Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. Глава 7.

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
12.01.11 16:44

Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование

 

Глава 7. НА ПУТИ К ГЛОБАЛЬНОМУ ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Состояние и развитие образования обусловлено множеством факторов; и чтобы не выпал какой-нибудь существенный из них, надо использовать методологию системного анализа, которая ори¬ентирует нас на комплексное задействование макро-, мезо- и микроструктурного подходов.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

В данном разделе в качестве исходного будем применять макроструктурный подход — связь цивилизационного развития общества и образования. Это даст нам возможность рассмотреть глобальные процессы и наиболее общие тенденции развития образования в нынешнюю эпоху. Макроструктурный подход к пониманию общественных процессов предусматривает использование категории цивилизация, которая в научном анализе чаще всего используется в следующих аспектах:
• синоним культуры. Эта позиция вполне приемлема, но лишь применительно к популярному жанру изложения, — в научном плане ее целесообразно рассматривать как самостоятельный инструмент анализа;
• материальный аспект культуры. Определенный смысл в таком использовании категории «цивилизация» есть, но надо учитывать, что многие конструкты социального, культурного развития имеют сложную природу, в которой объединены материальное и духовное начало и каждое из них указывает лишь векторы анализа. К примеру, конструкция семьи, которая относится к институтам цивилизации, держится не только на материальной основе, но и предполагает свои ценности, традиции. Вместе с тем в философском понимании «материальное» выражает отношение «первичное — вторичное», ориентирует на поиск исходных конструктов бытия. При таком подходе цивилизация подчеркивает наиболее устойчивое в социальных процессах, что обусловливает содержание других;
• тип культуры. Эта позиция представлена в работах О. Шпенглера,
А. Тойнби, П. Сорокина, У. Огборна и пользуется. наиболее широким признанием среди ученых. «Цивилизация» в этом случае — не просто термин для обозначения типа, а категория анализа системных качеств культурных феноменов, процессов, консолидирующих их в тип, в целое;
• определенный период в развитии человечества. Наиболее ши¬рокое толкование цивилизации как периода в истории, который следует за варварством и дикостью, принадлежит шотландскому ученому А. Фергюссу (XVIII в.). Позже А. Тойнби конкретизировал такой подход, выделив 21 цивилизацию. При этом Тойнби показывает, что цивилизации сосуществуют в единой общечеловеческой исторической хронологии, хотя каждая имеет свою историю;
• уровень развития культуры, общества. Сравнивать культуры по уровню их развития сложно, поскольку каждая обладает своими адаптивными свойствами, собственными проблемами и преимуществами. Вместе с тем, рассматривая развитие, взаимодействие культур, важно выделить тенденции их развития.
Какие аспекты образования рассматриваются, если мы воспринимаем его как феномен цивилизации?
Во-первых, масштабы и глобальный характер действия. К цивилизации относят то, что присуще не только одной группе людей, не только отдельным государствам, но и всему человечеству на протяжении его истории. Образование именно такой феномен цивилизации. Это и один из ведущих конструктов цивилизации, к которым относятся язык, сёмья, технология, экономика, государство, религия, искусство, наука. С помощью этих институтов общество поддерживает свою целостность, выживаемость и развитие.
Школа как институт образования, возникнув в очагах традиционной цивилизации, стала распространяться как общий социальный институт, сохраняя свои основные структурные компоненты: наборы дисциплин и формы учебных занятий. Образование как феномен цивилизации обладает чрезвычайной транспорентностью, проницаемостью, интегрируя как элементы внутри культурных общностей, так и кросскультурные взаимодействия. Посредством образования происходит наиболее существенное воздействие одной культуры на другую. О глубоких корнях образования в недрах цивилизации свидетельствует тот факт, что его не сможет упразднить никакое правительство. Школьное образование будет неизбежно присутствовать во всех культурах, где дисциплинарное символическое оснащение — неотъемлемый фактор трансляции опыта, институционально-нормативной регуляции, разумеется, в тех или иных формах.
Во-вторых, цивилизационный характер образования обусловливает его устойчивость, стабильность. Выполняя свое цивилизационное предназначение, оно менее подвержено ситуационным изменениям, защищено от скоротечных влияний. Система обра¬зования постепенно усваивает новые предметы, формы обучения, притирая, ассимилируя их в своем культурном контексте. Обра¬зование — универсальный конструкт, обращенный к разным пользователям и помогающий каждому интегрироваться в общественную систему.
Мы не склонны проводить прямые ассоциации с либеральным и консервативным подходами, поскольку они имеют политичес¬кие оттенки, однако в образовательной системе по сравнению с другими социальными институтами преобладают консерватизм и приверженность традиции — прежде всего более жесткая селекция культурных практик, достойных составить содержание образовательного процесса.
В-третьих, с категорией «цивилизация» связывается вектор развития культурной общности. Общая тенденция цивилизаций — не столько выживаемость, сколько развитие в рамках тех или иных адаптивно-культурных форм. Это могут быть едва зарождающиеся или исчезающие явления, латентные факторы, не обнаруживаемые в ходе поверхностного анализа, или явные факторы, признанные знаменатели эпохи. Процессы, действия, которые согласуются с ведущими векторами изменений в цивилизации, собственно, и становятся выражением этой цивилизации.
Образование призвано служить индикатором существенных изменений. Посредством образования социальные группы рефлек¬тируют вектор изменений общественных изменений и соотносят с ними свое поведение. Образование вместе с другими формами дисциплинарной культуры является «путеводителем» общественного прогресса. При нарушении связи образования с динамикой общественных изменений у людей притупляется ориентация в направлениях своих действий. Чрезмерная консервация, застой в образовании чреваты глубокими негативными последствиями для общества, способны вызвать серьезные конфликты, вести к упадку ценных направлений развития культуры, деградации общества.
Еще один принципиально важный аспект цивилизаций: они не исчезают бесследно, все цивилизации живут в современном обществе, если, разумеется, между ними был какой-то культурный контакт. Например, основные конструкты семьи, созданные еще в родовом обществе, сохранились и поныне: родственные отношения мы устанавливаем и поддерживаем практически так же, как это делали наши предки; мы, так же, как и они, пользуемся бытовой утварью, например столовыми принадлежностями и т.д.
В человеческой культуре сохраняется все ценное для человека, причем каждая предыдущая ступень цивилизационного развития представляет собой культурно-адаптивную систему выживания человека. (Аналогию можно провести с лестницей: представим, что, поднимаясь по ней, мы разрушаем каждую предыдущую ступень, — глубоко же мы провалимся, если вдруг поставим ногу мимо ступеньки!) Образование обеспечивает поступательное развитие общества, культивируя классические образцы каждой важной ступени развития человечества, чтобы люди при возможных катаклизмах могли пользоваться ими, а не примитивами.
Для острых кризисных ситуаций характерно использование более простых норм, моделей поведения.
Мы наблюдали это в недавнем прошлом, когда разрушилась «социалистическая плановая экономика», а новые институты рыночной экономики находились в примитивном состоянии. Кризис удалось преодолеть менее болезненно или даже успешно тем, кто воспользовался более простыми, но образцовыми формами эконо¬мических отношений либо начал встраиваться в современные цивилизованные формы.
Таким образом, образование должно следовать за происходя¬щими изменениями, синхронизировать свое развитие с другими сферами жизни. С другой стороны, образование должно оказывать упреждающее влияние, поскольку оно готовит молодое поколение к будущей жизни, отодвинутой от их стартовых школьных пози¬ций более чем на полтора—два десятилетия. Каждая цивилизация решала эту задачу по-своему, но общий принцип культурного наследования сохранялся: во-первых, опыт сегментировался по пределам вместимости индивида с использованием эталонов опыта как объектов культурного наследования — эту задачу совместно решали различные формы человеческой культуры: религия, искусство, профессия и др.; во-вторых, в целях введения фрагмента опыта в каналы трансляции его кодировали в произведениях культуры знаково-коммуникативными средствами. Наконец, в каждой цивилизации устанавливалась своя форма обучения.
Содержание опыта в первобытном и традиционном обществах изменялось незначительно, да и средства социальной памяти в виде форм культурной коммуникации были ограниченными. Суть обучения сводилась к передаче накопленного опыта, хотя уже в эталонном виде, но практически без реконструкций живой формы опыта (включая образ жизни). Это было преимущественно обучение примером. Тем не менее акцент в обучении переносился не на подражание действиям, а на усвоение знаково-символи-ческих конструкций, с помощью которых поддерживались ориентиры эталонного фрагмента.
В первобытном обществе это были относительно простые тексты, сопряженные с именем носителя опыта, самым сложным из них был ритуал. В традиционной цивилизации объект культурной трансляции — уже гораздо более сложный текст профессии, ее технологий и религиозной духовной практики. В религиозной практике сформировалась наиболее универсальная форма тек¬ста — письменный вербальный текст. При этом сами тексты становятся не только средством общения, ориентации, но и позна¬ния как моделирования реальных процессов.
Новая цивилизация связана с решающим поворотом в насле¬довании культуры: от передачи эталонного мастерства прежних поколений к освоению средств коммуникации, познания действительности. К тому же сами практики культурно-дисциплинарной деятельности (религия, искусство, наука) становятся привычными формами культуры, входят в когорту ведущих профессий. Современная цивилизация перешла от наставничества и института подмастерья к полидисциплинарному обучению в школе.
Современная система образования строится на базе различных типов школ — от начальных до университетов и академий. Хотя школа унаследовала задачи наставничества и института подмастерья, эти институты образования по-прежнему являются относительно самостоятельными, важными культурными формами.

ФАКТОРЫ ДИНАМИКИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Существуют разные классификации сфер общественной жизни. Пожалуй, наиболее распространена классификация, выделяющая три сферы:
• материальная — создание средств жизни. Это сфера взаимодействия человека, общества с окружающей средой, с природой.
Поскольку ведущей структурой этой сферы являются производство, экономика, ее называют также экономической;
• социальная — организация взаимоотношений между людьми, структурация форм общения в виде групп, институтов, общностей, прочих отношений, взаимодействие различных социальных структур;
• духовная культура — развитие культурно-коммуникативных систем, поддерживающих общение, познание, творчество, создание знаково-символических средств общения людей, культурной генерации опыта, развитие творческих потенций человека, его духовности.
Иногда говорится о четвертой сфере — политической, в которой осуществляются регуляция властных отношений, согласова¬ние интересов по поводу власти и управления . Но при введении в классификацию политической сферы неизбежно возникает во¬прос о сферах нравственных, религиозных, эстетических отношений с их нормами и институтами. Поэтому скорее следует при¬знать, что политическая сфера входит в социальную.
Названия сфер условны, они необходимы для научной классификации и характеризуют вектор развития общества в каждой их сфере. Все сферы общественной жизни неотделимы друг от друга: средства жизни производятся в особой социальной форме — в труде, который предполагает формы кооперации людей, а также сознательную, целеполагающую деятельность, которая возможна лишь при наличии культуры. Структуры человеческого общения, составляющие социальную сферу, всегда опосредованы предметными факторами материальной сферы и возможны лишь при использовании тех или иных коммуникативных средств общения культурной сферы.
В сферах локализуются как процессы, так и социальные институты, осуществляющие воспроизводство жизненно важных потребностей общества. В рамках каждой сферы их взаимодействие более тесное, чем с институтами других сфер. В последовательности сфер общественной жизни выражена общая линия детерминации. Однако как общественное развитие в целом, так и взаимодействие социальных институтов представлены не простой линейной зависимостью, а сложной сетью цикличных, обратимых процессов, взаимосвязей.
Материальная сфера — основа воспроизводства условий жизни других сфер общества. Ее можно назвать основной. Ключевая роль принадлежит социальной сфере, это ядро общественной системы. Жизнь общества — это деятельность людей и воспроизвод¬ство самого человека, структур взаимодействий, общения в нор¬мах, институтах, общностях, группах. В свою очередь, для поддер¬жания этих структур необходимо культурное оснащение как средство закрепления опыта в памяти, поэтому сфера культуры вполне может быть названа «ведущей».
Образование входит в сферу духовной культуры и испытывает влияние процессов, происходящих в обществе, посредством институтов культуры. Школа транслирует лишь то, что прошло селекцию других институтов культуры. Потребуются многочислен¬ные циклы опосредований, прежде чем тот или иной факт найдет отражение в образовании, технологии обучения.
Школа как институт образования занимает особое место в культурном наследовании: оснащает обучение людей средствами оптимальной передачи и усвоения культурного опыта, предлагает образцы обучения, используя которые люди могут воспринимать новые знания и передавать их другим.
Вряд ли нам удастся провести системный анализ даже наиболее существенных изменений во всех сферах общественной жизни, которые влекут за собой трансформацию структур образования, — для этого потребуется самостоятельное исследование. Опираясь на философские, историко-культурные, социологические, футурологические концепции, мы выделим лишь ряд таких факторов, которые, на наш взгляд, представляют научный интерес и могут служить в качестве парадигм в инновационном процессе современного образования.


НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Существенные структурные изменения в цивилизациях обу¬словлены развитием производительных сил — орудий труда, средств производства, технологий, которые создают стабильную основу, условия воспроизводства средств жизни. Эволюция орудий труда обусловила ряд этапов прогресса общества: каменный, бронзовый, железный века, ремесленничество, мануфактура, индустриальная, постиндустриальная (нынешняя) эпохи.
В первой фазе каменного века — в палеолите (начало — около 2 млн лет назад) в качестве орудий использовались природные предметы, лишь частично обработанные. Но уже это создало предпосылку антропогенеза и становления родовой организации первобытного общества, языка общения. В неолите (8 тыс. лет до н.э.) систематическое изготовление орудий труда завершилось устройством родовой организации, возникают сложные культуры, верования, начатки искусства. Изготовление орудий из бронзы (4 тыс. лет до н.э.) и железа (1 тыс. лет до н.э.) существенно повысило производительные силы общества, привело к росту и концентрации населения. Первобытные, родовые формы организации общественной жизни сменились государственными, возросла дифференциация людей по их общественному положению. На основе эксплуатации рабского труда выделились касты, классы умственного труда. В культурах институционально выделяются формы религии, искусства, науки.
Семейное ремесло (начиная примерно с IV тысячелетия до н.э.), а затем цеховое ремесленничество (вторая половина I тысячелетия н.э.) поддерживают стратификацию общества, но демонстрируют преимущество под рабским трудом, служат очагами сохранения профессионального мастерства, развивают торговлю, рыночные отношения. Мануфактура — концентрация работников в использовании простых орудий труда и механизмов (XV—XVI вв. н.э.), а вслед за ней и индустрия — машинное производство (XVII— XVIII вв. н.э.) окончательно приводят к установлению капиталис¬тических отношений, примату экономических форм принуждения.
Что принципиально нового, помимо усложнения техники, роста производительности, привносит начавшаяся в XX в. научно-техническая революция в культуру общества, в образование? Истоки научно-технической революции надо искать не в промышленном прогрессе, а в зарождении науки и ее последовательном внедрении в общественную жизнь, в производство. Свое начало наука берет в I тысячелетии до н.э., развиваясь первоначально в форме философского знания. В XVI в. наука выходит из области философии и религии и становится самостоятельной отраслью культуры.
Использование науки принципиально меняет характер создания орудий труда и технологий. Теперь это не совершенствование техники на основе прямых наблюдений, опыта, а формирование абстрактной системы знаний, которая моделирует эмпирвенным сущностям, а на организованных умственных действиях, основанных на науке, ее теориях, методологии. Рациональность стала одной из ведущих идей, парадигм, пронизывающих все сферы культуры.
Чтобы освоить созданные наукой машины, управлять ими, их совершенствовать, недостаточно простых наблюдений за ходом их действия и даже участия в производственном процессе. Надо изучать науки, причем в комплексе. Так же, как для освоения профессии надо было встраиваться в образ жизни ремесленника, так и для освоения науки надо освоить умственную научную деятельность: нужны упражнения в использовании ее знаково-символических средств, требуется строй мысли, воспитанный на ее собственных образцах и нравственно-религиозной, философской, художественной практике, т.е. необходимо дисциплинарное образование, которое дает школа, в отличие от института подмастерья.
Каждый этап вхождения науки в производство сопровождался расширением массовости, системной организацией дисциплинар¬ного пространства образования.

Рационализация производства привела к появлению новой фор¬мы человеческой культуры — технологии. В производственном процессе действия, общение людей в существенной мере зависят от технических средств, которые диктуют то или иное по¬ведение человека, формы общения. Возникает необходимость ра¬циональной организации человеческих и материально-технических компонент в едином процессе производства. При этом часто оказывается, что человек должен ограничить свою самостоятельность и действовать согласованно с другими техническими составляющими, по заранее установленному плану. Не нравственный выбор, а технология уже нередко диктует человеку не только использование технических средств, но и правила поведения. Это уже технологическое общение со своей инфраструктурой.
Собственно, так всегда было в структурах совместных действий. В своем поведении человек ограничен условиями, нормами. Однако в технологии роль технических средств особенно акцентирована, поскольку они могут выполнять в производственном процессе ведущие, а человек — вспомогательные функции. Если человек оказывается «придатком» машин, то повысить его надежность как участника процесса можно рационализацией его поведения в соответствии с моделью действия машин или исходя из функциональных возможностей машин.
Возможность рациональной организации чрезвычайно сложных производственных процессов привела к идее рационализации процессов общественной жизни на технологической основе. Технократизм, т.е. преувеличение роли технологических подходов в решении общественных проблем, также стал одним из факторов современной цивилизации. В определенном смысле он символизирует примат жестких технических форм управления перед будто бы «размытыми», но обладающими более высоким уровнем эластичности, адаптивности традиционными формами.

Одним из этапов научно-технической революции стала автоматизация производства. В ее первой фазе человек частично или полностью выводится из технологического производственного процесса как ненадежный и слишком затратный ресурс, за ним оставляются интеллектуальные функции управления, регулирования процессов. Однако на следующем этапе кибернетические устройства, вычислительная техника принимают на себя и эти функции. Предметом труда человека является прямое управление не техническими устройствами, а информацией, информационными системами.
История киберинформационных систем разворачивалась в 50— 80-е гг. XX в., хотя первые устройства подобного типа возникли уже в XIX в. Перед их создателями ставилась задача «научить» машины действовать в автономном режиме при изменяющихся параметрах и даже функциях.
В 80—90-е гг. киберсистемы проникли во все сферы жизни. Но особенно массовым и значимым их влияние оказалось в сфере коммуникаций. Компьютеризация дает новый виток научно-технического прогресса, приводит к появлению нового «информационного общества».
Информация — это сообщение. Можно условно отождествить ее со знанием. Но это не вполне корректно: информация — это знание, предназначенное для сообщения. Любое знание мы получаем из общения.
Существенный аспект информации — увязанность с техническими средствами ее передачи, сохранения, получения. Чтобы информация была распознаваемой, ее надо кодировать и раскодировать. Информация выполняет некую функцию, предполагает какую-то команду, поэтому с информацией часто ассоциируется манипулятивный аспект в управлении поведением человека. Информация обладает структурной организацией, может быть полной, исчерпывающей, недостаточной, искаженной, ложной и т.п. Можно сказать, что информация — это системно, технологически организованное знание.
«Машинная родословная» как бы «выталкивает» ее из духовного мира человека. Однако, следуя подобной логике, весь созданный человеком предметный мир мы должны вывести из культуры как «чуждое» человеку. Без вещественных носителей культуры замолк¬нет музыка и поэзия, померкнет художественное полотно, разрушится архитектурный ансамбль.

Информация является продуктом и определенной формой человеческой культуры, можно сказать, что это синтез науки и тех¬ники. Чем глубже информация ассимилирует разнообразные формы культурной практики — художественную выразительность, мировоззренческую убежденность, научную обоснованность, — тем более полноценно в культуре ее воздействие на людей.
Содержание, достоинства информации зависят от ее создателей, отправителей и получателей, культура которых может быть как высокой, так и низкой. Образование должно готовить людей, способных ввести информацию в определенные каналы общения, черпать нужную, оптимальную информацию из надежных, достоверных источников. Как ввести человека в информационное общество, сохранив в нем духовное начало, которое придала ему культура? Образование способствует умению пользоваться информационными технологиями, усваивать и поддерживать культурное содержание сообщений, развивать общение со встроенными в него технологическими системами.
Общество, начавшее развиваться с помощью информации, становится информационным. Это категория не только технологическая. В информационном обществе унаследованы все виды человеческого труда — от простых орудий до сложных форм умственной, информационной деятельности, следовательно, и все уклады жизни, но они реконструируются в новых формах жизни; при этом прежние формы жизни не отменяются, а ассимилируются.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И УНИВЕРСАЛИЗМ

Социальная организация общества прошла длительную эволю¬цию, с тех пор как около миллиона лет назад стадная организация жизни наших предков сменилась родоплеменной. Общий принцип развития социальной организации, по убеждению обществоведов, — дифференциация, разделение форм деятельности и их интеграция в рамках определенной общности людей, а также закрепление форм деятельности, фрагментов опыта за определен¬ными социальными группами и установление форм взаимоотношений внутри групп и между ними. Сама дифференциация, ко¬торая продолжается по сей день, обусловлена тем, что:
• она повышает производительность труда, вызывает необходимость согласованности действий, а значит, и солидарности людей;
• индивиду, социальной группе не под силу осуществлять накопленный в данной форме опыт — он выходит за пределы их возможностей;
• возникают сбои в трансляции накопленного опыта, передаче его от одного поколения к другому, опыт не усваивается, утрачиваются его фрагменты;
• она является следствием действия естественных и социальных условий (например, различие людей по полу, возрасту, происхождению и т.п.).
Культура закрепляет различие положения людей в каждой группе, используя нормы, традиции, социальные институты. Чтобы включиться в общественную жизнь, человек должен занять определенное положение, для которого культурой предусмотрены соответствующие образ жизни, формы взаимоотношений, личного развития. Человек может изменить свое положение как в рамках своей группы, так и путем перехода в другую группу. Мобильны и сами социальные группы: они делятся, объединяются, вступают в разнообразные формы взаимосвязей. Разные системы общества предоставляют разные возможности для социальной динамики. Нормы, социальные институты упрочивают общественное положение социальных групп, служат формами внутри- и межгрупповых взаимодействий.
Общественная потребность в трансляции опыта во все времена служила важнейшим фактором развития социальной структуры. Кратко рассмотрим вехи становления социальной организации, так как все прошлые структуры вовсе не исчезли, а лишь подверглись той или иной реконструкции.

Стартовой площадкой конструирования социальности было первобытное стадо, основная функция которого — упорядочение направления и координация действий во время миграции. В благоприятной среде обитания оно распадается и вновь собирается в периоды миграции, спаривания и выращивания детенышей. Наиболее устойчивыми инстинктами стадных животных являются подражание и координация действий во время передвижений. Деятельность стада слабо дифференцирована, у него нет четких границ, оно непостоянно; жизнь и стада, и особи скоротечна; возможность сохранения накапливаемого опыта ограничена индивидуальной памятью или наследственной генетической мутацией.
Первой, простейшей формой социальной общности, сменившей стадо, стала родоплеменная организация, просуществовавшая вплоть до IV—! тысячелетий до н.э. Она унаследовала функции стада и создала предпосылки его структурной устойчивости, ограни¬чила пределы стада родовыми отношениями. Род становится субъектом наследования социального опыта, а с развитием средств, орудий труда, предметов быта, культа — собственником наследуемого имущества, культурного опыта.
Определяются функции каждого члена родовой организации в наиболее важных формах совместных действий — в труде, военных действиях, сакральных ритуалах. Эти функции как фрагменты коллективного опыта закрепляются за системой наследуемых имен. Старейшие и наиболее энергичные члены рода выполняют функции руководства в совместных действиях, охране традиций, сак¬ральных ценностей, разрешении споров. В племени складывается свой язык как система обозначений в формах общения. Опыт за¬креплен не только в индивидуальной памяти, но и в предметах, структурах взаимоотношений, в символических культовых ценностях. В поздних формах первобытно-родового общества возникает наставничество как институт образования, подготовки к обряду инициации, к самостоятельному полноправному участию в коллективных действиях.

Первобытно-родовую организацию сменяет сложная система социальных общностей и институтов, среди них прежде всего выделяются семья, профессия, этнос и государство.
Предпосылки возникновения семьи появляются при создании условий производительного труда, т.е. с появлением орудий труда в IV — I тысячелетиях до н.э. Вместе с орудиями складывались и профессии, прежде всего земледелие и ремесленничество. Чтобы совершенствовать сложные орудия труда, поддерживать наследование профессионального опыта, требовались более устойчивые субъекты хозяйствования. Частная собственность повышала личную заинтересованность и служила более мобильным фактором в отношениях обмена продуктами труда, накопления. Субъектом частной собственности и профессиональной деятельности стала семья.
В отличие от родоплеменных отношений в семье более четко обозначена роль отцовства. Уже в семье происходит первичная социализация детей, в межсемейных контактах поддерживается институт наставничества и подмастерья. В высших сословиях практиковалось и школьное семейное образование.
Общность семей длительно поддерживалась родоплеменными отношениями. С ростом обмена продуктами труда расширяются межплеменные контакты, на основе которых складываются этни¬ческие общности. В этносах на основе культурных достижений племен формируется система норм, верований, обычаев. Этнос вводит ограничения на внутриэтнические конфликты, обозначает вектор отношений «свои» — «чужие». Идентификация человека с той или иной общностью строится на ценностях этноса. Наиболее устойчивыми формами этнической консолидации являются формы хозяйствования, язык, верования и традиции.
Образование испытывает существенное влияние этнических особенностей, которое проявляется в содержании гуманитарных дисциплин, структуре дисциплин, формах и методах обучения, сочетании учебной и воспитательной работы и др. Задача национальной системы образования — адаптировать учебный процесс к этнокультурным особенностям.
Наследование социального опыта в классовом обществе связывается с классовым, сословным воспитанием и образованием. Внутри класса формируется своя система ценностей, своя культура, которая призвана консолидировать представителей класса и адаптировать к ней подрастающее поколение. Для господствующих классов это чаще ценности, вера в сохранение существующего положения, привилегий; для угнетенных — надежда, вера в улучшение своего положения. Конфликт классовых идеологий является одним из ведущих мотивов в религии, искусстве, науке.
Образование в классовом обществе основано на сословном признаке: рабам и низшим сословиям были доступны лишь институт подмастерья и духовное покровительство церкви, но не школьное образование. Общедоступной школа становится лишь в позднем Средневековье, сохраняя сословную стратификацию: определенные типы учебных заведений, высшие ее ступени предназначались только представителям высших сословий. Роль образования в обществе расширяется. Образование само является фактором стратификации как символ принадлежности к тому или иному сословию, закрепляя общественное положение человека. С упразднением сословных, имущественных привилегий значение образования как стратификационного фактора возрастает.
В современном обществе вместо традиционного жесткого закрепления культурной трансляции фрагментов опыта за наследственно воспроизводимыми социальными группами очаги знания «упаковываются» в более универсальные формы культурной практики — в дисциплинарные формы культуры. Наиболее универсальная форма дисциплинарной культуры — наука проникла в производство. Технический прогресс, ныне осуществляемый уже под ведущим воздействием науки, чрезвычайно ускорил профессиональную мобильность работников, а это влечет изменение спроса и структуры производства, структуры рабочих мест.
Изменилось и общественное положение человека, который стал значительно менее зависимым от жестких родовых, сословных, классовых связей, прежде всего в освоении опыта. Речь уже не идет о полном заимствовании опыта своих родителей или своего сословия — опыт предшественников может быть транслирован лишь при существенной переработке, ассимиляции в современ¬ной культуре. Группа остается средой развития человека, по-прежнему создавая предпосылки его культурной адаптации, корпоративной защиты, самореализации. Но это уже более гибкие группы, ячейки общественной жизни, которых становится все больше. Основой групповых идентификаций чаще всего служат идейные, духовные интересы. Группы в настоящее время представляют собой не одномерную, линейную структуру, а сложные, многомерные сети с многообразием внутренних и внешних связей, гибким распределением уровней.
Система образования, формирующая познавательные интересы подрастающего поколения, становится одним из ведущих факторов групповой динамики, в том числе и социальной стратификации. Тип и уровень образования теперь характеризуют общественное положение человека в не меньшей степени, чем положение его родителей .
Разумеется, изменение форм групповой мобильности не исчерпывает всю культурную практику человека, но проявляется более заметно. Круг тесного общения современного человека выходит далеко за рамки его семейно-родового, профессионального ареала. Обратим внимание также на то, что сроки социализации на различных ступенях школьного образования (от дошкольного до вузовского) уже приближаются к срокам пребывания молодого человека в нуклеарной семье.
Вместе с человеческой историей прошло этапы развития и школьное образование. Первоначально оно наследовало традиции института подмастерья и начиналось с разделения на мужские и женские занятия. Современное образование чаще упраздняет это разделение, препятствуя тем самым подготовке человека к семейной жизни. В программах школьного образования в настоящее время стремятся учесть тендерную специфику.

ГОСУДАРСТВО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Становление современной системы образования тесно связано с развитием государства, возникшего как институт публичной власти, который опирался на военную организацию и поддерживал определенный тип взаимоотношений между классами, а также защищал от нападений или сам нападал на другие государства. В эволюции государства прослеживаются три взаимосвязанные тенденции: 1) расширение сферы прямого и опосредованного влияния на области общественной жизни. Государство превратилось в институт управления общественными делами; 2) изменение характера власти, различное сочетание форм физического принуждения и идеологического влияния. Все менее значимо влияние вооруженной силы, возрастает роль идеологического влияния;
3) изменение форм правления, государственного устройства — от семейносословных, монархических до более представительных.
Образование в числе первых институтов подпадает под влияние государственной политики. Оно используется как средство идеологического воздействия на население, участвует и в устройстве государственной власти. При монархических формах прав¬ления власть опиралась на традицию и религию, по сути, была теократической. Религиозное образование было необходимым условием формирования веры в предназначение, справедливость действий власти. В государствах с демократическими формами правления устанавливается система разделения властей, а представительство интересов граждан выражается в законодательстве. Грамотность, образованность становятся необходимым условием исполнения гражданских обязанностей, правового поведения, отстаивания правовых интересов.
Государство является лишь основной, наиболее влиятельной частью политической организации общества. В современном гражданском обществе разнообразные социальные институты, поддерживая государственную политику или находясь в оппозиции к власти, в той или иной форме апеллируют к образованию, ищут в нем формы выражения своих интересов, своей политики.
В современном обществе образование — одна из основных сфер государственной деятельности, а образовательная политика — неотъемлемая часть государственной политики. В образовательной политике отображаются интересы государства в сфере образования, его задачи, средства, которыми оно намерено их решать. Условно можно выделить три направления влияния об¬разовательной политики: социальное, экономическое, идеологическое.
Государство во все времена, используя протекционизм и эгалитаризм в образовании, осуществляло социальную политику. Во все времена государство осуществляло протекцию, устанавливая преимущества или ограничения в образовании различных слоев общества. По мере демократизации государственного устройства в образовании начинает доминировать эгалитаризм, т.е. выравнивание условий для получения образования всеми социальными группами общества. В программах ряда политических движений эгалитаризм рассматривается как необходимое условие движения к бесклассовому обществу, обществу равных возможностей.
Эгалитарная образовательная политика всегда была следстви¬ем классовой борьбы. Вместе с тем для ее реализации требовался широкий комплекс предпосылок — экономических, культурных и др. Однако более существенным является то, что тот или иной уровень образования должен быть востребован социальной груп¬пой, — в противном случае полученное образование оказывается неэффективным и даже может иметь трагические последствия в силу нереализованного потенциала человека. Эта проблема все¬гда была предметом острой полемики консерваторов и либералов.
Откровенный классовый протекционизм в государственной образовательной политике, относящийся к историческим релик¬там, сохраняется, но в неявной форме. В целях существенного подъема уровня образования определенных социальных групп до приемлемо общественных требований государство может исполь¬зовать протекционистские методы. Протекционизм может оказаться следствием тех или иных реформ в образовании. Например, введение платных форм обучения без государственных дотаций ограничивает доступ детей малоимущих слоев населения как к образованию в целом, так и к его наиболее качественным формам. Тем самым «платность» оказывается протекционизмом для наи¬более обеспеченных слоев населения.
Экономическая образовательная политика выражается прежде всего в финансировании образования. Оплата профессиональной деятельности учителей, инфраструктура требуют значительных финансовых расходов. Субъекты финансирования образования очевидны:
• государство;
• предприятия;
• территориальные, конфессиональные и иные общности;
• семьи, родители учащихся;
• частные пожертвования;
• учебные заведения (их доходы от образовательных и иных услуг).
Вплоть до эпохи Средневековья основные расходы на образование государство делило с церковью. В Советском Союзе расходы на образование почти полностью приняло на себя государство. Обычно противопоставляют американскую и западно-европейскую модели финансирования образования.

Европейский и американский подходы в финансировании об¬разования и социальной сферы в целом нередко рассматриваются как ориентиры. Американская модель — «большая часть со¬циальных расходов за счет граждан»; европейская модель — «социально ориентированный бюджет». В американской экономике удается привлечь большую долю расходов на образование в совокупном общественном продукте, хотя доля государственных бюджетных средств несколько ниже. Несомненно, американская экономика в целом опережает Европу. Но Европа обеспечивает стабильное развитие культуры. Сфера образования — это самый чуткий индикатор состояния общей интеллектуальной, духовной жизни общества. Вкладывая ресурсы в социальную сферу, в образование, государство закладывает основы своего стабильного культурного развития.

Проблема участия государства в финансировании образования всегда широко дискутируется. Выстраиваются позиции от полно¬го отказа платного образования для учащихся до введения обуче¬ния, полностью платного за счет учащихся и их родителей. Это один из ключевых вопросов в образовательной политике современных государств. То или иное его решение сказывается на действии системы образования, его качестве и содержании, характере, мотивации обучения.
Аргументы в обоснование необходимости более полного участия государства в финансировании образования:
• образование — социальный институт, без которого общество перестает существовать как цивилизованное, как целостный орга¬низм; в системе образования общество выражает свои интересы; без образования невозможна культурная регуляция общественных процессов; в нормативной регуляции современное общество опирается на дисциплинарные системы знаний, прививаемые школьным образованием;
• образование — сфера наиболее долгосрочных инвестиций. Ни семьи, ни другие социальные группы не могут в достаточно пол¬ном объеме и эффективно осуществлять подобные инвестиции. Государство финансирует подготовку кадров, необходимых для функционирования отраслей производства, управления, культуры, которые не способны самостоятельно осуществлять эту подготовку; тем самым государство предотвращает их упадок;
• образование — сложная сфера культурной жизни, нуждающаяся в согласованной политике. Государство как наиболее влиятельная сила общества вместе с другими субъектами определяет заказ на образование, и финансирование способствует его развитию;
• «платное» образование закрепляет и усиливает социальное неравенство в обществе и влечет за собой обострение классовой напряженности, а следовательно, отчуждение людей, преступность, терроризм.

Аргументы в обоснование необходимости сокращения доли государственного участия в финансировании и более широкого привлечения средств населения (в пользу «платного» образования):
• государственных средств недостаточно для полноценного развития образования, следствием чего являются слабая материальная база учебных заведений, низкая зарплата преподавателей. Привлечение средств населения расширяет инвестиционную базу образо¬вания. Появляется возможность использования более совершенных методик, повышения квалификации преподавателей, их заинтере¬сованности в улучшенном качестве обучения;
• семьи учащихся, общественность, финансируя образование, проявляют большую заинтересованность в контроле за качеством образования, приобретают рычаги влияния на учебный процесс, следят за качеством обучения;
• создание элитных учебных заведений на базе «платного» образования способствует формированию высокообразованного кон¬тингента классных специалистов.

В большинстве развитых стран используется сочетание разных форм финансирования образования. Оптимальным вариантом считается выделение 5 —8% бюджетного финансирования, доля же частных инвестиций в развитых странах составляет 20 — 30%. Видимо, увеличение доли частных инвестиций можно рассматривать как рост интереса населения к образованию.
Государственное финансирование может принимать форму прямого финансирования учебных заведений или финансиро¬вания обучения учащегося выдачей кредитных документов, сертификатов.
Образование должно развиваться одновременно с другими сферами жизни, иначе вложения в него окажутся бесполезными. Рост образования может усиливать безработицу, поскольку поднимает и уровень запросов людей: так, среди лиц с более высоким уровнем образования отмечается резкое снижение готовности выполнять малоквалифицированную работу даже при относительно высоких заработках. Исследователи указывают, однако, на необходимость опережения роста образования по отношению к росту производительности труда, поскольку именно образование обеспечивает квалификацию, уровень культуры, необходимые для технического и иного прогресса.
Государство осуществляет протекционистскую политику в наиболее важных, востребованных направлениях профессионального образования, а также в тех направлениях, где отрасль хозяйства самостоятельно не способна в полной мере обеспечить подготовку кадров, принимая на себя основные функции профориентационной работы.
Идеологическое направление образовательной политики государства соответствует идеологии общегосударственной политики.
Государство в разной степени влияет на идейное содержание образования. Оно может устанавливать лишь общие принципы, вмешиваясь в содержание образования только в случаях нарушения этих принципов. В тоталитарных государствах все содержание учебных предметов подвержено цензуре. Государства с демократическим устройством чаще являются организаторами и участниками создаваемых ими общественно-дискуссионных, консультативных, учебно-дисциплинарных органов, которые, в свою очередь, осуществляют контроль за программно-идеологическим содержанием обучения в образовательных заведениях.
Независимо от прямого идеологического воздействия государственных органов на деятельность учебных заведений общая по¬литика государства формирует общественное мнение. Оно прямо сказывается на проводимой в учебных заведениях воспитательной работе, характере взаимоотношений в учебных коллективах, методах, стиле педагогической деятельности, отношении к традициям и новациям. Приоритетной задачей современных идеологических направлений является защита прав человека, что ведет к существенной реконструкции традиционных ценностей и методов воспитательной работы.
Существуют две позиции относительно управления и самостоятельности учебных заведений: либеральная — предоставление максимально широкой автономии учебным заведениям, их независимость от государственной власти — и консервативная («государственническая») — необходимость более полного участия го¬сударства в управлении системой образования.
Аргументы в обоснование либеральной позиции:
• административное влияние государственных органов снижает инициативу учебных заведений, ведет к чрезмерной унифика¬ции учебного процесса;
• органы государственной власти приобретают монополию идеологического влияния на образование, в то время как государственная власть не способна в полной мере выразить интересы всех со¬циальных групп;
• учебно-дисциплинарное, профессиональное сообщество учителей, преподавателей способно более компетентно решать вопросы образования, чем государственные чиновники, выражающие корпоративные интересы.
• автономия учебных заведений вызывает у общественности желание участвовать в их управлении, оказывать материальную поддержку.
Аргументы в обоснование консервативной позиции :
• сфера образования представляет собой сложную систему, структурные элементы которой нуждаются в согласовании, едином управлении, и только государство способно ответственно и квали¬фицированно решать вопросы планирования и управления системой образования;
• государство обязано контролировать использование расходуемых на образование государственных средств, защищать интересы граждан, осуществляя контроль качества обучения, соблюдения образовательных стандартов;
• подготовка учащихся предполагает определенную унификацию, стандарты обучения, она должна располагать устойчивыми характеристиками, чтобы поддерживать культурную мобильность учащегося как в системе образования, так и различных сферах общественной жизни. Учебные программы учебных заведений должны быть согласованы, особенно по ступеням образования, иначе возникнут непреодолимые трудности в повышении гражданами уровня своего образования;
• осуществляя управление системой образования, государство принимает на себя ответственность в координации развития обра¬зования с другими сферами общественной жизни. Оно не только опекает учебные заведения, но и поддерживает научные центры, материально-техническую базу средств обучения. На практике в современных обществах действует механизм распределения полномочий в управлении.
Наиболее значимые объекты совместного управления государства и учебных заведений:
• использование государственных финансовых средств, привлечение дополнительных источников финансирования;
• защита прав граждан, охрана здоровья учащихся;
• координация деятельности учебных заведений, а также взаимодействия учебных заведений с другими институтами общества;
• качество образования, лицензирование, аккредитация, аттестация учебных заведений;
• содержание образования; разработка образовательных программ, стандартов обучения;
• развитие научной, учебно-методической, экспериментальной базы обучения;
• подготовка, повышение квалификации преподавательских кадров, их аттестация;
• культурное развитие, условия досуга, быта учащихся;
• развитие материально-технической базы обучения, инфраструктуры современного образования.
Во взаимоотношениях государства и учебных заведений ныне преобладает не диктат, а сотрудничество, поддержка, консультационная и иная помощь, обмен опытом, координация действий. Наряду с органами государственного управления создаются общественные, профессионально-общественные советы, центры, формируемые при государственной поддержке.

ОБРАЗОВАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Человеку всегда приходилось выбирать тот или иной вариант среди амбивалентных механизмов социального взаимодействия:
• кооперация — конкуренция;
• созидание — разрушение;
• согласие — конфликт;
• присвоение — отторжение и др.
Оснащенные средствами, ознаменованные ценностями, они образуют разнообразные формы культурной практики. Их бытие как противоположностей, как биполярных структур — это их реальное бытие в человеческой культуре. Культура поляризует формируемый практикой предметный мир, насыщая энергией поле человеческой активности. Человек всегда ищет противоположный полюс обнаруженного конструкта своего восприятия предмета . Да и культурно-исторический анализ общественной практики свидетельствует о том, что без конкуренции, соперничества, соревнования невозможно динамичное развитие, обновление, поиск и утверждение чего-то более совершенного. Созидание — один из смыслов человеческой жизни. Но людям приходится строить свое будущее не только на фундаменте прошлых культур, но и на их руинах.
Согласие умножает силы. Но какие-то различия позиций ока¬зываются непреодолимыми на жизненном пути поколения и на пути истории. Наступает более или менее болезненная фаза противоборства, конфликта, которая выводит людей на новые позиции, предоставляя возможности преодолеть разногласие.
Война, которая не раз ставила человечество на грань катастроф, гибели культур, цивилизации, порой оказывалась средством бо¬лее широкой интеграции людей, концентрации богатств, станов¬ления очагов высокоинтеллектуальной культуры, стимулирования технического прогресса. Война — это следствие не столько агрессивной природы человека, стремления к доминированию, сколько неспособности людей найти более приемлемые пути согласования позиций, пути разумного компромисса. Война — свидетельство ограниченности культуры ее участников.
Человечество, пройдя через ситуации крайнего напряжения и риска, приобрело адаптивные механизмы взаимодействий. Современное человечество после мировых войн XX в. и перед лицом угрозы все более разрушительных войн-катастроф находится в поиске мирных форм разрешения конфликтных ситуаций. Образование выполняет ключевую роль в преодолении военных конф¬ликтов, предоставляя людям пространство взаимопонимания.

А. С. Ахиезер делает вывод о том, что в циклах развития разных народов доминируют два механизма противоборства образующихся в их культуре полюсов: инверсия и медиация. Он рассматривает их как «логические клеточки мышления, смыслообразования, деятельности, социальных изменений», «дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности» . Если инверсия «характеризуется абсолютизацией полярностей и минимизацией интереса к их взаимопроникновению друг через друга», то медиация как более развитая связана с «отказом от абсолютизации полярностей и максимизацией внимания к их взаимопроникновению... ищет решения между крайностями, меру... медленно усиливает свои позиции, оттесняя инверсию как свою крайнюю исходную точку» .
В одних культурах преобладают инверсии, в более зрелых — медиация. Современная культура ориентирует мышление на поиск компромисса. Речь идет прежде всего о способности действовать, ориентируясь на оба противоположных полюса, мобилизуя, вы¬страивая соответствующие формы культурных практик.

Образование прививает человеку способность внимательно раз¬глядывать культурное пространство. Задача образования — не только усиление познавательной способности, но и встраивание человека в систему социальных коммуникаций, развитие у него способности выражать свой опыт, передавать его другим, так же, как воспринимать опыт своих предшественников, современни¬ков — возможно, даже в чем-то враждебных. Понять других — значит выстроить формы общения. В этом предназначение обра¬зования, и именно эту задачу решает современное человечество.

Такой подход закрепился как кредо образования. В соответствии с традицией учебных заведений, берущей свое начало в Древнем Риме, выпускники получают в качестве свидетельства об образо¬вании диплом — лист, сложенный вдвое, который как бы симво¬лизирует способность образованного человека находить в полеми¬ке общие, убедительные для оппонентов тезисы. Позже искусство согласования позиций в споре переросло в специализированную культуру дипломатии.

Собственно, не случайно в научно-техническом прогрессе (НТП) XX в. выделяются и в качестве категорий познания, и в качестве форм практики прогнозирование, планирование, управление. С их помощью способность человека к предвидению технологически выстраивается в процедуры моделирования, анализа факторов, оценки стратегий, выбора оптимальных вариантов своих действий, сопоставления результатов с планами, извлечения уроков на будущее. Эта методология уже не просто учебная дисциплинарная специализация — она определяет логику любого учебного предмета.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, СИНТЕЗ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ КУЛЬТУР И СМИ

Становится ли человечество по мере своего развития добрее, умнее, более восприимчивым к красоте? Играет ли главенствующую роль в этом образование? Культивирует ли оно эти идеалы? Прямого ответа, пожалуй, быть не может. Более оправдан ответ: «Скорее да, но...» Дух Просвещения был пронизан пафосом формирования совершенного человека — воплощенного иде¬ала. Поздняя история, однако, не приблизила человечество к идеалу, оставляя за ним более широкий регулятивный ресурс. Обра¬зованность нередко соседствует с жестокостью, преступностью.
Объективный анализ фактов удерживает нас от благостных выводов. Идеалы — ориентиры воспитания. Человека воспитывает вся общественная среда, где большая мера ответственности распределена между моралью, искусством, наукой. Только вкупе с ними у школы появляется возможность сочетать задачи образования и воспитания. Однако вполне обосновано утверждение, что человек, получивший образование, более общителен, коммуникабелен, у него расширяются возможности обнаружения и согласования своих интересов.
Люди испытывают влияние институтов культуры как непосредственно, будучи слушателями, зрителями, участниками, создателями произведений культуры, так и опосредованно — через школьное, дисциплинарное образование. В эпоху становления школьного образования было трудно отличить профессиональный цех мастеров, касту священнослужителей, последователей знаменитых философов от собственно школы. Священники, философы, мастера и были учителями.
Позже обучение отделилось от творчества, само став творчеством, когда школа четко обозначила свои границы, уложив в своей дисциплинарной структуре востребованные музы, введя тривиум (грамматику, риторику и диалектику) и квадривиум (музыку, арифметику, геометрию и астрономию) как свободные искусства, не отягощенные добыванием средств жизни, профессиональной, бытовой принадлежностью. Продолжение себя в учениках было традицией института подмастерья. Ныне стремление мастеров к новаторству чаще превалирует над желанием продол¬жить себя в учениках, оставляя освоенное поле опыта для профессионалов-педагогов.
В течение долгого времени власть в школе безраздельно принадлежала церкви, религиозному нравоучению, толкованию. В Древней Греции ведущими предметами были гимнастика, кифара и диалектика, в эпоху Возрождения — словесность (литература, поэзия) и политическая история. С XVII в. растет интерес к естественным, политехническим наукам. Под каноны науки подпадают все учебные предметы — от литературы до религии.
Вербальный текст, основное содержание школьного образо¬вания, оказался не только наиболее емким, но и логически стро¬гим, благодаря чему поддерживается согласованность мыслей людей, так же, как и согласованность мыслей и практических действий. Однако вербальный текст расширяет знания лишь в том случае, когда опирается на воображение, на творческие ассоциации, — в противном случае ученик не выходит за рамки сухих определений, лишь озвучивая или записывая то, что запомнилось в этих определениях; у него ограничены возможности комбинаторики. Жизненная практика и (в большей степени) искусство формируют способность к ассоциативному мышлению, творческому воображению. Поэтому школа всегда будет открыта дисциплинам искусств.
Современная школа черпает материал обучения, используя достижения всех направлений дисциплинарных культур. Но ей становится все сложнее укладывать эти достижения в прокрустово ложе учебных программ: дисциплинарные культуры все более дифференцируются, в науке, искусстве, философии, религии насчитывается не менее тысячи относительно самостоятельных направлений, и представители каждого из них убеждены, что именно их произведения должны быть образцами современной культуры и что именно их необходимо включить в состав учебных дисциплин. Под натиском все более активизирующейся дифференциации растет специализация школ, образовательных программ, но эта дифференциация не беспредельна и может оказаться даже опасной. К тому же ученику надо привить не только специальные знания, но и способность ориентироваться в основных сферах общественной жизни. Поддержка синтеза знаний и культуры — проблема, которую вынуждена решать современная система образования. Вряд ли она делает это вполне успешно. Но существуют и испытанные, и мало освоенные формы селекции, интеграции сфер знания:
• приоритет фундаментального знания, способного объяснять широкий круг явлений, согласовывать разные направления, быть понятым людьми с разными интересами;
• достижения, получившие общественный резонанс, признание широкого круга специалистов;
• содержание обучения должно:
согласовываться с осуществлением распространяющихся
видов культурных практик;
согласовываться с содержанием традиционных учебных
дисциплин, поддерживая преемственность образования;
вызывать интерес преподавателей и учащихся.
Это лишь векторы направлений, пока далекие от статуса современных надежных технологий. Пока преобладает традиционный путь, мало отличающийся от того, который наблюдался сотни лет назад.
Система школьного образования испытывает интенсивный прессинг со стороны СМИ, которые иногда воспринимаются как конкурент и даже соперник школьного образования. Чтобы понять смысл взаимоотношений «школа — СМИ», следует обратиться к истории.
Традиционно основу обучения составляли публичная речь учи¬теля, книга и организованные под контролем учителя самостоятельные занятия учащихся. Переписанная учениками книга — это первый культурный продукт, который можно было бы отнести к разряду СМИ, хотя доверяли переписку лишь достойным. Рукописная книга всегда была продуктом синтеза культур, в ней надо было объединить художественный вымысел, историческую достоверность (верность традиции, сакральным установлениям), логическую обоснованность. Переписчики стремились добавить свое толкование того или иного фрагмента книги.
Книга была обращена к человеку, получившему школьное образование, — на него ориентировались и автор, и переписчик. С развитием матричной печати книга становится предметом самостоятельных занятий учащихся, заполняя сначала факультативы школьного образования, а затем досуг образованного человека. СМИ также могут рассматриваться как нечто вытесненное в факультативы и досуг по отношению к дисциплинарному школьному обучению.
Адресат других жанров искусств (театральных представлений, музыки, живописи и др.) — тот же человек, получивший школьное образование или, по крайней мере, приученный к сюжетам и темам. Артистические факультеты долгое время служили обязательной фазой подготовки специалистов-интеллектуалов. Поэтому СМИ, являясь наследниками и посредниками муз, по природе своей не могут считаться антагонистами школьного образования, поскольку здесь надо искать их корни.
Проблемы возникают позже, когда вместе с прогрессом техники СМИ начинают бурную экспансию на культурную жизнь человека и становятся не только средством творческого самовыражения, но и источником внушительных доходов. При этом чаще доходы достаются не авторам, а посредникам. (Это ли не урок сторонникам полной коммерционализации образования?!) Эксплуатируются низменные страсти, погоня за прибылью влечет неразборчивость средств, реклама еще более развращает медиа-бизнес, СМИ входят в конфликт с нравственными идеалами, воспитатель¬ной стратегией общества, системой образования.
Это проблемная ситуация. Культурная жизнь современного человека вот уже на протяжении нескольких столетий заполнена продукцией СМИ. Сомнительно, что без участия СМИ можно было бы поднять массовую культуру, поддерживать культурные запросы. Порой виртуальный мир СМИ оказывается чуть ли не единственным способом самореализации человека. В недрах СМИ создаются современные шедевры культуры. Что касается низменных страстей, то человеческая культура, по-видимому, и возбуждает их, чтобы затем, обращаясь к разуму, искать средства их обуздания, облагораживания.
Школа не хочет замечать изменение роли СМИ. Чаще дидактически они осваиваются лишь как технические средства, но не как подлинные факультативы. Медленно осваивается их экземпликативная функция — объяснение с помощью иллюстраций. Не осмыслена в полной мере и роль факультативов в современном образовании; пока они строятся по тем же принципам, что и основные занятия, лишь добавляя элемент добровольности, и учебный процесс становится все более перегруженным. Особенно актуальным в этом плане становится включение в культурную жизнь общества компьютерных интерактивных СМИ и коммуникации.

ОТ ЛИЧНОЙ К ПУБЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Характерная черта нынешней цивилизации — расширение круга общения человека:
• значительно возрастает количество личных контактов человека на протяжении его жизни;
• транспортные средства дают возможность человеку преодолевать расстояния и вступать в контакты в инокультурной среде, оказываясь в сфере кросскультурных взаимодействий;
• повышается интенсивность личных контактов, их количество за единицу времени;
• увеличивается число личных контактов посредством аудиовизуальных технических систем;
• расширяются формы опосредованного, символического общения. Ныне с помощью глобальных информационных систем человеку становится доступным практически любой уголок земли, становится возможным установление обратного контакта.
Как меняются при этом природа человека, его способности, потребности?
Экзистенциональное социально-философское направление уже с начала XX в. выражает тревогу относительно как настоящего, так и будущего человека, полагая, что он утрачивает свою индивидуальность, целостность, сущность. Расширение личных (и еще в большей мере обезличенных) контактов взрывает внутренний мир человека, его индивидуальность заполняется массовыми стереотипами. Из субъекта социальной жизни он превращается в послушного исполнителя чужой и часто стихийной, разрушительной воли.
Существует и иная, оптимистическая, позиция: насыщенность общения, жизненного опыта лишь расширяет пределы самоидентификаций человека, его Я, личность как выражение общественного бытия человека приобретает все более масштабное измерение. Выдающиеся личности тем и отличались, что были способны вместить в себя человеческие заботы, мысли, предложить универсальные решения глобальных проблем, создать культурные образцы, неподражаемые шедевры.
Перед наукой стоит задача отслеживания происходящих с человеком изменений и по возможности преодоления негативных тенденций. Как влияет расширяющийся круг общения на здоровье, психику человека, возможности общения, работоспособность, восприимчивость культурных норм, ценностей и т.д.? Как помочь человеку осваивать коммуникативное пространство? Какую роль в этом призвано сыграть образование?

Социальные психологи выделяют ряд зон человеческого общения, для каждой из которых характерны свои модели поведения:
• интимный круг общения — не более 7 человек; это члены семьи и самые близкие друзья. Характеризуется эмоциональностью, высшей степенью доверительности, доходящей до полной идентификации;
• эмоционально-личный круг общения — не более 30 человек; это родственники, друзья, соседи, сослуживцы. Характеризуется эмоциональными контактами, взаимопомощью и бескорыстием;
• функциональный круг общения — до 500 человек. Это зона личных, но функционально взаимозависимых контактов. Отношения преимущественно выстраиваются в форме кооперативных связей, взаимной выгоды. Человек знаком с людьми этого круга и удерживает в сознании их образ. Во взаимоотношениях чаще при¬держиваются не личностно ориентированных подходов, а стереотипных норм, этикета;
• круг сопутствующего общения — до 5000 человек. Случай¬ные личные контакты могут быть стабильными — например, у пассажиров маршрутного транспорта. В этот круг могут войти прошлые контакты, утратившие личный и функциональный смысл. Характеризуется отсутствием личных контактов, индивидуального подхода в отношениях; строится только на основе сте¬реотипных норм этикета;
• символическое общение — свыше 5000 человек. Общение лишь как идентификация с символическими ценностями; если какие-то встречи происходят, то образы людей в памяти практи¬чески не удерживаются. Это жители городов, социальных групп, с которыми индивид разделяет какие-то интересы, ценности.

У каждого человека в зависимости отличных качеств, общественного положения складывается своя сегментация кругов общения. Для каждого круга существуют механизмы психологической защиты, своя этика взаимоотношений: так, проникновение людей из функционального или символического круга общения в интимную жизнь человека вызывает у него не только дискомфорт, но и психологический стресс; психологические перегрузки человек может испытать и при перенесении норм личного круга общения в сферу символического общения. Так возникают массовые психозы, чему особенно способствуют СМИ. При смешении регуляти-вов поведения люди поступают неадекватно.
Наиболее закрыт от проникновения интимный круг общения — гарант его самостоятельности, самозащиты, рекреации, резервная зона экспериментирования чувств, убеждений, поступков. Человек не опасается расслабляться в этом круге, полагаясь на защиту близких, их сопереживание, понимание. Нынешние технические средства позволяют вторгаться в интимный круг об¬щения, нанося ему психологический и моральный ущерб.
Проблемными являются и другие круги общения. Все большую роль в современной цивилизации играют функциональный и сим¬волический круги общения. Функциональные связи становятся более мобильными: человек на протяжении своей жизни меняет место учебы, работы, жительства, оказывается в разных коллективах, имеющих свой социально-психологический климат, свою корпоративную этику. В условиях массовой миграции происходит смешение этнических сред и усиливаются проблемы адаптации к инокультурной среде.
Образование исторически способствовало развитию коммуникативных способностей человека и играло существенную роль в процессе культурной адаптации человека к сферам общения. Оно возникло и развивается как модель общества, точнее, как модель публичного общения людей. При этом основой образования было «храмовое общение» — религиозные тексты помогали людям осознавать свое общее предназначение, смысл событий, своих действий, поступков. Каждый подобный текст создавал новое пространство общения, взаимопонимания людей. Как уже говорилось, позже эстафету религиозного просвещения приняли искусство, наука и их учебные дисциплины.
Однако образование вовсе не вытесняет эмоциональную сферу общения, не подавляет социально-психологические механизмы регуляции поведения — оно помогает человеку «обуздать» психоэмоциональные конструкты, перевести их в нормативные модели поведения. Форма организации и содержание учебного процесса ориентированы на развитие способности человека дифференцировать свое поведение в различных кругах общения. Эволюция учебных технологий сформировала круги общения учащихся, что отразилось в составе учебных групп. Так, со времен Я. Коменского в общеобразовательной школе существует такая форма учебной группы, как класс, оптимальная численность которого — от 15 до 23 человек. Это эмоционально-личный круг общения. Далее круг общения учащегося расширяется за счет смежных классов и классов, соответствующих ступеням школьно¬го образования. К сожалению, в школьной жизни это общение довольно редко дополняется факультативными занятиями. В ву¬зовской жизни круг общения студента расширяется за счет учебной группы, курса, факультета, вуза.
Но основная роль в оснащении учащегося арсеналом публичного общения принадлежит содержанию обучения, и прежде всего социально-гуманитарному знанию, которое закладывает общие гражданские, нравственные, эстетические основы понимания действий людей. Поэтому, когда звучат призывы убрать из программ обучения в тех или иных формах образования социально-гуманитарные дисциплины, это вызывает тревогу. Ссылаются порой на то, что учащийся самостоятельно или с помощью СМИ может получить эту информацию.
Принципиально важно осознавать, что в СМИ, да и в процессе самообразования, человек спонтанно черпает разнородную ин¬формацию. Школа же путем дисциплинарного знания помогает учащемуся освоить взаимосвязи, осознать общий смысл, выбрать свою позицию, найти основу взаимопонимания. Неосмысленная информация оказывается свалкой фактов. В лавине информации теряется ее предназначение, у человека складываются искаженные представления, утрачивается уверенность при живом общении. Разумеется, учебные дисциплины, в том числе социально-гуманитарные, должны быть содержательными, интересными, соответствовать требованиям времени. Учебный материал не должен содержать штампов, азбучных истин или, наоборот, иметь вид полнейшей «отсебятины» — он должен соответствовать рамкам приемлемого педагогическим сообществом предметного согласия, отличаться добротой, художественной выразительностью, логической убедительностью.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ

Современное общество ассимилировало в себе все, что было накоплено за десятки тысяч лет культурной эволюции, и будет поддерживать эти качества как резерв адаптации. Поэтому, какие бы емкие определения мы ни применяли для обозначения нынеш¬него состояния общества, они не вместят многообразия его свойств. Вместе с тем мы можем обнаружить в развитии общества новые тенденции или то, что действовало уже длительное время, но приобрело иную динамику, масштабы, темпы развития. Для нас более интересны не скоротечные качества, а устойчивые тенденции, вызывающие системные трансформации, изменение образа жизни людей. Современное общество переживает сложный этап глобализации общественных процессов, что обусловлено, в частности, развитием информационных технологий.
События, происходящие сегодня в одной стране, уже завтра находят отклик в жизни людей других стран. Глобализация охватила экономическую, политическую, культурную сферы общественной жизни. С давних пор люди пытались осознать свою взаимозависимость, целостность и единство, интефация сопутствовала поступательному развитию общественных систем. Поэтому глобализация как современная тенденция в интеграции общественных процессов имеет глубокие исторические корни. Исследователи называют разные даты ее зарождения — от XVII — XVIII вв. до 70-90-х гг. XX в.
Выделяются два ведущих аспекта глобализации: с одной стороны, гомогенизация жизненного мира, приверженность общим культурным ценностям, жизнь по единым принципам, следование общепризнанным нормам поведения, стремление все универ-сализировать; с другой стороны, естественно растущая взаимозависимость, интеграция отдельных форм общественной жизни, главным следствием которой является размывание государственных границ под напором действий новых акторов общепланетной сцены — глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, межгосударственных органов, общественных объединений. Ныне в качестве такого актора международного действия стали выступать глобальные информационные системы. Под воздействием процессов глобализации формируется единый, целостный универсальный социум.

Почему именно конец XX — начало XXI столетия оказались наиболее заметной вехой процессов глобализации?
Два наиболее знаменательных события 90-х гг. XX в. резко ускорили общемировые интеграционные процессы. Одно из них — окончание военно-политического противостояния двух мировых систем; т.е. развитых капиталистических стран, вошедших в НАТО, и блока стран Варшавского договора, представлявшего мировую социа¬листическую систему. Хотя многие проблемы, вызывавшие конфронтацию, не решены и противостояние «Запад — Восток», «Север — Юг» сохранилось, очевидно, что опасность мирового военного конфликта, третьей мировой войны радикально снизи¬лась. У человечества появилась надежда безопасного выживания, преодоления мировых кризисов совместными усилиями.
Другое знаменательное событие 90-х гг., качественно ускорив¬шее процесс глобализации, — это развитие компьютерных информационных систем, появление сети Интернет. Предпосылкой неко¬его прорыва в глобализации современных международных отношений и «открытости» общественных систем, несомненно, стало принципиально новое качество современных информационно-коммуникативных систем, как, впрочем, и ожидание возможностей их прогресса. Показателем роли информационной сферы является вложение в нее самых крупных финансовых инвестиций.
Каждое отдельное государство решает вопрос включения в процессы глобализации, учитывая возможные выгоды и потери, поскольку глобализация — это не только интеграция ценных достижений человечества, но и разрастание широкого комплекса негативных факторов (эпидемии, наркотики, загрязнение окружающей среды, терроризм, макроэкономические кризисы и др.). Однако очевидно, что государства, которые не смогут ассимилироваться в процессах глобализации, окажутся на обочине исторического процесса.
Бурный рост макроструктур глобального взаимодействия не должен подавлять развитие тех культурных систем, которые еще не достигли достаточной зрелости, способности ассимиляции в мировые процессы.

В мировом общественном мнении уже складывается оценка процессов глобализации:
• глобализация эффективна, если ресурсы отдельных стран недостаточны для решения той или иной проблемы. Это проявля¬ется в науке, технологиях, в сфере безопасности и др.;
• глобализация эффективна в том случае, когда приносит очевидные результаты, существенно повышает отдачу инвестиций.
Это демонстрируют транснациональные корпорации, совместные международные проекты;
• глобализация оправдана, если она способствует устойчивому развитию, выравниванию условий жизни, снятию напряженности, конфронтации.
Глобализация — это построение устойчивого сообщества, способного поддерживать баланс интересов в структурах взаимодействия, сохранять, вводить в круг общения развитые культурные практики человечества.
Как уже говорилось, глобализация характеризуется распространением информационных технологий, их проникновением в различные формы человеческой деятельности, разные уровни социальных структур (индивиды, группы, общности). Настороженное отношение к новшествам вполне естественно для любой культуры как сложной адаптирующей системы. Однако киберинформационные системы вызывают еще большие опасения, поскольку как бы заимствуют самые сложные интеллектуальные способности человека, вторгаются в его внутренний духовный мир.
Проблема вхождения компьютерной техники в жизнь человека, которую давно начали осваивать в литературе, искусстве, философии, науке, вполне очевидно, обсуждается и решается не только в ракурсе взаимодействий «человек — техника», но и на уровне более глубоких взаимодействий между людьми; это конструирование новой цивилизации. Образование, воспитание — ближайший и наиболее надежный путь освоения достижений информационных технологий. Однако возникает острая необходимость пересмотра многих привычных представлений, принципов организации общения — от индивидов, групп до общественных систем.

Речь идет о замещении стереотипов предубежденной враждебности более открытым, но контролируемым доверием. Развитие сферы информации предполагает всестороннее международное сотрудничество и создание благоприятных взаимоотношений государств в политической, экономической, культурной сферах. Обще-признано, что в своей политике мировое сообщество должно учитывать общие интересы. Вместе с тем нередки позиции доминирования собственных интересов над интересами других государств, приоритет силовых методов решения проблем.
В стратегическом плане мировое сообщество вынуждено решать вопрос, от которого зависят мировая стабильность и продвижение к согласию по кардинальным проблемам: какими ценностями, принципами надо руководствоваться при согласовании национальных интересов? Каждый народ вправе рассчитывать на признание суверенитета и уважение своих национальных интересов. Как же совместить национальные интересы и глобальное стратегическое развитие мирового сообщества?
Этническая идентификация по-прежнему служит важным фак¬тором интеграции общественных систем. Вместе с тем человечество, как и во все предшествовавшие эпохи, сталкивается с экстремизмом в сфере национальных отношений. Человечество продолжает переживать такие социальные болезни, как национализм, шовинизм, сегрегация и дискриминация. Ключевой стала проблема разграничения государственной и национально-этнической институционализации. Глобализация дает некий новый вариант решения и этой сложной проблемы: государство утрачивает моно¬полию на исключительное представительство или распоряжение культурной и эмоциональной лояльностью граждан. Появляются новые реальные акторы — этнополитические элиты, в том числе представляющие разные государства, и органы с делегированными им межгосударственными и общественными полномочиями. К числу таких действующих структур следует отнести и современные информационные системы: они позволяют поддерживать эт¬нокультурную коммуникацию и сами являются структурами как этнической консолидации, так и взаимодействия этноса в мировом культурном пространстве.

Разумеется, современное человечество отторгнет рецидивы колониализма, но оно с настороженностью воспринимает и складывающиеся тенденции доминирования таких феноменов, как «западноцентризм» и «американизм», обусловленных резким различием в обладании финансовыми, технологическими, информационными средствами.
Мировой процесс сможет устойчиво развиваться во всех сферах жизни, в том числе информационной, только при наличии соревновательности, конкурентности. Но жесткое подавление соперника вызывает недоверие и враждебность.
Расширение сферы действия информационных технологий способно повлечь за собой не только отдельные негативные по¬следствия, но и проблему информационной безопасности и информационных угроз. Перед мировым научным сообществом стоит задача изучения феномена информационной опасности и информационных угроз со стороны действующих субъектов.

Во все времена в человеческой культуре воспринимается не только созидающее свойство нового знания, но и опасность, которую оно способно нести как «ложь», «скверна», как «дискредитация» ценностей, «покушение» на положение определенных групп и даже общества в целом. В государственной практике сформировался институт цензуры, препятствующий проникновению в массовое сознание неугодных сведений с использованием разных средств запрета, вплоть до жестоких мер насилия по отношению к инакомыслящим. Современное общество преодолевает прямой за¬прет на информацию как реликт тоталитарных общественных систем, но проблема нанесения вреда информацией сохраняется. К тому же нынешние СМИ и компьютерные сети делают чрезвычайно сложным установление преград на пути получения и распространения информации.
Проблема совмещения права человека на информацию, открытости информационного пространства с информационной бе¬зопасностью для общественных систем и человека стала весьма острой. Ее значение особенно актуально для системы образования. Параметры функционирования информационных систем от «опти¬мального» до «жизненно опасного» становятся все более важными индикаторами эффективности социального управления. Это слож¬ная, многогранная проблема, имеющая ряд аспектов.
Ведущими по-прежнему остаются духовно-нравственные аспек¬ты информационной безопасности, в частности пропаганда жестокости, насилия, осквернение духовных, религиозно-нравственных ценностей. Суть проблемы не столько в чрезвычайно упрощенном доступе к информационным каналам, сколько в том, что провоцирующая информация часто обрушивается на людей, не подготовленных к ее восприятию, а следовательно, не способных усвоить ее в культурном контексте, не располагающих иммунитетом от па¬губных последствий.

Другой духовно-нравственный аспект — совместимость куль¬тур. Современные источники информации, программные средства обеспечивают ее чрезвычайную проницаемость. Однако техноло¬гическая проницаемость и совместимость программной поддержки вовсе не означают ее гомогенное восприятие в инокультурной среде. Как строить информационно-организационные стратегии, избегая опасности потенциальных угроз суверенности человека, общности?
Новые технологии резко сократили дистанцию между интимным и публичным миром человека. Современный человек, включаясь в общественные процессы, вынужден представлять публично данные о себе, «декларировать» то, что прежде было его «тайной», что было доступно лишь кругу близких людей. К тому же он становится открытым с помощью информационных устройств и по¬мимо его воли, что обусловливает его психологическую напряженность. Человеку трудно сохранить личную позицию, он вынужден подстраиваться под далеко не оптимальные конструкции общения. Вырванная из контекста личной судьбы интимная информация вызывает неадекватные представления и реакции. Растут предпосылки отчуждения человека в общественной среде.
Особенно важным предметом международного сотрудничества, на который обращает внимание Окинавская хартия, является детская психолого-педагогическая проблематика: «Дети и средства массовой информации», «Дети и компьютер». Мы ответственны за будущее наших детей. Надо изучать проблемы взаимодействия ребенка со СМИ и компьютером. В каком возрасте и в каких формах приемлемо общение ребенка со СМИ и компьютером? Какие угрозы таит в себе это общение и как их преодолевать? Не угрожает ли информационная экспансия интеллектуальному развитию и физическому здоровью ребенка? Как помочь ребенку найти свое место, сохранить себя как личность в сфере виртуального общения?
Интересы действующих в информационном поле субъектов сближаются, разрастается область совместных интересов, следовательно, в обществе усиливаются интегративные процессы. Вместе с тем сохраняется проблема обеспечения самостоятельности, суверенности каждого действующего субъекта: личности, государ¬ства, общества, — защищенности от покушений в информацион¬ном пространстве на его интересы.
Важным принципом стратегии развития информационного пространства должен стать баланс интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Каждый субъект вправе выражать и отстаивать свои интересы в информационном пространстве, но противоречия могут резко обостриться. Как сочетать свободу доступа, обмена информацией с несанкционированным доступом? Следует изучать, моделировать ситуации, искать и создавать нормативную основу согласования позиций. При этом решение далеко не всех конфликтных ситуаций следует относить к области права. Опыт функционирования СМИ показывает, что информационное сообщество вполне способно создавать структуры нравственно-общественного, «третейского судейства», референтной оценки. Это особенно важно иметь в виду при обустройстве сетевого киберинформационного общения.

Значительная часть производителей и пользователей информационных продуктов в компьютерных сетях предлагает считать киберинформационное пространство полностью свободным от каких-либо ограничений со стороны цензуры и технических стандартов. Сторонники этой позиции полагают, что глобальные сети вполне способны и должны заменить государства и иные институты влас¬ти, по крайней мере, в сфере информационных коммуникаций. Предлагается модель развития информационных сетей как само¬регулируемой системы («естественного отбора»). Всякое государственное и иное вмешательство, любое монопольное влияние рассматривается как враждебное, чуждое. Высказывается также мнение, что информационное сообщество не нуждается в помощи «посторонних» и «враждебных» по отношению к нему структур — государства и монополии.
В Декларации независимости киберпространства прямо постулируется полная самостоятельность информационного общества, его независимость как от большого бизнеса, так и от правительства любой страны.
Иными словами, регулирование развития сети может встретить сопротивление со стороны широкой массы потребителей. Они не хотят платить деньги за программы, потому что «один человек, пишущий одну бесплатную программу, «осчастливит» сотни и тысячи других», а предлагаемые монополистами стандарты чаще рас¬сматриваются как средство конкурентной борьбы, чем средство установления порядка и объединения.
Пользователи киберинформационных сетей — это преимущественно представители молодого и среднего поколений. Можно надеяться, что с естественным появлением в сообществе пользователей киберинформационных сетей представителей зрелого и преклонного возраста появятся и более «ответственные» референты. Но очевидно, что выработка оптимальных стратегий развития информацион¬ной сферы должна учитывать и особенности субкультуры, которая в ней превалирует, и тенденции ее возможных трансформаций.
Без преувеличения можно сказать, что именно школа выпестовала современную цивилизацию.
Школа возникла как универсальный институт для глобального общества. Тривиум и квадривиум обращены к структурам ум¬ственно-познавательной деятельности любого человека независимо от его пола, социального положения, национальности и даже вероисповедения. Их преподавали и в древнегреческих гимнасиях, и в монастырских и кафедральных школах, и в мусульманских мектебах и медресе.
Институты образования во все исторические эпохи всегда были открыты процессам интеграции и глобализации. Вместе с тем в нынешней системе образования более остро выражены тенденции глобализации. Национальные системы образования включаются в общемировую систему, а это предъявляет к организации обучения новые требования; согласованность целей, принципов, задач образования, программ обучения, стандартов качества, международной сертификации учебных заведений и др.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Учебники по социологии и не только Книги по социологии Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. Глава 7.