Курсовая работа
«Информационные технологии в региональном управлении»
СОДЕРЖАНИЕ Введение_________________________________________________________ 3 1. Глава 1. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» ___________________________________________6 1.1 Концепция Microcoft по внедрению информационных технологий на федеральном, региональном и местном уровне государственного управления_____________________________________________________8 1.2 Информационные технологии в органах государственной власти и местного самоуправления _______________________________________11 1.3 Информационные технологии как инструмент модернизации в государственном управлении ____________________________________12 1.4 Как устроена современная информационная система органа управления ___________________________________________________13 1.5 Сложно ли развернуть информационную систему в государственно учреждении___________________________________________________ 15 1.6 Перспективы повышения оперативности взаимоотношений органов власти с гражданами, частным бизнесом и друг с другом _____________17 1.7 Перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного и муниципального управления России _______19
2. Глава 2. «Электронная Смоленщина» ___________________________23 2.1 Информационно-коммуникационные технологии и качество государственного управления____________________________________ 23 2.2 Электронный документооборот_______________________________ 28 2.3 Проблемы развития информатизации региона___________________ 31
Заключение______________________________________________________ 33
ВВЕДЕНИЕ В российской науке и практике под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В эко¬номической и географической литературе регионами называют са¬мые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами: группы стран, территории страны, охватывающие не¬сколько экономических районов, экономические районы, области, края, республики и их группы. Муниципальным и региональным органам власти сегодня приходится удовлетворять потребности общества, имея в своем распоряжении ограниченный объем ресурсов. При этом решаемые ими проблемы чрезвычайно разнообразны и варьируются от предоставления социального жилья и социальных пособий до обеспечения безопасности, предоставления образования, организации вывоза и обработки отходов, оснащения зон отдыха. Среди задач органов власти – обеспечение экономического развития своих регионов и населенных пунктов, борьба с безработицей, обеспечение поступлений в бюджет (в том числе и сбор налогов), организация и проведение выборов, а также содействие подъему и развитию собственного региона путем привлечения туристов и непрерывного притока инвестиций. Более того, общество требует от органов управления все большей открытости и ответственности за свои действия. Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже стали движущей силой мирового экономического и технологического развития. Они существенно меняют не только способ производства товаров и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста, а информационная сфера приобретает особое значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Эти факты указывают на то, что мировое сообщество вступило в новую фазу - информационную. Виртуальная экономика, усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг), актуализация информации для управления, рост значения Интернета, формирование новой образовательной среды и т. п. - основные атрибуты информационного общества. К проблемам информационного общества как ступени в развитии современной цивилизации научная общественность обратилась в конце 1970-- начале 1980-х гг. Этому также способствовали следующие обстоятельства: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание в валовом внутреннем продукте доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг; рост потребностей населения в информационных продуктах и услугах; формирование глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам. Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных технологий, скорость их распространения способствовали принятию в первой половине 1990-х гг. правительствами развитых стран мира национальных программ развития информационного общества. Возможности информационного общества развитые страны рассматривают как ключ к процветанию в XXI веке. Свою готовность перейти к информационному обществу зафиксировала Россия, подписав 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества (о. Окинава, Япония), а также став активным участником Всемирного саммита ООН по информационному обществу (Женева, 2003 г.). Таким образом, целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в деятельности муниципальных и региональных органов власти и оказании государственных услуг. Задачи работы: • изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий на федеральном, региональном и местном уровне; • рассмотреть информационные технологии как инструмент модернизации в государственном управлении; • изучить устройство современной информационной системы органа управления; • выявить перспективы повышения оперативности взаимоотношений органов власти с гражданами, частным бизнесом и друг с другом; • рассмотреть перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного и муниципального управления России; • изучить областную целевую программу «Электронная Смоленщина»; • выявить проблемы информатизации Смоленского региона.
Объект – органы государственного управления. Предмет – информационные технологии в управлении. ГЛАВА 1 «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» И ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ» Чтобы справиться со стоящими перед ними задачами, региональные и муниципальные органы власти разрабатывают стратегии выявления наиболее важных проблем, требующих немедленного внимания, и разрабатывают пути их разрешения. Что необходимо предпринять и в какой срок? Какие ресурсы требуются для этого, как будут определяться цели и результаты, к которым нужно стремиться? К первоочередным задачам могут быть отнесены, например, забота о детях, общественная безопасность, устранение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, создание и развитие транспортной системы и среды обитания (включая зоны отдыха), обеспечение всеобщего доступа к услугам и забота о самых незащищенных членах общества. Информационно-коммуникационные технологии в системе регионального управления выходят на первый план, позволяя справляться с широким кругом проблем и удовлетворять разнообразные ожидания общества. Опрос, проведенный в европейских странах в начале 2004 года компанией Kable, показал, что внедрение новейших технологий обуславливалось в первую очередь потребностью улучшить отношения с гражданами. Более 90% организаций, принявших участие в опросе, наметило к реализации проекты по созданию центров связи, систем управления отношениями с клиентами, доступа в Интернет, каналов доступа (например, интернет-киосков) и цифрового телевидения. Стремление улучшить систему отношений с гражданами напрямую связано с целью совершенствования предоставляемых услуг. Информационно-коммуникационные технологии были названы ключевым моментом в достижении этой цели. Более тесные связи с гражданами и более частые контакты с ними зачастую позволяют муниципальным и региональным органам власти добиваться большей эффективности оказания услуг, чем это получается у национального правительства. При этом региональные органы власти могут выполнять важную роль связующего звена между правительством страны и работающими на местах муниципальными органами власти. Сотрудничая с местными партнерами и коммерческими организациями, соизмеряя предоставляемые услуги с потребностями граждан, региональные и муниципальные органы власти способствуют тому, что эти услуги становятся более комплексными, а, следовательно, их эффективность поднимается на новый уровень. Граждане являются не только участниками государственных процессов, но и потребителями государственных услуг. При этом независимо то того, чего хотят конкретные люди – получить лицензию на ношение оружия или разрешение на открытие нового магазина, – они всегда надеются, что государство быстро отреагирует на их запросы. Как налогоплательщики, все граждане заинтересованы в том, чтобы государство функционировало более эффективно и с большей отдачей. Требования снизить уровень бюрократизма и упростить предоставление услуг предъявляются всем уровням государственного управления – от местных органов и до федеральных ведомств. При оказании услуг муниципальными и региональными органами власти интересы граждан становятся основополагающими, а качество этих услуг, их своевременность и эффективность затрат на их оказание повышаются. Все уровни государственного управления испытывают постоянно растущее давление со стороны общества, которое хочет, чтобы государственные организации более оперативно и чутко откликались на запросы граждан. Сфера деятельности государственных организаций – на федеральном, региональном и местном уровне – чрезвычайно широка; она охватывает улучшение медицинского обслуживания, борьбу с преступностью, защиту окружающей среды, повышение уровня образования, решение проблем, связанных с изменением демографической ситуации, стимулирование деловой активности, а также создание новых рабочих мест и поддержание необходимого уровня занятости. Всем органам власти необходимы средства для того, чтобы • увеличивать использование потенциала каждого работника; • предоставлять нужную информацию в нужное время тем государственным служащим, кому она необходима. Благодаря этому работники государственного сектора получают возможность в кратчайшие сроки принимать обоснованные решения и сразу же приступать к их реализации. Успех в решении этих задач в значительной степени зависит от технологии, использующейся для совершенствования уже существующих систем и процессов. Организация бизнес-процессов требует привлечения технологий, которые позволят вывести работу на современный уровень. В результате произойдет не только повышение качества предоставляемых услуг, но и перераспределение ограниченных ресурсов из операционной и управленческой сферы в область непосредственного оказания услуг.
1.1 Концепция Microsoft по внедрению информационных технологий на федеральном, региональном и местном уровне государственного управления США Учитывая требования граждан о предоставлении им разнообразных качественных государственных услуг и расширении возможностей доступа к ним, государственные учреждения во всём мире эволюционируют в «электронные правительства». Первые попытки создать электронное правительство часто заканчивались созданием не связанных между собой электронных «островков» на базе отдельных подразделений, в которых продолжал использоваться предыдущий неудачный опыт и устаревшие способы работы. Подобный подход не был продуктивным, а потому не смог оправдать возлагавшихся на него ожиданий. Одной из задач создания «электронного правительства» является совершенствование совместной работы государственных организаций – повышение оперативности и согласованности в совместном использовании информации между органами власти на федеральном, региональном и местном уровне. Решение этой задачи будет способствовать более экономному использованию бюджетных средств и повышению эффективности деятельности государственных организаций. Основываясь на своей концепции по использованию информационных технологий в «электронном правительстве», корпорация Microsoft создала новое поколение программных продуктов и услуг, благодаря использованию которых станет возможно осуществить переход к государственным службам нового типа. В условиях стремительного развития информационных технологий государственным организациям требуется адаптируемая база, на основе которой они могли бы создавать системы информационных технологий (далее - ИТ-системы) и программные средства, предназначенные для разработки своих онлайновых услуг. Переход к «электронному правительству» позволит государственным органам воспользоваться преимуществами Интернета и быстрее реализовать новые решения за счет интеграции различных ИТ-систем и прикладных программ, расширения возможностей государственных служащих и усовершенствования процедуры обмена информацией между государственными учреждениями, между государственным сектором и частными компаниями, а также между государственными организациями и гражданами. Кроме того, любое законченное решение в области «электронного правительства» должно обладать следующими качествами: • предоставлять единую точку доступа к электронным услугам, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю; • способствовать преодолению информационного неравенства; • предоставлять людям возможность обучаться на протяжении всей жизни; • восстановить доверие граждан к правительству; • способствовать развитию экономики; • способствовать выработке разумных законов и здравой политики; • создавать формы правления с бóльшим участием граждан. Правительству, чтобы вновь обрести поддержку и доверие своих граждан, необходимо «модернизировать» или перестроить характер взаимоотношений с ними: сначала создавая новые бизнес-модели и адаптирующиеся, эффективные схемы сотрудничества с частным сектором, а затем разрабатывая электронные услуги, например, интерактивные опросы, дебаты и онлайновое голосование, которые расширяют возможности граждан для их активного участия в процессе государственного управления. Люди должны почувствовать, что они могут управлять своим участием в этих процессах. В то же самое время, «информационное неравенство», если не уделять должного внимания решению этой проблемы, может стать угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся позади в движении к информационному обществу. Концепция Microsoft по использованию информационных технологий в «электронном правительстве» состоит в том, чтобы превратить государственный сектор в лидера, возглавляющего переход к информационному обществу. Для достижения этой задачи разрабатывается разнообразное программное обеспечение, которое позволит гражданам получать доступ к услугам в любое время, в любом месте и с помощью любого устройства. Благодаря развитию онлайновых услуг государственные организации могут расширить свои возможности по удовлетворению потребностей граждан в более оперативном и эффективном отклике на их запросы. Путем переноса множества информационных ресурсов в Интернет и предоставления людям функций самообслуживания в онлайновой среде, государственные служащие могут превратиться в специалистов, работающих с информацией. Получив в свое распоряжение гибкую платформу информационных технологий, «электронное правительство» имеет возможность перешагнуть за рамки традиционной бюрократической системы и создать новые взаимоотношения со своими гражданами.
1.2 Информационные технологии в органах государственной власти и местного самоуправления Раздел 3 Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» – «Система программных мероприятий» – содержит перечень мероприятий по девяти основным направлениям использования информационных технологий в органах государственной власти и местного самоуправления. Одним из направлений является «Совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе использования информационных технологий», главные мероприятия которого ориентированы на «повышение эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений; реализации отраслевых программ информатизации; создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных» (пункт 3.3 Программы). Для достижения данной задачи необходимо: • развитие систем внутриведомственного электронного документооборота, локальных информационных сетей, разработка стандартов делопроизводства и документооборота; • развитие систем межведомственного электронного документооборота, обеспечивающих сокращение сроков обработки документов; • повышение качества принимаемых управленческих решений путем распространения и использования опыта, накопленного в социально-экономической сфере, развития систем консультирования и повышения квалификации. Реализация работ по совершенствованию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений, а также эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств. 1.3 Информационные технологии как инструмент модернизации в государственном управлении Вычислительная техника и средства связи прочно вошли в современную жизнь, и удивление вызывает не их наличие, а, скорее, недостаток или неэффективное использование. С точки зрения оснащения средствами информационно-коммуникационных технологий, российским предприятиям и гражданам еще далеко до ведущих стран Европы и США, но разрыв уверенно сокращается. А вот ситуация с освоением государством информационных технологий все больше беспокоит общество. Дело в том, что грамотное использование информационных технологий – самый быстрый и экономичный способ повысить отдачу любой организации. В государственном учреждении компьютеры с соответствующим программным обеспечением позволяют: • повысить качество подготовки документов; • укрепить исполнительскую дисциплину; • навести порядок в делопроизводстве; • ускорить обмен информацией между учреждениями; • упростить процедуры принятие решений; • сократить число ошибок и злоупотреблений при работе с гражданами и предприятиями; • поднять авторитет государственных институтов в глазах общества; • упрочить позиции государства на международной арене. Служащий, вооруженный современными информационными технологиями, выполняет многие типичные операции в десятки (например, при оформлении или выдаче документов) и даже в сотни (при поиске необходимых материалов) раз быстрее, чем с помощью традиционных «бумажных» методов. Повсеместное внедрение на рабочих местах персональных компьютеров с офисными программными приложениями на базе Microsoft Office (и прежде всего, Microsoft Word, Excel и Outlook) позволяет повысить общую производительность типичного учреждения (измеряемую, например, в числе обработанных обращений граждан) в несколько раз. Развертывание в масштабе всей организации современных решений, построенных на основе серверов Microsoft .NET Enterprise Servers поднимает ее производительность еще в несколько раз, обеспечивая, при интенсивном и правильно организованном использовании, окупаемость уже в первый год эксплуатации. Можно временно отложить внедрение информационных технологий ценой увеличения государственного аппарата, снижения уровня оплаты труда в государственном секторе, ухудшения условий размещения государственных учреждений… Но это поставит под угрозу выполнение многих государственных функций и, в конечном итоге, нанесет существенный ущерб репутации и интересам государства. 1.4 Как устроена современная информационная система органа управления В отличие от информационных систем предыдущих поколений современные решения отличаются стройностью своей архитектуры, возможностью реализации реальных процедур делопроизводства, удобством интерфейсов. Архитектура ИТ-системы министерства, ведомства или подчиненного им учреждения теперь обычно включает портал, предоставляющий сотрудникам удобный доступ строго к той информации и возможность исполнения строго тех функций, которые определены их должностными обязанностями. Портал обеспечивает «доставку» прямо на рабочие места сотрудников входящих документов, данных из подведомственных учреждений, новостей из различных источников, распоряжений руководства и пр. Взаимодействуя с серверами почты и коллективной работы, а также c серверами управления базами данных, портал позволяет контролировать график исполнения работ, назначать совещания, обмениваться электронной почтой, обрабатывать структурированную информацию (показатели производства, данные об уплате налогов, сведения о регистрации транспортных средств и многое другое). За корректностью перемещения документов между органами управления, а также между ними и гражданами и организациями «следит» сервер маршрутизации и документооборота. Среди прочего, он «умеет» преобразовывать форматы документов, исторически принятые в разных организациях и, иногда, даже в разных странах . Документы готовятся в стандартных офисных приложениях – текстовом редакторе или электронной таблице, а портал обеспечивает для них: • контроль версий; • сбор и согласование замечаний; • визирование и утверждение; • публикацию (размещение в официальных источниках либо доведение до заинтересованных лиц); • надежное архивирование и быстрый поиск. Кроме того, механизм категоризации автоматически анализирует документы в указанных папках и архивах и размещает их в наиболее походящих рубриках. Сотрудник получает уведомления о распоряжениях руководства, о необходимости исполнения поручений и согласовании документов, ходе исполнения поручений подчиненными, изменениях в рубриках и документах, на которые он подписан. Операции делопроизводства реализуются просто и наглядно. Например, чтобы инициировать процесс визирования документа, уполномоченному исполнителю достаточно поместить его в специальную папку , которая «сама выполнит» все необходимые по регламенту действия – уведомит визирующих и проследит за результатом (завизирован ли документ или нужно ли его вернуть на доработку). Естественно, в случаях, предусмотренных законом, подзаконными актами и/или служебными инструкциями, документы могут быть скрыты от читателей, не имеющих необходимых полномочий, надежно зашифрованы для пересылки и подписаны цифровой подписью для удостоверения подлинности . 1.5 Сложно ли развернуть информационную систему в государственном учреждении Многие проблемы, по традиции считающиеся трудно преодолимыми препятствиями на пути внедрения современных ИТ-решений (решения на базе информационных технологий) в государственных органах, таковыми уже не являются. В первую очередь это относится к преувеличенным оценкам сложности, стоимости и сроков внедрения. Такие оценки в значительной мере основываются на негативном опыте 70-80-х годов, когда информационные системы строились на базе дорогостоящих и сложных в эксплуатации мэйнфреймов , а исполнение проектов поручалось государственным научно-исследовательским институтам, заинтересованным не в результате, а в «освоении бюджета». Иногда высказываются также опасения, что информационные системы уязвимы для хакеров . Однако, как показывает практика, большинство инцидентов, имеющих место в органах государственного управления, связаны с ошибками в организации труда или подбора кадров. Их частота существенно снижается после внедрения современных ИТ-решений. Кроме того, именно государство, которое своевременно осваивает самые передовые информационные технологии, не только само успешно противостоит хакерам и другим угрозам, но и защищает от них своих граждан. Вопреки распространенному мнению, государственные учреждения достаточно хорошо подготовлены к внедрению современных информационных систем. Этот процесс облегчается наличием нормативной базы, регулирующей их деятельность, и инструкций по делопроизводству, а также опытных специалистов по организации труда. Впрочем, с использованием информационных технологий многие деловые процессы можно и нужно организовать новым, более эффективным образом. Основные объективные проблемы, которые необходимо решить в процессе внедрения современных ИТ-решений в органах государственного управления, являются, по существу, организационными: • повышение компьютерной грамотности широкого круга служащих; • блокирование каналов и способов некорректного использования в личных целях • устранение пробелов в организации работы государственных органов; • тщательное планирование и контроль развертывания и эксплуатации ИТ-решения; • правильный выбор исполнителя проекта автоматизации, а также оптимальных аппаратной и программной платформ. В результате успешного перехода к использованию современных информационных технологий государственная власть экономит бюджет, привлекает на государственную службу лучшие кадры, повышает эффективность исполнения своих функций, укрепляет стабильность в обществе, расширяет базу дальнейшего прогресса России. 1.6 Перспективы повышения оперативности взаимоотношений органов власти с гражданами, с частным бизнесом и друг с другом У государственного сектора имеется возможность для более качественного и оперативного предоставления услуг в каждой из следующих стратегических областей: • «Электронное правительство». Благодаря использованию Интернет-технологий граждане могут легко получать доступ к огромному объему информации. Как отдельные люди, так и частные компании могут непосредственно взаимодействовать с государственными структурами, заполняя различные формы, подавая налоговые декларации и даже голосуя по Интернету. В целях взаимодействия с все большим числом граждан многие местные и региональные органы власти развивают идеи предоставления онлайновых услуг, доступ к которым можно легко получить разнообразными способами – с помощью центров телефонного обслуживания (call centers), веб-узлов, универсальных учреждений (one-stop shops) , Интернет-киосков и видеоконференций. Создание решений на базе открытых стандартов, таких как XML, упрощает интеграцию разнородных приложений и имеющихся систем. • Системы управления взаимоотношениями с гражданами. Учитывая тот факт, что людям совершенно неинтересно, какая государственная организация отвечает за выполнение той или иной функции, многие государственные службы используют информационные технологии, с помощью которых они могут оказывать комплексные услуги и лучше понимать своих «клиентов». • Управление знаниями . Автоматизация и управление документооборотом, совместная работа над документами и Интернет-технологии позволяют снизить объем административной работы и оптимизировать работу государственных служб. • Бизнес-информация/хранение данных. Технологии, с помощью которых можно объединить приложения с информационными ресурсами, способствуют повышению оперативности и качества работы государственных служащих, предоставляя им доступ к информации в любое время и в любом месте. • Системы управления предприятием (Enterprise Resource Planning, ERP). Годовой бюджет является ключевым элементом выполнения практически всех стратегических задач государственной организации. В рамках концепции Microsoft весь бюджетный цикл – включая планирование, утверждение, реализацию, учет денежных расходов и поступлений, а также закрытие счетов на конец года – должны поддерживаться единой интегрированной системой управления предприятием.
Объединение имеющихся систем с технологиями Microsoft, основанными на открытых стандартах, дает возможность государственным учреждениям создать условия для более эффективной работы своих служащих и, в то же самое время, повысить уровень их ответственности перед обществом. Благодаря успешному переходу к использованию самых современных технологий в области электронной почты, электронного документооборота и коммуникаций, которые не уступают технологиям корпоративного и частного сектора, государственные организации повышают эффективность своей работы за счет: • возрастания точности, полноты, достоверности и оперативности накапливаемой информации; • предоставления широких возможностей для осуществления контроля за исполнением решений; • обеспечения прозрачности исполнения решений; • снижения накладных расходов. Это в конечном итоге повышает качество жизни граждан и способствует социально-экономическому прогрессу страны.
1.7 Перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного и муниципального управления России. Реализация такой задачи Федеральной целевой программы «Электронная Россия», как «Модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения информационных технологий», предполагает создание систем электронного документооборота, упрощающих решение многих задач – это и сокращение сроков обработки различных документов, и расширение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, и повышение качества принимаемых управленческих решений. Однако применение электронных документов сегодня порождает многочисленные вопросы, от решения которых будет зависеть эффективность электронных коммуникаций в государственном секторе в будущем. До последнего времени сама жизнь вынуждала министерства и ведомства ускоренно реализовывать собственные программы внедрения информационных технологий. В Министерстве финансов, Министерстве по налогам и сборам, Таможенном комитете, Госкомстате и многих других ведомствах без информационных технологий, без полноценных баз данных работать очень трудно: сотрудники тонут в море информации. Сейчас Интернет-ресурсы есть практически у всех министерств и ведомств, однако до коммерческих веб-узлов им еще далеко, в основном по количеству и эффективности различных сервисов. При этом практически все государственные структуры пока испытывают проблемы со своими «представительствами» в Интернете. Труднее всего, как обычно, найти финансирование и подходящие кадры. Как правило, все делается на чистом энтузиазме или в карьерных целях, но таких энтузиастов – единицы в каждом ведомстве, в то время как для полноценного обслуживания министерского или ведомственного веб-узла требуются 20-30 человек. При этом даже наиболее «продвинутые» в области использования информационных технологий ведомства стараются решать только свои собственные задачи сбора и обработки информации: о налогоплательщиках, объемах поставок и др. А все, что связано с раскрытием информации для населения и бизнеса, с организацией онлайнового взаимодействия правительственных учреждений с гражданами и компаниями, отходит на второй план. Между тем, с точки зрения бизнеса или граждан, именно возможность взаимодействия с правительством через информационные технологии является приоритетной. Еще одной важной частью управления взаимодействием правительства с бизнесом и гражданами должна быть защита информации. Предполагается, например, что налогоплательщики будут передавать в электронной форме персональные данные о своих доходах. И если государство не сможет внятно объяснить, каким образом, на технологическом, процедурном и нормативном уровне, оно гарантирует полную защиту подобных данных от несанкционированного доступа, то сама идея «электронного правительства» в России будет дискредитирована. Решая проблемы защиты информации, большинство государственных организаций сталкивается с острым дефицитом специалистов в этой области. Особенно остро этот вопрос стоит в малых субъектах федерации, где отсутствуют научно-промышленные центры. Поскольку повышение квалификации специалиста в Москве или других крупных городах России стоит немалых денег, встает вопрос о целесообразности формирования государственной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов по информационной безопасности для бюджетных организаций. Кроме того, большое значение имеет уровень информационной подготовки государственных служащих. Представляется необходимым уже сейчас приступить к перестройке системы переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, которая бы работала с некоторым опережением. Первый опыт внедрения информационных технологий в систему образования в середине 1980-х годов говорит о необходимости 100-процентной переподготовки региональных чиновников в области использования информационных технологий. Эффективное внедрение современных информационных технологий в органах власти и управления, создание единого информационного пространства как для отдельного региона, так и для всей страны в целом не может не предполагать единого стандарта программного обеспечения, надежной защиты информации, решения правовых, организационных и многих других вопросов. Совершенно очевидно, что для этого необходим централизованный подход, который может быть реализован только в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Так, уже в 2002 году были начаты пилотные проекты по переходу к электронному документообороту в администрации президента, представителей президента в округах и других властных структурах. В целом, к 2010 году доля электронного документооборота должна будет составить 65%. ГЛАВА 2 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ЭЛЕКТРОННАЯ СМОЛЕНЩИНА» 2.1 Информационно-коммуникационные технологии и качество государственного управления В нашей области проводится целенаправленная работа по реализации федеральной программы «Электронная Россия». В соответствии с законом Смоленской области “Об информационном обеспечении органов государственной власти Смоленской области, Избирательной комиссии Смоленской области, органов местного самоуправления Смоленской области” в структуре Администрации области создано Управление информатики и телекоммуникаций Аппарата Администрации Смоленской области, которое выполняет следующие основные функции: 1. Обеспечивает формирование информационных ресурсов, создание и развитие информационных систем, баз данных и порталов в компьютерных и телекоммуникационных системах Администрации Смоленской области, создание системы информационно-телекоммуникационного взаимодействия Администрации Смоленской области с иными органами исполнительной власти Смоленской области, органами местного самоуправления Смоленской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории Смоленской области, предприятиями, организациями, научными и учебными заведениями, библиотеками, музеями Смоленской области, создание сети общедоступных компьютерных центров и пунктов правовой и социально-экономической информации. 2. Подготавливает предложения и обеспечивает реализацию мероприятий по формированию, поддержке и защите государственных информационно-телекоммуникационных ресурсов Смоленской области. 3. Проводит на территории Смоленской области единую научно-техническую политику в области информатизации, организует проведение аналитических и прогнозных исследований по проблемам формирования информационно-телекоммуникационных ресурсов и развития информатизации в Смоленской области, организует и координирует разработку и реализацию программ и проектов по информатизации, осуществляет контроль за реализацией областных программ в сфере информатизации, содействует созданию на территории Смоленской области инфраструктуры информатизации и телекоммуникаций. 4. Координирует и осуществляет разработку и внедрение специализированных программно-технических комплексов, коммуникационных систем, прикладных задач для использования их Администрацией Смоленской области, органами исполнительной власти Смоленской области. 5. Принимает участие в закупке в установленном законодательством порядке вычислительной техники, программных средств и средств телекоммуникаций, готовит предложения по централизованным закупкам компьютерного оборудования, оборудования локальных сетей и другого необходимого оборудования, программно-технологических продуктов для нужд Администрации Смоленской области, других органов исполнительной власти Смоленской области. 6. Вырабатывает общесистемные требования к созданию и ведению регистров, реестров и баз данных в компьютерных и телекоммуникационных системах Администрации Смоленской области. 7. Оказывает методическую и консультативную помощь органам местного самоуправления Смоленской области по вопросам формирования и защиты информационных ресурсов, внедрения информационных технологий и применения технических средств обработки, хранения и передачи информации. 8. Организует обучение работников органов исполнительной власти Смоленской области работе с информационными ресурсами в компьютерных и телекоммуникационных системах Администрации Смоленской области. 9. Организует проведение конференций, семинаров, совещаний и выставок по вопросам, относящимся к полномочиям Управления. 10. Готовит предложения по финансированию, распределению финансовых средств областного бюджета по разделу “Информатика (информационное обеспечение)”. Как видно, одной их задач Управления является развитие информатизации Смоленской области. Это позволит: • повысить эффективность функционирования экономики Смоленской области; • повысить эффективность использования информационных ресурсов; • повысить эффективность деятельности органов государственной власти Смоленской области; • преодолеть информационное неравенство среди различных категорий населения Смоленской области; • повысить качество жизни населения Смоленской области за счет развития и широкого использования информационных и коммуникационных технологий.
С 2004 года в рамках Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» реализуется областная целевая программа «Электронная Смоленщина на 2004-2010 годы». Мероприятия программы предусматривают информатизацию образования, здравоохранения, культуры, информатизацию органов государственной власти и органов местного самоуправления Смоленской области. Основные цели программы: • повышение эффективности функционирования экономики Смоленской области; • повышение эффективности деятельности органов государственной власти Смоленской области; • содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области в развитии информационной и коммуникационной инфраструктуры; • интеграция и эффективное использование информационных ресурсов; • преодоление информационного неравенства среди различных категорий населения Смоленской области; • повышение качества жизни населения Смоленской области за счет развития и широкого использования информационных и коммуникационных технологий. Мероприятия программы охватывают информатизацию сферы управления, культуры, образования, здравоохранения Смоленщины. Один из проектов, реализуемых в рамках программы, - создание сети электронных центров деловой и правовой информации на базе областных и муниципальных библиотек, научных и учебных заведений, организаций. Целью проекта является обеспечение беспрепятственного доступа населения к любой деловой и правовой информации, создание в Смоленской области инфраструктуры информационной поддержки малого и среднего бизнеса. Еще один проект “Электронной Смоленщины” — “Создание объединенной информационно-телекоммуникационной сети музеев Смоленской области” организует виртуальное присутствие богатейших фондов Смоленских музеев в международной сети Интернет. Для этого в областной целевой программе запланировано обеспечение музеев компьютерной и цифровой техникой, с помощью которой организуется оцифровка культурного наследия Смоленщины и доступ к ней граждан России и всего мирового сообщества. В 2005 году компьютерную технику получили историко-краеведческие музеи Ельнинского, Вяземского районов, г.Десногорска и Смоленский музей-заповедник. Выделены средства на разработку и создание портала “Культурное наследие Смоленщины”. Задачи информатизации здравоохранения Смоленской области решаются на основе развития инфраструктуры телекоммуникационного взаимодействия. Для создания единого информационного пространства внутри части учреждений здравоохранения используются локальные вычислительные сети, а для связи между учреждениями - модемная связь по коммутируемым каналам связи. На базе Департамента по здравоохранению организован почтовый сервер и сервер баз данных. В настоящее время абонентами региональной медицинской сети являются практически все учреждения здравоохранения области (более 80-ти учреждений). Региональная медицинская информационная сеть здравоохранения области включена в Интранет-сеть областной администрации для информационного обмена, взаимодействия и получения необходимой нормативной правовой и социально-экономической информации. В декабре 2005 года на официальном сайте Администрации области http://admin.smolensk.ru/ зарегистрирован миллионный посетитель.
По данным информационно-поисковой системы РАМБЛЕР с 2000 года и по сей день Интернет-сервер Администрации Смоленской области в рейтинге Интернет - серверов органов исполнительной власти субъектов РФ по числу посещений находится на 3-5 месте. Такое высокое место обусловлено насыщенностью сайта актуальной информацией о социально-экономическом положении Смоленской области, его истории и культуре, новостной лентой. На официальном сайте Администрации области для открытого доступа граждан размещена информационно-правовая система “Законодательство Смоленской области”, которая содержит правовые акты, издаваемые органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления Смоленской области (свыше 50 тысяч документов с 1991 года). Администрация Смоленской области на деле воплощает в жизнь принцип открытости своей деятельности. В частности, на официальном Интернет-сервере еженедельно обновляется информация о расходовании средств областного бюджета, ежедневно о происшествиях и чрезвычайных ситуациях, произошедших на территории Смоленской области за сутки. Организована работа Интернет-приемной Администрации Смоленской области. Любой гражданин может направить свой вопрос Администрации, заполнив электронную форму на сайте. Ежедневно все поступившие от граждан вопросы, независимо от сложности, формы описания, направляются для подготовки развернутых и полных ответов в соответствующие органы исполнительной власти Смоленской области. В администрации области организован электронный документооборот. В 2005 году продолжалось дооборудование доступом к системе электронного делопроизводства рабочих мест госслужащих администрации области. Организован контроль исполнения поручений, пересылка постановлений и распоряжений в электронном виде. За счет этого обеспечена экономия бумаги, повысилась оперативность и качество исполнения поручений. 2.2 Электронный документооборот Система электронного делопроизводства функционирует в Администрации Смоленской области c 1999 года в соответствии с Постановлением Главы Администрации Смоленской области №986 от 31.12.1999 "О развитии автоматизированной системы электронного документооборота в структурных подразделениях администрации Смоленской области". На 01.03.2006г. к системе подключено 93 пользователя областной Интранет-сети. Внедрение системы электронного делопроизводства в администрации Смоленской области обеспечивает повышение эффективности работы с документами, улучшает качество их подготовки, позволяет наладить их быструю регистрацию, учет, поиск и рассылку, оперативно следить за правильностью и своевременностью исполнения поручений. Программа “Электронный документооборот” разработана в соответствии с "Типовой инструкцией по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации". Она позволяет регистрировать и сохранять в базе данных различные виды документов, а также организовать контроль за исполнением документов и поручений. Система позволяет задавать сложные критерии поиска документов, создавать собственные виды отчетов, определять связность регистрационных карточек и производить пересылку документов другим пользователям данной программы по локальной сети, а также в другие организации с помощью электронной почты. Внедряемая система электронного безбумажного документооборота включает в себя следующие основные функции: • Регистрация и учет всех видов документов на электронных карточках. При регистрации документа создается электронная регистрационная карточка и электронная копия документа. В карточку вводятся основные реквизиты документа. Электронная копия бумажного документа может быть получена по электронной почте или введена в компьютер с помощью сканера. Для каждого вида документа – входящей, исходящей корреспонденции, писем и обращений граждан, нормативных правовых актов – в системе предусмотрена уникальная нумерация. • Хранение и просмотр текста документа. Электронные карточки и электронные копии документов хранятся в базе данных на сервере электронного делопроизводства администрации области. Текст документа можно просмотреть на экране компьютера по основным ключевым реквизитам. Поиск документов осуществляется по указанию одного или нескольких основных реквизитов документа (дата регистрации документа; наименование документа; номер документа; фамилия подписавшего документ.) • Контроль за сроками исполнения поручений, резолюций по документу. При исполнении поручения, резолюции по документу в электронную регистрационную карточку вводится отметка об исполнении. Предусматривается выдача списка документов: исполненных в срок; исполненных с нарушением; на исполнении; просроченных. • Печать отчетов. Отчеты печатаются в формате текстового редактора Word. Система содержит возможности гибкой настройки отчетов, что позволяет получить практически любой вид отчета, например: журнал учета документов; список неисполненных документов, находящихся на контроле; список документов, порученных конкретному исполнителю; список документов на контроле за указанный период времени; отчет о количестве неисполненных постановлений, распоряжений по структурным подразделениям администрации области; отчет о количестве постановлений, распоряжений администрации области на контроле (за указанный период времени). • Пересылка документов и карточек документов по служебной электронной почте. Эта функция реализована с использованием почтового сервера Интранет и позволяет обмениваться электронными документами не только пользователям, находящимся в здании администрации и включенным в локальную сеть, но и удаленным пользователям автоматизированной системы электронного делопроизводства. 2.3 Проблемы развития информатизации региона и возможные пути их решения К числу проблем относятся: • несовершенная областная нормативная правовая база в сфере информационных и коммуникационных технологий; • недостаточно эффективное применение ИКТ органами государственной власти Смоленской области, органами местного самоуправления в своей деятельности и в организации взаимодействия с гражданами и организациями; • недостаточный уровень развития коммуникационной инфраструктуры органов государственной власти Смоленской области и органов местного самоуправления; • недостаточная обеспеченность органов местного самоуправления, областных и муниципальных учреждений культуры, здравоохранения, образования современными компьютерными технологиями; • неравные возможности доступа различных категорий населения Смоленской области к открытым информационным сетям, в том числе к сети Интернет; • отсутствие целостной информационной и коммуникационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг, в том числе в сфере электронной торговли; • недостаточный уровень подготовки кадров в сфере создания и использования ИКТ. На преодоление указанных проблем направлены мероприятия областной целевой программы «Электронная Смоленщина» на 2004-2010 годы. Реализация данной программы послужит повышению качества жизни населения Смоленской области, преодолению информационного неравенства среди различных категорий населения Смоленской области, повышению эффективности функционирования экономики Смоленской области и деятельности органов государственной власти Смоленской области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Информационные и коммуникационные технологии, используемые местными и региональными органами власти, должны обеспечивать следующее: создание «электронного правительства» (совершенствование внутренних процессов и оказание услуг более высокого качества, в том числе предоставляемых через Интернет); способность быстро адаптироваться к изменяющимся правилам работы, требованиям к деятельности и управлению; необходимость создания новых функциональных возможностей, увеличивающих отдачу от вложений в информационные и коммуникационные технологии; необходимость перехода от ориентации на интересы собственной деятельности на ориентацию на интересы пользователя (гражданина/организации/посредника). Проблемы в области информационных и коммуникационных технологий, которые необходимо решить, чтобы обеспечить реализацию поставленных целей, состоят в следующем: возможность объединения систем в рамках всей организации; существующие системы не предназначены для совместной работы; безопасность имеет первостепенное значение, поэтому необходимой является разработка всеобщего плана по обеспечению безопасности во всей организации (например, общая процедура проверки подлинности и авторизации); интеграция может оказаться дорогостоящим, требующим много времени и усилий мероприятием; возможность быстро и эффективно адаптироваться к изменению стратегических целей и организационных структур; создание новых функциональных возможностей на базе существующих систем с минимальными вложениями.
|