Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Вопросы к экзамену "Методика преподавания социологии. 10, 16, 18

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
25.01.11 14:37

10. Игротехнические технологии в семинарском занятии.
См.:

Фоменков, А.И. Методика преподавания социологии : учебно-методическое пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / А. И. Фоменков; Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – С. 115-134.

Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - С. 41-45.

16. Особенности методического обеспечения форм факультативных занятий.
Факультативные занятия – форма учебной работы, состоящая в развитии способностей и интересов учащихся в сочетании с общеобразовательной подготовкой; зарождение интереса к предмету на первичном уровне. Как правило, они характерны для общеобразовательных учреждений и колледжей.
Целью организации факультативных занятий является расширение кругозора учащихся, развитие социологического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету - социология, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств, средствами углублённого изучения проблем общества.
Основная задача факультативных занятий: учитывая интересы и склонности учащихся, расширить и углубить знания по предмету, обеспечить усвоение ими программного материала, ознакомить школьников с некоторыми общими идеями и методами современной социологии, раскрыть приложения социологии на практике в различных сферах деятельности. Факультативные занятия играют большую роль в совершенствовании школьного, в том числе гуманитарного образования. Они позволяют производить поиск и экспериментальную проверку новых знаний, новых методов обучения, в широких пределах варьировать объём сложности изучаемого материала. Программы факультативных занятий должны существенно связывать теоретический материал общего характера с приложениями социологии на практике. Примечательной особенностью факультативного курса является то, что программа курса для каждого класса составлена из ряда основных тем, содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу введения в социологию (общую социологию). Однако содержание учебной работы учащихся на факультативных занятиях определяется не только содержанием изучаемых тем и разделов, но и различными методическими факторами: 
• характером объяснения преподавателя (учителя);
• соотношением теории и учебных практических занятий; 
• содержанием познавательных вопросов и задач;
• сочетанием самостоятельной работы и коллективного обсуждения полученных каждым учащимся результатов.

При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одним из важнейших требований к методам является активизация мышления учащихся, развитие самостоятельности в различных формах её проявления. На факультативных занятиях могут использоваться разнообразные формы проведения занятий: лекции, практические работы, обсуждение заданий по дополнительной литературе, доклады учеников, составление рефератов, экскурсии. Применение лекционно-семинарской системы при изучении ряда тем курса позволяет излагать учебный материал крупными блоками и на этой основе высвободить время для занятий является самостоятельная работа учащихся по закреплению и углублению теоретического материала, изложенного на лекции. На практических занятиях проводится целенаправленная работа по выработке у учащихся умений и навыков решения основных типов задач. Семинарские занятия посвящены повторению, углублению и обобщению пройденного материала. По своим дидактическим целям они служат также приобретению новых знаний, обучению самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях. Полезная форма работы - подготовка рефератов. Выполнение таких заданий важно, прежде всего, в отношении развития навыков самообразования, удовлетворение индивидуальных интересов учеников. Одновременно индивидуальное задание должно иметь ценность для всех участников факультативной группы.
Очень большое значение для успешности усвоения материала имеет подбор решения практических задач.
Факультативные занятия должны быть интересными, увлекательными. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем. Занимательность поможет школьникам освоить факультативный курс, содержащиеся в нём идеи и методы социологической науки, логику, методику и технику СИ. В этом отношении цель учителя – добиться понимания учениками того, что они подготовлены к работе над сложными проблемами, но для этого необходима заинтересованность предметом, трудолюбие, владение навыками организации своей работы.

Методические рекомендации по организации факультативов.
Общие требования взаимосвязанного построения факультативных занятий и уроков: 
1. Преемственность в содержании, методах и формах организации занятий должна определяться целями обучения социологии, всестороннего развития и воспитания учащихся.
2. Взаимосвязанное построение уроков и факультативных занятий не должно противоречить дидактическим принципам в обучении социологии.
3. Главным критерием эффективности взаимосвязанного построения урока, внеклассных и факультативных занятий должна стать в конечном счёте результативность неразрывно связанных друг с другом процессов обучения, развития и воспитания школьников.
4. Поскольку результативность учебно-воспитательного процесса зависит главным образом от “массовости” занятий, то преемственность и взаимосвязь уроков и факультативных занятий должна рассматриваться в такой последовательности: уроки по социологии - внеклассные занятия - факультативные занятия. Самая массовая форма обучения – уроки - главное звено этой цепи. Факультативные занятия не могут охватить всех учащихся, а отдельные внеклассные мероприятия – могут (социологические викторины, диспуты, например). Поэтому внеклассные мероприятия по массовости занимают второе место. Надо отметить что зачастую уроки по социологии  в школе (ОУ) отсутствуют и занятия осуществляется только на факультативе, вследствии этого перестраивается и программа факультативных занятий и они начинаютя с вводного курса в социологию.

Преподаватели (учителя и методисты) большое значение придают вопросам организации самостоятельной работы учащихся в процессе факультативных занятий. Важным для формирования устойчивого интереса учащихся к изучению социологии обеспечить взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий (в большей степени применимо к колледжу и вузу). Один из эффективных приёмов это показ новых идей и методов в действии, в применении к задачам, которые решает социология. Это можно рассматривать как рекомендацию для успешного функционирования факультатива. Ещё одна важная рекомендация: процесс обучения должен строиться как совместная исследовательская деятельность учащихся — определённое понятие, теория, свойство не сообщается ученикам “в готовом виде”, а открывается ими самими. Этот процесс начинается с наблюдений, высказывания догадок, суждений, о возможном содержании социальной проблемы, анализа социальных фактов и т.д., после чего следуют поиски обоснования выводов, обобщение, анализ прикладных возможностей. Исследовательская или проблемная структура изучения социологии хорошо отвечает развивающим целям обучения при факультативной форме занятий. Без определённой подготовки надеяться включить учащихся в успешную многоэтапную творческую поисковую деятельность нереально. Этот успех надо готовить.

Методические рекомендации по организации факультативов:
1. Взаимосвязь в содержании, формах и методах организации учебной работы и факультативных занятий.
2. Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий.
3. Единство в содержании факультативных занятий различных разделов курса социологии.
4. Активизация самостоятельной работы учащихся.
5. Построение учебного процесса как совместная исследовательская деятельность учащихся.
6. Использование наглядных пособий, различных видов занятий.
7. Использование системы ключевых задач по темам на факультативных занятиях.
8. Использование материала истории, обществознания, психологии.
9. Принципы занимательности занятий.
10. Построение занятий проблемного изучения материала.
Наиболее важные задачи, которые стояли при определении основных идей и положений рекомендаций факультатива заключается в следующем: 
1. Важной задачей является раскрытие психолого-педагогических основ организации факультативных занятий как осуществление профильной дифференциации.
2. Основным направлением предложенных рекомендаций является максимальное повышение эффективности работы факультативных занятий.
3. Исходя из предыдущих задач, рекомендации предполагают раскрытия и достижения всех целей факультатива.
4. Обучать на основе прогрессивных методов, то есть во-первых, обучать на наивысшем уровне, познав возможности учащихся. Во-вторых, факультативы как форма профильной дифференциации позволяют повысить уровень подготовки учащихся.

Предложенные рекомендации учитывают дидактические принципы: 
• при включении рекомендаций в работу факультатива обеспечивается достижение целей и задач факультативных занятий.
• возможность учащихся удовлетворять потребность в развитии своих способностей, углублять свои знания.
• подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗ. 
Основная черта всех рекомендаций - направленность на повышение эффективности работы учащихся на факультативных занятиях, более глубокое усвоение материала, получение новых знаний, выработка определенных умений и навыков.

Для успешного функционирования факультатива предусматриваются следующие условия: 
• наличие учащихся, желающих углубить и расширить свои знания по гуманитарным и социальным дисциплинам, выбравших для себя деятельность, непосредственно связанную с гуманитарным образованием;
• профильную дифференциацию целесообразно осуществлять по средствам факультативов;
• содержание факультативов должно удовлетворять требованиям учащихся, создавать условия для дальнейшего развития способностей учащихся, подготовить почву для осознанного выбора будущей профессии.
Организация математических факультативов как осуществление профильной дифференциации даёт возможность всестороннего развития учащихся как личности, как специалистов будущего.

18. Тестирование уровня подготовки студентов по социологическим дисциплинам.
См.:

Фоменков, А.И. Методика преподавания социологии : учебно-методическое пособие для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / А. И. Фоменков; Мин-во образования и науки РФ; Смол. гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – С. 173-175.

Руденко Р.И. Практикум по социологии: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - С. 49-52.

Классификация тестовых заданий:
1. Открытого типа
- дополнения
- свободного изложения
2. Закрытого типа
- альтернативных ответов
- множественного выбора
- восстановления соответствия




 

Последнее обновление 25.01.11 20:58
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Консультация для студента-социолога Ответы Вопросы к экзамену "Методика преподавания социологии. 10, 16, 18