Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образование и жизненные траектории молодежи: 1998–2008 годы. – М.: ЦСПиМ, 2011. – 296 с.
D. Konstantinovskiy, E. Voznesenskaya, G. Cherednichenko, F. Hohlushkina. Education and Life Trajectories of Youth: 1998 – 2008 Years M., 2011. – 296 p.
IS BN 978-5-89697-191-7 Коллективная монография основана на материалах лонгитюдного исследования образо-вательных и профессиональных траекторий молодежи на протяжении 10 лет. Исследование выполнялось в Отделе социологии образования Института социологии Российской академии наук с 1998 по 2008 годы. Обследовались выпускники средних школ, профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений Новосибирской области. Их жизненные пути изучались как количественными, так и качественными социологическими методами. В монографии представлены результаты анализа собранной информации. Исследование показало специфику формирования занятости возрастных групп молодежи под воздействием общих факторов экономического развития и темпов развития разных ступеней общего и профессионального образования. Социальные факторы, определявшие условия социализации молодежи (культурный и экономический капитал родительской семьи, ее социально-профессиональный статус, уровень урбанизации места жительства и др.), детерминировали формирование образовательных и профессиональных ориентаций, а также первый реальный выбор мест учебы и работы. В дальнейшем, как показало исследование, возрастало влияние собственных образовательных ресурсов на формирование жизненных траекторий. В основу интерпретации положена типологизация профессиональных и образовательных траекторий на основе различий стартовых образовательных ресурсов. Выявление специфики социально-профессиональной интеграции молодежи с различными стартовыми образовательными ресурсами позволило установить ряд взаимозависимостей между объемом и качеством накопленных образовательных ресурсов и достигнутыми социально-профессиональными статусами. Общая тенденция проявляется таким образом, что группы молодежи, обладающие большим объемом культурного капитала на «старте» и (что взаимосвязано) успешнее преумножающие его на следующих ступенях образования (в виде более высокого уровня и качества), получают преимущества в социальном и профессионально-квалификационном позиционировании. Аккумулирование человеческого капитала детерминируют не только объективные, но и субъективные характеристики молодежи; при этом они существенно и неуклонно сказываются на субъективном самоощущении и на самооценках. Оценки степени удовлетворенности жизнью, достигнутых успехов, уверенности в правильности жизненного выбора растут по мере повышения уровня формального образования и расширения дополнительного обучения.
|