Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Логика социологического исследования

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.01.11 03:20

ЛОГИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Логика социологического исследования — последовательность и взаимосвязь познавательных процедур, используя которые социолог может получить научные знания об изучаемых социальных явлениях. К основным исследовательским процедурам (приемам) обычно относят описание, объяснение, понимание и прогнозирование. Здесь будут рассмотрены описание, объяснение, предвидение*. (Понимание было описано нами при анализе методологических ориентации социологии М. Вебера).

Описание — это процесс закрепления и передачи информации, полученной в результате как эмпирического, так и теоретического изучения объективно существующих социальных явлений. Описание — это первый этап научного изучения социального явления. В ходе описания не ставится задача проникновения в сущность явлений, а производится подробная фиксация внешних сторон объекта. Многие науки (геология, география, зоология, ботаника) по самой своей сути являются описательными. Социология также уделяет много внимания описанию социального явления. Постепенно социология переходит от простых форм описания к более сложным. Каждый ученый должен стремиться к тому, чтобы перейти от обычного повествования к строгой форме описания, ибо описание на базе естественного языка имеет серьезные недостатки (неточность, расплывчатость, многозначность толкований зафиксированных данных). Сегодня социология переходит от описания на основе естественного языка к описанию на основе искусственных языков. Использование искусственных языков позволяет составлять протоколы наблюдений, носящие интерсубъективный характер.
Описание включает следующие познавательные действия.
1. Логическое расчленение эмпирических данных.
2. Отбор одних данных и отвлечение (абстрагирование) от других.
3. Сравнение отдельных эмпирических данных с соответствующими понятиями науки (отождествление).
4. Обозначение отобранных данных в научных терминах и интерпретация данных в совокупности научных суждений.
В состав описания входят три основных компонента:
1) эмпирические данные исследования;
2) система обозначений, которая придает описанию экономную и строгую форму и наглядность;
3) понятия науки, связанные с этими системами обозначений.
Описание упорядочивает эмпирические данные и подготавливает их для объяснения. В то же время описание, как правило, опирается или должно опираться на содержательные положения тех или иных социологических теорий, которые предназначаются для объяснения. Результатами описания являются различные социальные факты, т. е. единичные соци¬альные факты, сводные социальные факты, сводно-статистические факты и эмпирические связи и закономерности. Сводно-статистические фак¬ты и эмпирические связи репрезентируют не свойства индивидуальных объектов, а нечто большее: свойства, присущие множеству однотипных объектов.
Основными методами описания являются: группировка, типологизация, обобщение, систематизация.
Группировка представляет собой процедуру упорядочивания данных по признаку подобия или различия. В ходе группировки эмпирические данные строятся в соответствующие группы, каждая из которых обладает специфическими свойствами. Назначение группировки: выявление взаимосвязей между несколькими переменными.
Типологизация эмпирических данных — это процедура поиска устойчивых сочетаний свойств того или иного объекта, позволяющих его идентифицировать и отличить от другого объекта. В ходе типологизации применяются различные математические методы: факторного, латентного, дисперсионного, кластерного анализа.
В результате осуществления процедур описания может быть создана эмпирическая модель изучаемого объекта, т. е. такая модель, которая даст исследователю целостное описание закономерностей, относящихся к исследуемому объекту. Если исследователь создаст эмпирическую модель, он получает возможность использовать результаты социологической теории для объяснения зафиксированных в эмпирической модели фактов и закономерностей.

Объяснение — это раскрытие на основе теории и эмпирических данных сущности объекта путем демонстрации того, что объект подчиняется определенным закономерностям или их совокупности.
Социологическое объяснение — сложное и комбинированное объяснение, так как для объяснения социального явления нужно использовать различные виды объяснений.
Объяснение — основная функция социологических исследований. Когда объяснение дано, то тем самым сформулировано знание, раскрывающее объективные, необходимые связи, присущие отдельно взятому явлению или совокупности взаимодействующих друг с другом явлений.
Социологическое объяснение включает в себя следующие компо¬ненты:
1) ехрlаnаns, т.е. совокупность положений, суждений, объясняющих изучаемый объект;
2) ехрlаnаndum, т.е. совокупность положений, суждений, отображающих объясняемое явление.
Объяснить можно то, что предварительно описано в терминах науки. Между ехрlаnаns и ехрlаnаndum существуют логические отношения следования: либо индуктивные, либо дедуктивные.
Объяснения различаются в зависимости от характера объясняющих и объясняемых положений. В первом случае выделяются следующие типы объяснений:
1) через факт — исследователь использует всю совокупность социологических фактов, которые получены в ходе описания объекта;
2) на основе сформулированных ранее социологических закономерностей. В этом случае социолог объясняет конкретные явления, подводя их под действие имеющихся в социологической науке суждений о соответ¬ствующих закономерностях;
3) через теорию — отдельные социальные явления или отдельные социальные факты, или их совокупности объясняются на основе использования основных положений соответствующих социологических теорий.
В зависимости от объясняемых положений выделяются следующие виды объяснений.
1. Причинное, или генетическое. В основании этого объяснения лежат суждения о причинах возникновения, существования и развития тех или иных явлений.
2. Функциональное, или следственное объяснение. В этом случае используются суждения, характеризующие функции или следствия взаимодействия одного явления с другим.
3. Структурные объяснения. Используют суждения, характеризующие устойчивые связи, присущие тому или иному явлению.
4. Телеологические объяснения. Используются суждения, раскрывающие цели и мотивы субъектов социального действия.
Выделяют также объяснения в зависимости от связи между объясняющими и объясняемыми положениями. В данном случае для объяснений социальных явлений используются суждения, заимствованные из других наук (биологии, психологии, географии, физики и т. п.). Этот вид объяснения получил название модельных объяснений.
В действительности в различных социологических школах и направлениях приоритет отдается, как правило, одному виду объяснения. Следовательно, каждым из направлений осуществляется абсолютизация определенного вида и типа объяснения.
В западной социологии XIX в. преобладающими были причинные объяснения. В качестве причины использовался один из действительно существующих факторов общественного развития. Существовали, на¬пример, объяснения через специфику географической среды, демографические, этнические, расовые, технологические и другие объяснения.
В противовес причинным объяснениям в XX в. представители структурализма провозгласили главным видом объяснения социальных явлений функциональное объяснение. Во второй половине XX в. были определены границы каждого типа и вида объяснения и была установлена иерархия между ними.
Сегодня многие считают, что высшим уровнем объяснения являются объяснение через теорию и объяснение на основе закономерностей. В то же время утверждается, что всестороннее объяснение социальных явле¬ний может быть получено при условии объединения различных процедур объяснения, сочетания структурного, функционального объяснения с телеологическим объяснением, сочетания телеологического объяснения с генетическим и т. д. Это идеал, к которому должна приближаться социология.
Понимание. По своим методологическим ориентациям понимающая социология восходит к идеям герменевтики (теория и практи¬ка истолкования текстов).
Основное понятие герменевтики — понимание. Один из родоначальников герменевтики Ф. Шлейермахер герменевтикой называл понимание смысла текста, которое осуществляется в процессе его грамматической и психологической интерпретации. В соответствии с принципами герменевтики реконструкция смысла текста должна осуществляться через прояс¬нение замысла создателя текста. Понимание направлено на постижение индивидуального, неповторимого.
После Шлейермахера герменевтика получила развитие в рамках баденской школы неокантианства т. е. она развивалась В. Дильтеем, В. Виндельбандом, Г. Риккертом. Создателем методологии понимающей социологии был М. Вебер (конец XIX - начало XX в.). Методологические представления о специфике социального познания у Вебера формировались баденской школы неокантианства и под воздействием методологических установок герменевтики. М. Вебер, по существу, сформулировал новый предмет социологии. По М. Веберу, предметом социологии должно быть социальное действие, т. е. такая форма чело¬веческого поведения, в которой субъекты ориентируются на смыслы и значения друг друга.
Социология, интерпретируя смысл и значения взаимодействующих субъектов, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. Смысловая связь поведения, по М. Веберу, и является подлинным предметом понимающей социологии.
Результатом применения понимающего метода являются особо очевидные каузальные гипотезы. Эти гипотезы необходимо верифицировать объективными данными. Когда гипотезы подтверждаются, они превращаются в научные положения. Понимание в социологии играет вспомога¬тельную роль, оно помогает формулировать гипотезы, на основе которых строится объяснение поведения людей. Объяснение в социологии, по М. Веберу, — это телеологическое объяснение. (Телеология [гр. teleos – достигший цели, logos – учение] – концепция, именуемая также финализмом, согласно которой ходом событий управляет не только причинность, но и цель, цесесообразность).

Предвидение — познавательная деятельность, имеющая целью выявление перспектив развития социальных явлений, деятельность, направленная на установление возможных вариантов вмешательства лю¬дей в «естественное», неконтролируемое изменение социальных процессов. Таким образом, у предвидения можно выделить две основ¬ные функции. Одна связана с ориентацией на будущие состояния соци¬альных явлений, вторая — со стремлением выработать способы реше¬ния социальных проблем, обострение или появление которых обусловливается стихийным, спонтанным самодвижением социальных явлений.
В основе предвидения лежит способность человеческого разума к «опережающему отражению действительности», предвосхищению возможного развития социальных явлений. Научное предвидение в каче¬стве своей основы имеет знание закономерностей развития социальных явлений, а также теоретические положения, объясняющие необходи¬мость проявления этих закономерностей при определенных условиях. Такое предвидение иногда называют детерминистским. Выделяют так¬же интуитивные предвидения, которые не всегда опираются только на точную научную информацию, но включают в себя и «прозрения», «предчувствия». Различают качественную форму предвидения и коли¬чественную. В первой форме отсутствует информация о количествен¬ных изменениях социального явления, во второй содержатся сведения о возможных изменениях количественных характеристик явления. Количественное предвидение часто называют прогнозированием соци¬альных явлений. К прогнозированию предъявляются более строгие кри¬терии, нежели к качественному предвидению. И предвидение, и прогнозирование опираются на данные и положения, получаемые в результате описания и объяснения явления. Чем полнее, систематичнее описание и объяснение явления, тем более совершенным, точным будет предсказание и прогнозирование. Многие трудности в предвидении и прогнозировании социальных явлений обусловлены неполнотой, несовершенством имеющихся описаний и объяснений этих явлений.
В литературе выделяют два основных типа социального прогнозирования: поисковое (генетическое) и нормативное (телеологическое). Целью поискового прогноза является установление будущих состояний объекта на основе знаний о динамике его прошлых состояний и настоящего состояния. Нормативный прогноз дает характеристику желаемых будущих состояний объекта и путей и средств, позволяющих придать прогнозируемому объекту желаемые качества.
В зависимости от глубины временного горизонта различают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Современная социология располагает достаточно надежной техникой построения краткосрочных прогнозов. Например, она успешно прогнозирует поведение больших масс людей во время избирательных компаний. Среднесрочное прогнозирование менее успешно, но и здесь имеются сферы обще¬ственной жизнедеятельности, где прогноз возможен. Это, например, со¬циально-демографические процессы (рождаемость, смертность, брачность, разводимость, массовые миграции населения), изменения в социальной структуре общества, сфере занятости, труда, образования. Долгосрочное прогнозирование социальных процессов сопряжено со значительными трудностями, которые до сих пор не преодолены. Поэтому достоверность и надежность данного типа прогнозов оставляет желать лучшего.
Социальные предвидения и прогнозы могут при определенных условиях стать факторами сознания и поведения отдельных групп и общества в целом; в этом смысле говорят о «самореализации» прогноза, его «самоосуществлении» или «саморазрушении».

СИ начинается с разработки программы исследования и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога или, как правило, исследовательской группы социологов. Существующие в практике разного рода опросы, проводящиеся без тщательно подготовленной исследовательской программы, не являются социологическими исследованиями. Такие факты профанируют социологию, свидетельствуют о социологическом непрофессионализме, позволяют спекулировать на авторитете науки, тем самым, подрывая ее. Более того, выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограмного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем, ошибочностью принятых управленческих решений.
Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования. Она содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного явления или процесса.
Программа исследования выступает основой СИ, его квинтэссенцией. В ней заключены все знания исследователя, его квалификация в выборе проблемы, объекта и предмета исследования, построение выборки и инструментария, организация полевого этапа, анализа и интерпретации собранных данных, поэтому все стадии работы социолога отражены в его главном документе – программе социологического исследования.

Программа исследования – это изложение его теоретико - методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В.А.Ядов).

Программа СИ – это теоретический документ, излагающий методологические, методические и организационные принципы, приемы, средства изучения конкретного социального объекта (А.И. Шикун).

По возможности посмотрите литературу прошлого века:

Кон И.О. Позитивизм в социологии. Л., 1964;

Копнин П.В. Логические основы науки. Киев, 1968;

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969;

Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. М., 1971;

Философия. Методология. Наука. М., 1972;

Штофф В.А. Введение в методологию научного по¬знания. Л., 1972;

Костюк В.И. Методология научного исследования. Киев, Одесса; 1976;

Критика современной буржуазной теоретической социологии. М., 1977;

Осипов Г.В. Теория и практика социологических исследований в СССР. М., 1978;

Социологическая мысль в России. Л., 1978;

История буржуазной социологии XIX — начала XX веков. М., 1979;

Голофаст В.Б. Методологический анализ в социальном исследовании. Л., 1981;

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

а также литературу: Стандартизация показателей в социологическом исследовании. М., 1981; Методика социологического исследования лекционной пропаганды. Киев, 1983; Социальная эффективность системы среднего (общего и профессионального) образования: методические материалы исследования. М., 1984; Методика социологического изучения демографического поведения. Вып. 1. Миграционное поведение. М., 1985; Методические рекомендации по организации и проведению социологического исследования быта и досуга рабочих, проживающих в общежитии. Николаев, 1985; Проведение социологического исследования эффективности социального управления первичным производственным коллективом. Рекомендации. М., 1986.).

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Курсы по социологии Методология и методика социологического исследован Логика социологического исследования