Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь основных понятий (Г)

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.01.11 00:04

СОЦИОЛОГИЯ

ОРГАНИЗАЦИЙ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

Г

Габитус (в теории П. Бурдье) — система приобретенных схем, действующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принцип распределения по классам, в то же время как организационный принцип действия.

Гашение — управленческое воз­действие, в ходе которого заранее изученные реакции или действия не под­крепляются. В этом случае установки, ожидания и стремления индивида оста­ются нейтральными. Это состояние и будет представлять собой желательное в данной ситуации поведение.

Гендер (от англ. gеndеr — род) — сово­купность представлений о личностных и поведенческих особенностях мужчины и женщины. Эти особенности, взятые в отдельности, опреде­ляют женственность (фемининность) и мужест­венность (маскулинность). Первая обычно ассоциируется с тонкой интуицией, эмоциональной выразительностью, покорностью, а вторая — с агрессивностью, способностью логически мыслить, чувством превосходства. Мужественность и женственность, т. е. гендерные различия, про­являются в том, как люди исполняют свои гендерные роли. Их так же называют ролями по­ловыми.

Гендерный идеал — ожидание определенного поведения мужчин и женщин, присущее данной культуре.

Генеральная совокупность — совокупность, на которую социолог хочет распространить выводы исследования.

Гетерогенный — разнородный по составу или происхождению.

Гешефт — торговый (часто нечистый) интерес, торговая сделка, спекулятивный оборот, комбинация, афера.

Гибкая организационная структура — совокупность подразделений, которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям работы в резуль­тате отсутствия жесткого закрепления обязанностей за работниками и подразделениями, незначительной рег­ламентации их деятельности, хорошо развитых горизон­тальных связей.

Гибкие производственные системы — 1) упорядоченная совокупность средств труда, обеспечивающих в условиях мелкосерийного производства автоматизацию технологических операций и автомати­зацию перестройки на новую продукцию в пределах физических возможностей системы, а также оптимальное управление технологиче­скими операциями с целью повышения потребительских свойств вы­пускаемой продукции за счет ее своевременного обновления; 2) фи­зическое воплощение, предметное выражение гибкого автоматизиро­ванного производства.

Гибкое автоматизированное производство (ГАП) — организация производственного процесса, при которой автоматизированными средствами обеспечиваются высокие потребительские свойства вы­пускаемой продукции, прежде всего за счет ее своевременного обнов­ления. В ГАП интегрируются концепции производственной гибкости и комплексной автоматизации производства.

Гибкость — способность системы, подвергнутой определенному воздействию, нормативно или адаптивно изменять свое состояние и (или) поведение в пределах, обусловленных критическими значени­ями параметров системы.

Гибкость организации — свойство организации, ее подразделения или управленческого органа быстро реагировать и приспосаб­ливаться к любым изменениям, проис­ходящим в рыночном или институцио­нальном окружении.

Гиперинфляция непропорционально быстрый рост цен, чаще всего из-за увеличения денежной массы, находящейся в обращении, по отношению к количеству товаров и услуг на рынке; гиперинфляция может привести к кризису действующей экономической системы.

Гипотеза — предположение о взаимосвязи между независимой и зависимой перемен­ными.

Гомеостаз (гомеостазис) — свойство системы обеспечивать постоянство обме­на вещества и энергии, способность удерживать характеристики си­стемы в пределах, допустимых для ее существования.

Гомогенный — однородный по своему составу.

Горизонтальная карьера — овладение работником новыми специальностями и сферами деятельности.

Государственная гражданская служба Российской Федерации (гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную, государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

Принципами гражданской службы являются: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. (Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от
27. 07. 2004 года. Статьи 3,4).

Государственная служба — социально-правовой институт, регулирующий публично-правовые связи: 1) служебные — между государством и чиновником; 2) публичные — между чиновником и гражданином.

С 1 февраля 2005 года, в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27. 07. 2004 года, введено понятие «государственная гражданская служба Российской Федерации».

Государственное решение — решение, принимаемое в органах государственной власти и носящее обязательный характер в обществе.

Государственное учреждение — разновидность социальной организации, занимающейся предоставлением публичных услуг.

Государственный аппарат — социальная организация, в рамках которой взаимодействуют государственные органы и учреждения.

Государственный орган — структурная единица государственного аппарата, выполняющая функции администрирования.

Государственный служащий — гражданин, занимающий оплачиваемую государственную должность и наделенный соответствующими обя­занностями, полномочиями и привилегиями, необходимыми для испол­нения служебных задач.

С 1 февраля 2005 года, в соответствии с законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27. 07. 2004 года, введено понятие «гражданский служащий».

Государство часть общества, имеющая власть и силу, а также возможность распреде­лять общественные ресурсы и средства.

Государство авторитарное — государство, в котором власть находится в руках монарха или диктатора, управляющего с помощью насилия.

Государство социальное — демократическое, правовое государство, выражающее интересы всех социальных страт и проводящее сильную социальную политику, направленную на стабильное обеспечение дос­тойного жизненного уровня населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, на предотвращение и успешное разрешение социальных конфликтов.

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. (Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27. 07. 2004 года. Статья 13.).

Границы конфликта — внешние пределы в пространстве и во времени, а так­же относительно той социальной системы, в масштабах которой возни­кает и развивается конфликтное столкновение.

Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социаль­ного целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной принадлежности, структуры, уровня развития и т.д.). Тер­мин «группа» является общим для всех гуманитар­ных наук: экономики, истории, этнографии, демографии, психологии и др. В социологии упот­ребляется понятие «группа социальная».

Наиболее распространены классификации групп по размеру: большие, малые, микрогруппы; по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные); по непосредственности взаимо­связей: реальные (контактные) и условные; по уровню развития: низкого уровня развития (ассоциации, корпорации) и высокого уровня развития (коллективы); по значимости: референтные (реальные и воображаемые) и не являющиеся референтными. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вклю­чена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: разви­тие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности.

Группа вторичная — совокупность людей, между которыми почти отсутствуют эмоцио­нальные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению опреде­ленных (общих) целей.

В социальных связях вторичного типа отсутствует пол­ностью или частично непосредственное взаимо­действие членов социального объединения друг с другом. Например, для рабочего бригада яв­ляется первичной, а коллектив предприятия в целом — вторичной группой. Данный термин был введен в противопоставление термину «группа первичная».

Группа интересов — организация, созданная с целью выражения групповых интересов и влияния на ход политического процесса путем отстаивания интересов своих членов или настаивания на проведении определенной политики.

Группа контрольная (в эксперименте) — группа испы­туемых, деятельность которых про­ходит без воздействия экспериментального фактора. По условиям деятельности  группа контрольная не отлича­ется от экспериментальной группы, подвержен­ной воздействию экспериментального фактора — гипотетические причины определенных изменений в социальной деятельности. Если в экспериментальной группе наблюдаются изменения в деятельности, а в группе контрольной нет, то гипотеза считается доказанной. Выравнивание состава экспериментальной груп­пы и группы контрольной, а также ситуаций их деятельности — очень сложная задача. Достичь полного сходст­ва групп и внешних условий деятельности в социальных экспериментах практически не удается. Выработан ряд приемов выравнивания со­става экспериментальной и контрольной группы:
1) попарный отбор (точечное выравнивание); 2) частотное выравнивание;
3) выравнивание по квоте; 4) случайное распределение (рандомизация); 
5) сочетание различных приемов.

Случайное распределение (рандомизация) производится по правилам вероятностного отбо­ра. Этот прием считается самым надежным, так как процедуры случайных выборок детально разра­ботаны. Сочетания различных приемов обеспечива­ют надежность выравнивания групп и при не­больших выборках. При сочетании частотного распределения с рандомизацией берутся списки групп, составленных выравниванием частотных распределений, а затем эти группы переформи­руются при помощи приемов вероятностного от­бора. Если при первом выравнивании упускался какой-нибудь существенный фактор, то предпо­лагается, что люди, которым он свойствен, с при­мерно одинаковой вероятностью попадут в обе группы. Сочетание рандомизации и квотного от­бора состоит в том, что составленные на основе случайного отбора списки групп корректируют­ся на основе модели распределения существен­ных признаков в генеральной совокупности. Этот прием обеспечивает сходство и репрезентатив­ность групп испытуемых и при небольших вы­борках.

Группа малая — малочисленная по со­ставу социальная группа, члены которой объединены об­щей деятельностью и находятся в непосредст­венном устойчивом личном общении друг с дру­гом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых груп­повых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым — непосредственный устой­чивый личный контакт (общение, взаимодейст­вие). Примерами малой группы являются семья, производ­ственная бригада, школьный класс, научный, во­инский и другие первичные коллективы, коллекти­вы космических, арктических и антарктических станций, спор­тивная команда, религиозная секта, группа дру­зей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер малой группы — два человека, максимальный — несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5 - 7 чел. Виды малой группы: формальная, нефор­мальная, первичная.

Группа малая — непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функ­ции связующего звена в системе «личность — общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через принад­лежность к определенным социальным группам и орга­низациям, посредством которых он участвует в жизни всего общества. Малая группа играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социа­лизации, являясь проводником тех идей, уста­новок, ценностей и норм поведения, которые су­ществуют в данном обществе как целостной систе­ме. Малые группы являются относительно самостоятельными субъектами обществ, отношений. С одной сто­роны, они отражают в себе те общественные отноше­ния, в которые они органически включены, и пре­ломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой — на основе личных кон­тактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений.

Обе системы отношений — объективных (общественных) и субъективных (психологических) слива­ются в единую систему межличностных группо­вых отношений, что придает малой группе особое качест­во, отличающее ее от других социальных групп. Принцип образования малой группы, природа и функционирование зависят от социальной структуры общества, отражают про­исходящие в нем процессы, но она не является «зеркальным отражением» общества. (см. также Теория малых групп).

Группа неформальная — вид малой груп­пы возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отноше­ний, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и нефор­мальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Эту группу называют также «психологической» или «группой по интересам», т.к. в осно­ве ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие лич­ные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация. Группа неформальная образуется на личностной основе в результате инициативы индиви­дов, ее составляющих. В группе в целом самопро­извольно развивается система поведения, спо­собствующая удовлетворению потребностей ее членов.

Группа неформальная может образовываться как в рамках формальной группы, так и помимо ее. В первом случае она вторична по отношению к общей груп­повой организации — это различные группировки, круги друзей. Во втором случае она не зависит от формальной, образуется на основе простран­ственной близости (соседи), общности интересов («неформалы» среди молодежи и в политической жизни), единства психологических характеристик (подростки-сверстники), личной симпатии (дру­зья) и др. Контакты членов носят ярко выра­женный личностный характер. Эта группа не всегда имеет строгую организацию, чаще поря­док основан на традиции, уважении и авторите­те. Факторами сплочения выступают симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет не­формального лидера, контроль осуществляется с помощью неформальных норм и традиций, сущ­ность которых зависит от уровня сплоченности группы, степени ее «закрытости» для членов других социальных систем.

Термин «группа неформальная» стал широко применяться в социологии после Хоторнских экспериментов, проведенных под руководством Э. Мэйо. Таким образом все неформальные группы — группы, не ориентированные на социальные статусы и роли, а основанные на межлич­ностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологичес­ких или социальных потребностей чле­нов группы, не связанных с организаци­онными целями и задачами.

Группа первичная вид группы ма­лой, отличается высокой степенью солидар­ности, глубоко развитым чувством «мы». Это небольшое количество людей, между которыми устанавливают­ся прямые контакты, отражающие многие аспекты их личностных свойств, и складываются устойчивые эмоциональные отношения.

Харак­терные черты: малочисленный состав, простран­ственная близость членов, длительность суще­ствования, единство цели, добровольность всту­пления в группу и неформальный контроль за поведением членов. Через группу первичную человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в них происходит первичная социа­лизация личности. Считается, что отсутствие или недостаток связей первичного типа может обернуться ухудшением личных качеств человека и основных характеристик человеческой природы вообще, что проявится в духовной не­полноценности и негативном поведении человека.

Термин «группа первичная» был введен в начале XX века американским социологом Ч. Кули. Рассматривая такие малые группы, как семья, дружеская группа детей-сверстников, традиционное соседство, Кули ввел это понятие для определения групп, которые «характеризуются интимным, лицом к лицу, контактом и сотрудничеством». Эти груп­пы оказывают наибольшее влияние на форми­рование социальных идеалов индивида и «первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства». Эти группы фор­мируют, обновляют и укрепляют моральные стан­дарты своих членов. Кули указывал на две основные функции группы первичной: 1) быть источником мораль­ных норм, которые человек получает в детстве и которыми руководствуется в течение всей своей жизни; 2) быть средством поддержки и стабили­зации взрослого человека. По Кули, малая пер­вичная группа формирует личность. Но каждая первичная группа есть часть общества, большой социальной группы, поэтому она является проводником идей, установок и норм, существующих в обществе как целостной системе. Следовательно, первичные группы формируют личность не сами по себе, а как органическая часть общества, всей социальной системы в целом.

Группа проблемная — формально организованный коллектив научно-технических работников, созданный для исследования или реше­ния четко сформулированной проблемы. Работа членов группы четко координирована, и направлена на достижение общей цели. Состав группы проблемной определяется структурой проблемы и обычно имеет многодисциплинарный характер. По мере изу­чения проблемы группа проблемная может меняться. Статус такой группы в организации может быть различным.  Эффективность работы проблемной группы обеспечивается интенсивными внутригрупповыми и внешними междисциплинарными коммуникациями, сильной мотивацией коллектива, сплоченного общей целью, срочностью и важностью проблемы. Критическим фактором в деятельности проблемной группы является лич­ность руководителя, который должен обладать авторитетом в среде специалистов, в формальной организации и в то же время иметь полную под­держку неформальной организации проблемной группы (или быть ее неформальным лидером).

Группа референтная — реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном.

Понятие «группа референтная» было введено американским социальным пси­хологом Г. Хайменом. Рассматривая малые груп­пы, влияющие на поведение индивида, другой американский исследователь,
М. Шериф, разделил их на два вида: группы членства, членом которых индивид является, и нечленские, или референтные, чле­ном которых индивид не является, но с ценностя­ми и нормами которых соотносит свои взгляды и поведение. Позднее другие исследователи (Р. Мертон, Т. Ньюком) распространили понятие референтная группа на все объединения, которые являются для индивида эта­лоном при оценке им собственного социального положе­ния, действий, взглядов и т.д. Это может быть как группа, к которой принадлежит данный инди­вид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

Различают реальную и воображаемую референтную группу. Реальная — это группа людей, служащих для личности эталоном реализации оптимальных для нее социальных норм и ценностей; воображаемая — отраженные в сознании индивида его ценностные и нормативные ориентации, его жизненные идеа­лы, выступающие в форме персонифицирован­ных эталонов и идеалов. Эти персонифицирован­ные образы людей представляют «внутреннюю аудиторию», на которую личность ориентируется в своих мыслях и действиях.

В системе отношений «личность — общество» референтные группы выполняют три главные функции: статус­ную (информативную), способствующую форми­рованию у индивида представления о его месте в социальной структуре общества, его социальном статусе и эталоне исполнения социальных ролей, соответствующих этому статусу; регулятивную (или нормативную), ус­танавливающую и интерпретирующую для лич­ности социальные нормы общества и других социальных групп и через них обусловливающую определенный тип пове­дения; мировоззренческую (ценностно-оценоч­ную), определяющую установки, ценности, идеа­лы и цели личности.

На практике теория референтных групп применяется при изучении социальной мобильности, процесса адаптации личности к различным социальным средам, эффективности средств массовой ком­муникации. (См. также Концепции референтной группы).

Группа руководителей — полукон­тактная (периодически взаимодействующая, но не объединенная общими подразделенческими рамками) совокупность руководителей подраз­делений организации, вступающих между собой в «горизонтальные» и «вертикальные» управленческие отношения как на формальной, так и на неформальной основе. Структурируется по иерархическим уровням, подразделениям и службам, квалификационным и демографическим признакам, а также применительно к конкретным исследова­тельским задачам (место в научно-техническом про­грессе, в выработке отдельных решений, в кон­фликтных ситуациях и т.п.). Группа руководителей выделяется в исследованиях процессов выработки, принятия и осуществления решений в целях консульти­рования управленческого (см.), проблем служеб­ного продвижения и т.д.

Группа руководителя – группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.

Группа семейная — малая социальная груп­па состоящая из членов семьи, связанных меж­ду собой отношениями брака или родства. Группа семейная может быть нуклеарной — состоит из супругов или одного из них и детей, а также расширен­ной — включает в себя членов нуклеарной се­мьи и их прямых родственников (чаще родите­лей каждого из супругов), полной (включающей обоих супругов) и неполной.

При анализе семьи как малой группы целе­сообразно выделить два основных типа харак­теристик: 1) характеристики группы в целом — цели и задачи семейной группы, состав и струк­тура семьи, ее социально-демографический состав, группо­вая сплоченность, групповая деятельность и ха­рактер группового взаимодействия семейной группы, структура власти, коммуникаций в се­мье и т.д.; 2) характеристики связей и отноше­ний семейной группы с более широкими социальными сис­темами в рамках социальной структуры общества. Здесь прежде всего выделяются: функции семьи по отношению к обществу; цели, задачи и функции по отношению к индивиду; групповая регуляция поведения и взаимодействия индивидов в семье (групповой контроль, групповые санкции и т. д.); семейные ценности и образцы поведения, вклю­ченность индивида в семью, его удовлетворен­ность пребыванием в ней и ее функциональны­ми требованиями и т, д.

Предметом социологического анализа семейной группы чаще всего оказывается структура семьи и ролевое взаимодействие ее членов. Под структурой се­мьи понимается вся совокупность отношений между ее членами, включая, помимо отношений родства, систему духовных, нравственных отно­шений, в том числе отношений власти, автори­тета и т. д. Выделяют так называемую автори­тарную структуру и в связи с этим авторитар­ные семьи, которые характеризуются жестким под­чинением жены мужу и, как правило, строгой дисциплиной во взаимоотношениях родителей и детей. Демократические семьи основаны на распре­делении ролей в соответствии не с традициями, а с личностными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них в принятии решений, добровольном распределе­нии обязанностей, воспитании детей и т. д.

Группа социальная — 1) совокупность индивидов, взаимодействующих опреде­ленным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отно­шении других; 2) совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выпол­няющих общественно необходимую функцию в общей структуре обществ, разделения труда и деятельности.

Понятие группа социальная является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристи­ки коллективных субъектов обществ, отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциа­ции общества как единого целого на отдельные струк­турные составляющие. Понятие группа социальная является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», а также по отно­шению к понятиям этнической, территориальной, ре­лигиозной и других общностей, т.к. фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения тру­да и деятельности на основе отношения к сред­ствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др. (см. также Теория социальных групп).

Группа формальная — вид малой группы, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируется официальными правилами организации и социальными институтами. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется разделением функций, безлич­ностью и договорностью отношений, одной, строго определенной, целью сотрудничества, крайней рационализацией функций (как общегрупповых, так и индивидуальных), низкой зависимостью от традиций и т.д. Группа формальная — объективное социальное образование, элемент социальной структуры общества (например, се­мья) или элемент его структурных подсистем (производственная бригада, научная кафедра, воинское подразделение, экипаж космического ко­рабля и др.). Группа формальная создается для выполнения функ­ций, строго определенных системой более высо­кого уровня. Структура формальной группы и тип ее поведения опреде­ляются группой большего масштаба или общества в целом. По отношению к индивидам, ее состав­ляющим, формальная группа выступает чем-то внешним, не за­висящим от их воли, желаний, эмоций; предпи­сывает каждому члену определенную функцию; предлагает определенный и безотносительный к его личным особенностям режим исполнения этой функции; предусматривает соответствующие нормы отношений с другими членами группы, а так­же формы и критерии оценки его деятельности, вознаграждения и стимулирования. Межличностные отношения в формальной группе склады­ваются внутри установленных официальных рамок. Таким образом, группы формальные — группы, сознательно создаваемые для достижения коллективных целей организации, осно­вой которых является исполнение фор­мальных ролевых требований членами организации.

Группа этническая — часть общества, члены которой осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры.

Групповая динамика — 1) развитие (движение) группы во времени, обусловленное как взаимодействиями и взаимоотношениями членов груп­пы между собой, так и внешним воздействием на группу; 2) совокупность внутригрупповых социально-психологи­ческих процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельно­сти малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; выра­ботка групповых мнений и ценностей; формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т.е. все те про­цессы, которые фиксируют и обеспечивают изменения, происходящие в группе за время ее существования.

Эти изменения обусловлены как вне­шними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предпо­лагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение единства членов группы, стабилизацию и упорядочение меж­личностных отношений и взаимодействий и является необходимой пред­посылкой сохранности и относительно устойчивого и постоянного вос­производства группы как социально-психологической общности. Вторая проявляется в неизбежно сопутствующих любой коллективной жизнедея­тельности специализации и иерархизации деловых и эмоциональных вза­имосвязей членов группы и в соответствующем различии их функциональных ролей и психологических статусов, что является стимулом и результатом развития группы, но в то же время может привести к нарушению гармонии в отношениях образующих группу людей. Сосуществование названных тен­денций обусловливает неравномерность процесса развития малой группы.

Групповое давление — стремление группы изменить поведение и установки отдельной личности в соответствии с позицией большинства ее членов (группового ожидания).

Групповое мышление тенденция отдельных личностей подавлять свою собственную точку зрения на ту или иную проблему, чтобы не нарушать гармонию группы.

Групповое принятие решений — осуществляемый группой выбор из ряда аль­тернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи. Процедура группового принятия решений предполагает обязатель­ное согласование мнений членов группы в отличие от групповой дискус­сии, которая обычно рассматривается как фаза, предшествующая принятию решения. В отдельных случаях групповое принятие решений используется в условиях ограниченного обмена информацией, когда члены группы могут только сообщить о своих первоначальных решениях.

Группы давления — специально ор­ганизованные группы для оказания влияния на официальных государственных должностных лиц.

Теория группового давления возникла в начале XX веке в США. Родоначальником теории счи­тается американский политолог А. Бентли, изложивший ее основы в книге «Процесс государственного управления». Предложенная им конструкция группы давления сводит­ся к следующему: процесс управления экономическим развитием и общественными делами в конечном счете определяется интересами влиятельных групп различной степени активности. Поскольку интересы групп, как правило, не совпадают, между ними возникает противобор­ство. Оно выливается в форму давления на за­конодательную, исполнительную и судебную власть. Создаваемое при этом равновесие груп­повых давлений якобы придает устойчивость обществ, структурам. Следовательно, сущность государственного управления, по Бентли, заключается в ис­кусном соединении и нивелировании групповых интересов. Группы интересов проявляются че­рез политические объединения, которые организуются в партии и объективируются через систему управления на всех его уровнях.

Французский политолог Ж. Мейо в основу опреде­ления группы давления кладет три главных фактора: 1) нали­чие устойчивых связей во взаимоотношениях между членами группы; 2) чувство коллектив­ной солидарности; 3) общность интересов и це­лей, стабилизирующих деятельность группы.

Типичными способами воздействия группы давления на дея­тельность аппарата власти являются: 1) непо­средственное выдвижение своих ставленников в органы власти; 2) участие членов группы в работе парламентских комиссий, подкомиссий, ассоциаций, в межведомственных комитетах и службах; 3) поддержание личных контактов между заправилами бизнеса и государственными чиновниками на местах.

 

А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Э Я

Последнее обновление 09.01.11 00:53
 
Понравился ли Вам сайт
 

 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов

Рейтинг@Mail.ru

 

Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Словарь основных понятий (Г)