Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Гавриленков А.Ф. Католики Рославля и уезда в XIX-начале XX вв.

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
20.03.11 16:16

А.Ф. Гавриленков,
к.ф.н., доцент кафедры социологии 
Смоленского государственного университета

Католики Рославля и уезда в XIX-начале XX вв.

В истории города и района практически не известной остается страница, связанная с историей возникновения и распространения на территории города и уезда конфессий. Исключением может служить стремление о. Рафаила (Ивочкина) восполнить пробел и ознакомить рославльчан с историей развития и распространения православия на территории города и уезда (района) (См. Православные храмы Рославльской земли. Смоленск, 2004).
Автор статьи не ставит перед собой цель проследить всю историю возникновения и распространения католицизма на территории Рославля и уезда, а предлагает некоторые данные о распространении католицизма в XIX-начале XX вв. При этом следует иметь ввиду, что подавляющая часть населения города и уезда все же оставалась православной. Так, православное население города и уезда составляло. На все остальные конфессии, действовавшие на территории города и уезда, приходилось. Именно это и учитывал автор, приступая к написанию данной статьи.
В XIX-начале XX вв. на территории Рославля и уезда проживали представители различных конфессий. Были среди них православные и старообрядцы, мусульмане и иудеи, протестанты и католики.
После Отечественной войны 1812 года некоторые французские солдаты писали прошения о принятии подданства России. Для некоторых французских военнопленных Россия становилась второй родиной. Среди пленных французских солдат, находившихся на территории Смоленской губернии были австрийцы, евреи, итальянцы, немцы, французы. Все они были католиками, лютеранами и иудеями. В 1813 году сразу три французских военнопленных, находившихся на территории Рославльского уезда, изъявили желание принять подданство России: французы Антуан Липпо и Николя Сантер и итальянец, лекарь Пальяро. Из них французы являлись католиками. 
2 мая 1814 года в Смоленское губернское правление поступило отношение за № 4260 от Смоленского гражданского губернатора барона Казимира Ивановича Аша, в котором в частности указывалось о том, что военнопленный француз Николя Сантер «объявил желание в подданстве России…» Из анкеты, приложенной к делу, видно, что Николя Сантеру на момент подачи прошения было 28 лет. Уроженец французского департамента Эльзас, КАТОЛИЧЕСКОГО (выделено мной – А.Г.) вероисповедания, мещанский сын, холостой. В анкете Николя Сантер объявил желание записаться в мещанское сословие города Рославля.
Закончилось разбирательство тем, что дело Николя САнтера было направлено на разбирательство гражданскому губернатору. После чего было предписано привести Сантера «на верность подданства России в присяге, отослать в Рословский (так в документе – А.Г.) городской магистрат»  
Другой француз Антуан Липпо отметил в анкете, что ему 27 лет, холост, из мещанского сословия, по вероисповеданию КАТОЛИК (выделено мной – А.Г.). Он также изъявил желание быть причисленным к мещанскому сословию Рославля, в связи с чем было подано прошение в магистрат. Смоленское губернское правление вышло в прошением за № 14785 от 14 сентября 1814 года к губернатору К.И. Ашу. Относительно Антуана Липпо было так же принято решение о приведении к присяге на верность России.
По данным «Ведомости об иноверцах к отчету за 1844 год» в Смоленской губернии в 1844 году проживало 526 католиков. Следует сказать, что по данным настоятеля смоленской римско-католической приходской церкви ксендза Липеня в губернии проживало 699 католиков. Таким образом, данные по ведомости к отчету и данные ксендза расходятся в среднем в 1,33 раза. В Рославле в это время проживало по разным данным от 40 до 63 верующих-католиков (смотри таблицу). Расхождение по количественному составу католиков по Рославлю и уезду составляет 1,58 раза.
В 1861 году в городе проживало 84 католика (48 мужчин и 36 женщин); в 1862 году – 67 человек (33 мужчины и 34 женщины); в 1863 году – 59 человек (28 мужчин и 31 женщина). Но уже в 1897 году, по данным по Первой всеобщей переписи населения Российской империи католическое города составило 794 человека (примерно 4,47 % от общей численности населения) города). В уезде в это время проживало 211 католиков. По архивным документам католики были зафиксированы в селе Марьинском, сельцах Антоновка, Мощанки и Поставки, в деревне Сеща, в дворянском имении Бараново, в селе Рогнедино. 
Однако, в 1910 году количество католиков в городе уменьшилось в более чем 3 раза и составило 260 человек. Таким образом, католики составили примерно 1 % от общей численности населения (25973 человека). В городе была построена и действовала католическая церковь (костел), которая располагалась на современной улице Пролетарской.
Между представителями различных конфессий, в том числе между православными и католиками, устанавливались отношения веротерпимости, письменного закрепления – закрепления брачных отношений. Католик (русский по национальности) давал письменные гарантии того, что он не будет оказывать препятствия своей жене исполнять христианские обязанности по православному обряду. Кроме того, католик обещал детей крестить по православному обряду: «1861 года Сентября 24 дня, я нижеподписавшийся Кандидат Игнатий Николаев Котов даю сии обязательства Священно- и церковнослужителям села Свадицы (Духовщинского уезда – А.Г.) в том, что, будучи Римско-Католического Исповедания и вступаю в законное супружество с дочерью подпоручика Елизаветою Алексеевою Щолковою Православного исповедания,
А, Не буду воспрепятствоать ей, исполнять ей все Христианские обязанности по обряду Православной церкви.
Б, Детей своих согласно постановлениям Российского Государства крестить в Православную веру и воспитывать их в духе Грекороссийской церкви. В чем и подписуюсь (так в документе – А.Г.). Кандидат Игнатий Николаевич Котов» 
Интересно, что для 42 рославльчан, русских по национальности, католическая вера стала родной.
Каков был социальный состав рославльских католиков? Архивные материалы позволяют сказать, что среди католиков были дворяне, мещане и крестьяне. По данным Цебрикова среди рославльского дворянства было 66 поляков-католиков. Католики появлялись в городе из Варшавской, Сувалкской и Витебской губерний. 
В 1921 году в Рославле проживало 1000 католиков. Очевидно, что увеличение численности католиков в самом начале 20-х гг. было связано с тем, что в Рославле находились беженцы из бывших белорусских, польских и прибалтийских губерний российского государства, появившиеся на территории губернии по итогам событий первой мировой войны и гражданской войны.
До 1924 года в рославльском и одновременно в смоленском костелах проводил службы и исполнял духовные требы ксендз Хризогон Пржемоцкий. Известен случай, когда по пути из Смоленск в Рославль, для католиками, ксендз был подвергнут без всяких на то причин «тщательному унизительному обыску». При этом у ксендза были изъяты вещи, имеющие отношения к культовой деятельности. 
В 1924 году ксендз переезжает из Смоленска в Рославль вместе со своей тётей и поселяется по адресу – ул. Пролетарская, д. 127.
В 30-е годы XX века в городе продолжал действовать костел, о чем найдена запись в документах Западного областного совета Союза воинствующих безбожников: «В области имеются 4 действующих костела (Брянск, Смоленск, Рославль, Велиж)». В дальнейшем судьбу костела постигла та же участь, что и храмы православной церкви, еврейский молитвенный дом (синагогу). В 1939 году костел был закрыт и передан на культурно-просветительские цели. Верхняя часть костела была переделана. Костел был превращен в клуб шпагатной фабрики.



Количество верующих римско-католической церкви  в Смоленской губернии за 1844 год


№ п/п Название уезда Данные отчета Данные ксендза
1. Бельский 28 37
2. Вяземский 23 70
3. Гжатский 29 14
4. Дорогобужский 20 25
5. Духовщинский - 22
6. Ельнинский 11 12
7. Краснинский 46 82
8. Поречский 21 14
9. Рославльский 40 63
10. Смоленский 297 335
11. Сычевский 5 9
12. Юхновский 6 16
Всего 526 699



 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Статьи Гавриленков А.Ф. Католики Рославля и уезда в XIX-начале XX вв.