Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Личность в системе социальных отношений. Социализация личности.

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
26.01.11 11:07

Тема. Личность в системе социальных отношений. Социализация личности.


Учебные вопросы:
1. Основные факторы развития личности. Личность и культура.
2. Социальный статус личности. Виды статусов.
3. Социальные роли личности.
4. Социализация индивида и формирование личности.
5. Социальная изоляция и феральные люди.

Проблема человека личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это – взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение.
Рассмотренное раньше общество – это мир людей. Человек живет в этом мире. В нем он рождается, развивается, становится личностью. Через него воспринимает определенные знания, ценности, нормы поведения и т.д. Через него включается в различные виды деятельности, взаимодействует с окружающими и приобретает определенное социальное положение. Со всем этим связан целый ряд таких важных социологических понятий как социализация, социальные статусы и роли, ненормативное поведение, конфликты и т.д. Обратимся в данной теме к подробному их разбору, оттолкнувшись от различий между терминами «человек», «индивид» и «личность».
В жизни эти весьма взаимосвязанные понятия часто отождествляют, однако социологи отличают их друг от друга
человек как носитель определенных, неповторимых черт. 
один из представителей рода людей, отдельный человек.
собирательный образ человеческого рода в целом.

Термином «человек» называют один из видов живых существ на Земле (в отличие, скажем, от птиц, рыб, змей и прочих животных). Иными словами, этот термин обозначает представителя человеческого рода вообще, передает как бы собирательный образ всех людей.
В противоположность этому индивид есть отдельный «экземпляр» рода людей, один из его представителей. Наконец личность выступает как тот или иной человек, имеющий определенную неповторимую индивидуальность.
Таким образом, если индивид «экземплярен» (т.е. повторяет черты всех других людей), то личность всегда оригинальна, поскольку здесь имеются в виду только те качества, которые присущи данному человеку. Отсюда, каждый человек, с одной стороны, - индивид (один из рода людей), а с другой – личность (человек, имеющий свою индивидуальность). И если понятия «человек» и «индивид» объединяют всех людей, то «личность» отличает их друг от друга. 
На формирование личности влияют различные факторы как общественного, так и личностного характера. К основным общественным факторам можно отнести существующие в обществе обычаи, традиции, социальные ценности и нормы, условия его проживания и т.д. А личностными факторами являются это инстинкты и психика индивида, привычки, умение жить в обществе. Все это мы называем культурой. Культура – явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по форме своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность.
Термин «культура» появился в Древнем Риме. Культурой понимается как совокупность материальных и духовных ценностей произведенных человеком в процессе его трудовой деятельности.
Появившись на свет, каждый человек, или индивид, начинает постепенно усваивать человеческую культуру, приобретать свои особенности, входить в общество, само утверждаться среди других людей и становиться личностью. 
Роль культуры в жизни человека и общества трудно переоценить, поскольку именно культура делает человека человеком, а стадо первобытных людей – обществом. Не случайно так называемые феральные люди, т.е. те, кто был вырван из культурной среды общества и вырос в окружении животных, перестают быть человеком (у них нет связной речи, мышления, человеческих чувств). Наиболее наглядно эта роль культуры проявляется в следующих четырех взаимосвязанных функциях культуры.
Образовательная функция состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными обществом знаниями, родным и иностранными языками, учиться понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию.
Воспитательная функция имеет место, когда люди активно усваивают социальные ценности и нормы, учатся жить в обществе. Не случайно культурным называют прежде всего образованного и воспитанного человека.
Регулирующая функция связана с предыдущей. она проявляется в том, что культура (в первую очередь социальные ценности и нормы) определяет рамки приемлемого поведения человека в обществе, регулируя тем самым совместную жизнь людей.
Объединяющая функция культуры обеспечивает целостность общества. Она сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, народу, к одной социальной группе.

Социальный и личный статус индивида.
Строительными кирпичиками социальной структуры служат статусы и роли, которые связываются между собой функциональными отношениями.
Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правового положение юридического лица. Однако в конце 19 в. английский ученый Г.Д.Мейн придал ему социологическое звучание.
Социальный статус – это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д. К примеру, люди, обучающиеся в техникуме или ВУЗе, имеют статус студента; тот кто завершил трудовую деятельность по возрасту статус пенсионера; потерявшие работу – статус безработного. Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности.
Люди имеют в своей жизни не один, а множество статусов. Так, человек может быть одновременно и сыном, и мужем, и отцом, и ученым, и мэром, и автолюбителем, и меценатом и т.д. Вместе с тем в наборе статусов можно выделить какой-то один главный статус (обычно должностной), который имеет для данного индивида определяющее значение.
В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов:
*предписанный и 
*достигнутый.
Предписанный статус (его еще называют приписанным или приписываемым) – это тот, который получен от рождения, по наследству или стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Таковы, в частности, приобретенные от рождения, или прирожденные, статусы, связанные:
- с полом (женщина, мужчина);
- с национальностью (египтянин, чилиец, белорус);
- с расой (представитель монголоидной, негроидной или европеоидной расовой группы);
- с кровным родством (дочь, сын, сестра, бабушка);
- с наследуемыми титулами (королева, император, баронесса).
К предписанным можно отнести и также «невольно» приобретенные статусы, как падчерица, пасынок, теща и т.п.
В отличие предписанного достигнутый статус (или достигаемый) приобретается собственными усилиями индивида. Он связан:
- с получением образования и трудовой квалификации 
(учащийся, студент, рабочий, мастер, инженер); 
- с трудовой деятельностью и деловой карьерой (фермер, 
директор, капитан, генерал, доктор наук, министр);
- с какими-либо особыми заслугами (народный артист, 
заслуженный учитель, почетный гражданин города) и т.п.
По мнению западных аналитиков, в постиндустриальном обществе все более определяющую роль играет именно достигаемый (а не предписанный) статус людей. Современные социумы тяготеют к так называемой меритократии, предлагающей оценку людей по их заслугам (знания , квалификация, прфессионализм),а не по доставшемуся наследству или личным связям с «Ви-Ай-Пи» (разговорное ,аббревиатура от англ.– очень важная персона).
Достигнутый и предписанный статусы – это два основных вида статусов. Но жизнь, как всегда, «причудливее» схем и может создавать нестандартные ситуации. В частности, статусы безработного, эмигранта (ставшего, скажем, из-за политических преследований), инвалида (в результате, например, дорожной аварии), эксчемпиона, бывшего мужа. Куда отнести эти и другие подобные «негативные» статусы, к которым человек, конечно же, изначально никак не стремится, но которые, к несчастью, все-таки получил? Один из вариантов – отнести их к смешанным статусам, поскольку они могут содержать в себе элементов и предписанного, и достигнутого статусов. 
Его социальный статус определяет место индивида в обществе, то личный – его позицию в среде непосредственно окружающих его людей. 
Личный статус – это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так, каждый работник в любом трудовом коллективе пользуется у сослуживцев определенной репутацией, т.е. имеет общественную оценку своих личностных качеств (трудяга – лентяй, добряк – жмот, серьезный человек – пустышка, доброжелательный – злой и т.п.). В соответствии с подобными оценками люди часто и строят с ним свои отношения, определяя тем самым его личный статус в коллективе. 

Оценки личных качеств Позиция в коллективе.

* человек, заслуживающий 
* честный, справедливый, порядочный доверия, может быть неформальным лидером человек, который всегда
* трудяга, профессионал, добрая душа поможет в работе («палочка-выручалочка»)
* лентяй, бездельник, трепач человек, которому нельзя доверять
* завистник, интриган, скандалист человек, которого следует избегать

Уровни социального и личного статусов часто могут не совпадать. Так, скажем, *министр (высокий социальный статус) может быть скверный и нечистой на руку личностью (низкий социальный статус). И наоборот,
* «простая» уборщица (низкий социальный статус) благодаря своему трудолюбию и душевности может пользоваться большим уважением окружающих (высокий личный статус).

Социальная роль личности.
От человека с тем или иным социальным статусом люди ждут исполнения соответствующих ему обязанностей и определенного поведения. К примеру, статус преподавателя предполагает, что его обладатель четко организует свои уроки, хорошо знает и объясняет свой предмет, умело «подбрасывает» слушателям интригующие вопросы, служит для молодых людей образцом воспитанности, высокой культуры, грамотной речи и т.д. В этом и состоит понятие социальной роли.
В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.
Социальная роль – это те определенные действия, которые должны совершать индивид (или группа) в соответствии с тем или иным социальным статусом. Таким образом, если сам статус определяет позицию человека в обществе (школьник, рабочий, студент, солдат, жена), то социальная роль – выполняемые ими в данной позиции функции (обязанности согласно статусу). Эти функции (ролевые действия) в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (законах, правилах, инструкциях, уставах и т.д.) Однако социальная роль говорит лишь о том, как должен вести себя обладатель того или иного статуса, какие действия от него ожидаются. Реальное же его поведение может не соответствовать данной роли. Такое несоответствие между статусом и ролью, между ролевым ожиданием и ролевым исполнением – одна из причин так называемых статусно - ролевых конфликтов. 
Так, например, человеку со статусом отца «положено» любить своего ребенка, заботиться о его материальном обеспечении, хорошем воспитании, всестороннем развитии и т.д. Если же вместо этого родитель проявляет равнодушие к отпрыску, безразличие к достатку в семье, предается пьянству и собственным удовольствиям, а все воспитание сводится к грубому окрику и «даванию ремня». то очевидно, что статусная роль не выполняется.
В подобных конфликтных случаях расхождения между социальным статусом и ролевыми действиями обществу приходится применять те или иные санкции к нарушителям (например, в виде штрафа к безбилетному пассажиру), а подчас и лишать статуса не соответствующих ему людей и тогда несостоятельный начальник (директор) отстраняется от должности, неуспевающий студент отчисляется из учебного заведения, а представленный выше «папаша» лишается родительских прав.
Еще одна причина статусно–ролевых конфликтов – противоречие между различными статусными ролями. Дело в том, что многочисленные статусы и роли людей в жизни часто сложно переплетаются и иногда становятся несовместимыми друг с другом. Такая ситуация может, скажем, сложиться у сотрудника госбезопасности одной страны, работающего «по совместительству» на разведку другой страны; у опустившегося до вымогательства милиционера; у прокурора, не устоявшего перед взяткой; у любящего мужа, наконец, который увлекся дамой на стороне. Все это неизбежно ввергает человека в состояние мучительного разлада с самим собой и другими людьми и нуждается в регулировании.

Физическое развитие человека
Физическое развитие затрагивает самые разные аспекты физиологических, сенсорных и двигательных функций организма. Оно начинается с самых первых мгновений жизни человека и достигает расцвета в возрасте 20-30 лет. Известно, что мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается к 6-летнему возрасту, однако функциональной зрелости он достигает лишь к концу отрочества.
Сила ребенка удваивается за период с 3 до 11 лет. Спортивные достижения мальчиков растут с 5-го но 17-й год. В детстве физическая активность мальчиков и девочек почти одинакова. Многие девочки-подростки перестают заниматься спортом лишь после полового созревания, что связано скорее с причинами культурного, нежели физиологического порядка.

Начало зрелости, приходящееся на промежуток между 20-м и 30-м годами жизни, характеризуется наивысшим уровнем таких показателей, как мышечная сила, быстрота реакции, ловкость и выносливость. Все эти показатели будут слегка понижаться вплоть до 60-летнего возраста, после которого это снижение станет более заметным. Большинство сенсорных функций достигает своего полного развития к 20-летнему возрасту и вплоть до 40 лет ослабевает очень медленно. Например, острота слуха в промежутке между 20-м и 40-м годами уменьшается только на 10%, а зрение, вкус, обоняние и осязание до 40-летнего возраста вообще не обнаруживают заметного ухудшения. Среди людей в возрасте 65-74 лет у 13% отмечаются те или иные нарушения слуха, после 75 лет этот процент удваивается.
Вместе с тем до 60-летнего возраста умственные способности у человека не снижаются, а у многих людей они даже увеличиваются вплоть до
преклонного возраста (это в особенности касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями). Сколько-нибудь заметные различия между умственным потенциалом в старости и в более молодом возрасте выявляются только в том случае, если в качестве критерия при оценке используется скорость реакции. Установлено также, что если у пожилых людей и отмечается ухудшение кратковременной памяти, то долговременная память остается прежней.
Развитие организма животного и человека заканчивается с наступлением половой зрелости. Дальше идет период возрастных изменений. Этот второй этап, или жизнь после окончания развития, происходит за счет потребления энергетических запасов, созданных на первом этапе. Выражаясь иначе, первая половина (в биологическом смысле) - это период накопления жизненной энергии, вторая - период ее потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18-20 лет. Именно столько природа отпустила жить первобытным людям. Оставшиеся годы, если принять продолжительность жизни в среднем в 15 лет, человек как бы эксплуатирует свои природные недра. Некоторые делают это хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.
Если посмотреть на процессы старения, происходящие у среднестатистического индивида, то станет ясно, что после 30 лет функциональная деятельность всех его органов и систем начинает медленно, но неуклонно ослабевать. Таким образом, до 18-20 лет человек накапливает жизненную энергию, с 20 до 30 лет функциональные способности человека продолжают оставаться высокими и лишь после 30 начинают медленно, но неуклонно снижаться.

Профессиональные футболисты, хоккеисты и баскетболисты уходят из большого спорта после 30 лет, когда человек достигает пика мастерства, но его функциональные способности явно ухудшаются: он уже не успевает вовремя к мячу, уступает единоборство молодому сопернику, снижается скорость и быстрота реакций.
Какова продолжительность жизни человека? По мнению ученых, число последовательных делений в потомстве одной клетки у человека на протяжении жизни ограничено полусотней. Учитывая ритм процессов деления, нужно полагать, что продолжительность человеческой жизни (за редкими исключениями) не может превышать 110-115 лет. В конце XX в. средняя продолжительность жизни населения западных стран составляла 80 лет у женщин и 72 года у мужчин. По-видимому, если не будет сделано каких-либо сенсационных открытий, этот потолок вряд ли удастся превзойти.
За последние полвека средняя продолжительность жизни увеличилась на 15-20 лет. Но вопреки тому, что может показаться на первый взгляд, сказанное отнюдь не означает, что жизнь взрослого человека стала на 15-20 лет длиннее (на Западе человек, достигший сегодня 60-летнего возраста, может надеяться прожить еще 17 лет, т. е. только на год больше, чем это было бы 50 лет назад). Среднее продление жизни следует скорее отнести на счет значительного падения детской смертности, обусловленного кампаниями вакцинации, которые способствовали выживанию большего числа детей и таким образом привели к упомянутому увеличению средней продолжительности жизни во всей популяции. Заметим, что средний срок жизни наших предков, обитавших в «естественном состоянии» в саванне, составлял около 20 лет.
У первых человекообразных существ продолжительность жизни была гораздо меньше, чем у современных людей, так как их мозг по отношению к телу был значительно легче, чем у нас. Увеличение пропорции «вес мозга/вес тела» сильно замедлилось приблизительно 100 тыс. лет назад. Именно тогда продолжительность жизни у наших предков стала примерно такой же, какой она остается сегодня. Этот факт очень важен, поскольку позволяет предположить, что продолжительность жизни человека, даже если ее рост приостановился на многие тысячелетия, в будущем может увеличиться. Чем тяжелее мозг по сравнению с весом тела, тем больше продолжительность жизни.
Согласно современным представлениям, нижний предел продолжительности жизни человека равен примерно 40-45 годам, а по последним расчетам максимальная видовая продолжительность жизни у мужчин составляет 99±6 лет, у женщин - 98±5 лет. Даже по мнению отчаянных оптимистов, максимальная продолжительность жизни человека не превышает 115 лет. В таком случае долгожители - это лица, по существу, реализовавшие или приблизившиеся к срокам максимальной видовой продолжительности жизни человека. В литературе много появляется сообщений о долгожителях-рекордсменах, чей возраст якобы достигает 143-168 лет. На самом деле, как считают ученые, их возраст завышен на 15-20 лет, так что достоверная максимальная продолжительность жизни человека равна 110-113 годам.
Возрастные изменения - не болезнь, а естественная утрата функциональных возможностей. С годами организм человека как бы изнашивается и начинает все хуже служить ему. Выпадение и поседение волос, снижение физической выносливости, морщинистая кожа, потеря кратковременной памяти, ухудшение функционирования иммунном системы и множество иных негативных явлений, свойственных старости, не считаются симптомами болезней. И хотя они повышают вероятность болезни, они не повышают вероятность смерти.
Смерть наступает вследствие того, что «изношенная» ткань не в состоянии постоянно самообновляться, а также из-за того, что способность к росту за счет клеток не беспредельна, но ограниченна.
Если полностью устранить сердечно-сосудистые заболевания, которые являются основной причиной смерти в развитых странах, средняя ожидаемая продолжительность жизни может увеличиться приблизительно на 14 лет. Если устранить рак (вторую по частотности причину смерти), то средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличится на 2-3 года. Если полностью уничтожить грипп и пневмонию как причины смерти, увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни для новорожденных составит менее 0,4 года.
Но даже если устранить все причины болезней, ведущих к смерти, то люди будут проживать свою жизнь, не опасаясь преждевременной смерти, до того момента, когда в организме начнутся необратимые процессы увядания, которые все равно приведут их к неизбежному концу в возрасте 110-115 лег. Иными словами, успехи медицины могут увеличить среднюю ожидаемую продолжительность жизни, но практически не повлияют на максимальную.

Социализация индивида
Социализация представляет собой процесс вхождения индивида в общество. Она идет по двум направлениям. (1) С одной стороны, включаясь в систему социальных отношений, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. (2) С другой стороны, социализируясь, человек все шире и активнее участвует в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект социальных отношений, действующее лицо.
Социализация начинается в самом раннем детстве и не прекращается по существу до глубокой старости. Она охватывает все процессы приобщения индивида к культуре:
*его обучение и воспитание;
*взаимодействие с другими людьми;
*освоение им ценностей и норм общества, различных социальных ролей и видов совместной деятельности;
*приобретение определенных прав и обязанностей, взглядов, привычек и т.д. 
В результате человек из биологического существа постепенно превращается в существо социальное, способное жить и действовать в обществе (чего, кстати, не происходит с уже упоминавшимися феральными людьми, которых не коснулась цивилизация).
Непосредственными сферами социализации являются прежде всего семья, а также воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей, знакомых, соседей, средства массовой информации и т.д. При этом в процессе непрерывной социализации все новых и новых людей происходят накопление передача культурного опыта от поколения к поколению (на научном языке так называемая культурная трансмиссия – передача, пересылка, переход), обеспечивающая самобытность, устойчивость и в то же время обновление каждого общества.

Особенности детской социализации
Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, погибают в социальном плане, хотя многие взрослые сознательно ищут одиночества и изоляции, Даже попадая в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, взрослые духовно и социально не погибают.
Социализация есть подготовка детей к жизни в мире взрослых. А чем различаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? И так ли уж необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?
Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой применять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретенных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить.
Главным в этом перечне является выполнение социальных ролей. Дети - единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племянник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения. Поэтому у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - права и обязанности. Они не знают обязанностей инженера, почтальона, парламентария или прихожанина, Они не знают, что такое ответственность. Дети не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.
Дети только играют роли, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальных ролей. Для ребенка характерно игровое освоение социального мира: мальчишки играют в войну, а девчонки - в дочки-матери.
В детстве ребенок проходит трудный путь познания мира, формирования личности, постоянно сталкиваясь с внешними препятствиями, с ограничениями своей активности со стороны взрослых, с собственной беспомощностью, с неумением выразить свои чувства и стремления. По данным западных психологов, даже в процветающих США большинство детей чувствуют себя психологически неблагополучными.
Детство включает три стадии.
Первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается до 3 лет. Это период развития функциональной независимости и речи.
Второе детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов.
Третье детство продолжается с 6 до 12 лет, т. е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.
Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество.
Первое детство. Социализация начинается с первых же часов жизни человека. Известно, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить лицо своей матери от лица чужого. Между 8-м и 12-м месяцем жизни проявляться привязанность ребенка к родителям, прежде всего к матери. Когда его передают от матери незнакомому лицу, ребенок устраивает страшный крик.
Психологи выяснили, что в первое время ребенка должны окружать только знакомые лица - у него формируется представление о постоянстве окружающего мира и самого себя. Это представление, вначале связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты, в особенности на другие «социальные объекты». Из них складывается сложное ощущение надежной социальной привязанности, которое значительно облегчается в присутствии матери. По всей видимости, освоение большого мира, окружающего ребенка, происходит только в одном направлении - от знакомого к незнакомому. Имея за собой надежный тыл в виде родителей, ребенок смелее налаживает социальные контакты с другими детьми.
Конечно, представление о постоянстве не заканчивается в первый год жизни. По крайней мере до окончания подросткового периода человеку очень важно чувствовать, что рядом - его отчий дом, оба родителя, друзья и знакомые. Постоянные переезды, социализация в неполной семье, смерть или развод родителей, предательство друга и т. п. разрушают чувство постоянства. У человека оказывается неудовлетворенной одна из базовых потребностей - потребность в безопасности. Несомненно, это радикальным образом скажется на успешности всего процесса социализации.
К социализации в раннем детстве можно отнести то, как и когда происходит отлучение ребенка от груди - рано или поздно, постепенно или сразу. В некоторых культурах детей до позднего возраста кормят грудью, удлиняя период телесного контакта.
В других культурах его отлучают рано, либо передают кормилице, либо кормят искусственным молоком. Контроль за естественными отправлениями, в том числе плачем, защита от воздействий окружающей среды (холода, сырости) составляют основу физического ухода за ребенком. Напротив, церемонии инициации, наречение имени, крещение, обучение языку, речевому этикету, телесные наказания, словесные инструктаж, проповеди, поучение и выговоры, предостережения, система вознаграждения (одобрение или осуждение соответствующего поведения) относятся к социокультурным процедурам социализации.
Второе и третье детство. В 3-летнем возрасте начинается период противопоставления. Это время развития «Я». Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам.
В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Это период нарциссизма, когда он стремится выставить себя в выгодном свете. Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления, положения, графические обозначения.
В 5 лет внимание, которое ребенок проявляет к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду подражания, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.
С 6 лет начинается учебная стадия, которая продолжается до 12-14 лет. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т. д.).
Культурные различия в воспитании детей. Продолжительность, функции и способы воспитания различны у разных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классе было более продолжительно, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности и неучастия в тяжелом труде. У каждого народа, эпохи и класса были свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев предпочитают днем и ночью держать в люльке спеленутыми, а с теплым - носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают их легко или вовсе не одевают. Когда этнографы и социологи сравнивают национальные стили воспитания детей по степени их строгости, соотношению наказаний и поощрений, то выделяются два противоположных - японский и английский.
В Японии учитель чаще обращается к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Далее при явном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление, направленное на достижение сиюминутного послушания, в будущем может дать обратный результат.
С европейской точки зрения детей в Японии очень балуют. Им ничего не запрещают, лишая тем самым поводов заплакать. Взрослые совершенно не реагируют на плохое поведение детей, словно не замечая его. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Ребенок начинает подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.
В Англии придерживаются иных методов. Англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности наносит вред детскому характеру. В английской традиции относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей в Британии - это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей -значит портить их.
С детства англичане приучаются к самостоятельности и к ответственности за свои поступки. Они рождаются как бы готовыми взрослыми и для перехода в мир взрослых их не надо специально готовить. Сознательно отчуждаясь от детей, родители готовят их к трудностям взрослой жизни. Уже в 16-17 лет, получив права и аттестат, дети уезжают и живут независимо от родителей.

Агенты, виды и способы социализации
Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при чьей-то посторонней помощи. Помощники - это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты социализации - люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относятся: 1) агенты первичной социализации - родители, братья и сестры, бабушки
дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок;
2) агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, партий, суда, сотрудники телевидения, радио, печати и т. д.
Социализация подразделяется на два вида - первичную и вторичную. Поэтому и агенты социализации делятся на первичных и вторичных. Первичная социализация касается непосредственного окружения человека и включает прежде всего семью и друзей, а вторичная относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной - на поздних.
Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с вами тесными личными отношениями (родители, друзья), а вторичную -те, кто связан формально-деловыми отношениями. 
Первичная социализация представляет собой процесс ухода, воспитания и обучения детей в семье, осуществляемый теми агентами социализации, которые находятся в непосредственном и регулярном контакте с ребенком в раннем и позднем детстве. Прежде всего это родители, ближайшие родственники, ровесники, а также кормилицы и няни.
Цель первичной социализации - формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, которая проявляется в доверии, послушании, желании делать им приятное и доброе.
Эффективным приемом первичной социализации является поведение родителей, которое выступает наглядным примером того, как надо вести себя в различных ситуациях. Социализирующее действие оказывает близость матери и отца во время сна и бодрствования (прогулок, игр, развлечений, кормления). Телесные ограничения - формы физического сдерживания ребенка, включают пеленание, содержание его в манеже, одевание и т. п. Сюда же можно отнести технику ношения детей (на груди, за спиной, в плетеных корзинках или в коляске). Телесные контакты с ребенком тех. кто о нем заботится, различаются по времени (какую часть дня они проводят вместе), частоте, содержанию и интенсивности.
Способы первичной социализации зависят от того, к какому полу относится агент. Отцы, дяди, дедушки, братья совсем иначе воспитывают детей, чем матери, тети, бабушки и сестры. Женщина чаще стремится приласкать ребенка, оградить от холода, действует поощрением, потакает слабостям и капризам. Мужчина испытывает эмоциональный дискомфорт при тесном контакте с ребенком, чаще отстраняется от него, действует угрозой наказания, прибегает к жестким методам воспитания. Материнская опека и уход за ребенком развивают в нем эмоциональную зависимость от взрослых, несамостоятельность. Отец культивирует силовые и военные игры, развивающие самостоятельность и собственную активность ребенка.
Первичная социализация закладывает основы идентификации с полом. Мальчики играют в военные игры, а девочки - в куклы. Мальчиков учат быть смелыми, сильными, деловыми, девочек - мягкими, хозяйственными, заботливыми. Таков отработанный тысячелетиями нормальный путь социализации. Ненормальным он становится тогда, когда мальчиков обучают женским качествам, а девочек - мужским.
Как правило, мужчины предпочитают взаимодействовать с подросшим ребенком, в то время как роль женщины особенно сильна в младенчестве. Именно отец обучает ребенка важнейшим трудовым навыкам - умению столярничать, слесарным работам, навыкам охоты, земледелию и рыболовству. Обычно отцы не занимаются непосредственным уходом за новорожденным, активный контакт начинается, когда ребенку исполняется 1,5-2 года и больше.
Если у матери родительская любовь имеет биологическую предрасположенность, то у отца она появляется со временем - в процессе социализации ребенка. На протяжении всей истории человечества отец как агент социализации выполнял следующие роли:
1) кормильца, т. е. гаранта материального благополучия семьи;
2) дисциплинатора;
3) компаньона;
4) «властной фигуры» - персонификатора власти;
5) воспитателя;
6) эталона поведения.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, выполняя одну-две функции. Школа дает знания, предприятие -средства существования, церковь - духовное общение и т. п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, дисциплинатора, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Уже у высших животных формируется особое явление - материнство, которое у людей получает наивысшее развитие. Из инстинктивного оно становится сознательным. На базе материнства позднее возникает новый феномен – отцовство.

Социальная изоляция и феральные люди.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и родители родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмотря на все старания ученых.
Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. Даже если все необходимое для социализации заложено в человеческих генах, которые требуют для своей реализации определенных условий. Сказанное подтверждается встречами с так называемыми феральными людьми. 
Феральные люди – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в общество животных. Термин придумал в 18 в. шведский ученый Карл Линней. Из социологов первым изучил их американец Кингсли Дэвис в 1940 году. В Индии были обнаружены две девочки – восьмилетняя Камала и полуторогодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 году на ферме в Пенсильвании (США) обнаружили пятилетнюю Анну. Все трое имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированы от нормальной социальной среды. У них отсутствовали связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде – мясу или молоку – они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети сильно испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. Это доказывает, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовых пробудиться, как только исчезнут культурные «оковы». Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованных от родителей.
Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Но и этого не произошло бы не генное наследство, биологическая предрасположенность к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет.
Итак, феральные люди – продукт социальной изоляции человека. Социальная среда играет решающую роль в превращении биологического существа в общественное. 

Вопросы и учебные задания для самоподготовки.
1. В чем различия понятий «человек», «индивид», «личность»?
2. Каковы функции личности? Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности?
3. В чем основные причины ролевого напряжения и ролевого конфликта? В чем сущность ролевого конфликта?
4. Как вы понимаете смысл жизни? 
5. Какие факторы оказывают влияние на социализацию личности?
6. Какое значение для социализации личности имеет образование и воспитание? Роль в этом школы и учителя? 


Литература.

1 Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Москва 2000г.
2.Кравченко А.И. Введение в социологию. Москва1995г.
3.Курс лекции. Социология. Москва 1996 г.
4.Каменская Е.Н. Социология. Курс лекций. Ростов на Дону.2002г.
5.Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. Москва 1997г.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Курсы по социологии Социология личности Личность в системе социальных отношений. Социализация личности.