Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Словарь по риторике

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
18.01.11 15:47

СЛОВАРЬ ПО РИТОРИКЕ

АББРЕВИАТУРА (итал.), сокращение, употребительное в устной речи, например, вуз (высшее учебное заведение).

АБРАКАДАБРА (греч.), непонятный набор слов, бессмыслица.

АДЛИБИТУМ (лат.), по желанию, на выбор, свободно, т.е. такая манера речи, когда оратор свободно пользуется всеми ее богатствами.

АКЦЕНТ (лат.), ударение в слове, во фразе, выделение какой-нибудь части речи, обращение внимания аудитории.

АЛЛЕГОРИЯ (греч.), иносказание, выражение отвлеченного понятия при помощи конкретного образа, например, в баснях: Лиса — «хитрость». Волк — «жадность».

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат.), повторение одинаковых или похожих зву¬ков, например, «Мой милый маг, моя Мария» (В. Брюсов).

АЛОГИЗМ (греч.), нелогичность речи, высказывания.

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат.), накопление нескольких сходных определений, усиливающих характеристику явления (личности), например, «он храбрый, отважный, мужественный человек».

АМПЛУА (франц.), роль, род занятий, для оратора — та особенность облика, которую он берет на себя перед аудиторией, выступая, например, «как товарищ», «как ментор», «как руководитель», «как критик», «как судья» и пр.

АНАГРАММА (греч.), перестановка букв в слове для образования другого слова, например, «топор — ропот», «куб — бук», «сук — суп — зуб».

АНАДИПЛОСИС (греч.), стилистическая фигура, смысл которой в том, что отрезок речи начинается словами, которыми заканчивается предыдущий, например, «Голова болит, мало можется. Мало можется, нездоровится» (народная песня).

АНАКОЛУФ (греч.), стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической или логической правильности речи, например, «Признаюсь, удивился, как дубиной, пардон, по лбу». Здесь грубовато-алогичный и напыщенный подтекст прямой речи создает дополнительный колорит самого персонажа.

АНАФОРА (греч.), повторение в начале фраз одних и тех же слов, звуков, например, «Али я тебя не холю? Али ешь овса не вволю?» (А.С. Пушкин). Противоположный оборот называется «эпифора», повторение конечных частей фраз.

АНТИТЕЗА (греч.), противопос¬тавление понятий, схем, точек зрения, событий и пр., например, «Кто был ничем, тот станет всем».

АНТОНИМЫ (греч.), слова, имеющие противоположное значение, например, «твердый — мягкий», «дорого — дешево», «болезнь — здоровье», «большой — маленький».

АНТОНОМАЗИЯ (греч.), замена имен собственных на нарицательные (или наоборот), например: «Крез» — «богач», «Геркулес» — «сильный», «силач», «Цицерон» — «красноречивый», «оратор». АПОСТРОФА (греч.), ораторский прием (фигура), представляющая собой обращение к лицу отсутствующему, как к присутствующему, или к неодушевленному предмету, как к одушевленному, например, «Ветер, ветер, ты могуч...».

АРТИКУЛЯЦИЯ (лат.), работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения определенного звука, слова.

АСИНДЕТОН (греч.), бессоюзие, стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для усиления речи, например, «пришел, увидел, победил», «не сидел, не стоял, не лежал, даже не бегал». Противоположная фигура — «полисиндетон».

АТТИЦИЗМ (греч.), утонченность и образность речи, свойственная жителям Аттики (в Древней Греции) в период ее наибольшего расцвета. Отсюда выражение «аттическая соль» — тонкая насмешка, образная острота, желательная в любом ораторском выступлении.

БЕССОЮЗИЕ - см. Асиндетон

ГИПЕРБАТОН (греч.), стилистическая фигура, которая состоит в изменении естественного порядка слов и отдалении их друг от друга некоторыми вставными словами: «В восторге только музы томном» (Г.Р. Державин). Слово «только» — вставное, характеризующее «гипербатон».

ГИПЕРБОЛА (греч.), оборот речи, состоящий в чрезмерном преувеличении, для создания более полного (сильного) впечатления, например, «безбрежное море», «пот катился градом». (В русской литературе встречается написание этого термина как «ипербола»). Противоположное значение — «Литота».

ГОЛОС, совокупность звуков, различных по силе, высоте, тембру, — основное ораторское средство достижения цели в процессе риторического (ораторского) выступления. Мужские голоса: тенор (самый высокий), бас (низкий), баритон (средний между ними), женские: сопрано (высокий), меццо-сопрано (низкий).

ГРАДАЦИЯ (лат.), или «нанизывание»: постепенный переход от одного состояния к другому при нарастании качества (или наоборот) для усиления эффекта речи, например, «победил, разгромил, уничтожил».

ГРАССИРОВАТЬ (франц.), невыговаривание звука «р», непривычное для русской речи произнесение его картаво, «картавить».

ДЕКЛАМАЦИЯ (лат.), упражнение в ораторском произношении, искусство выразительного чтения (речи) вслух, а может быть и малосодержательная, напыщенная речь, выступление оратора и пр.

ДИАЛОГ (греч.), беседа между двумя лицами, основная форма ораторской деятельности при ответах на вопросы.

ДИГРЕССИЯ (лат.), отступление, отклонение от темы выступления.

ДИКЦИЯ (лат.), произношение, манера, с которой оратор произносит звуки, слоги, слова и фразы в ходе выступления.

ИДИОМА (греч.), словосочетание, свойственное данному языку, например, «бить баклуши», «спустя рукава», «попасть в просак».

ИМПРОВИЗИРОВАТЬ (итал.), произносить речь без видимой подготовки, как правило, опираясь на свой предыдущий ораторский опыт.

ИНВЕКТИВА (лат.), речь с бранью, с оскорблениями в чей-нибудь адрес.

ИНВЕРСИЯ (лат.), перестановка слов в предложении с целью изменить оттенки смысла фразы, например, «Завтра лекция в шесть часов» и «Завтра лекция часов в шесть». В первом примере — время начала фиксировано, во вто¬ром — оно приблизительно.

ИНТОНАЦИЯ (лат.), тон речи, повышение и понижение голоса оратора (для выражения просьбы, гнева, жалости, усталости, радости и пр.).

ИПЕРБОЛА — см. Гипербола.

ИРОНИЯ (греч.), тонкая скрытая насмешка, в стилистике — речевой оборот, в котором слова противоречат смыслу, например, «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - слова Лисы, обращенные к Ослу (И.А. Крылов).

КАКОФОНИЯ (греч.), звучание, неприятное для слуха. Иногда может использоваться для исправления ошибок в речи оратора с учетом недостатков, выявленных в примерах какофонии, по принципу: «Так делать не нужно!».

КАЛАМБУР (франц.), игра слов, основанная на их сходном звучании, например: «Осип охрип, а Архип осип».

КАТАХРЕЗА (или катахрезис) (греч.), соединение противоречивых или несовместимых понятий, например: «красные чернила», «ужасно обрадовался».

КЛАУЗУЛА (лат.), конец речевого отрезка, звуковой или стилистической форме которого оратор придает особо важное значение исходя из собственных творческих замыслов, желая придать клаузуле наиболее эффектную форму.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат.), включение подробностей одного события в изложение другого, «лирическое отступление» от основной темы выступления.

КОНТРАДИКЦИЯ (лат.), противоречие в суждении, противоречивое высказывание, противоречие вообще.

КОПИРОВАТЬ (лат.), подражать, стараться не отступить от образца, сделать копию (копия — запас, множество).

КУЛЬМИНАЦИЯ (лат.), наиболее напряженный момент речи, сравнения, доказательства, связанный с ее содержанием, с логикой изложения.

ЛАКОНИЗМ (греч.), краткое и четкое выражение своих мыслей, что (по преданию) умели делать жители Лаконии (Спарта).

ЛЕКИФ (лат.), термин Марка Туллия Цицерона для обозначения любых приемов, способствующих украшению речи (анафора, риторический вопрос и др.). В первоначальном смысле — небольшой изящный сосуд (флакончик) для благовоний (розового масла).

ЛЕКСИКОН (греч.), словарь, запас слов, которым владеет отдельный человек; принято считать, что для туриста нужно знание около полутора тысяч слов на языке страны пребывания, для чтения газеты — до 4—5 тыс. слов, для чтения художественной литературы — до 10 тыс. и более. Если средний словарь содержит в себе около 100 тыс. слов, то мало читающий человек оперирует, как правило, в повседневной жизни примерно двумя-четырьмя процентами лексикона

ЛИТОТА (литотес) (греч.), оборот речи, обратный гиперболе — преуменьшение значения явления, события и пр., например: «мальчик-с-пальчик», «корова ростом с козу».

ЛОГОГРИФ (греч.), игра, в ходе которой получается несколько слов при перестановке или при выбрасывании отдельных букв из данного слова, например: «крона, Рона, она, на».

ЛОГОПАТИЯ (греч.), пороки речи, например, заикание, шепелявость, картавость и пр. ЛОГОПЕДИЯ (греч.), наука и приемы для исправления логопа¬тии.

МАНЕРА (франц.), отличительная черта стиля оратора, его особенности при говорении, в умении держаться на трибуне.

МЕДИТАТИВНАЯ (лат.) речь, речь, способствующая раздумию, размышлениям, например, у А.С. Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»

МЕТАБАЗИС (лат.), софистический прием в споре, связанный с отклонением от обсуждаемого вопроса и подменой его другим вопросом (тезисом), например: «В огороде бузина, а в Киеве — дядько» (как принято говорить в таких случаях).

МЕТАЛЕПСИС (лат.), перенос значения слова по части на целое, например: «Как десять жатв прошло, взята пространная Троя» (т.е. по слову «жатва» подразумевается «лето», а по «лету» — целый «год»). Следовательно, нужно понимать: «Как десять лет прошло, взята пространная Троя». Но первый вариант оригинальнее по стилю, в нем использован реже встречающийся оборот.

МЕТАФОРА (греч.), всякое ино¬сказание, употребление слова или выражения в переносном смысле по сходству или по контрасту, например: «говор волн», «восковая келья» (улей). Метафора наиболее часто используется в ораторской деятельности.

МЕТОНИМИЯ (греч.), оборот речи (троп), основанный на заме¬не одного слова другим при обыгрывании смежности двух поня¬тий. Например: «лес поет» (вместо — «поют птицы в лесу»), «читать Пушкина» («читать про¬изведения А.С. Пушкина»).

МНОГОСОЮЗИЕ, см. Полисиндетон.

МОНОЛОГ (греч.), речь одного лица, выступление оратора перед аудиторией, процесс речи одного человека, непрерывное выступление по данной теме.

МУЛЬТИЛОГ, беседа между несколькими людьми, групповое обсуждение проблемы, круговое высказывание по теме (тезису), выявление различных точек зрения.

НЮАНС (франц.), оттенок, едва заметный переход в интонациях, в темпе, в тембре и т.п., который может быть заметен понимающему человеку, сведущему в риторике, специалисту.

НЮАНСИРОВАТЬ (франц.), оттенять деталями, делать в речи едва заметные переходы, отступления, пояснения, ценимые знатоками, оттачивать тончайшие особенности (детали).

ОКСИМОРОН (греч. - остроумно-глупое), стилистический оборот, состоящий в подчеркнутом соединении противоположностей, несоединимых слов, например, «Живой труп» — Л.Н. Толстого, «Жар холодных чисел» — А. Блок. Его можно сравнить с катахрезой.

ОМОНИМЫ (греч.), слова с одинаковым звучанием, но разным значением, например, «коса» (для сенокоса) и «коса» (из волос).

ОМОФОНЫ (греч.), слова с одинаковым звучанием, но с разным написанием и разным значением, например, «плот» и «плод».

ОРАТОР (лат.), умеющий говорить «красно», влияющий на аудиторию, умеющий убедить ее. ОРИС (лат.), рот. От этого слова происходят слова «оратор», «ораторский», «оранта» и др.

ОРФОЭПИЯ (греч.), образцовое литературное произношение, изучение правил и практики правильного произношения.

ПАРАДИГМА (греч. — пример, образец), в языкознании система форм одного слова по присущим ему категориям, образец типа склонения или спряжения, например, «я хочу», но «мы хотим» или «я могу», но «мы можем».

ПАРАЛЛЕЛИЗМ, сходное распо¬ложение двух действий, двух сюжетов, например, «В синем море волны плещут, В синем небе звезды блещут» (А.С. Пушкин).

ПАРАЛОГИЗМ (греч.), ложное умозаключение в результате непреднамеренной логической ошибки, случайное (досадное) нарушение законов мышления.

ПАРИРОВАТЬ (франц.), отражать доводы противника при обсуждении проблемы, при ответах на вопросы. Для успешного решения такой задачи нужно заранее определять возможные выпады противника и готовить наиболее удачные ответы.

ПАРАНОМАЗИЯ (греч.), стилистическая фигура обыгрывания нескольких созвучных слов, но разных по значению, например: «Он не глух, а глуп», «Ты сер, а я, приятель, сед».

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (франц.), деление фразы на самые краткие отрезки, отделяемые голосом, паузами друг от друга, например: «И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» (П.Г. Антокольский). Каждое слово становится отдельным предложением.

ПАССАЖ (франц.), отдельное яркое место в тексте, в речи.

ПАРАФРАЗА (греч.), адаптация, сокращенное изложение больших худ. произведений. ПЕРИФРАЗ (греч.), передача смысла другими словами, замена прямого названия описанием для большей наглядности, эмоциональности, точности, например: вместо «он пошел к себе домой» (фраза безликая) лучше сказать: «старик поплелся в свою каморку» (конечно, с учетом ее реального содержания).

ПЛЕОНАЗМ (греч.), многословие, стилистический прием, содержащий однозначные и как бы излишние слова, например: «тем¬ный мрак», «я плачу и проливаю слезы», «во саду ли, в огороде», «тройка мчится, тройка скачет».

ПОЛЕМИКА (греч.), спор в печати, на собрании по проблеме, по теме, по вопросу между двумя или несколькими ораторами.

ПОЛИСИНДЕТОН (греч.), многосоюзие, т.е. стремление к многократному использованию союзов, например, у А.С. Пушкина: «И плащ, и стрела, и лукавый кинжал...» Противоположное значение — Асиндетон.

ПРОКЛИТИКА (греч.), безударное слово, стоящее перед ударным, например, в словах «подо мною» — первое слово не несет на себе ударения и является
«проклитикой», второе слово находится под ударением. Противоположное значение — Энклитика.

РЕЗОНЕР (франц.), человек, любящий вести длинные речи, рассуждения, преимущественно нравоучительного характера, говорить нудно и неинтересно.

РЕПЛИКА (франц.), краткое возражение, быстрый ответ, замечание с места по ходу выступления оратора.

РЕФРЕН (франц.), повторяющаяся несколько раз мысль, фраза, строчка, стремление вернуться к чему-нибудь.

РЕЧЬ, речевая деятельность, средство общения между людьми, результат этой деятельности (произ¬ведения).

РИТМ (греч.), чередование более быстрых и более медленных мест в ораторской речи. Скорость формулирования отдельной мысли, абзаца, доказательства, примера — это темп. Как правило, в риторике ис¬пользуется термин «темпо-ритм». У опытного оратора темпо-ритм бывает индивидуальным, характерным для него.

РИТОРИКА (греч.), теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

СИМПЛОКА (греч.), стилистическая фигура повторения, состоящая в том, что два отрезка речи имеют сходные начала и окончания, например, «Или ты меня не знал, или я тебя не знал».

СИНЕКДОХА (греч.), стилистический оборот использования части (меньшего) вместо целого (большего, или наоборот), например, «пропала моя головушка» вместо «я пропал» или «защита требует оправдания подсу¬димого» вместо «защитник требует...» или «к нему и птица не летит и зверь не идет» вместо «птицы» и «звери».

СИНОНИМЫ (греч.), слова, разные по звучанию, но близкие по значению, например, базар, рынок, ярмарка.

СКАНДИРОВАТЬ (лат.), громко и отчетливо произносить слово, слова, фразы, разделяя их на слоги, можно использовать как тренировочное упражнение для совешенствования техники оратор¬ской речи.

СОЛЕЦИЗМ (греч.), неправильный языковый оборот, не нарушающий смысла высказывания, иногда используется для создания стилистического эффекта, характеристики действующего лица, на¬пример, «Сколько время?». С точ¬ки зрения норм литературного русского языка так сказать нельзя, нужно: «Который час?». Следовательно, данный пример характеризует малую риторическую культуру говорящего.

СОФИЗМ (греч.), умышленно ложное построение умозаключения, основанное на двусмысленности понятий, на выхватывании отдельных сторон рассматривае¬мого явления. Случайная, непредумышленная логическая ошибка — паралогизм.

СОФИСТ (греч.), оратор, пользующийся софистикой, не стремящийся к постижению истины.

СОФИСТИКА (греч.), рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов).

СТИЛЬ (лат.), совокупность основных отличительных особенностей в манерах, в приемах, в логике оратора во время его выступления.
С античных времен в стиле различаются два основных направления: а) аттическое, характерное точным, сжатым и кратким изложением вопроса, и б) азианическое, предполагающее рассказ подробный, с отклонениями, афоризмами, намерение не столько сообщить, сколько — взволновать. В крайних случаях аттическое направление вырождалось в сухой, бледный, нудный пересказ, а азианическое — в краснобайство и болтовню без элементарного плана и смысла, в разговоры «ни о чем». Плиний Младший предпочитал «смешанный стиль». Очевидно, что в наше время следует избегать любых риторических крайностей при выработке своего собственного стиля.
Сторонники аттического стиля (в литературе еще встречается термин «аттикизм») считали азианизм «порчей» классического греческого стиля под «азиатским влиянием».

СРАВНЕНИЕ, ораторский прием, слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета (явления, события, персонажа и пр.) другому, одной ситуации — другой, нередко связывающее их словами «как», «как будто», «вроде» и т.п. Например, «он работает, как негр», «был голодный, как волк», «устал, как собака», «избит, словно солома».

СХОЛАСТИКА (лат.), абстрактные бесплодные рассуждения, формальные высказывания, оторванные от жизни, в ораторской практике — сухое, неинтересное выступление лектора.

СЮЖЕТ (франц.), совокупность явлений, фактов, характеров, которые в сумме своей могут быть темой для выступления оратора, послужить основной для подготовки плана для выступления.

ТАВТОЛОГИЯ — (греч.), сочетание и повторение одних и тех же близких по смыслу слов. Иногда используется как ораторский прием для объяснения трудного доказательства, сложного теоретического материала в надежде на то, что аудитория лучше усвоит излагаемое.

ТЕЗИС (греч.), положение, утверждение, которое ритор или оратор намерен доказать, защитить или опровергнуть.

ТЕМП, см. Ритм.

ТЕХНИКА РЕЧИ, совокупность приемов, применяемых в ходе устного выступления, практическое владение этими приемами.

ТИРАДА (франц.), часть речи, длинная фраза, произнесенная в приподнятом тоне, яркая реплика, запоминающееся место в выступлении.

ТОН (греч.), степень напряженности голоса оратора, его оттенки и особенности, присущие только данному человеку.

ТОПИКА (греч.), общее место в речи, избитое место в системе доказательств. В риторике Древнего мира — учение о разработке общих закономерностей, основных положений при подготовке вы¬ступления, общих приемов подхода к теме. Этим термином называется один из логических трактатов Аристотеля.

ТРАКТОВАТЬ (лат.), толковать, обсуждать, излагать тему, вопрос, проблему, тезис.

ТРОП (греч.), слово или фраза в переносном значении, например, метафора, синекдоха, аллегория, гипербола, литота и др.

ФАКТ (лат.), твердо установленное основание, на кото¬ром строятся доказательство, рас¬суждение, теория.

ФАКТОР (лат.), причина, движущая сила, лежащая в основе со¬бытия, явления, ставшая сюжетом для оратора

ФИГУРА (лат.), необычайный оборот речи, усиливающий ее эмо¬циональное воздействие, напри¬мер, инверсия, анафора, анаколуф и др.

ФИЛИППИКА (греч.), серия обличительных гневных речей Де¬мосфена простив царя Македонии Филиппа, позднее — любая гневная речь, направленная против известной личности.

ФОНЕТИКА (греч.), наука, изу¬чающая звуковую сторону языка.

ФРАЗА (греч.), законченный обо¬рот речи, предложение, из суммы которых состоит публичное вы¬ступление оратора.

ФРАЗЕРСТВО, пустословие, бол¬товня, пристрастие к громким, но бессодержательным словам, фра¬зам, выражениям.

ХРИЯ, нравоучение, выражение нравоучения посредством спе¬циальной организованной фразы, например, «Живи, поминая смерть» (Персии), превратившееся в знаменитое латинское выражение «мементо море» («помни о смерти»). М.В. Ломоносов различал многие стороны использования хрии в речи.

ЭВФЕМИЗМ (греч.), - употребление выражения более мягкого вместо грубого или непристойного, например, «не сочиняйте», «не выдумывайте» вместо «не врите».

ЭВФОНИЯ (греч.), благозвучие речи, отсутствие в ней грубых слов, выражений, неприличных словосочетаний.

ЭВФУИЗМ (англ.), напыщенность, вычурность речи, жеманный, ма¬нерный стиль выступления.

ЭКЗЕГЕЗА (греч.), толкование трудных малопонятных фраз, текстов, сокрытых мыслей.

ЭКСКУРС (лат.), отступление от главной темы выступления, освещение второстепенного вопроса, вопросов.

ЭКСПРЕССИЯ (лат.), выразительность в самом широком смысле, живость и яркость выступления.

ЭКСПРОМТ (лат.), короткая речь, произнесенная без видимой подготовки, вдруг, внезапно, т.е. экспромтом.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (лат.), распространение определенных понятий, относящихся к одной области знаний (одному отрезку времени), на другую область (время).

ЭЛЛИПС(ИС) (греч.), стилистическая фигура, опущение слов, которые могут легко подразумеваться в речи, например, «я — домой» вместо «я пойду домой».

ЭЛОКВЕНЦИЯ (лат.), красноречие, само ораторское искусство. Сейчас этот термин употребляется довольно редко, ранее — постоянно.

ЭЛОКУЦИЯ (лат.), учение о стилях: высоком, низком и среднем, о том, как подойти к формированию такого стиля. ЭМФАЗА (греч.), напряжение речи с целью ее большей экспрессии, оптимальное использование в выступлении риторических приемов.

ЭНКЛИТИКА (греч.), слово, утратившее собственное ударение и стоящее позади ударного слова, к которому оно примыкает, образуя с ним единое целое, например, частица «то» в выражениях: «мой-то, тот-то» или, например, в вы¬ражении: «куда же вы?». Противоположное явление — Проклитика.

ЭНТИМЕМ(А) (греч.), использование аргумента (рассуждения), недостающая часть которого очевидна, понятная без объяснений (подразумевается без труда). Только на первый взгляд энтимем(а) похож(а) на Элаипс(ис). Энтимем(а) опускает часть доказательства, Эллипс(ис) опускает отдельное слово (слова).

ЭПИСТРОФА (греч.), риторическая фигура, состоящая из повто¬рения одного и того же слова, сочетания слов, оборота. Использование этой фигуры требует от оратора осторожности.

ЭПИТЕТ (греч.), определение, которое прибавляется к названиюпредмета (лица) с целью подчеркнуть его наиболее характерные свойства (особенности), например, «шелковые кудри», «чистое поле», «парус одинокий».

ЭПИФОРА (греч.), совпадение конечных частей нескольких фраз, строк, например, рифмы. Фигура, обратная эпифоре, — анафора.

ЭРИСТИКА (греч.), искусство вести спор, заниматься полемикой, энергично и эффективно отстаивать свою точку зрения.

ЯЗЫК, важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением, реализуется и существует в речи. Можно говорить о языке А.С. Пушкина, о языке ИЛ. Андроникова, о языке конкретного оратора или ритора.

ЯРЛЫК, жалованная грамота татарского хана, в целом — любое клеймо, «навешивание ярлыков» — обвинения в адрес оппонента, сбор сведений, порочащих оппонента, нередко обвинений голословных, не подтвержденных документами.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Курсы по социологии Методика преподавания социологии Словарь по риторике