Схема анализа семинарского занятия:
1. Место семинарского занятия среди других занятий по курсу, темы, его взаимосвязь с ними. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки учащихся. 2. Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение. 3. Методика подготовки семинара, ее сориентированность на привлечение к активному участию большинства студентов: - своевременность информирования студентов о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями обучаемых; - система подготовки: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультации, работа консультантов, творческих групп, использование материалов учебных пособий, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать); - разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, рецензирование, оппонирование, задания для сбора материалов в музеях, архивах, учреждениях, интервьюирование, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.). 4. Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей учащихся: - четкость определения темы и цели семинара; - психологическая подготовка студентов к обсуждению вопросов; - формы стимулирования их активности и познавательного интереса; - соотношение деятельности преподавателя и студентов; краткость и целенаправленность вводного слова преподавателя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.
Полезным и доступным может стать использование валеологического анализа занятия с количественно-качественными оценками по специальным критериям: 1. Объем нового материала: количество новых понятий, правил, законов, узловых вопросов и т.п., частота их упоминаний в ходе занятия. 2. Объем повторительного материала: на каких этапах занятия, количество ответов студентов, форма предъявления студентами своих знаний, выполненных работ и пр., способы контроля. 3. Насыщенность учебными действиями: количество или деятельность выполнения - слушания, записывания, переписывания, разбора, анализа, чтения, наблюдения, решения задачи и упражнения, ответов с места, ответов с выходом к доске и т.п. 4. Характер выполняемой работы: воспроизведение без изменений, реконструктивное воспроизведение, объяснение, логические операции, умозаключение, выполнение по типовым правилам, выполнение с изменением условий, элементы переноса и творчества. 5. Уровень эмоциональности и интереса: количество заданных учащимися вопросов, примеров, аналогий; участие в обсуждении — менее 1-3 учащихся, больше 3 учащихся класса, больше половины. 6. Проявление тревожности и утомления: признаки беспокойства, страха, агрессивности; формы поддержания контакта и общения; способы контроля и оценивания, отношение учащихся к оценкам и замечаниям; признаки сонливости, отвлечения, увеличение количества не верных ответов и на каких этапах занятия они отмечены. 7. Способы и приемы, применяемые для оптимизации учебного процесса и состояния учащихся: личное общение, смена темпа, физкультурные паузы, гимнастика для глаз, элементы юмора, минизадания, состязания и др. 8. Динамика состояния преподавателя: эпизоды, вызвавшие положительные эмоции или чувство тревоги, неудовольствия, напряженности, и их влияние на взаимоотношения и на учебный процесс. При составлении заключения по занятию надо оценить общий уровень нагрузки и сбалансированность различных сторон учебной работы. Так, например, при большом объеме или сложности нового материала целесообразно уменьшить количество учебных действий, выполняемых учащимися на уроке, и наоборот. Экспериментальное применение валеологического анализа учителями в педагогической практике показало глубокое понимание ими полезности методики такого анализа.
|