Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Социализация. Социализация политическая. Социализация правовая.

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
14.01.11 05:04

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. 
С. охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Некоторые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, например, средства массовой информации, другие — на отдельных стадиях жизни.
Термин С. употребляется главным образом в социологии и социальной психологии. Наибольшее вниманием исследователей уделяется С. в детстве, что подразумевает прежде всего семью, т. к. она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя С. является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в социальной жизни.
Теория и исследования С. имеют довольно значительную историю. 3. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка, к которым относятся: подтверждение — исключение, запрещение, замещение (подстановка), имитация и идентификация. Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями, с помощью которых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе С. являются стадии психосексуального развития, при котором происходит "развертывание" врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Фрейд считал, что С. ограничивается первыми 5—6 годами жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы. Так, подход Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского. Пиаже делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и соц. взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к др. При этом он указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. В качестве механизмов Ж. Пиаже выделяет ассимиляцию и аккомодацию. По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Пиаже подчеркивал активную роль субъекта в этих ключевых процессах С. Ребенок усваивает новый опыт, используя существующие схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма "равновесия".
Точка зрения Ж. Пиаже о значимости социального взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символического интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Дж. Миду, "Я" состоит из двух компонентов — "Я" (индивид, активное существо) и "меня" (представление индивида о себе). Единство "Я" обеспечивает "генерализованный другой" в процессе социального взаи¬модействия. Восприятие установок общества и ролей, как других индивидов, так и генерализованного другого — основа процесса С. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его С. и значения отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности.
Т. Парсонс и Р. Бейлз применили понятия, введенные 3. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Они определяют, направляют имитацию как процесс, с помощью которого вследствие взаимодействия с социальным объектом усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, символическое поведение. Но имитация не предполагает никакого длительного отношения с моделью или отношений солидарности. Идентификация же для них означает интернализацию ценностей модели и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к "другому" — специфической или диффузной, нейтральной или эмоциональной, основанной на любви или уважении. Очевидно, что привязанности наиболее сильны и эмоционально значимы в семье. Отсюда такое значение, придаваемое С. в семье.
М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы С. в обществах, находящихся на различи, стадиях обществ, развития. Они указывали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к другой и от одного статуса к другому, в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости. Они исследовали способы влияния культуры данного общества на характер и результаты жизненных изменений (переходов). Мид и Бенедикт подчеркивали, что переходными моментами являются не только отрочество, но и родительство, старость и весь жизненный цикл. Эти взгляды являются основой многих современных теорий жизненных циклов семьи и индивида. Каждому из таких циклов соответствует свой этап С.
Проблемам С. уделяется большое внимание в социальной психологии, где С. определяется как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом индивиды развивают качества, нужные для эффективного функционирования в обществе. Социализация здесь включает характеристики, приобретаемые индивидом, и психологические механизмы, с помощью которых достигаются желаемые перемены. Многие социальные психологи выделяют две основные стадии С. — первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм или стадию формирования саморегуляторных процессов, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной С. индивида. Ряд авторов рассматривают С. как двусторонний процесс, в котором индивиды играют активную роль в изменении своего окружения.
Многие авторы подчеркивают, что С. не кончается в детстве, а продолжается практически всю жизнь, т. к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения различных социальных ролей. Уже у взрослого человека в условиях быстрых социальных и технологических изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т. е. происходит ресоциализация.
Лит: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Кон И.С. Социология личности. М., 1967; его же. Открытие "Я". М., 1978; Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; Развитие личности ребенка. М., 1987.
Л.В. Ясная

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — понятие, возникшее в западной социальной и политической психологии. Впервые С.п. стала предметом специального теоретических исследования в 1959 г. Содержание этого понятия в западной литературе определяется по-разному и иногда противоречиво. Для одних авторов — это усвоение "курса гражданственности", преподаваемого в школах, для других — "все политическое научение", т. е. осознание политической системы общества и усвоение ее норм; для третьих — отношение к власти и ее представителям и т. п.
В отечественной психологии под С.п. понимается политическое развитие личности как процесс активного усвоения индивидом идеологических и политических ценностей и норм общества и формирование их в осознанную систему социально-политических установок, определяющую позиции и поведение индивида в политической системе общества.
Эмпирические исследования процессов С.п. показали их крайнюю сложность и системную зависимость от факторов индивидуально-психологических, социально-психологических и социально-политических. Вме¬сте с тем выявилась и исключительная важность этих процессов, поскольку, формируя систему политических установок индивида, составляющих неразрывную часть его нравственного облика, они создают то соц. ядро личности, которое определяет ее направленность, а также место и роль в системе обществ, отношений.
Лит.: Рощин С.К. Психологические проблемы поли¬тического развития личности // Психологич. журн. 1984, № 2, 3.
С.К. Рощин

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВАЯ — процесс приобретения личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью С.п. является выработка адекватных и гармоничных позиций по отношению к праву и закону, привитие навыков законопослушного поведения. Во многих аспектах С.п. совпадает с целями правового воспитания, поскольку она осуществляется с использованием тех же методов и средств воздействия на правосознание под влиянием господствующего в обществе социально-экономического уклада, политического режима, идеологии, законодательства, нравственной атмосферы, традиций, общего образования и специального обучения.
Термин "социализация" появился еще в 1836 г., но его коррелят — С.п. возник в 60-х гг. XX столетия в рамках исследований американской школы правовой психологии. Ж. Карбонье (Франция) основной смысл С.п. сводит к процессу юридизации, а И. Сабо (Венгрия) — к процессу формирования юношеского правосознания.
На Западе выработана методология иссле¬дования С.п. с учетом новейших данных в области социальной психологии, педагогики, политологии, философии и других гуманитарных дисциплин; осуществлено множество исследований, среди которых выделяются работы А. Шайо (1986), Ж. Л. Таппа и Ф. Ж. Левина (1977), Е. Кона и С. Уайта (1985), Ш. Курильски (1986), И. Якубовской (1984—1986) и др.
Лит.: Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
С.В. Боботов

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Словарь социолога Социализация. Социализация политическая. Социализация правовая.