МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Смоленский государственный университет
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии
ПРОГРАММА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Специальность 020300 – Социология
Составитель: доцент кафедры социологии Фоменков А.И.
Продолжительность педагогической практики: 7 недель. Из них: 8 семестр – 3 недели (зачет); 9 семестр – 4 недели (оценка).
Утверждена на заседании кафедры От «_____»__________2006г.
Протокол №_______
Заведующий кафедрой Егоров А.Г.
г. Смоленск Цель и задачи педагогической практики
Педагогическая практика организуется в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельнос¬ти, овладение основами педагогической культуры современного преподавателя, формирование готовности к педагогическому творчеству. Педагогическая практика — это проверка теоретических знаний студентов на практике. Опыт сочетания научной работы студентов с учебным процессом - ценнейший материал для методического и организационного улучшения научной работы студентов. Педагогическая практика проводится со студентами социологами на четвертом и пятом курсах (8 и 9 семестр) в два этапа: 1 этап. В 8 семестре в течение трех недель с выставлением за практику зачета. 2 этап. В 9 семестре в течение четырех недель с выставлением за практику оценки. Студенты кафедры социология проводят ее на факультетах СГПУ, в образовательных учреждениях г. Смоленска. Цель педагогической практики: проверка теоретических знаний студентов на практике, выработка навыков самостоятельного проведения учебных занятий по социологическим дисциплинам, а также приобретения опыта организационной и воспитательной работы в реальных условиях учебного процесса. Основными задачами педагогической практики как основной составляющей профессиональной подготовки преподавателя являются: - воспитание устойчивого интереса к профессиональной деятельности преподавателя; - формирование профессионально значимых качеств личнос¬ти будущего преподавателя и его активной современной педагогической пози¬ции; - формирование у студентов профессиональных умений и на¬выков, необходимых для самостоятельного преподавания социологии; - выработка у студентов творческого, исследовательского под¬хода к педагогической деятельности; - приобретение студентами опыта практической воспитательной и организационной работы; - развитие у студентов потребности в самообразовании и про¬фессиональном росте; - развитие у студентов творческого подхода к педагогической деятельности в области социологии, умения найти не стандартное решение учебно-воспитательных и организационных задач; - выработка у студентов способностей к самоанализу, самоконтролю в педагогической деятельности; - развитие социально значимых черт личности студентов как будущих преподавателей; - ознакомление с пе¬редовым педагогическим опытом; - оказание студентами помощи учебным учреждениям в научно-исследовательской и воспитательной работе.
Подготовительный этап:
- изучение студентами курсов по педагогике, психологии и методики преподавания социологии; - ознакомление с концепциями социологического образования, основными учебниками и учебными пособия¬ми; - определение образовательных учреждений, в которых будет проводиться педагогическая практика; - распределение студентов по образовательным учреждениям; - ознакомление студентов с образовательными учреждениями (факультетами), изучение профиля специальности и содержание будущей работы специалиста этого учебного заведения; - проведение установочной конференции.
Содержание педагогической практики в 8 семестре
1.Прослушивание студентами лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику. 2.Посещение семинарских и других форм занятий как слушатель (пассивные занятия). 3. В течение последней недели студент проводит два самостоятельных занятий (активные занятия). 4. Ведение дневника педагогической практики. 5. Представление отчетных документов по педагогической практике. 6. В педагогическую практику, в зависимости от типа образовательного учреждения, может быть включено: - изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития; - проведение воспитательной работы; - накопление эмпирического материала для курсовых и дип¬ломных работ. Первая неделя. Составление индивидуальных планов работы на период практики, общее ознакомление студентов с образовательным учреждением, организацией учебно-воспитательной работы и студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми. Вторая неделя. Под руководством преподавателей студенты анализируют посещенные занятия. Участвуют в намеченной учебно-воспитательной работе. Третья неделя. Студенты готовят и проводят два семинарских занятия. Посеща¬ют занятия других студентов, участвуют в их обсужде¬нии и анализе. Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики. По окончанию педагогической практики студент(ка) сдают заполненный самостоятельно дневник по педагогической практике, который проверяется руководителем практики от кафедры социологии и затем сдается в учебный отдел деканата факультета управления. На заключительной конференции подводятся итоги за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту в зачетную книжку проставляется зачет.
Содержание педагогической практики в 9 семестре Педагогическая практика включает в себя: 1.Прослушивание студентами лекций преподавателя, у которого они проходят педпрактику, подготовка текста лекции (по решению руководителя практики студенты могут прочитать подобную лекцию по одной из тем). 2.Посещение семинарских и других форм занятий как слушатель (пассивные занятия). 3.Самостоятельное проведение не менее четырех семинарских и других форм занятий (активные занятия). 4.Ведение дневника педагогической практики. 5.Представление отчетных документов по педагогической практике. 6.В педагогическую практику, в зависимости от типа образовательного учреждения, может быть включено: - участие в опытно-экспериментальной и методической ра¬боте; - изучение личности учащегося, выявление его способностей, интересов, мотивов общения и деятельности и проектирование его индивидуального развития; - проведение воспитательной работы; - накопление эмпирического материала для курсовых и дип¬ломных работ. Как правило, на втором этапе педагогическая практика проходит в том же учебном заведении что и на первом. Первая неделя отводится на общее ознакомление студентов со студенческой группой, в которой будут проводиться занятия. Практикант посещает лекции и другие занятия преподавателя, у которого он проходит практику, знакомится с обучаемыми. К концу первой недели под руководством преподавателей студенты составляют индивидуальные планы работы на период практики, в которых определяет¬ся объем и содержание намеченных учебных занятий и другой учебно-воспитательной работы. Выполненные работы заносятся в дневник педагогической практики. В последующие недели студенты готовят и проводят семинарские занятия, и другие запланированные мероприятия, посеща¬ют занятия других студентов, участвуют в их обсужде¬нии и анализе, ведут научно-исследовательскую работу. По окончанию педагогической практики студент(ка) сдают заполненный самостоятельно дневник по педагогической практике, который проверяется руководителем практики от кафедры социологии и затем сдается в учебный отдел деканата факультета управления. На заключительной конференции подводятся итоги и объявляются оценки за педагогическую практику. По итогам педагогической практики студенту-практиканту проставляется оценка в зачетную книжку.
Отчет по педагогической практики студента(ки)
Дневник педагогической практики - 8 и 9 семестры. К дневнику прилагаются: 1. Карточка учета прохождения педагогической практики студента(ки) - 8 и 9 семестры. 3. Текст лекции (лекция студента согласовывается с преподавателем) - 8 и 9 семестры. 4. План - конспекты проведенных занятий - 8 и 9 семестры. 5. Самоанализ одного занятия и анализ одного посещенного занятия, проведенного другим студентом-практикантом (на выбор) - 9 семестр. 6.Отчет по педагогической практике - 8 и 9 семестры, в котором указывается: а). Учебная группа в котором проходила педагогическая практика, её социально-педагогическая характеристика. б). Основные затруднения, которые испытывал практикант в ходе подготовки текста лекции и проведения занятий. в). Общие итоги педагогической практики (самооценка личной подготовки к преподавательской деятельности, выводы и особые впечатления о деятельности педагога в современных условиях, какие инновационные процессы происходят в образовательном учреждении, что удалось лучше, и что не удалось провести из запланированного и др.). г). Предложения по совершенствованию уровня подготовки студентов к педагогической практике и оптимизации ее проведения. К отчету могут быть приложены и другие методические материалы запланированных и выполненных работ, согласно записей в дневнике педагогической практики.
|