Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Схема анализа семинарского занятия

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
18.01.11 14:42

Схема анализа семинарского занятия:

1. Место семинарского занятия среди других занятий по курсу, темы, его взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки учащихся.
2. Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.
3. Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства студентов:
- своевременность информирования студентов о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями обучаемых;
- система подготовки: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультации, работа консультантов, творческих групп, использование материалов учебных пособий, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать);
- разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, архивах, учреждениях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).
4. Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся:
- четкость определения темы и цели семинара;
- психологическая подготовка студентов к обсуждению вопросов;
- формы стимулирования их активности и познавательного интереса;
- соотношение деятельности преподавателя и студентов; краткость и целенаправленность вводного слова преподавателя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.

Полезным и доступным может стать использование валеологического анализа занятия с количественно-качественными оценками по специальным критериям:
1. Объем нового материала: количество новых понятий, правил, законов, узловых вопросов и т.п., частота их упоминаний в ходе занятия.
2. Объем повторительного материала: на каких этапах занятия, количество ответов студентов, форма предъявления студентами своих знаний, выполненных работ и пр., способы контроля.
3. Насыщенность учебными действиями: количество или деятельность выполнения - слушания, записывания, переписывания, разбора, анализа, чтения, наблюдения, решения задачи и упражнения, ответов с места, ответов с выходом к доске и т.п.
4. Характер выполняемой работы: воспроизведение без изменений, реконструктивное воспроизведение, объяснение, логические операции, умозаключение, выполнение по типовым правилам, выполнение с изменением условий, элементы переноса и творчества.
5. Уровень эмоциональности и интереса: количество заданных учащимися вопросов, примеров, аналогий; участие в обсуждении — менее 1-3 учащихся, больше 3 учащихся класса, больше половины.
6. Проявление тревожности и утомления: признаки беспокойства, страха, агрессивности; формы поддержания контакта и общения; способы контроля и оценивания, отношение учащихся к оценкам и замечаниям; признаки сонливости, отвлечения, увеличение количества не верных ответов и на каких этапах занятия они отмечены.
7. Способы и приемы, применяемые для оптимизации учебного процесса и состояния учащихся: личное общение, смена темпа, физкультурные паузы, гимнастика для глаз, элементы юмора, минизадания, состязания и др.
8. Динамика состояния преподавателя: эпизоды, вызвавшие положительные эмоции или чувство тревоги, неудовольствия, напряженности, и их влияние на взаимоотношения и на учебный процесс.
При составлении заключения по занятию надо оценить общий уровень нагрузки и сбалансированность различных сторон учебной работы. Так, например, при большом объеме или сложности нового материала целесообразно уменьшить количество учебных действий, выполняемых учащимися на уроке, и наоборот.
Экспериментальное применение валеологического анализа учителями в педагогической практике показало глубокое понимание ими полезности методики такого анализа.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Курсы по социологии Методика преподавания социологии Схема анализа семинарского занятия