятелем, и объектом деятельности, учиты­вающим экспектации со стороны других участников; в процессе социаль­ного взаимодействия распределяются социальные роли и возникают связи причинной зависимости.

Социальное действие — социологическая конкретизация представления о деятельности; это действие субъекта, имеющее общественное значение, его смысл соотносится со смыслами и действиями других людей. Социаль­ное действие может быть естественным (свободным) и искусственным, вы­полняемым под воздействием внешней организованной силы.

Социальное действие (М. Вебер) простейшая единица социальной деятельности; понятие, введенное М. Вебером в научный оборот для обозначения дей­ствия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведе­ние других людей, причем под «другими» понима­ются как отдельные лица — знакомые или не­знакомые, так и неопределенное множество со­вершенно незнакомых людей. Социальным, по Веберу, действие становит­ся лишь при двух условиях:
а) если это созна­тельное действие обладает той или иной степе­нью рациональной осмысленности и б) если оно ориентировано на поведение других людей. Главное здесь — сознательная ориентация действующе­го индивида на реакцию др. людей, на взаимо­действие с которыми он рассчитывает; такую ори­ентацию Вебер определяет с помощью понятия «ожидание». Действие, не содержащее такого ожидания хотя бы в минимальной степени и не предполагающее определенной меры осознанности этого ожидания, не является социальным действием. Веберовская концепция социального действия свое дальней­шее развитие получила у Т. Парсонса, включившего ее в свою общую теорию социального поведения человека.

Социальное тело** — ограниченное социальное пространство, в котором располагаются участники процесса совместной деятельности; характери­зуется числом, составом участников, характером связей между ними, при­надлежностью к определенному субъекту, индивидуальностью. Значение введения понятия «социальное тело» для обоснования социоло­гии управления как отраслевой дисциплины — такая интерпретация соци­альной реальности позволяет в одном шаге анализа удержать единство субъекта и объекта социального действия, рассмотреть это единство как процесс, учесть персональную роль уполномоченного лица и человекоразмерность управляемой системы, что создает новые возможности для социоло­гической теоретизации и эмпирических исследований. Гипотеза о социальном теле управлениясоциальное тело управления имеет естественно-искусственное происхождение, оно представляет собой организационную надстройку наряду с естественными связями саморегу­ляции и самоорганизации людей в процессе их совместной деятельности. Жизненный цикл социального тела управления каждое социальное тело управления имеет индивидуальный жизненный цикл, состоящий из стадий построения, подъема, выхода на уровень устойчивого функционирования, вхождения в кризис и выхода из кризисного состояния (исчезновения или реорганизации). Критерий нормального состояния социального тела управления — таким критерием является степень индивидуальной свободы участника совместной деятельности, связанного взаимными обязательствами; в объективном пла­не включенность в социальное тело дает субъекту принципиальную возможность лучшего самоосуществления, ограниченную вне его; в субъективном плане в здоровом социальном теле человек чувствует себя комфорт­но в смысле защищенности, осознания смысла и значения своей жизни.

Социальное управление** — практика управления обще­ством и его подсистемами, практическое проявление институциональной природы управления; в гносеологическом отношении — как объект исследова­ния различных наук: экономики, социологии, психологии, права и др. Объект социального управления — социальное тело участников процес­са совместной деятельности. Субъект социального управления — доминирующие в процессе совме­стной деятельности лицо или группа лиц, предметом заботы которых явля­ются координация и программирование этой деятельности. Задача социального управления — обеспечить управляемость социаль­ных процессов, создание социальных тел, адекватных решаемым проблемам, их воспроизводство и своевременное изменение в соответствии с измене­нием ситуации управления.

Социальное целеполагание — решение социальных проблем в рамках их содержательно-организационной детализации; процесс интегра­ции различных действий в конкретную систему цели, средств, предмета и результата.

Социальной системой режим управления**установление доминирую­щим субъектом одного из возможных способов сочетания устойчивости со­циальных взаимодействий и достижения продуктивных целей; теоретиче­ски выделяются три режима: оптимальный (равновесный), адаптивно-неравновесный, продуктивно-неравновесный.

Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии.

Социальные факты в социологии управления**знания о явлениях управ­ления процессами совместной деятельности, полученные в результате при­менения специальных аналитических процедур.

Социальный беспорядок, или социальная аномия — состояние атомизации общества, разрушения установленных ранее норм и правил солидар­ной общественной жизни, возвращение к состоянию «социальной безнормальности».

Социальный институт — устойчивый комплекс правил и норм, регулирую­щих ролевые отношения в различных сферах человеческой деятельности.

Социальный контроль — 1) процесс, посредством которого общество пытается обеспечить конформость в отношении доминирующих в дан­ном обществе ценностей и норм; 2) совокупность способов воз­действия коллектива, как целого, на остальных своих членов через убеждения, предписания, запрещения, признание зас­луг.

Социальный порядок — 1) система социальной интеграции, включаю­щая разметку социального пространства, барьеры и каналы социальных перемещений, правила социальной диспозиции, устанавливающиеся и поддерживающиеся самими людьми; 2) одно из наиболее общих представлений о свой­ствах социальной реальности, выражающее идею организованности обще­ственной жизни, возможности ее сознательно удерживать в определенных рамках (держать в определенном порядке). Искусственное и естественное в социальном порядке — две противоположные концепции генезиса социального порядка; первая идет от Гоббса, Локка и Руссо и рассматривает социальный порядок как искусственное социальное тело (государство, его институты, учреждения, нормы), кото­рое было создано в процессе организации общественной жизни; вторая идет от И. Бентама и А. Смита, выступавших против вмешательства государства в рыночную экономику, считавших что социальный порядок возникает спонтанно как непреднамеренный результат эгоистических действий лю­дей, вступивших друг с другом в отношения обмена.

Социальный порядок как организованная общественная жизнь следст­вие деятельности граждан, направленной на гармонизацию частных и об­щих ценностей и интересов путем сознательного создания, поддержания и изменения социальных институтов и их учреждений; организованному социальному порядку исторически предшествуют традиционный, гражданский и правовой порядки, которые вместе с ним образуют культурные слои упо­рядоченной общественной жизни.

Социальный порядок как система социального действия (Т. Пар­сонс) — это рациональная система, в которой все люди осуществляют свое право на формирование своих целей и выбор средств их достижения, где нравст­венная составляющая выполняет роль латентного регулятора социального напряжения; система состоит из четырех иерархических уровней: 1) пер­вичного (или технического), 2) менеджериального (собственно управлен­ческого), 3) институционального и 4) социетального.

Социология бизнеса (предпринимательства)* — раз­дел социологии, изучающий закономерности и проблемы развития бизнеса как коммерческой деятельности, дающей прибыль, предпринимательства, инициативы и созидательной энергии различных групп занятого населения, их заинтересованность и вовлеченность в успех получения прибыли. Социология бизнеса исследует экономические и социальные явления и процессы как результат деятельности людей, занимающих разное положение  в бизнесе и имеющих разные интересы, и ставит целью анализ развития бизнеса как социально-экономического процесса, а также отношения, складывающиеся в рыночной экономике между различными социальными группами и между государством и предпринимателями.

Социология организаций — раз­дел социологии, изучающий закономерности построения, функционирования и развития главным образом трудовых организаций — предприятий и учреждений. Основная проблематика социологии организации — со­отношение личных и безличных факторов организаций, индивидуального и общего в них, ру­ководства и подчинения, различи, целей и т.д.

Социология прикладная — сово­купность теоретических моделей, методологиче­ских принципов, методов и процедур исследова­ния, а также социальных технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на прак­тическое применение, достижение реального социального эффекта. В США прикладную социологию называют также «проблем­но ориентированной», «прикладной социальной наукой», «ориентированной на клиента», в то время как социологией академической считается фун­даментальная, базисная, чистая, «ориентирован­ная на дисциплину» наука. Прикладная социология — это социологическая работа, сделанная для кого-то. Обычно это кли­ент или заказчик: государственное учреждение, правитель­ственные организации, частная фирма, феде­ральные органы власти и др. Прикладная социология в США отли­чается от академической не только содержани­ем и характером научной деятельности. Главное здесь — ориентация на практическую пользу, а не на прирост знания, научный вклад в фунда­ментальные открытия. Она иначе связана с заказчиком, здесь приняты другие критерии оценок конечного результата, оплаты труда и профессиональ­ной карьеры, в гораздо большей степени прикладники зависят от экономического положения компании-работодателя и конъюнктуры на рынке труда. Исторические корни прикладной социологии восходят к рабо­там А. Токвилля, Э. Дюркгейма, А. Смолла. Послед­ний еще в 1895 г. высказал идею о необходимо­сти прикладных работ в американской социологии. Именно с этого момента специалисты начи­нают периодизацию прикладной социологии и выделяют три этапа. Для ранней фазы (1895—1920) характерен ин­терес к социальным реформам, понимание научной теории как совокупности философских рассуждений об идеальной модели общества, а ее практического ис­пользования — скорее как подвижнического акта одиночки, чем запланированной системы меро­приятий. С 1920 по
1950 гг. приоритетным на­правлением в американской социологии становятся эмпирические исследования, начало которым поло­жили представители чикагской школы. Ин­тенсивно разрабатываются методология, статистические методы анализа и техника сбора информации. Большая заслуга в институционализации эмпирической прикладной социологии принадлежит П. Лазарсфельду.

В социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных — инженерия социальная и клиническая социология. Инженер-социолог чаще пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача «клинического социолога» — поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить «терапевтические» меры.

Социология управления — 1) отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в условиях складывающихся в обществе социальных отношений. Социология управления изучает государственные и общественные органы управления, прежде всего как социальные системы, весь комплекс подбора, расстановки, воспитания, обучения и продвижения управленческих кадров, отношения, складывающиеся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфику формирующихся у них интересов и управленческих концепций. Социология управления изучает проблемы,  связанные с социальными целями управления с точки зрения социальных критериев; их соответствием интересам и желаниям управляемых; анализом социальных последствий, принимаемых управленческих решений; отношением к ним исполнителей; системой учета интересов, мнений, предложений масс; явлениями дисциплины, ответственности, исполнительности как выражение определенных социальных отношений, которые возникают в процессе управления; 2) раздел (отрасль) социологии, изучающий закономерности и проблемы построения и функционирования соци­альных отношений в процессах управления.

Социология управления**отрасле­вая социологическая дисциплина, которая изучает закономерности станов­ления, функционирования и развития управления как социального инсти­тута во взаимодействии с другими институтами общества, условия, формы и механизмы управляемости социальных систем (общества и его подсистем) как функционального единства рациональной (искусственной) организа­ции и спонтанной (естественной) самоорганизации. Объект социологии управления — социальное управление как сознатель­но организуемый и направляемый процесс совместной деятельности лю­дей. Предмет социологии управления — закономерности построения, функ­ционирования и развития управляемых социальных систем, взаимодейст­вие механизмов организации и самоорганизации в процессах совместной деятельности людей. Прикладная функция социологии управлениятеоретические и эмпири­ческие знания о закономерностях построения, функционирования и разви­тия управляемых социальных систем; имеют методологическое значение для выбора тематики и организации практически ориентированных социологи­ческих исследований, способствующих решению социально-инженерных за­дач, в том числе и задач организации и реорганизации управляемых систем.

Социология эмпирическая — обо­значение всего комплекса эмпирических социологических исследований в рамках социологии города, де­ревни, образования, труда, семьи и т. д. Время становления современной эмпирической социологии относится к 20 —  30 гг. XX в.

Если в XIX — начале XX вв. эмпирические иссле­дования существовали параллельно теоретической социологии в качестве частного интереса энту­зиастов различных профессий и отдельных уче­ных-социологов (например: М. Вебер, Э. Дюркгёйм, Ф. Теннис), то в 20 — 30 гг. XX в. социологи-эм­пирики, которые образовали новый вид профес­сиональной деятельности в это время, пытались представить эмпирическую социологию синонимом социологии вообще. Задачи изучения социального устройства и развития сво­дились при этом к социальной инженерии, к получению конкретных практических рекомендаций по заданной теме, будь то отыскание средств повышения про­изводительности труда на определенном пред­приятии или формирование общественного мнения по какому-либо вопросу. С точки зрения методологии, этот процесс вытеснения социологической теории означал доведе­ние до крайности социологического эмпиризма изна­чальных позитивистских принципов создания социологии (в противовес чисто умозрительным системам социальной философии) как положительной науки, имеющей свой эмпирический материал и непосредственно участвующей в усовершенствова­нии социальных отношений.

Социометрическая структура — совокупность соподчиненных членов группы в системе межличностных отношений.

Социометрия — совокупность методов измерения социальных и социально-психологических отношений.

Специфические качества личности — способности к тому или иному виду деятельности.

Специфические цели — цели подразделений, опре­деляющие основные направления их деятельности в све­те реализации общих целей.

Сплоченность — единство коллектива по важнейшим вопросам.

Сплоченность группы — результирующая мотивов, вызывающая взаимное тяготение членов группы и побуждающая их к сохранению членства в группе.

Способ — система действий.

Способности — развитые в процессе образования и воспитания природные склонности (задатки) к тому или иному виду деятельности. Бывают общими, элементар­ными, частными и сложными частными (к отдельным профессиям, сферам и характеру деятельности). Уров­нями развития частных способностей являются одарен­ность, талант, гениальность.

Средняя производительность фактора — отношение общего выпуска к объему используемого фактора.

Ссудный процент — рыночная ставка дисконта (учет векселей банками или частными лицами с вычетом процентов за неистекшее до срока время).

Стадии и этапы экспериментальной процедуры в социологии управления** — процесс получения научного знания о проблемной ситуации управления на основе логики эксперимента; различают три стадии этого процесса: 1) концептуальную, 2) эмпирическую и
3) объективационную. Концептуальная стадия экспериментальной процедурыперевод онто­логических социальных фактов управления в гносеологические, разработ­ка теоретической схемы экспериментальной процедуры; стадия включает три этапа: а) обоснование проблемной ситуации, б) концептуальное опи­сание и гипотетическое объяснение явлений управления, в) планирование эксперимента. Эмпирическая стадия экспериментальной процедурыпостановка ква­зиэкспериментальной управленческой ситуации в рамки контролируемого эмпирического исследования, она включает: а) эмпирическую интерпрета­цию понятий, б) разработку способов наблюдения и измерения контроли­руемых переменных, в) проведение измерений, г) обработку первичных данных. Объективационная стадия экспериментальной процедурысопоставле­ние эмпирических обобщений с гипотезами, констатация получения ново­го знания и представление результатов научной общественности.

Стадии трансформации (эволюционного развития) управляемых социаль­ных систем** — выделяются шесть стадий: 1) эмбриональная,
2) программи­рованная, 3) оптимизационная, 4) адаптационная,
5) стагнационная и 6) ре­организационная. Эмбриональная стадия управляемой социальной системыстадия ее соз­дания, или построения, формирования ее социогенетического кода, началь­ного потенциала и организационного проекта или программы. Программированная стадия развития управляемой социальной системы — стадия выполнения первоначальной целевой программы, основанной на рациональной модели организации. Оптимизационная стадия развития управляемой социальной системы стадия достижения оптимума по критериям устойчивости процесса и высоких продуктивных результатов при относительно стабильных внешних об­стоятельствах и внутренних условиях. Адаптационная (предкризисная) стадия развития управляемой социаль­ной системы — стадия преобладания адаптивно-охранительных настроений и действий, связанных с отставанием внутренних условий от изменивших­ся внешних обстоятельств. Стагнационная стадия трансформации управляемой социальной системы — стадия приостановления развития системы, отсутствия реальных перспективных планов и программ, движение системы по инерции, ощущение без­выходности положения и отсутствие воли к переменам. Стадия коренной перестройки, реорганизации управляемой социальной системы — стадия возрождения системы, обновления социального ядра, разработки новых целевых программ, построения новой функциональной структуры организации.

Статус — уровень оценки окружающими личности человека и важности исполняемой им роли.

Статус социально-экономический позиция людей в стратифицированных системах, обусловленная престижем их профессии, уровнем образования, дохода и благосостояния.

Статус социальный 1) структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему; 2) ранг или ранговая позиция индивида в группе или во взаимоотношениях с другими индивидами.

Степень интеграции характерис­тика структуры организации, которая показывает степень взаимосвязи между отдельными подразделениями организа­ции, их способность действовать как единое целое.

Стиль управления (руководства) — 1) систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем; 2) совокупность наиболее характерных устойчивых методов решения проблем, используемых руководителями в практической управленческой деятельно­сти.

Стимулирование целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов, воздействующих на его активность.

Стимулы — внешние условия (обстоятельства), воз­действующие на поведение человека.

Стохастический (гр. stochastikos умеющий угадывать) — случайный, вероятностный, беспорядочный, непредсказуемый.

Стохастический процесс — процесс, характер изменения которого во времени точно предсказать невозможно.

Стратегии буферные виды стра­тегий организации по отношению к внешней среде, которые направлены на изоляцию организации от воздействия других организаций и социальных ин­ститутов, на сохранение своей самостоя­тельности.

Стратегии установления взаимо­связей виды стратегий организации по отношению к внешней среде, кото­рые направлены на расширение и укрепление связи данной организации с дру­гими организациями и социальными ин­ститутами.

Стратегическая задача — мероприятие по нейтрали­зации последствий непредвиденных событий внутри фирмы и за ее пределами. Цель решения стратегичес­кой задачи состоит в поиске путей повышения гибкости и неуязвимости организации.

Стратегическое управление — управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стратегия — общая концепция того, как достигают­ся главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для это­го ограниченные ресурсы. Элементами стратегии являются: система целей, приоритеты распределения ресур­сов, правила осуществления управленческих действий. К видам стратегий относятся: генеральная (реализует миссию), функциональные (соответствуют отдельным направлениям деятельности), специальные (предназна­чены для особых обстоятельств). При­суща любому уровню управления, хотя и отличается опреде­ленной спецификой в зависимости от уровня управления (центр, регион, муниципальное образование, трудовая ассо­циация, каждая личность).

Стратегия организации — представление управленчес­кого персонала о целях организации и способах их достиже­ния в определенный период существования организации.

Стратегия управления персоналом — специфический на­бор основных принципов, правил и целей работы с персона­лом, конкретизированный с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а так­же типа кадровой политики.

Стратификация — метод исследования систем, основанный на выделении уровней описания, каждый из которых характеризуется собственным набором принципов описания, понятий, терминов, а также специфическим языком.

Структура — 1) взаиморасположение и связь составных частей какого-либо объекта; 2) строение системы; 3) архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости / гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий меж­ду внутренними элементами.

Структура и механизмы администрирования — организационная единица администрирования, включающая механизмы подотчетности для министерств и ведомств и распределение функций между ними.

Структура нормативная — сово­купность формализованных взаимосвязанных ценностей, норм и ролевых ожи­даний, характерных для данной органи­зации.

Структура социальная — внутрен­не упорядоченная совокупность взаимосвязанных статусов и ролей в организа­ции, ориентированных на достижение общих целей.

Структура управления организации* — важная составляющая организационной структуры, которая обеспечивает основу для определения задач каждого звена организации и выработки механизма контроля за их выполнением и является упорядоченной сово­купностью звеньев управления и коммуникационных каналов, с помощью ко­торых они взаимодействуют между собой. Должность или место, за­нимаемое в структуре организации, являются ключом к опреде­лению объема полномочий по принятию решений. Вместе с тем формальная власть должности не безусловна. Руководитель дол­жен быть способен устанавливать контакты с различными функциональными подразделениями для выполнения задач. Он должен сочетать должностную власть с личным влиянием на протека­ющие процессы.

Структурно-функциональный метод — методологический подход, предусматривающий выделение элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определение их места и значения в неко­торой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение.

Структурно-функциональный подход подход, который предполагает использование разделения труда, охват контролем, децентрализацию и департаментализацию и применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязи между ними.

Субсидарность — децентрализация функций по предоставлению публичных услуг на самый низший уровень администрирования, на кото­ром они могут осуществляться должным образом.

Субъект управления — управляющая подсистема, звено, элемент в системе управления, воздействующий на другие элементы субъекта управления; в зависимости от целей ис­следования может рассматриваться и как объект для выше­стоящего звена в иерархии управления. Субъективный фак­тор в управлении — воздействие сознания людей, действую­щих в соответствии со своими целями и интересами, на при­нятие управленческих решений.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:50
 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Словарь основных понятий (С)