Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Контрольная работа по статистике. Доходы населения

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
26.12.10 02:10


СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Источники информации о доходах населения…………………….5
2.Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств.10
3.Программа наблюдения и основные показатели доходов  
населения по выборке хозяйств…………………………………… 14
4.Дифференциация доходов………………………………………….. 17
5.Индексация доходов………………………………………………… 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..28

Приложение №1…………………………………………………………30

ВВЕДЕНИЕ.
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода, исследую¬щего количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерно¬сти в поведении людей, в распределении благ между ними.
Общество неоднородно, поэтому важным направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы или люди с низким культурным уровнем, каковы политическая ориен¬тация разных социальных групп, взаимоотношения между поколениями и т. д.
Социальная статистика включает определение источников данных для решения той или иной проблемы, сбор данных, их обработку, анализ и интерпретацию результатов.
Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шкале), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале). Еще одной особенностью социальной информации является то, что часто данные собираются в форме ответов на вопросы, к которым прилагается набор воз¬можных вариантов ответов (меню). Если разрешается при ответе указать не один, а несколько вариантов, то число ответов будет превышать число опрашиваемых. При пилотажных обследованиях, проводимых впервые, могут быть использованы открытые вопросы (без подсказов), но при подготовке данных к обработке их нужно "закрыть", т. е. свести к определенным ответам. Иногда требуется провести кодировку данных для упрощения их разработки.
Исходные данные определяют специфику методов социаль¬ной статистики — широкое использование анализа неколичест¬венных переменных, непараметрических тестов, которые нечув¬ствительны к объему данных и характеру распределения.
3накомясь с данными социальной статистики, люди могут видеть, например, в какой стране, городе, области жизнь лучше, в какой сфере приложения труда выше заработная плата, в чем особенности образа жизни разных социальных групп и какова их роль в обществе.
Данные социальной статистики нужны ученым для анализа развития общества, своего рода социальной диагностики, выявления тех тенденций, усиление которых может угрожать жизнедеятельности людей. Сведения социальной статистики необходимы и ор¬ганам государственного управления, призванным: обеспечивать безопасность и комфортность жизни и деятельности людей; раз¬вивать и регулировать структуру рабочих мест, оплату труда и др.; разрабатывать социальные программы, направленные на соци¬альную защиту определенных категорий населения.
Разработка и реализация социальных программ предполагают наличие своевременной, достоверной, научно обоснованной ин¬формации. Такую информацию способна предоставить в первую очередь государственная статистика, поскольку она располагает квалифицированными кадрами, разветвленной системой служб государственной статистики, методологией сбора, обработки и представления данных.
Российская государственная статистика позволяет установить опережение или отставание развития отдельных регионов, показать особенности социально-демографической ситуации в каждом из них. 
С 2000 г. Госкомстат России публикует статистические показатели не только по 89 субъектам РФ, но и по 7 феде¬ральным округам (Центральному, Северо-Западному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Сибирскому, Дальневосточному).


1. Источники информации о доходах населения.
При изучении доходов, расходов и потребления населения возникает необходимость взаимосвязанного использования макро- и микроэкономического подхода к изучению деятельности домашних хозяйств.
На макроэкономическом уровне изучается деятельность домашних хозяйств как сектора, а также рассматривается участие этого сектора в экономических операциях и его взаимодействие с другими секторами. 
На уровне микроэкономики домашние хозяйства рассматриваются как группа лиц, и изучается их деятельность по производству товаров и услуг, трудовая активность, демографические процессы, их доходы, расходы, потребление и т.д.
Одним из основных источников информации о доходах и потреблении населения России являются выборочные обследования домашних хозяйств. Выборочные обследования проводятся органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ, которая ежегодно утверждается Госкомстатом России по согласованию с Правительством РФ. 
Основными задачами проведения обследований являются:
• получение данных для оценки показателей сектора «Домашние хозяйства» в рамках СНС;
• построение распределений населения по уровню доходов и оцен¬ка дифференциации и концентрации населения по доходам;
• анализ уровня бедности;
• изучение характера и структуры потребления и денежных расходов для различных социальных слоев населения;
• оценка структуры потребительских расходов с целью построения индекса потребительских цен (ИПЦ).
Обследования домашних хозяйств позволяют выявить зависимость уровня и динамики их благосостояния от размера и со¬става, адекватно оценить структуру доходов и расходов домашних хозяйств, изучить уровень потребления групп домашних хозяйств с различным уровнем доходов, изучить состав и структуру населения, имеющего доходы ниже границы бедности.
Основой проведения бюджетных обследований домашних хозяйств является интервьюирование его членов. Участие домаш¬них хозяйств в обследовании является добровольным; сведения, полученные по конкретному домашнему хозяйству, не подлежат разглашению. 
Проводимые в настоящее время обследования охватывают 49 175 домашних хозяйств ежеквартально, в них участ¬вуют домашние хозяйства, расположенные во всех субъектах Российской Федерации. Внутри каждого региона при формиро¬вании выборочной совокупности соблюдаются пропорции между городским и сельским населением. Обследование охватывает только неинституциональные домашние хозяйства.
Программа наблюдения включает следующие разделы:
• общие сведения о домашнем хозяйстве;
• денежные доходы и расходы в целом и по составляющим;
• полученные дотации, льготы и другие виды натуральной и денежной помощи.
Сбор статистических данных в рамках обследования осуществляется с помощью дневника учета ежедневных расходов домаш¬него хозяйства, заполняемого его членами в течение двух недель (два раза по одной неделе в течение квартала). В дневнике учиты¬ваются расходы на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров и оплату услуг. В дневнике отражается не только покупка товаров и услуг, но и количество потребленных продуктов питания без оплаты, полученных за счет поступлений продукции собственного производства, подарков, безвозмездной помощи и других источников. 
Кроме того, в дневниковых записях фиксируются продукты питания, оплаченные, но не предназна¬ченные для потребления членами домашнего хозяйства, а также расходы на питание вне дома.
В промежутке между двумя дневниковыми обследованиями домашние хозяйства ведут журнальные записи, учитывающие покупки непродовольственных товаров и средства, затраченные на оплату услуг. Журнал состоит из двух разделов: «Покупка не¬продовольственных товаров» и «Получение услуг». Покупки то¬варов фиксируются с указанием их названий, стоимости, места покупки, происхождения товара, для кого куплен.
Покупки услуг фиксируются с указанием названия, стоимости, места получения услуги.
На основании записей в дневники и журналы заполняются две анкеты по форме № 1-квартальная «Опросный лист для об¬следования бюджетов домашних хозяйств» (дополнительно включены вопросы о составе домашнего хозяйства, занятости его членов, дотациях и льготах, затратах на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности) и по форме №1-годовая «Опросный лист для обследования бюджетов домашних хо¬зяйств» (включены дополнительно вопросы о жилищных услови¬ях домашнего хозяйства, наличии предметов длительного поль¬зования, личном подсобном сельском хозяйстве).
Вторым источником информации, используемым при оценках доходов населения России, является баланс денежных доходов и расходов населения. Баланс денежных доходов и расхо¬дов населения дает возможность оперативно оценить объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, кото¬рая поступает в распоряжение населения в форме денежных до¬ходов. Баланс строится не только на федеральном, но и на мест¬ном уровне.
Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статис¬тической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.
Расходная часть баланса состоит из трансфертов, выплачен¬ных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах. 
Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников и включает в себя оплату труда, дивиденды, поступ¬ления от продажи продуктов сельского хозяйства, произведенных в хозяйствах населения, пенсии и пособия, стипендии, по¬ступления из финансовой системы, доходы населения от продажи валюты, прочие поступления.
Оплата труда включает начисленные предприятиями (учреждениями, организациями) суммы в денежной и натуральной форме за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также выплаты на питание, жилье и т.д., носящие ре¬гулярный характер.
Доходы рабочих и служащих от предприятия и организации, кроме оплаты труда, включают выплаты социального характера и прочие выплаты, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера. К выплатам социального ха¬рактера относятся, в частности, страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников, за счет средств предприятия; выходные пособия при прекращении срока договора, суммы, выплачиваемые работникам на период трудоустройства при ликвидации предприятия, и т.д. Прочие выплаты включают в себя командировочные расходы, авторские вознаграждения, надбавки к заработной плате, выплачиваемые работникам отдельных отраслей в связи с разъездным характером работ, и т.д.
Дивиденды включают в себя доходы по акциям, проценты, вы¬платы по долевым паям от участия работников в собственности предприятий.
Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства вклю¬чают поступления выручки от продажи скота и другой сельскохо¬зяйственной продукции заготовительным организациям, потре¬бительской кооперации, колхозам и государственным хозяйст¬вам, различным организациям на рынках и другие аналогичные поступления.
Статья «пенсии и пособия» включает все виды получаемых на¬селением пенсий и пособий из средств Федерального и местных бюджетов, бюджета Пенсионного фонда. Фонда социального страхования Российской Федерации. Государственного фонда за¬нятости. Федеральной миграционной службы, профсоюзов, предприятий.
Стипендии включают все виды стипендий учащимся высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических школ и училищ, курсов, аспирантам.
В статье «поступления из финансовой системы» отражаются страховые возмещения, ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели, изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели, проценты по вкладам, выигрыши и погашения по займам, выигрыши по лотереям, изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит, изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, возмещение инвалидам расходов на горючее и ремонт автомобиля, возмещение ущерба репрессированным гражданам.
Прочие поступления включают выручку населения от продажи вещей и автомашин через комиссионные магазины; поступления от продажи металлолома, утильсырья и кустарно-ремесленных изделий от населения; арендную плату за помещения, принадлежащие гражданам; выплаты за материальный ущерб и увечья; доходы населения от индивидуальной предпринимательской деятельнос¬ти, жилищное и вещевое довольствие военнослужащих и т.д.
Для исчисления денег, полученных по переводам, используются данные о почтовых и телеграфных переводах через предприятия связи. Эта статья имеет большое значение для построения баланса денежных доходов и расходов населения в территориальном разрезе, поскольку полученные и перечисленные суммы заметно влияют на сумму денежных поступлений данной территории и увеличивают или сокращают средства, предъявляемые населением на покупку товаров и оплату услуг.
Данные баланса денежных доходов и расходов населения широко используются в последующих расчетах показателей диффе¬ренциации доходов населения, уровня бедности и дефицита доходов и при моделировании распределения населения по среднедушевому доходу. Среднедушевой денежный доход вычи¬сляется делением общей суммы денежных доходов населения за год на среднегодовую численность наличного населения.

2. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств.
С переходом к рыночной экономике изменяется модель госу¬дарственного регулирования качества жизни населения и до¬машних хозяйств. Постепенно формируется новая модель соци¬альной защиты и поддержки населения и домашних хозяйств. Это находит выражение в государственной политике поддержки бед¬ных слоев населения, кооперации домашних хозяйств, развития малого и среднего, семейного бизнеса. В таких условиях возрас¬тают требования к достоверности информации, характеризую¬щей доходы и потребление населения и домашних хозяйств не только в целом по России, но и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации.
К важнейшим методологическим проблемам социальной статистики относятся: проблема обоснования принципов отбора для получения репрезентативной выборки домашних хозяйств; проблемы: обработки и анализа полученных данных о доходах и потреблении и распространении полученной информации на все население, проживающее на данной территории. 
Основная цель выборки до¬машних хозяйств заключается в сборе и анализе данных, ха¬рактеризующих уровень жизни и дифференциацию доходов « потребления населения.
Основными принципами формирования выборки в начале 50-х гг. были поличностный и отраслевой подходы. Выборка была многоступенчатой. На первой ступени отбирались территории; на второй (на основе среднесписочной численности работников) — ведущие отрасли; на третьей — предприятия в отобранных от¬раслях и на четвертой (по данным о заработной плате) — работ¬ники, семьи которых включались в выборку. 
В результате такого многоступенчатого отбора выборка по России и СССР была пред¬ставлена работниками ведущих отраслей, а также обеспечивалась представительность по уровню заработной платы. Вместе с тем такая выборка не была репрезентативна на уровне каждой терри¬тории (республики, области). Кроме того, ее недостатком было то, что в выборку не были включены работники малочисленных отраслей экономики, она не включала семьи, полностью состоя¬щие из неработающих (пенсионеров, инвалидов, студентов). В 1989 г. выборка была расширена, в нее были включены семьи ра¬ботников из бюджетных отраслей (учителей, врачей и др.), а так¬же семьи неработающих пенсионеров. Таким образом, на конец 90-х гг. выборка домашних хозяйств, которая использовалась для изучения уровня жизни населения, насчитывала 49 175 домохозяйств, но оставалась нерепрезентативной на уровне отдельных субъектов Российской Федерации: она включала незначитель¬ную часть неработающего населения и не включала "новых рус¬ских", предпринимателей.
К началу 2000 г. выборка охватывала домашние хозяйства, проживающие на территории России, за исключением коллективных (лиц, проживающих в домах-интернатах, монастырях и других ин¬ституциональных заведениях). Информационной базой для пе¬ресмотра и корректировки выборки в 1996—1998 гг. послужили материалы микропереписи 1994 г. Использовалась двухступен¬чатая выборка. 
На первой ступени отбирались территории-субъекты РФ, единицей отбора выступал счетный участок. На второй ступени случайным образом отбирались домохозяйства из типических групп, выделенных на основе сочетания следующих при¬знаков: размера семьи, типа и принадлежности жилого помещения, наличия земельного участка, пола, возраста и уровня образования членов семьи, источников средств существования.
Однако необходимо учесть то обстоятельство, что распределение жилья и земельных участков, зафиксированное микропе¬реписью, сложилось в условиях уравнительно-распределительной системы и поэтому во многом индифферентно по отношению к доходам населения. Наряду с этим при формировании выборки типических групп домохозяйств упущены такие признаки, которые взаимосвязаны с доходами. К ним относятся: наличие и число детей в семье; коэффициент семейной нагрузки (соотношение нерабо¬тающих лиц к числу человек в домашнем хозяйстве).
По данным переписи населения, все домашние хозяйства подразделяются по коэффициенту семейной нагрузки на следу¬ющие типы: с полной нагрузкой (все лица в домашнем хозяйстве не заняты), с высокой (лиц неработающих в семье больше, чем работающих), со средней, с низкой (число работающих лиц пре¬вышает число неработающих в семье) и без нагрузки (все лица работают). 
В результате пропорционального отбора из каждого типа домашних хозяйств может формироваться территориальная выборка. Такая выборка позволит проводить анализ не только в целом, но и дифференцированно по выделенным категориям домашних хозяйств. Выборка может корректироваться после проведения переписи населения.
Сопоставление состава действующей в настоящее время выборки бюджетов домашних хозяйств с данными микропереписи на февраль 1994 г. показало наличие существенного смещения распределения домашних хозяйств на уровне отдельного субъекта РФ (Приложение №1), которое сохранилось при корректировке и ротации выборки в последующие годы.
Очевидно наличие существенных отклонений в выборке по составу домашних хозяйств. Происходит недоучет характеристик домохозяйств с полной и высокой нагрузкой, в которых велика доля неработающих, а денежные доходы формируются в значительной степени за счет пенсий. Именно среди этих типов домохозяйств велика доля населения, проживающего ниже уровня бедности.
Наоборот, в выборке завышена доля домашних хозяйств, все лица в которых заняты (они включают работающих как в трудо¬способном, так и в пенсионном возрасте). Доходы таких домохозяйств формируются за счет преимущественно заработной платы. Среди них незначительна доля проживающих ниже черты бедности.
Отмеченные смещения в выборке домашних хозяйств завыша¬ют уровень доходов населения, проживающего на территории от¬дельных субъектов Российской Федерации, и занижают показа¬тель уровня бедности. Применение данной типологии позволяет откорректировать выборку бюджетов домашних хозяйств на основе данных переписи и микропереписи населения. Ротация выборки должна быть направлена на повышение доли домашних хозяйств с полной и высокой семейной нагрузкой. Это вызовет уменьшение среднедушевых доходов за счет изменения состава выборки.
Актуальной проблемой при проведении обследования бюд¬жетов домашних хозяйств является не только отбор семей, но и получение согласия членов семьи на подробный учет доходов и по¬требления. Эта проблема обостряется в связи с включением в вы¬борку новых домашних хозяйств (ротацией выборки). Решение этой проблемы зависит как от законодательства на федеральном и муниципальном уровнях, так и от уровня самосознания граждан. Рекомендуется избегать длительного (на протяжении многих лет) наблюдения одних и тех же домашних хозяйств, что приводит к относительной устойчивости статистических показателей.
Таким образом, возможны два подхода к формированию вы¬борки домашних хозяйств.
Первый подход заключается в посте¬пенном преодолении отмеченных недостатков и формировании единой выборки, адекватной составу домохозяйств на данной тер¬ритории, а также проведении обследования по единой программе. При этом ротация домохозяйств должна быть направлена на по¬вышение доли семей с полной и высокой нагрузкой неработаю¬щими лицами, что вызовет уменьшение среднедушевых доходов в динамике за счет изменений в составе выборки.
Второй подход можно назвать комбинированным. В этом слу¬чае формируются три выборки с различными программами обсле¬дования: для изучения бедного населения — из семей с полной и высокой нагрузкой; для изучения работающего населения — из се¬мей со средней, низкой нагрузкой и без нее; для состоятельной части населения — по данным Государственной налоговой службы.

3. Программа наблюдения и основные показатели доходов населения по выборке домашних хозяйств  
Программа наблюдения бюджетов домашних хозяйств пред¬ставляет собой систему балансового учета поступлений и расхо¬дования средств (денежных и натуральных) в домохозяйстве за календарный месяц. 
Доходная часть включает:
• общие сведения о домашнем хозяйстве (число лиц, в том чи¬сле наличных, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей, работающих и неработающих пенсионеров);
• денежные доходы: оплата труда, доход от предпринима¬тельской деятельности, пенсии, стипендии, проценты и выиг¬рыши по вкладам, дивиденды по ценным бумагам, поступле¬ния от страхования, от всех видов продаж, от родственников, алименты;
• поступление и использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов питания в запасах у насе¬ления). Потребление фиксируется по следующим группам продовольственных товаров: хлебопродуктам, картофелю, овощам, фруктам и ягодам, мясопродуктам, молочным про¬дуктам, рыбопродуктам, сахару и кондитерским изделиям, яйцам, маслу растительному и другим жирам и прочим про¬дуктам (чаю, кофе, соли и т. д.);
• расходы на покупку непродовольственных товаров по следу¬ющим видам: одежда, ткани, обувь; телерадиоаппаратура; предметы для отдыха; транспортные средства; домашние электроагрегаты; кухонная утварь; мебель; мыло и товары бытовой химии; парфюмерно-косметические товары; фар¬мацевтические изделия; галантерея; табак, стройматериалы; топливо и др.;
• денежные расходы на оплату услуг: бытовые, культурно-про¬светительные, плата за обучение, услуги транспорта и связи, другие услуги (здравоохранения, юридические и пр.). На основе обследования бюджетов домашних хозяйств рас¬считывается и публикуется система показателей, включающая:
• денежный доход домохозяйства, представляющий собой объем денежных средств, которыми располагало домохо¬зяйство для обеспечения своих расходов и создания сбе¬режений без привлечения ранее накопленных средств, ссуд и кредитов;
• стоимость натуральных поступлений продуктов питания (условно вычисленная по средним ценам покупки) и предо¬ставленных в натуральном выражении дотаций и льгот (в денежной оценке);
• валовой доход домашних хозяйств, состоящий из суммы денежных доходов и стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном вы¬ражении дотаций и льгот;
• денежные расходы домохозяйств, обобщающие потреби¬тельские расходы и расходы, не связанные с потреблением. К потребительским расходам относятся расходы на покупку продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольст¬венных товаров и оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений;
• расходы на конечное потребление, состоящие из потреби¬тельских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в нату¬ральном выражении дотаций и льгот;
• располагаемые ресурсы домашних хозяйств, включающие сумму валовых доходов и привлеченных ранее накопленных средств, ссуд, кредитов и характеризующие сумму денежных средств, которыми располагало домохозяйство для обес¬печения своих расходов и создания сбережений. По каждому домохозяйству вычисляется уровень среднедушевого денежного дохода на душу населения, равный делению дене¬жного дохода домохозяйства на число наличных членов семьи.
С целью изучения дифференциации строится распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, по уровню среднедушевого денежного расхода, валового дохода и располагаемых ресурсов. В российской статистике по показателю среднедушевого дохода выделяются интервалы, кратные 200 и 400 руб. В статистике зарубежных стран шкала доходов строится на интервалах, кратных среднедушевому показателю (у): 0,5у; у; 2у; Зу и т. д. Моделирование распределения населения по сред¬недушевому денежному доходу позволяет распространить ре¬зультаты выборочного обследования на все население России или отдельных субъектов РФ.




4. Дифференциация доходов.
Изучение социальной дифференциации населения составляет одну из актуальных задач статистики, тем более что становление рыночных отношений в экономике объективно углубляет соци¬альное расслоение общества. Еще У. Черчилль, сравнивая капи¬тализм и социализм, утверждал, что капитализм — несправедли¬вое распределение благ, зато социализм — справедливое распределение нищеты.
В части доходов дифференциация населения представляет собой объективно обусловленное соотношение в доходах разли¬чных социально-демографических групп населения. Она есть ре¬зультат комплексного взаимодействия экономических, демогра¬фических, социальных и географических факторов. Учитывая важное место в совокупных доходах населения денежной оплаты труда, их дифференциация близка к дифференциации заработ¬ной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением това¬ров и услуг, т. е. в его уровне жизни.
Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пен¬сионеров, имеющих детей до 16летит, д.). В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на члена домохозяйства. Среди работаю¬щих за основу берется среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работни¬ков, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников).
Для изучения дифференциации доходов и потребления насе¬ления проводятся перегруппировки домохозяйств:
• по децильным группам — выделяются десять групп, в каж¬дой группе по 10% домохозяйств;
• по квинтильным группам — пять групп, в каждой группе по 20% населения;
• по покупательной способности населения — по группам, кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31) наименований продуктов питания.
По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его струк¬тура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчете на 100 домохозяйств); показатель покупательной способности денежных доходов (денежный доход, деленный на среднюю цену покупки данного товара).
На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:
1. Обобщающие показатели распределения: модальное зна¬чение дохода, медианное значение дохода и средний доход.
2. Показатели структуры распределения дохода: квартильный уровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возмо¬жные уровни дохода (нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения (домохозяйств) по уровню дохо¬да в денежном доходе общества, средний доход по выделенным группам населения.
3. Коэффициенты дифференциации доходов населения, уста¬навливающие размер повышения денежных доходов высокодоход¬ных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.
К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов. При их расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распре¬деление населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца .- коэффициент Джини).
Еще один измеритель дифференциации доходов, в более ши¬роком смысле — и социального неравенства, был предложен в 1970 г. британским экономистом А. Аткинсоном и в современной экономической литературе получил название индекса Аткинсона. В основу индекса Аткинсона положено понятие эквивалентного до¬хода, т. е. наименьшего совокупного среднедушевого дохода, который при равномерном распределении доходов привел бы к той ее величине общественного благосостояния, что и при сущест¬вующем неравенстве доходов. Общественное благосостояние, в свою очередь, определяется как сумма индивидуальных полезностей членов общества.
Учет при построении индекса Аткинсона таких категорий, как общественное благосостояние и функции полезности, позволяет интерпретировать этот показатель как меру социального нера¬венства. Однако тот факт, что индивидуальные функции полезности зависят только от дохода, приводит к тому, что в эмпирических расчетах социальное неравенство сводится по существу к нера¬венству доходов населения.

5. Индексация доходов.
Одной из составляющих доходов населения являются ком¬пенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением по¬требительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адап¬тация, т. е. повышение пенсий и доходов старых назначений в со¬ответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация — пря¬мой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определен¬ные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения — основная форма социальной защиты населения.
Индексация — это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий час¬тично или полностью возместить ему удорожание потреби¬тельских товаров и услуг. Она направлена на поддержание поку¬пательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, непол¬ных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация дохо¬дов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошед¬ший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоро¬вья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственнос¬ти, так как они формируются в условиях свободного ценообра¬зования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите.
С 1 января 2002 г. вступили в силу новые федеральные зако¬ны, касающиеся пенсионного обеспечения. По новому законо¬дательству в трудовой стаж при расчете так называемой «тру¬довой пенсии» время учебы не засчитывается, а время ухода за ребенком определяется в регламенте 1,5 года при одном ребен¬ке и 3 года - при двух и более детях. Рассчитываемый индивиду¬альный коэффициент пенсионера (ИКП) базируется на трудо¬вом стаже и заработной плате. Базовый ИКП по трудовому ста¬жу равен 0,55 при трудовом стаже у женщин 20 лет, у мужчин -25 лет. За каждый дополнительный год работы ИКП увеличива¬ется на 0,01, но значение ИКП ограничено сверху: он не может превышать 0,75. 
При расчете пенсии выбираются либо любые шестьдесят месяцев (подряд), либо последние два года - в за¬висимости от того, когда заработная плата работника была выше. Средняя зарплата в выбранный период делится на среднюю зарплату по стране и получается еще один коэффициент, верх¬ний уровень которого тоже ограничен: он не может превышать 1,2. Затем первый и второй коэффициенты перемножаются. Это дает окончательное значение ИКП, которое умножается на при¬нятую среднюю заработную плату в России. Принимая среднюю зарплату равной 1671 руб., максимальный размер пенсии по ста¬рости у нас в стране будет такой: 0,75 (при трудовом стаже 45 лету мужчин и 40 лет у женщин) х 1,2 х 1671 = 1503руб. Величи¬на средней заработной платы 1671 руб. «заморожена» с августа 2001 г., при установлении другой величины все трудовые пен¬сии будут пересчитаны. Работающие пенсионеры у нас в стране получают пенсию полностью. С 1 февраля 2002 г. все трудовые пенсии проиндексированы на 6,5%.
Действуют положения, касающиеся определенных номинаций пенсионеров: увеличен размер базовой пенсии для лиц, достиг¬ших 80 лет, для инвалидов 1-й группы пенсия не может быть менее 900 руб. Если же на их иждивении находится один нетрудоспособ¬ный член семьи, базовая пенсия увеличивается до 1050 руб., двое -до 1200, трое и более -1350 руб.
Жители блокадного Ленинграда получают специальную добавку к пенсии. Более высокими пенсия¬ми отмечены государственные служащие, имеющие не менее 15 лет государственной службы, участники Великой Отечественной войны, нетрудоспособные граждане, лица, пострадавшие в ре¬зультате радиационных и техногенных катастроф. Для этих ка¬тегорий пенсионеров с 1 января 2002 г. принят специальный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Начинается формирование накопительных пенсий, которые будут действовать для тех, кому предстоит выйти на пенсию начиная с 2003 г. 
Что касается возмещения населению потерь от обесценива¬ния сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в ос¬новном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом ком¬пенсации.
В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в ка¬честве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инф¬ляции (хотя частично их снижает).
В зарубежных странах принят широкий диапазон дифферен¬циации процентных ставок в зависимости от вида и срока хране¬ния вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регули¬руются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стиму¬лирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кре¬дитные учреждения США выплачивают от 5,7 до 9,2%, Англии -от 3,0 до 11,2%, Франции - от 4,5 до 7,5% годовых.
Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенса¬ционных выплат владельцам сбережений.
В экономически развитых странах индексация доходов насе¬ления выступает одной из форм их государственного регулиро¬вания наряду с налоговой системой и политикой цен. По некото¬рым видам доходов (в основном заработной платы наемных ра¬ботников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 1920-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Япо¬нии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществ¬ляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Авст¬ралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.
В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобри¬тании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного харак¬тера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Шве¬ция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных до¬говоров, т. е. применяется метод компенсации.
Периодичность индексации заработной платы: в США — 4 раза в год, в Италии — 1 раз в год, в Бельгии и Люксембурге — ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других — шкала процентов (в США, Бельгии, Люксем¬бурге, Швеции, Испании).
В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах на¬чинает терять свое значение. Заработная плата все больше ста¬вится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40—50%) снизилась степень возме¬щения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудя¬щимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих дохо¬дов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддержива¬ется с помощью выплат гарантированного минимального дохода, периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и ми¬нимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практи¬чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индек¬сируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В Российской Федерации для увеличения доходов населения используется система социальных гарантий и социальной защиты, которая являет¬ся одним из важнейших элементов поддержания уровня жизни определенных категорий населения. Социальные гарантии пред¬ставляют собой обоснованные социально-экономические нор¬мативы, позволяющие обеспечить населению признанный обще¬ством минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с воз¬можностями экономики.
Система социальной защиты должна удовлетворять следую¬щим требованиям:
• необходимый и достаточный объем социальных гарантий;
• обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
• адресность мероприятий социальной защиты;
• учет региональных и территориальных особенностей при про¬ведении мероприятий по социальной защите населения;
• наличие механизма доведения социальной помощи до получа¬телей.
Социальные гарантии могут предоставляться трудоспособ¬ному и нетрудоспособному населению. Трудоспособному насе¬лению гарантии предоставляются с целью обеспечения условий экономической активности и трудовой деятельности, защиты прав и свобод наемного работника, нанимателя и самозанятого. 
Поскольку доход от занятости является основным источником средств существования большинства населения, основой систе¬мы защиты трудоспособного населения является обеспечение гарантий в сфере занятости и оплаты труда, что реализуется че¬рез установление минимальных ставок оплаты труда и мини¬мальных стандартов условий труда. Эти стандарты гарантируют¬ся федеральным законодательством и не зависят от желания ра¬ботодателя.
Основной задачей социальных гарантий нетрудоспособному населению является формирование комплекса мер, создающих условия для его потребления, смягчения диспропорций в услови¬ях жизни отдельных категорий (групп) населения с учетом осо¬бенностей каждой группы.
Поступления из системы социальной защиты делятся на три группы:
• денежные выплаты (пенсии, пособия и т.д.);
• льготы, дающие право на снижение налогов, получение транс¬фертов в натуральной форме;
• социальные услуги, потребляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения.
Социальные гарантии представляют собой минимальные уста¬новленные размеры различных видов доходов: оплаты труда, пенсий, пособий, стипендий. 
Одной из основных составляющих системы социального обеспечения является пенсионная система. На конец 1999 г. в России численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составила 38,4 млн чел. или 26,4% от общей численности населения страны. По сравнению с 1992 г. общая численность пенсионеров увеличи¬лась на 8,9%. Численность пенсионеров, получающих пенсии за выслугу лет, увеличилась по сравнению с 1992 г. в 7,2 раза, соци¬альные пенсии - на 41,6%, пенсии по инвалидности - на 49,2%.
Удельный вес пенсионеров в России остается достаточно высоким. Во-первых, это связано с ростом численности контингента, выходящего на пенсию ранее установ¬ленного срока. Так, при общем увеличении численности пенсио¬неров по старости в 1999 г. по сравнению с 1992 г. на 1,89% чис¬ленность пенсионеров, вышедших на пенсию на льготных по возрасту условиях, увеличилась на 23,9% и составила 22,1% об¬щего числа пенсионеров в 1999 г. (в 1992 г. этот показатель был ра¬вен 19,4%).
Другим важным элементом системы социальной защиты яв¬ляются выплата пособий и социальная помощь. Расходы на выпла¬ту пособий делятся на следующие группы:
• пособия по временной нетрудоспособности, в том числе по тру¬довым увечьям и профзаболеваниям;
• семейные и материнские пособия - по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, по ухо¬ду за детьми-инвалидами, ежемесячные пособия на каждого ре¬бенка;
• компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в воз¬расте до 3 лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий;
• пособия и выплаты женщинам, проживающим в сельской мест¬ности;
• оплата расходов на протезирование и изготовление ортопедиче¬ской обуви;
• пособия и социальная помощь гражданам, подвергшимся воз¬действию радиации вследствие катастроф на АЭС и других ава¬рий;
• компенсационные выплаты трудоспособным лицам, осуществ¬ляющим уход за нетрудоспособными гражданами;
• материальная помощь;
• пособия по безработице;
• единовременное пособие беженцам и переселенцам;
• проезд, провоз багажа беженцев и вынужденных переселенцев;
• ритуальное пособие.
Эта группировка используется для оценки структуры и дина¬мики социальной помощи. 
По основным видам дотаций наблюдается снижение средне¬го размера дотаций при увеличении числа детей. Наиболее силь¬ное снижение отмечается по дотациям на медицинское обслужи¬вание: для домашних хозяйств с четырьмя детьми средний размер дотаций составляет 15,5 руб. в месяц, что составляет лишь 3,7% от размера дотаций в группе домашних хозяйств с тремя детьми и 9,2% от размера дотаций домашних хозяйств, имеющих одного ребенка.
Третьей составляющей системы социальной защиты является предоставление социальных гарантий в виде бесплатных и льготных услуг социальной сферы
Финансирование системы социальной защиты населения осуществляется за счет государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет внебюджетных социальных фондов: Пенсионного фонда (ПФ), Фонда социаль¬ного страхования (ФСС), Фонда занятости (ФЗ), Фонда обяза¬тельного медицинского страхования (ФОМС) и Фонда социаль¬ной поддержки населения (ФСПН) 
В последние годы все большую роль в финансировании сис¬темы социальной защиты начинают играть внебюджетные фон¬ды.


ЛИТЕРАТУРА.
1. Бедность в России: государственная политика и реакция насе¬ления / Под ред. Джени Клугман. — Вашингтон: Всемирный банк, 1992.
2. Доклад о развитии человека за 1998 год. — ПРООН, Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 1998.
3. Елисеева И. И., Костеева Т. В., Хоменко Л. Н. Международная статистика. — Минск: Вышэйшая школа, 1995.
4. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998.
5. Кирута А. Я., Шевяков А, Ю. Совершенствование методологии распространения данных выборочных бюджетных обследований на ге¬неральную совокупность. — М.: ЦСЭИ, 1999.
6. Методологические положения по статистике. Вып. 1. — М.: Гос¬комстат России, 1996.
7. Национальное счетоводство: Учебник / Под ред. Г. Д. Кулагиной. — М.: Финансы и статистика, 1997.
8. Национальные счета России в 1989— 1998 годах. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999.
9. Организационно-методологические основы обследования бюджетов домашних хозяйств в системе государственной статистики // Вопросы статистики. — 1999. — № 8.
10. Панкратьева И. Методы оценок доходов различных групп населе¬ния в динамическом и региональном разрезах // Вопросы статистики. — 1995. — № 5.
11. Полляк Г Бюджет и семья // Экономическое обозрение. — 1934. — №3.
12. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 1999.
13. Рябушкин Б. Т. Основы статистики финансов: Учебное пособие. — М.: Финстатинформ, 1997.
14. СиденкоА. в., Башкатов Б. И., Матвеева В. М. Международная статистика: Учебник. — М.: Дело и сервис, 1999.
15. Состав, динамика и дифференциация домашних хо¬зяйств. Санкт-Петербург. Статистический сборник. — СПб.: Петербургкомстат, 1996. — С. 13.
16. ХиксДж. Стоимость и капитал. — М.: Прогресс, 1993.
17. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю. Н. Иванова. — М.:ИНФРА-М, 1998.



Приложение №1

Сопоставление состава домашних хозяйств
Санкт-Петербурга по коэффициенту семейной нагрузки
в феврале 1994 г.
Тип домохозяйств по коэффициенту семейной нагрузки Выборка домохозяйств Микроперепись
число домохозяйств число лиц в них число домохозяйств число лиц в них
С полной и высокой 8 10 40 38
Со средней и низкой 53 66 42 50
Без нагрузки 39 24 18 12
Итого 100 100 100 100




 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Консультация для студента-социолога Ответы Контрольная работа по статистике. Доходы населения