Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Методы социального программирования

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
26.12.10 00:49

В.Н. Минина
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Учебное пособие 
Издательство Санкт-Петербургского университета
1999
Минина В.Н. Методы социального программирования: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. - 60c.
В учебном пособии рассматриваются методы разработки целевых комплексных социальных программ. Особое внимание уделяется диагностике социальных проблем, методам построения целевой структуры социальной программы и обоснования программных решений. Пособие предназначено для студентов социологических факультетов.

О г л а в л е н и е
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

Глава 1. Диагностика социальных проблем . . . . . . . . . . . . . . 9

§ 1. Метод диагностики и диагностическая процедура в социологии . . . .  -

§ 2. Диагностика социальных проблем как метод социального программирования . . .  14

Глава 2. Критерии и методы обоснования программного решения социальных проблем . . .25

§ 1. Обоснование перечня проблем, подлежащих решению программным способом . . . . . . -

§ 2. Методы программного решения социальных проблем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  29

Глава 3. Методы формирования целевой структуры социальной программы . . . . . . . . . . . 43

Рекомендуемая литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

В в е д е н и е

Целевые комплексные программы являются важнейшим инструментом социального управле-ния. В настоящее время они играют ведущую роль в регулировании социальных процессов (занятость, трудовая мобильность, миграция, поддер-жание социального порядка и др.) и решении ак-туальных социальных проблем (бедность, бездомность, преступность, национальные конфликты и др.). Само же социальное программирование по-степенно превращается в управленческую техно-логию, что требует обоснования и поэтапного применения методов разработки программных решений.
Как социальная технология программирование представляет собой организованную на принци-пах рациональности социальную деятельность по реализации стратегических целей на основе согла-сования интересов различных субъектов, коорди-нации их совместных действий, концентрации и целевого распределения трудовых, материальных, финансовых, информационных ресурсов, а также ресурса времени. Эта деятельность охватывает ту часть процесса социального целеполагания, кото-рая связана с поиском и применением наиболее эффективных средств достижения общих целей.
С содержательной точки зрения программирование включает: 1) постановку управленческой задачи исходя из анализа стратегических целей социального развития и проблем их достижения при сложившейся социальной структуре и сохраняющейся системе управления; 2) разукрупнение данной задачи на составные части; 3) их упорядо-чение и взаимную увязку; 4) установление при-оритетов в совокупности задач; 5) выделение ведущего звена; 6) определение условий и ограничений на решение комплекса сформулированных задач; 7) формирование соответствующих управ-ленческих стратегий и сценариев; 8) обоснование организационно-экономического механизма реа-лизации намеченных сценариев; 9) оценку ожи-даемых последствий от применения выбранных стратегий; 10) выработку управленческих реше-ний, направленных на осуществление запрограм-мированных действий.
Перечисленные действия отражают логику по-строения и воплощения в жизнь целевых ком-плексных программ, которую можно описать с помощью последовательности взаимосогласован-ных этапов. К ним относятся: а) анализ социальной ситуации; б) обоснование и постановка целей программы; в) разработка проектов подпрограмм и разделов программы; г) их взаимная увязка и разработка единого проекта программы; д) обсуждение и утверждение проекта программы; е) реализация принятой программы.
На каждом из названных выше этапов приме-няются вполне определенные методы. Так, при анализе социальной ситуации целесообразно ис-пользовать диагностику социальных проблем, концептуальное моделирование, анализ политик. На этапе постановки целей социальной програм-мы наиболее значимыми являются методы деком-позиции и ранжирования. На этапе разработки проектов подпрограмм и отдельных разделов про-граммы - имитационное моделирование, ситуаци-онный анализ, нормативный, балансовый, опти-мизационный методы, метод вариантных (после-довательных) приближений, а также программные оценки. Реализация программных мероприятий будет успешной при условии эффективного при-менения методов организационного проектирова-ния, сетевого планирования, контроля и стимули-рования.
Методы, которые необходимо использовать в социальном программировании, можно с опреде-ленной степенью условности свести в семь групп и представить в виде табл. 1.  
Таблица 1
Методы                  Содержание                      Область приме-нения
1                               2                                           3
1. Аналитические 2. Диагностика социальных проблем, ситуационный анализ, анализ политик, программные оценки (соотношение результатов и затрат), факторный анализ. 3. Определение перечня про-блем, подлежа-щих программ-ному решению; разработка кон-цепции и сцена-риев програм-мы; контроль за реализацией программы

1. Моделирования 2. Концептуальное, математическое, графическое мо-делирование 3. Анализ социальной ситуации; построение целевой, обеспечивающей и организационной структур программы

1. Декомпозиции 2. Построение дерева целей, марицы систем 3. Формирование целевой структуры программы

1. Игровые 2. Методы математической теории игр, деловая игра, мозговая атака 3. Формирование системы мероприятий программы, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, согласование управленческих решений, принимаемых в процессе программирования

1. Экспертные 2. Ранжирование, метод Дельфи, деловое совещание, конференция 3. Распределение ресурсов программы; согласование вариантов решения поставленных задач; выбор наилучшего решения

1. Плановых расчетов 2. Нормативный, балансовый, вариантных, последовательных приближений, оптимизационный, метод критического пути 3. Постановка целей; построение ресурсной и организационной структур программы

1. Прогнозных обоснований 2. Метод социальных образцов, экстраполяция, сценарный метод, трендовое моделирование 3. Постановка целей; построение обеспечивающей и результирующей структуры программы, оценка последствий и эффективности программных мероприятий

По содержанию аналитические методы представляют собой различные аспекты системного анализа, который лежит в основе разработки и реализации целевых комплексных программ. Ис-пользование данных методов позволяет опреде-лить тип, характер и структуру проблемы; очер-тить программный объект и выявить составляющие его элементы, а также связи между ними; охарактеризовать место программного объекта в системе более высокого порядка; установить ис-точники и тенденции его развития; обосновать возможности и направления управленческого воз-действия на него, а также ожидаемые последствия от реализации той или иной стратегии его развития.
Методы моделирования - это способы получения и анализа значимой информации о про-граммируемых процессах и объектах. Модели, яв-ляющиеся результатом моделирования, отражают те свойства оригинала, которые наиболее значимы для исследователя (разработчика). В социальной практике применяются и физические и абстракт-ные модели. В программировании - только абст-рактные. К ним относятся концептуальные языко-вые (вербальные), математические (аналитические и имитационные) и графические (графы, графики, логические схемы). Используемые в программи-ровании модели подразделяются на статические и динамические (в зависимости от учета фактора времени); детерминированные и стохастические (в зависимости от соотношения необходимых и случайных условий); непрерывные и дискретные (в зависимости от характера математических схем). Все они служат источником информации, на базе которой вырабатываются управленческие решения в адрес программного объекта, направ-ленные на осуществление цели и задач конкрет-ной программы.
Методы декомпозиции предназначены для конкретизации целей, придания им вида, удобного для управления. Они направлены на то, чтобы сделать цели обозримыми, доступными для вос-приятия как руководства к действию и вполне оп-ределенными для организации управленческого контроля.
Игровые методы представляют собой определенным образом организованную совокупность приемов мобилизации деятельности экспертов, включенных в процесс подготовки управленче-ского решения для достижения поставленных це-лей. Игра в программировании - это имитация действий участников программы на модели про-граммного объекта. Применение данной группы методов способствует повышению качества, согласованности разрабатываемых в рамках про-граммы управленческих решений благодаря объе-динению и комбинированию творческих усилий различных специалистов.
Использование экспертных методов связано с решением задачи выбора в тех случаях, когда формальные критерии не приемлемы или мало эффективны. Эта группа методов предназначена для выявления индивидуальных и групповых предпочтений в целевых решениях и конкретных действиях, для оценки тех или иных вариантов развития программного объекта.
Плановые расчеты необходимы для увязки целей и ресурсов, для согласования действий субъектов различной ведомственной подчиненно-сти и территориальной принадлежности, участ-вующих в конкретной программе. С помощью данной группы методов осуществляются распре-деление ресурсов между исполнителями и коор-динация деятельности последних.
Методы прогнозных обоснований позволяют учесть многообразие возможностей развития про-граммного объекта, неоднозначность последствий реализации выбранного варианта изменений и связанной с ним стратегии управления, поскольку опираются не только на сложившиеся в прошлом тенденции и закономерности, но также принима-ют в расчет влияние фактора будущего на сегодняшнее положение дел. Прогнозные обоснования используются для постановки целей программы, для разработки ее сценариев, отражающих течение событий в зависимости от сочетания необходимых и случайных условий, для оценки послед-ствий реализации конкретных управленческих решений.
Многие из названных выше методов хорошо знакомы студентам. Они подробно разбирались в других курсах. Это относится к некоторым из аналитических, экспертных методов, моделированию, методам прогнозных обоснований и плановых расчетов. Поэтому в настоящем пособии основное внимание будет уделено только тем из них, кото-рые получили развитие в связи с разработкой и реализацией целевых комплексных программ и которые отражают сущность программирования.
Учебное пособие состоит из трех глав. В пер-вой подробно освещается метод диагностики со-циальных проблем, позволяющий выявлять, типо-логизировать, структурировать социальные про-блемы и исходя из этого определять наиболее предпочтительные варианты их решения. Во второй главе рассматриваются методы, используемые для разработки конкретных проектов и подпрограмм. Третья глава посвящена характеристике методов формирования целевой структуры про-граммы, выполняющей роль ее «несущей конст-рукции».
Предлагаемая читателю логика изложения ма-териала дает представление о том, как следует разрабатывать программы по решению актуаль-ных социальных проблем, являющиеся наиболее востребованными в современной социальной си-туации.
Надеюсь, что данное пособие будет полезно для студентов, изучающих курс «Социальное про-граммирование».

Г л а в а 1. Диагностика социальных проблем

§ 1. Метод диагностики и диагностическая процедура в социологии
Решение социальных проблем программным способом предполагает наличие развитой методологической и методической базы системного исследования общества и отдельных его структурных образований. Теоретическое конструирование проблем (концептуальное моделирование) - очень важная, но не единственная задача разработки методологии социального программирования. Не менее значимым является использование диагностической процедуры, которая, с одной стороны, позволяет устанавливать соответствие между теоретическим конструктом (как латентным признаком) и его эмпирическими индикаторами или же концептуализировать некоторые синдромы, имеющие место в реальной действительности, а с другой - дает возможность, используя научное знание, осуществлять контроль за состоянием социального объекта или процесса, а также его регулирование. 
Диагностическая процедура, равно как и термин "диагностика", впервые был введен в медицине. Диагностика (diagnostikos) в переводе с греческого означает "способный распознавать". Именно в этом смысле трактовалось изначально и соответствующее понятие. Сама же процедура применялась для определения характера и степени сложности заболевания на основании разностороннего обследования пациента. По мере развития медицинской науки и связанного с ним обогащения теоретической концепции заболевания диагностика превратилась в надежный метод целенаправленного, комплексного исследования объекта (процесса), на базе которого формировались эффективные средства борьбы с болезнями. 
Впоследствии данный метод был заимствован другими науками и применен в различных сферах человеческой деятельности, в том числе в технике, биологии, агрономии, физике, информатике, психологии, оргпроектировании. Как показывает опыт, его широкое использование в разных областях дает положительные результаты, поскольку в нем реализуется принцип системности, комплексности исследования объекта. Диагностика выступает как разновидность системного анализа, ее достоинство - в целостном видении объекта и комплексной оценке влияния различных факторов на состояние и динамические характеристики этого объекта. 
Становление и развитие метода диагностики в социологии имеет свою традицию. Исторически сложилось так, что он формировался в рамках двух направлений научных исследований: количественном социологическом измерении и прикладной социологии, - что наложило определенный отпечаток на трактовку его содержания и функций. 
В первом случае диагностика рассматривается как процедура измерения и предназначается для сопоставления, выявления связи, зависимости между латентными (внутренними, скрытыми), неизмеримыми переменными и их эмпирическими индикаторами. "...диагностическая процедура, - отмечает Г.С. Батыгин, - не просто терминологическая транспозиция внешнего языка на язык внутренний, но искусное оперирование внешними измерениями с целью вызвать наружу дух действительности." Генезис данного метода применительно к развитию теории и практики количественного измерения в социологии представлен достаточно полно в работе И.Ф. Девятко. Становление диагностики связано с первыми попытками измерить социальные установки людей, которые были осуществлены американскими учеными Терстоуном, Ликертом, Гутманом и другими в начале нынешнего столетия. 
Первоначально концепция измерения строилась на основе систематического приписывания чисел совокупности наблюдений, которое отражало положение каждого члена совокупности на континууме переменного качества (концепция шкалирования). В этой концепции диагностическая процедура выполняла функцию оценки степени релевантности операциональных определений "конструкта" его действительному содержанию. При этом признавалось, что между латентной и явными переменными существует однозначное соответствие. Поэтому главная задача состояла в формировании множества явных переменных, возможности решения которой связывались с разработкой надежного экспериментально-измерительного инструментария (анкеты, бланки интервью и т.п.). 
Операциональный подход в социологическом измерении был подвергнут серьезной конструктивной критике со стороны Лазарсфельда и других известных социологов, которые предложили "симптоматическую" концепцию измерения. В ней признается вероятностный, нелинейный характер связи между "конструктом" и его индикаторами-симптомами. В этой связи диагностическая процедура базируется на сохранении дистанции между операциональными определениями и "истинными" концептуальными характеристиками объекта, причем наблюдения и операции интерпретируются как симптомы латентного свойства, обнаруживающего себя и иным образом. Результаты замеров трактуются не в операциональных, а в концептуальных терминах. Сам по себе симптом не имеет значения. Он приобретает таковое лишь в контексте диагностики. Его релевантность оценивается лишь в связи с концептуальной переменной. 
В современной теории социологического измерения, по мнению И.Ф. Девятко, широкое распространение получает концепция, согласно которой оценка связи латентной и явных переменных опосредована теоретической моделью причинных связей постулируемых свойств с какими-то индикаторами, которые мы можем наблюдать. Ее сторонник, американский ученый Х.Блейлок, последовательно обосновывал необходимость разработки специальной причинной теории как вспомогательной теории измерения. В соответствии с данной концепцией смысл диагностической процедуры состоит в том, что заранее строится вспомогательная теория измерения. На ее базе осуществляется изучение и оценка взаимосвязи "конструкта" и его эмпирических индикаторов. В этом случае диагностика предполагает "концептуализацию некоторых синдромов - устойчивых комплексов или групп переменных." 
Несмотря на ряд принципиальных отличий в способах исследования взаимосвязи латентных и явных переменных, во всех рассмотренных подходах суть диагностики сводится к решению задачи обнаружения объективного типа посредством наблюдения и выявления эмпирических форм его представления. 
В несколько ином ракурсе трактуется данный метод в прикладной социологии. Он рассматривается как прикладное средство социологической науки, разработка которого обусловлена практической потребностью использования фундаментального социологического знания в деятельности заводских социологов и социологов, специализирующихся в области управления социальными процессами. 
Анализ различных определений диагностики, объединенных общностью взгляда на нее как на метод прикладной социологии, проведен В.В. Щербиной в работе "Средства социологической диагностики в системе управления". Автор отмечает, что в настоящее время сложилось три подхода к ее трактовке. Согласно первому, под диагностикой понимается специфический процесс деятельности, осуществляемый на стыке науки и практики и связанный с выявлением состояния объекта с целью его изменения посредством корректирующих действий. В соответствии со вторым диагностика рассматривается как совокупность приемов и методов, создаваемых в рамках конкретной научной дисциплины для решения ее прикладных задач. Суть третьего подхода в том, что диагностика определяется как специфическая дисциплина, особое направление деятельности в рамках конкретной науки, которое обеспечивает создание средств, реализующих прикладные функции науки.  
По мнению В.В. Щербины, первое определение фиксирует внимание на практической функции диагностики, второе - на ее технологическом аспекте, а в третьем сделан упор на разделении труда в науке (одни разрабатывают средства диагностики, другие ими пользуются). 
Несмотря на различие акцентов, перечисленные выше подходы роднит то, что в их рамках диагностика рассматривается как метод фиксации состояния объекта по заданным параметрам и его оценки с точки зрения нормативной модели с целью прогнозирования и регулирования поведения данного объекта. "Сущность социологической диагностики, - отмечает В.В.Щербина, - состоит в том, чтобы обеспечить процесс оценки социального компонента организации с позиции соотнесения его состояния с необходимым для обеспечения наилучшего режима функционирования или развития организации." 
Исходя из данного определения основными средствами диагностики выступают: методики разработки социального паспорта предприятия, социальных карт коллектива, карт социального фона; методики социологического опроса; комбинированные методики, сочетающие как опросные, так и статистические методы; сложные методики сбора комплексной социальной информации для решения конкретных управленческих задач (как правило, кадровых); методики выявления позиционного конфликта; методики оценки управляемости организации и др. 
Обобщая сказанное выше, сделаем выводы. Прежде всего следует отметить, что развитие диагностики и диагностической процедуры в рамках двух направлений (социологического измерения и прикладной социологии) обусловило специфику трактовки данного метода. В первом случае сфера его применения ограничивается решением теоретической задачи распознавания латентных свойств объекта с помощью ряда индикаторов, эмпирически обнаруживающих себя и принципиально измеримых. Во втором она значительно шире и предполагает выполнение не только теоретических, но также практических функций, связанных с обоснованием и принятием управленческих решений. В то же время анализируемые трактовки диагностики в сущности не противоречат друг другу. Они не являются взаимоисключающими. Установление соотношения, связи "конструкта" и его эмпирических индикаторов, на наш взгляд, выступает необходимым условием осуществления практической функции диагностики, поскольку без измерения состояния конкретного объекта или процесса крайне затруднительно (если не сказать более, невозможно) осуществить его оценку. 
Диагностическая процедура в своем прикладном значении может быть эффективно использована для анализа социальных проблем и выработки управленческих воздействий, направленных на их разрешение. 

§ 2. Диагностика социальных проблем как метод социального программирования
В социальном управлении комплексное, системное исследование социальных проблем и на базе этого формирование перечня тех из них, по которым необходимо разрабатывать специальные программы, представляет собой актуальную теоретико-методологическую и практическую проблему, успешное решение которой способствует повышению результативности социального программирования как метода управления. 
Диагностика позволяет формировать поле проблем, находить их внутреннюю взаимосвязь, выявлять среди них ключевые, определять степень их остроты и насущности, значимость для общества и исходя из этого намечать стратегию взаимосогласованной деятельности различных субъектов социально-экономической жизни для устранения или разрешения существующих проблем. С помощью диагностики можно анализировать внутреннюю структуру конкретной проблемы, устанавливать ее истоки, стадию развития, а также оценивать величину ущерба от ее сохранения, что создает возможность более глубоко, разносторонне и взвешенно подходить к постановке целей социального управления. 
Диагностика имеет принципиальное значение для разработки целей социальных программ, выявления общей логики решения проблем, связанных с их достижением. Она сокращает вероятность ошибок, возникающих при трансформации проблем в цели, что особенно важно для определения стратегических направлений удовлетворения насущных потребностей людей. 
Диагностика дает возможность свести к минимуму элементы субъективизма в целеполагании, так как путем научного анализа устанавливается взаимосвязь различных проблем, их взаимообусловленность и соподчиненность. Исходя из этого выявляется ключевая (корневая), устранение которой приводит к решению многих других проблем. Например, в первые годы социалистического строительства в нашей стране решение проблемы электрификации позволило существенно снизить затраты живого труда и высвободить время на собственно социальное развитие (были сформированы и стали развиваться быстрыми темпами отрасли социальной сферы, такие, как народное образование, медицина, культура), повысить качественные характеристики живого труда (его производительность, уровень квалификации и образования работников), коренным образом изменить сельский образ жизни и др. 
Диагностика социальных проблем может и должна выступать в качестве метода социального программирования, поскольку их системное исследование является необходимым условием разработки соответствующего комплекса управленческих воздействий на различные сферы социальной жизни. Будучи таковой она представляет собой совокупность способов, приемов научного обоснования проблем, решаемых посредством управления, их логической увязки с целями, возможностями и ресурсами социально-экономического развития. 
Мы рассматриваем диагностику социальных проблем как прикладное социологическое исследование состояния социального объекта (общества, территориальной общности, социальной группы, трудового коллектива) с целью выявления отклонений и нарушений его нормального функционирования и развития. Она включает в себя анализ конкретной ситуации, выявление наличия социальных проблем и их типологизацию (определение принадлежности к установленному классу). 
Анализируя социальную ситуацию, необходимо обращать внимание на устойчивые тенденции, свидетельствующие о нарушении пропорций социального воспроизводства, такие, как рост несоответствия между объемом и структурой общественных потребностей и объемом и структурой производства жизненных благ; снижение рождаемости, увеличение смертности; неблагоприятные сдвиги в социальной структуре общества (повышение удельного веса нетрудоспособного населения, увеличение доли семей, имеющих совокупный доход ниже прожиточного минимума, усиление имущественной и подоходной дифференциации); повышение интенсивности миграции; рост национально-этнических конфликтов. При этом объектами исследования должны стать факты, свидетельствующие о нетипичных для данного общества девиациях. 
Диагностика социальных проблем предполагает также использование данных эмпирических исследований социального самочувствия населения, свидетельствующих о том, насколько оно осознает конкретную проблему, как оценивает ее, есть ли у людей ощущения тревоги, неудовлетворенности, беспокойства за будущее своей семьи, своих детей, готовы ли они самостоятельно выходить из сложившейся ситуации или рассчитывают на "внешнюю" помощь при сохранении собственной пассивной позиции, какие действия они намерены предпринимать для улучшения своего положения. Эти данные позволяют сделать вывод об остроте проблемы, о возможных действиях со стороны самого населения и необходимых действиях со стороны государства для ее разрешения (смягчения). В этом случае объектом исследования выступает общественное мнение.
Кроме того, в процессе диагностики важно заострять внимание на поведении заинтересованных групп людей, т.е. тех, в чьих интересах сохранение данной проблемы, тех, в чьих интересах ее быстрейшее разрешение, а также тех, кто выступает в роли посредника между названными выше группами. Это дает возможность выявить противоречия в интересах различных социальных групп и возможности их разрешения средствами управления.
Диагностика социальных проблем базируется на теоретических представлениях о социальной проблематизации, принципах, методах и конкретных процедурах анализа социальных проблем, т.е. осуществляется по определенной методике.* 
Социальная проблема - это объективное противоречие, приводящее к нарушению пропорций социального функционирования и развития и на этой основе к дисбалансу коренных общественных, коллективных и личных интересов, к разрушению сложившихся социальных ценностей, вследствие чего изменяются существенные свойства социума и возникает "угроза" его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности. 
В таком контексте диагностика отражает логику социальной проблематизации исходя из диалектико-материалистического понимания социальной реальности. В ее основе лежит анализ противоречий социального функционирования и развития общества, в ходе которого выясняются социально-экономические диспропорции и их влияние на жизненно важные потребности, коренные интересы, основополагающие ценности отдельных социальных групп. Более того, определяется, насколько имеющиеся противоречия осознаются субъектами социальной жизни, существуют ли конкретные действия со стороны людей, направленные на их разрешение. Таким образом устанавливается наличие проблемы, ее масштабы, острота и насущность. 
Социальная проблематизация предполагает разграничение проблем по различным основаниям. Исходя из содержания социальных процессов можно выделить проблемы социального функционирования, социального развития и социального управления. Важными проблемами социального функционирования являются такие, как удовлетворение возрастающих потребностей людей и, в частности, жилищная, продовольственная, обеспечение населения услугами предприятий и учреждений социальной инфраструктуры. Проблемы социального развития связаны с противоречиями, возникающими в процессе взаимодействия социальных групп, классов, национальных и территориальных общностей, а также общества и личности, и обусловленными различиями в их социально-экономическом положении. Проблемы социального управления - это следствие обособления субъекта и объекта управленческого воздействия. Такое деление позволяет выйти на специфику механизма решения разных классов проблем. 
По масштабности имеет смысл выделять проблемы общегосударственные (общенациональные), региональные (национальные), локальные (отдельных социальных групп). Это деление дает возможность "развести" субъекты решения проблем (уточнить их уровни). 
По характеру проблемы подразделяются на исходные (ключевые, корневые), лежащие в основе других проблем, и производные. Установление ключевых проблем связано с обоснованием ведущего звена социального развития, что имеет принципиальное значение для определения направлений и темпов социальных преобразований. 
По масштабам последствий можно выделить неотложные, остростоящие проблемы, проблемы ближайшей и отдаленной перспектив. Такая градация дает возможность более рационально распределять общественные ресурсы во времени. 
Решение социальных проблем программным способом предполагает выделение проблемного объекта в качестве особого объекта управленческого воздействия. Проблемный объект представляет собой совокупность элементов социальной системы и отношений между ними, состояние которых порождает проблему и требует принятия специальных управленческих решений. Например, когда речь идет о преступности, то в состав проблемного объекта следует включать не только преступников, но также органы безопасности, правопорядка, правосудия, тюрьмы, исправительные колонии, органы социальной реабилитации и пр., т.е. те субъекты социальной жизни, поведение и взаимодействие которых при определенных условиях приводят к росту или снижению преступности, изменению ее масштабов и форм. На эти субъекты впоследствии будет направлено управленческое воздействие. 
Проблемный объект - это открытая система, являющаяся подсистемой более сложной социальной системы. Исходя из этого решение проблемы возможно двумя путями: либо посредством перевода проблемного объекта в новое состояние, либо посредством изменения свойств всей социальной системы. Например, в нашей стране долгое время (до конца 1980-х гг.) перепродажа товаров с целью наживы рассматривалась как спекуляция и квалифицировалась как разновидность экономических преступлений. Данное явление попадало в разряд факторов, обусловливающих проблему преступности. В ходе перестройки социально-экономической и социально-политической жизни России, постепенного утверждения рыночных основ хозяйствования были приняты новые нормативные акты, регулирующие экономическое поведение и разрешающие свободную торговлю как разновидность предпринимательства. Так в результате изменения норм хозяйственной жизни спекуляция из разряда экономических преступлений попала в разряд узаконенной коммерческой деятельности. Таким образом, изменение свойств всей социальной системы привело к тому, что данный аспект проблемы был снят. 
В проблемном объекте следует выделять социальную, функциональную и хронологическую структуры. Социальная структура - это основные характеристики "человеческой" составляющей проблемного объекта. Применительно к преступности - это половозрастные, социально-классовые, национально-этнические, профессионально-квалификационные характеристики преступников, это структура государственных и негосударственных социальных институтов, оказывающих воздействие на преступность. Функциональная структура включает множество социальных процессов, приводящих к возникновению проблемы. Например, убийства, грабежи, разбой, хищения, хулиганство - все это процессы, свидетельствующие о наличии преступности. В то же время коррупция в государственном аппарате свидетельствует о том, что преступность становится социальной проблемой. Хронологическая структура отражает динамику проблемного объекта, основные тенденции его развития. Приведенная структуризация позволяет выявлять специфику управленческого воздействия в зависимости от того, кто входит в данный проблемный объект, какие процессы его характеризуют, каковы его масштабы и темпы изменения. 
Диагностируя социальные проблемы, необходимо иметь в виду относительный характер их решения, цикличность, системность проблем. Это требует комплексного подхода к программированию, а также соблюдения таких принципов, как экономичность и целесообразность концентрации имеющихся ресурсов на реализацию разработанных программных мер. 
В ходе диагностики важно исследовать "жизненные циклы" проблем и исходя из этого определять стадии их развития (возникновение, обострение, разрешение). Задача специалистов - выявить, насколько глубока проблема и в зависимости от этого оценить ее значимость для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы неодинаковы для различных стадий ее развития. Если в процессе целенаправленного воздействия она разрешается в начале своего становления, то тем самым мы ограничиваем реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе саморазрешения, то по существу приходится иметь дело с ее последствиями. В этом случае трудно управлять ситуацией и прогнозировать желаемые результаты, поскольку нити целенаправленного воздействия на нее будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными результатами. Следовательно, для решения проблемы важно обосновать этап, на котором оно будет наиболее эффективным. 
В процессе диагностики надо учитывать диалектическую связь между социальными проблемами. Это означает, что решение данной проблемы имеет следствием возникновение одной или нескольких других проблем, т.е. оно относительно. Например, ликвидация безработицы в СССР в начале 1930-х гг. имела следствием возникновение неэффективной занятости, высокий удельный вес ручного труда в отраслях материального производства, нарушение производственной, технологической дисциплины и т.д. Более того, практика показывает, что социальные проблемы нельзя решить раз и навсегда. В частности, те из них, которые возникают в результате действия закона возвышающихся потребностей, постоянно возобновляются, и в этом смысле они вечны. По мере социального развития через разрешение противоречий посредством социального управления или стихийно они снимаются, но при этом воспроизводятся на качественно ином уровне. 
Диагностика предполагает оценку степени остроты данной социальной проблемы. На основе анализа устанавливается взаимосвязь разных проблем и выясняется среди них ключевая, устранение которой приводит к решению многих других. Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы соответственно требует и концентрации ресурсов на ее решение. В то же время, нужно соблюдать разумные пропорции в распределении ресурсов, выделяемых на социальное развитие, с тем, чтобы избежать обострения других проблем в перспективе. 
Поднимая вопрос о приоритетности и в то же время комплексности решения той или иной проблемы, необходимо соотносить затраты и результаты, в том числе потери, которые общество может нести, если проблема не будет решаться своевременно. Наиболее ярким примером, когда общество несет большие потери, является подростковая преступность. Ныне государство тратит огромные средства на содержание различного рода исправительных учреждений для подростков (тюрьмы, колонии, спецшколы и пр.) и несоразмерно мало на профилактику правонарушений, создание различных подростковых клубов, досуговых центров и т.п. 
В качестве методов диагностики можно использовать известные и положительно зарекомендовавшие себя методы, такие, как наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); построение "дерева проблем"; ранжирование проблем; социальный анализ проблемной ситуации на основе изучения данных социальной статистики, экономических параметров, проведения контент-анализа неофициальных материалов, массового анкетного опроса, а также опроса экспертов. Кроме того, здесь можно широко применять методы математического анализа и статистики (функциональный, корреляционный, дисперсионный, регрессионный). Диагностируя проблему, важно пользоваться методами социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей. 
На наш взгляд, в процессе диагностики важно также применять метод когнитивной структуризации. Его основным инструментом являются когнитивные карты, которые предназначены для анализа проблемных ситуаций и определения управленческих воздействий, направленных на решение конкретной проблемы. 
Когнитивная карта отражает взаимное влияние факторов, обусловливающих возникновение проблемы. Как правило, она имеет вид ориентированного графа, вершины которого обозначают факторы, а дуги - тип связи между ними. Связи могут быть как отрицательными, так и положительными. Поэтому положительные дуги характеризуют однонаправленное, а отрицательные - разнонаправленное изменение факторов. Взаимосвязанные дуги образуют контуры (замкнутые ориентированные пути, вершины которых различны). Анализ контуров позволяет выявлять группы факторов, взаимно компенсирующих друг друга, что дает основание сделать предположение о наличии механизмов саморегуляции в исследуемой системе. Существование же контуров, в которых взаимное влияние факторов усиливается, вызывает необходимость контроля, управленческого регулирования текущих или предстоящих изменений. По справедливому замечанию Ю.М.Плотинского, когнитивные карты как удобная схема визуализации представлений позволяют исследователю преодолеть противопоставление между субъектом и объектом, учесть влияние проводимого исследования на исследуемый социальный объект и контролировать обратное воздействие социального процесса на включенного в него социолога.  
Технология диагностики социальных проблем описывается с помощью ряда взаимосогласованных процедур и операций. С точки зрения последовательности действий процесс диагностики можно условно разбить на семь взаимосвязанных, но вместе с тем относительно самостоятельных этапов. 
Первый этап. Анализ конкретной ситуации, выявление симптомов проблемы, обоснование качественных и количественных характеристик в виде изменений темпов и пропорций, нарушающих нормальное воспроизводство и развитие социальных процессов. Определение нормы по каждой характеристике и их совокупности, а также субъективных ощущений наличия проблемы, восприятия ее людьми. При этом следует иметь в виду, что связь между теоретическим конструктом проблемы и ее симптоматическими характеристиками, эмпирически наблюдаемыми и измеряемыми, имеет нелинейный, стохастический характер. 
Второй этап. Описание симптомов конкретной проблемы и оценка степени отклонения симптоматических характеристик от нормы. Результатом процедуры должно стать подтверждение или отрицание наличия проблемы. 
Третий этап. Характеристика стадии развития проблемы. Оценка степени ее тяжести и опасности для общества. При этом необходимо определить, когда и где она возникла, каковы ее интенсивность и связи с другими проблемами. Важна прогнозная оценка проблемы с точки зрения ее влияния на развитие общества в будущем. 
Четвертый этап. Определение круга факторов, обусловливающих проблему. Эта процедура требует выполнения таких операций, как формирование перечня факторов, оценка влияния каждого из них на возникновение и дальнейшее развитие проблемы, прогнозирование ее изменения в будущем в зависимости от изменения круга факторов в их соотношении. 
Пятый этап. Выявление причин и условий наличия проблемы. Для этого необходимо установить причинные связи, обусловившие возникновение, существование и обострение проблемы, а также охарактеризовать условия, на фоне которых она возникает и усугубляется. 
Шестой этап. Оценка последствий не решения проблемы из-за отсутствия целенаправленного воздействия на нее. Эта процедура предполагает следующие операции: выявление экономических, политических, нравственно-этических, морально-правовых и физиологических последствий наличия проблемы, оценку масштабов воздействия проблемы на указанные стороны жизни общества, определение общей величины ущерба от наличия данной проблемы на основе анализа взаимосвязей экономически, политических и других последствий. 
Седьмой этап. Обоснование приоритетных направлений решения проблемы, что включает в себя формулирование возможных путей, вариантов, допустимых в настоящий момент с учетом ограничений, накладываемых ресурсами; выделение среди них ключевого, наконец, оценку эффективности выбранного пути решения проблемы. 
Перечисленные выше этапы характеризуют логику диагностики. Процедуры и операции, строго говоря, не формализуемы, являются эвристическими. Это - творческий процесс, не вмещающийся в рамки заранее заготовленного рецепта. Поэтому можно говорить лишь об общих, наиболее типичных ее моментах. 
Итак, диагностика, являясь средством системного анализа социальных проблем, может быть эффективно использована для определения перечня проблем, подлежащих решению программным способом, для постановки целей социальной программы и установления объекта программного воздействия. 

Г л а в а 2. Критерии и методы обоснования программного решения социальных проблем

§ 1. Обоснование перечня проблем, подлежащих решению программным способом
Программное решение социальных проблем предполагает разработку и осуществление специальных комплексных программ, базирующихся на принципах целевой ориентации, комплексности, системности, многовариантности. Это приводит к значительным трудовым, материальным, финансовым и информационным затра-там, поскольку в процессе программирования на всех его этапах необходимы комплексные социологические исследования возни-кающих проблемных ситуаций, их системный анализ, прогнозные обоснования результатов, ожидаемых от применения тех или иных управленческих стратегий, а также оценки соотношения "затраты - результаты" по каждому виду ресурсов и их совокупности. Кроме этого необходимы принципиальные изменения организационных отношений в системе управления, затрагивающие содержание ос-новных его функций. Все сказанное свидетельствует о том, что программирование - достаточно сложный и дорогой метод, тре-бующий избирательного подхода к его применению. Поэтому да-леко не все социальные проблемы следует решать программным способом.
Однако в практике социального управления современным российским обществом преобладает стремление разрабатывать целевые программы для любых проблем, независимо от экономической целесообразности такого рода деятельности. В условиях ограниченной (и, более того, сужающейся в настоящее время) ресурсной базы социального развития это резко обостряет проблему несбалансированности ресурсов. Стремление к постоянному увеличению числа действующих социальных программ также способствует усложнению процесса выработки и принятия управленческих решений, что при линейно-функциональной организации управления влечет за собой усиление "нагрузки" на центр и, как 
следствие, требует расширения аппарата управления, а значит, возрастания затрат на его содержание. Кроме того, нужно отметить, что бессистемное использование достаточно большого количества программ снижает эффективность программирования как метода управления. Вышеизложенное наводит нас на мысль о целесообразности возвращения к вопросу о критериях отбора проблем, подлежащих решению программным способом.
Этот вопрос обсуждался в социально-экономической литера- туре в конце 1970-х - середине 1980-х гг. в связи с необходимостью повышения отдачи от применения целевых комплексных программ в системе управления народным хозяйством СССР. При этом большинство авторов делало акцент на обосновании критериев макроуровня, поскольку, по их мнению, наиболее остро стояла проблема эффективного использования государственных бюджетных средств. Дискуссия показала, что специалисты в области теории управления единодушны во мнении, что не существует единственного критерия для отбора проблем, подлежащих решению программным способом. Данная задача является многокритериальной. В то же время спектр предложений относительно количества и содержания критериев был достаточно широкий.
Так, например, в “Основных методических положениях по разработке целевых комплексных народнохозяйственных программ”, одобренных постановлением Госплана СССР от 3 июня 1980 г., выделено только два критерия: народнохозяйственное значение проблемы и ее межотраслевой характер, в то время как в научных публикациях, как правило, назывались четыре критерия: народнохозяйственное значение проблемы; ее межотраслевой характер; долгосрочный характер; новизна для сложившейся системы управления.
В целом, авторы рассматривали восемь различных критериев: народнохозяйственное значение проблемы; ее актуальность (настоятельность); сложность, т.е. новизна для существующей системы управления; долгосрочный; межотраслевой; межрегиональный характер проблемы; необходимость осуществления структурных сдвигов в народном хозяйстве для решения проблемы; ее социальная значимость. Нетрудно заметить, что не все предлагаемые параметры выступают критериями одного уровня. Некоторые из них являются более общими, другие - конкретизацией первых. В частности, сложность проблемы определяется ее межотраслевым, межрегиональным характером, невозможностью ее решения без изменения сложившихся темпов и пропорций развития общественного производства. Поэтому, на наш взгляд, не следует применять такое большое количество оценочных признаков. Достаточно ограничиться обобщающими критериями.
Однако в ходе обсуждения данного вопроса не удалось добиться однозначного его решения. Он по-прежнему оставался открытым, что создавало серьезные трудности при формировании перечня проблем, по которым планировалось разрабатывать специальные программы. Отсутствие в современной практике программирования устоявшихся критериев отбора проблем для решения их программным способом приводит нередко к тому, что на разработку и реализацию специальных программ затрачиваются значительные средства, в то время как данная проблема может быть успешно решена традиционными методами и в рамках традиционной структуры управления.
При определении соответствующих критериев надо исходить из сущностных свойств программирования как метода управления, а именно: из его ориентации на достижение конечных результатов, из его комплексности, системности, нацеленности на инновации. Это позволяет выделить четыре общих признака, на основании которых целесообразно принимать решение о разработке специальной социальной программы:
* напряженность проблемы, т.е степень достижения целей, искомых характеристик системы в случае ее успешного решения;
* настоятельность, актуальность проблемы, невозможность отсрочить ее решение ввиду того, что ущерб от ее сохранения дос-
таточно велик; 
* сложность проблемы, т.е. необходимость концентрации ресурсов и деятельности широкого круга исполнителей, имеющих разную ведомственную и территориальную подчиненность, для ее решения;
* новизна проблемы для данной системы управления или, другими словами, отсутствие налаженного механизма ее решения в сложившейся системе управления.
Названные критерии могут быть конкретизированы и упорядочены в некую систему, что позволит упростить их практическое использование.
Нужно отметить, что перечисленные выше признаки выступают в качестве обязательных условий включения той или иной проблемы в перечень для разработки соответствующих программ. Порядок работы с ними отражен в логике диагностики социальных проблем. В наиболее общем виде он может быть представлен как последовательность взаимосогласованных процедур.
1. Проверка возможности и целесообразности решения проблемы традиционными методами в рамках традиционной структуры управления.
2. Выявление степени напряженности проблемы на основе построения "дерева проблем". Решение о разработке специальной программы следует принимать для той из них, которая является ключевой, обусловливающей решение многих других, производных от нее проблем.
3. Определение степени настоятельности проблемы, т.е. по существу выявление "узких мест", расшивка которых даст возможность ускорить темпы социального развития. Настоятельность проблемы связана с конкретной фазой ее "жизненного цикла". Наибольшую тревогу вызывает фаза обострения проблемы, когда ее последствия ощутимы и нередко весьма опасны, представляют реальную угрозу нормальной жизнедеятельности общества.
4. Установление масштабов и сложности проблем и исходя из этого уровня и масштабности соответствующей программы, характера организационных взаимоотношений ее основных участников.
Таким образом, формирование с помощью указанных критериев перечня социальных проблем, по которым следует разрабатывать специальные программы, представляет собой важную практическую задачу, без своевременного решения которой трудно обеспечить эффективное применение социального программирования в системе управления.

§ 2. Методы программного решения социальных проблем
Одним из центральных вопросов методологии программирования является выбор методов решения проблем, от которого зависит обоснованность и эффективность управленческих действий. Прежде всего это касается способов моделирования социальных процессов, с помощью которых в системе управления воспроизводится реальная социальная действительность.
Специфические особенности программно-целевого управления состоят в том, что, во-первых, социальные объекты рассматриваются как открытые системы, обладающие свойством самоорганизации, а во-вторых, предметом программирования выступают не сами состояния, а процессы, приводящие к их достижению или изменению. Развитие самоорганизующихся систем характеризуется сложной детерминацией, обусловливающей практические трудности в прогнозировании будущих их состояний. Их поведение имеет стохастическую природу. Поэтому деятельность субъекта управления осуществляется в условиях риска или неопределенности, что накладывает отпечаток на подготовку, обоснование управленческих решений.
Спонтанно возникающие флуктуации приводят к образованию нетривиальных динамических состояний системы, которые трудно предсказать из-за невозможности отыскать достаточное причинное условие, определенным образом детерминирующее поведение системы. В этой связи управленцу важно заранее проанализировать свои возможные действия и ожидаемые исходы от применения выбранной стратегии. И это достигается посредством использования абстрактных моделей, в том числе математических. Причем наиболее адекватным способом представления социальных процессов в управлении выступает имитационное моделирование, отражающее основные положения теории мягких систем ( к которым относятся и социальные), а также воспроизводящее операционный подход к анализу сложных систем. "В исследовании мягких систем, - отмечает Ю.М. Плотинский,- нельзя полностью полагаться на формализованные методы. Значительную роль играют эвристические рассуждения, интуиция. Исследователь вынужден делать выводы, основываясь на небольшом числе наблюдений, практически не воспроизводимых." 
Суть имитационного математического моделирования состоит в том, что с помощью программных средств современных ЭВМ осуществляется попытка формализовать эмпирические знания о рассматриваемом объекте. В процессе имитационного моделирования причинно-следственные связи не обязательно знать до самой последней из них. Важно знать лишь внешнюю сторону типа "если А, то В". И не столь существенно, почему произошло событие В, существенно, что оно произошло после события А. Причинные цепи, обусловливающие поведение социальных систем, в данном случае изучаются на уровне явления (связи типа “причина—следствие” заменяются связями типа “продуцент—продукт”). Это, с одной стороны, упрощает задачи исследователей, а с другой - вызывает необходимость постоянного совершенствования модели из-за высокой вероятности ошибочного представления о реально существующих социальных отношениях.
В основе построения имитационных моделей лежит имитационный эксперимент, заключающийся в том, что в вычислительной машине программным путем реализуется система, где точно соблюдаются те взаимодействия, при помощи которых описываются реальные объекты. Разработка таких моделей опирается на наблюдение за действительным ходом процесса и его представление с помощью определенной системы показателей, которая уточняется в ходе эксперимента. В отличие от аналитических, имитационные модели не являются установившейся, фиксированной формой представления процесса. Напротив, их следует рассматривать как исходный материал для своего собственного усовершенствования. Другой их отличительной особенностью выступает структурное сходство с оригиналом, более детальное подражание оригиналу, нежели в аналитических моделях, которые, как правило, ограничиваются одной абстрактной схемой. Существенно также то, что для данного класса моделей процесс оптимизации находится вне моделирующего алгоритма, а сама модель только позволяет дать ответ о последствиях решения, принятого при некотором наборе параметров. По сути имитационная модель отвечает на вопрос: "Что будет, если...?" 
Имитационные модели, как правило, представлены в математической форме с использованием либо обычного алгебраического, либо некоторого входного языка ЭВМ. Важнейшими их свойствами являются: подражательность, динамичность, устойчивость, сходимость, проверяемость опытным путем.
Использование имитационных моделей в программировании предполагает выделение среди их параметров управляемых и неуправляемых переменных. При этом, как отмечалось ранее, управляемые переменные - это такие параметры, на которые лицо, принимающее решение, может оказывать непосредственное воздействие. Соответственно, неуправляемые переменные - это параметры, которые выходят за границы непосредственного управленческого воздействия и представляют собой внешнюю среду системы. Например, при моделировании процесса алкоголизации населения управляемыми для государственных органов будут такие переменные, как уровень бедности, уровень производства спиртных напитков; неуправляемыми - наследственные признаки человека, его поведение, настроение.
Содержательно имитационная модель должна включать целевые установки, которые, вообще говоря, не обязательно явно присутствуют в ней; правила выбора, способствующие принятию решения в диалоге "человек - ЭВМ"; систему математических уравнений на соответствующем алгоритмическом языке; монитор, основная функция которого состоит в распределении обращений ко внутренней информации, математическому обеспечению, системе моделей и банку данных.
Правила выбора вариантов решения проблем могут быть явными и неявными. Явные правила - это формализованные критерии, которые используются, когда достаточно хорошо известны свойства моделируемого объекта. В противном случае применяются неявные правила (экспертные оценки), выступающие в качестве неформализованных критериев.
На наш взгляд, установление принципов выбора вариантов решения социальных проблем - один из наиболее сложных вопросов, касающийся применения имитационных моделей в социальном программировании. Наличие количественных критериев значительно облегчает задачу выбора. Однако существуют серьезные трудности для определения таких критериев в случае оценки вариантов социального развития. В экономической сфере можно использовать показатель прибыли или экономического ущерба для установления предпочтительности того или иного способа развития. Что касается социальной сферы, то здесь границы использования данных показателей достаточно узкие (это чаще всего экономические аспекты социальной деятельности), поскольку социальные предпочтения не сводятся к экономической выгоде. 
Встает проблема поиска критериев оценки, отражающих социальные предпочтения. Она тесно смыкается с вопросом об определении интегральной характеристики социального развития, который в отечественной социологии обсуждается давно. Мы не ставили своей целью рассмотрение данной дискуссии, поэтому ограничимся изложением принципиальных моментов, составляющих основу авторского подхода к проблеме.
Поиск интегральной характеристики социального развития связан с установлением общего основания, меры социальных отношений. На наш взгляд, мерой всех вещей, всех отношений выступает труд, поскольку именно он лежит в основе жизнедеятельности общества, является главным фактором антропогенеза и ведущей силой всемирной истории. В свою очередь, он может быть измерен с помощью социального времени, т.е. времени, затрачиваемого обществом как на воспроизводство материальных условий своей жизнедеятельности, так и на социализацию человека, воспроизводство его социальных качеств. Последнее условно можно подразделить на рабочее и свободное. Рабочее - это часть социального времени, которая требуется обществу для воспроизводства материальных предпосылок своего существования. Свободное - та часть времени, которая расходуется на собственно социальное воспроизводство.
Использование социального времени в качестве критерия оценки различных вариантов социально-экономического развития связано с его количественной интерпретацией, т.е. с определением величины общественной потребности в нем и его общественно необходимых затрат. Казалось бы, наиболее простой путь - измерять время в часах. Однако мы не представляем, как это можно сделать практически, ведь вся система количественных оценок в управлении построена на иных принципах, т.е. на принципах, определяющих примат стоимостных характеристик над натурально-вещественными. В этих условиях параметры, описывающие воспроизводство человека как совокупность социальных отношений, оказываются вторичными, производными от стоимостных.
Положенные в основу управленческого моделирования стоимостные показатели не позволяют отражать комплексно и достаточно полно процессы расширенного социального воспроизводства, понимаемого в широком смысле как воспроизводство человека и общества в единстве всех социальных отношений, поскольку характеризуют только одну "сторону медали" - затраты среднего общественного труда, и оставляют в тени другую - затраты конкретного труда, определяющего конечные социальные результаты.
Выход из данной ситуации видится в поиске обобщающей характеристики, косвенно отражающей социальное время и принципиально измеримой при существующей организации управления на макро- и микроуровне. В качестве таковой можно использовать благосостояние. 
Исходным для категории "благосостояние" выступает понятие "благо". Подобно тому, как двойственная природа товара находит свое отражение в категории "цена" (учитываются общественно необходимые затраты труда и спрос на товар, т.е. стоимостные и потребительно-стоимостные свойства), двойственная природа человека (как производителя и потребителя) находит отражение в категории "благо". Последнее выступает мерой, с помощью которой можно соотнести общественные затраты на материальное и социальное производство и его результаты. Благосостояние характеризует соотношение общественных затрат на социальное развитие и его результатов, а его структура и уровень - уровень социального развития.
Исследуя структуру благосостояния, можно определить соотношение рабочего и свободного времени общества. Увеличение в ней доли социальных благ свидетельствует о соответствующем росте свободного времени общества, о расширении возможностей совершенствования социальной сущности человека. Напротив, незначительный удельный вес социальных благ в структуре народного благосостояния, а также духовных благ в структуре индивидуального или семейного благосостояния свидетельствуют о том, что в структуре общественных затрат велик удельный вес рабочего времени, вследствие чего общество имеет весьма ограниченные возможности для собственно социального развития.
Таким образом, показатели уровня и структуры благосостояния можно использовать в качестве формализованных критериев для оценки различных вариантов решения социальных проблем, таких как малообеспеченность, бедность, социальная поляризация общества, социальная отчужденность. Современная практика управления выработала два способа количественного измерения уровня благосостояния: стоимостной и индексный, что существенно облегчает практическое применение данного критерия в процессе имитационного моделирования.
В тех случаях, когда не представляется возможным применять формализованные критерии, приходится прибегать к методу экспертных оценок различных вариантов решения социальных проблем, основанному на преобладании качественных параметров, неформализованных, содержательных суждений экспертов по различным аспектам проблемной ситуации. Конечно, данный метод имеет серьезный недостаток, связанный со значительным влиянием субъективного мнения на принятие решения. В то же время, при соответствующей организации отмеченный недостаток может быть компенсирован наличием творческой составляющей, которая рождает поиск нетрадиционных, оригинальных решений в управлении. При использовании метода экспертных оценок надо иметь в виду, что достоверность экспертизы зависит от таких факторов, как общее число экспертов в группе; процентное соотношение различных специалистов; личностные характеристики экспертов (компетентность, креативность, конформность, аналитичность и широта мышления, коллективизм, самокритичность); методика получения экспертных оценок.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что имитационное моделирование является не только эффективным способом представления социальных процессов в управлении, но также средством обоснования линии поведения субъекта управления в ходе разработки сценариев программы. При этом наиболее перспективным представляется использование динамических моделей функционирования и развития социальных систем, с помощью которых можно просчитывать последствия принимаемых решений на достаточно длительных интервалах времени.
На наш взгляд, заслуживает внимания попытка разработать имитационную модель функционирования региональной социально-экономической системы, предпринятая при подготовке программы социально-экономического развития Нижнего Новгорода и Нижегородской области. 
Авторы программы выделили четыре функциональных состояния региона как социально-экономической системы: кризисное, неустойчивое, стабильное, динамичное. Каждое из названных состояний описывается системой индикативных параметров процессов, имеющих определенные "точки перелома", т.е. перехода системы из одного состояния в другое (относительно данного параметра). В качестве показателей-индикаторов в модели предложены темпы роста (падения) объема производства, уровень безработицы (темпы ее роста), темпы инфляции, соотношение темпов роста доходов населения и индекса потребительских цен (реальные доходы). На основе анализа данных параметров был сделан вывод о том, что экономика области находится в ситуации перехода от стабильного к неустойчивому состоянию. В этой связи руководству области было рекомендовано "противопоставить действенную стратегию опережающего реагирования на изменение ситуации: предпринимать упреждающие меры при появлении тенденций к ее ухудшению, одновременно закладывая основы для развития ситуации в позитивном направлении."  
В программе обозначено четыре типа стратегий, адекватных четырем типам сценариев развития социально-экономической ситуации. Так, сценарию кризисного развития соответствует стратегия чрезвычайных мер. В случае, когда система находится в неустойчивом состоянии, необходимо применять стратегию стабилизации. Стабильному развитию, когда система возвращается в устойчивое состояние, соответствуют меры стимулирования. Динамичному, форсированному развитию (социально-экономическому росту на основе структурных экономических сдвигов) отвечает стратегия регулирования. Переход от одного сценария к другому связан выходом на определенный критический уровень функционального состояния региональной социально-экономической системы. Так, переходу от кризисного к неустойчивому развитию и обратно соответствует уровень неустойчивости, от неустойчивого к стабильному - уровень стабилизации, от стабильного к динамичному развитию - уровень активизации.
Схематически рассматриваемая модель имеет вид, представленный на схеме 1. 
Использование подобных моделей для решения социальных проблем делает процесс программирования более совершенным. В то же время, это не освобождает управленцев от решения задачи выбора наиболее приемлемого варианта действий по достижению намеченных в программе целей. Как отмечалось ранее, данная задача не может быть полностью формализована, поскольку на поведение социальных систем оказывают существенное влияние многие факторы, и в том числе случайные обстоятельства, что приводитк необходимости оперирования эвристическими методами и процедурами в ходе подготовки управленческих решений. В этой связи значительную роль в социальном программировании играют экспертные оценки. Причем в ситуации выбора целесообразно применять групповые оценки, поскольку важно учесть не индивидуальное, а коллективное предпочтение, отражающее коллективные или общественные интересы. 
Методы получения этих оценок могут быть различными. Достаточно эффективным, на наш взгляд, является метод Дельфи как формализованный способ сбора информации о групповых пред- почтениях. Его суть в том, что путем серии письменных опросов экспертов, анализа и обобщения их результатов устанавливается единое мнение группы в отношении поставленной проблемы. Экспертиза осуществляется в несколько этапов. После каждого из них до участников доводятся результаты опроса (медиана и размах интервала между крайними квартилями, характеризующими разброс мнения). Специалисты, мнения которых находятся за пределами интервала между крайними квартилями, дополнительно обосновывают правомерность своих суждений. Поэтапная процедура уточнения суждений экспертов осуществляется до тех пор, пока не будут сведены к минимуму крайние оценки. Показателем общего мнения выступает медиана окончательных ответов. 
Достоинством метода Дельфи является несущественное влияние таких субъективных факторов, как внушение и приспособление к мнению большинства, возникающих при непосредственном контакте.
Групповые предпочтения можно выявить, также используя референдум, конференцию, деловое совещание или деловую игру. Границы применения референдума как разновидности экспертных оценок достаточно узкие: к нему следует прибегать, когда проблема выбора решается простым большинством голосов. Дискуссии в форме конференции, делового совещания содержат более широкие возможности, нежели референдум. В то же время они имеют ряд серьезных недостатков, затрудняющих их использование как способа получения групповых экспертных оценок. Один из этих недостатков состоит в том, что в ходе дискуссии далеко не всегда участники приходят к единому мнению. Чаще бывает обратная ситуация, что крайне затрудняет поиск компромиссного решения. И даже если компромисс во мнениях достигнут, полученную информацию трудно рассматривать как достоверную. Это объясняется влиянием на процесс выбора таких психологических факторов, как навязывание мнения определенной группы другим участникам; принадлежность конкретных участников к профессиональным, статусным и другим группам; психологическая обстановка, настроение и пр.
В связи с расширением сферы моделирования в управлении весьма перспективным способом получения групповых экспертных оценок становится деловая игра. В программировании деловая игра - это форма имитации деятельности участников программы по достижению поставленных целей на модели программного объекта. Ее ядром является сценарий, который составляется заранее в соответствии с целями и задачами игры. В сценарии оговариваются распределение ролей, основные правила проведения игры, формы контроля и подведения итогов, принципы стимулирования участников. Успех игры гарантирован соблюдением таких правил, как обязательное наличие неопределенности в принятии решения; неформализуемость ситуации; обеспечение динамичности изменения обстановки в зависимости от решений участников игры; обязательное поощрение активной деятельности участников.
Коллективное мнение воплощается в выборе определенного варианта развития модели программного объекта на основе анализа множества возможных вариантов и с учетом взаимодействия интересов участников игры. Компромиссное решение достигается путем разрешения возникающих в ходе обсуждения разногласий, конфликтов между участниками.
Хотя деловая игра не свободна от влияния психологических факторов на выбор управленческого решения, все же при хорошей организации она дает информацию более высокого качества, нежели конференции или совещания. Это достигается посредством воссоздания реальной ситуации выбора, в которой оказываются ее участники.
Следует отметить, что деловая игра может служить не только способом получения групповой экспертной оценки в ситуации выбора. Она также может выступать методом разработки вариантов решения социальной проблемы, особенно тогда, когда последняя является новой для системы управления и не существует пока отлаженных механизмов ее решения. При этом, по нашему мнению, наиболее эффективным видом игры выступает мозговая атака. Метод мозговой атаки предполагает создание мощной интеллектуальной системы, существенно превышающей сумму отдельных интеллектуальных элементов, способной к многоаспектному, комплексному анализу проблемы и возможностей ее решения. Суть данного метода состоит в разделении во времени на несколько этапов процесса решения проблемы (генерация идей, критика, конструктивная проработка идей в классической форме) в условиях коллективного взаимодействия. На первом этапе формируется банк идей. Любая идея принимается без критики, даже если она выглядит абсурдной. На втором - идеи подвергаются критическому анализу. На третьем этапе осуществляется поиск вариантов их реализации. Как всякая деловая игра, мозговая атака подчиняется определенным правилам, в которых раскрываются ее назначение и сущность. Мы выделяем шесть основных правил, а именно: на этапе генерации идей абсолютно запрещена критика в любой форме и в том числе иронией или даже полным молчанием; поощряются оригинальные, даже фантастические идеи, а также их обобщение, комбинация; все ответы участников фиксируются и объективируются; ответы должны быть краткими, должны приниматься без обоснования; синтез, критика и оценка идей проводятся специальной группой в конструктивной форме; все участники должны быть административно, юридически независимы друг от друга. Соблюдение названных правил "снимает психологические барьеры" в процессе поиска решений, способствует раскрепощению творческого потенциала участников, усиливает их заинтересованность широко, многоаспектно мыслить, синтезировать полученную информацию. 
Условиями успешного проведения мозговой атаки являются: правильно подобранный состав экспертов, наличие сценария, в котором оговариваются правила, последовательность игры, распределяются роли, намечаются основные формы контроля за ее ходом, наличие специально подготовленных организаторов игры, создание комфортной обстановки ее проведения, настраивающей на деловое, творческое общение.
Метод мозговой атаки позволяет решать социальные проблемы принципиально, без детальной проработки. Однако с точки зрения управления этого недостаточно. Чтобы довести решение до приемлемого, рабочего уровня, необходимо использовать такие традиционные методы, как балансовый, нормативный, метод последовательных или вариантных приближений и др. Таким образом, в процессе программирования обеспечивается взаимосвязь традиционных и инновационных способов решения проблем.
Наряду с мозговой атакой методом, позволяющим найти инновационные решения социальных проблем, является социальный эксперимент. Его главные достоинства состоят в том, что, во-первых, с его помощью можно найти более эффективное решение типичных проблем. Во-вторых, данный метод позволяет привлекать к управлению, активным действиям людей, имеющих непосредственное отношение к проблемной ситуации. И в-третьих, с его помощью можно апробировать разработанные социальные технологии на относительно небольшом социальном объекте до начала их широкого внедрения в практическую жизнь.
Социальный эксперимент органически сочетает гносеологические, управленческие и практически-преобразовательные функции. Его применение позволяет соединить воедино научные знания о социальной действительности, искусство управления и практический опыт людей в процессе решения социальных проблем.
Использование эксперимента как метода решения проблем предполагает его постановку, контроль за ходом проведения, обобщение и оценку полученных результатов. Постановка эксперимента связана с определением экспериментальных целей и задач, выбором соответствующего объекта и разработкой программы. Контроль за ходом эксперимента предусматривает выделение экспериментальных параметров, за которыми будет осуществляться наблюдение, определение контрольного объекта, сопоставимого с экспериментальным, и организацию социологического сопровождения эксперимента. Обобщение и оценка полученных результатов направлены на то, чтобы установить целесообразность, рациональность и эффективность найденного способа решения конкретной проблемы и выявить возможности его апробации на других социальных объектах.
Успешное проведение социального эксперимента зависит от его научного, информационного и ресурсного обеспечения. Поэтому главное, что необходимо предусмотреть в социальной программе, - это создание соответствующего обеспечения его постановки и реализации. В этом случае программа эксперимента будет выступать как техническое задание на разработку социальной программы, последняя же, в свою очередь - выполнять функцию концентрации ресурсов и координации усилий заинтересованных сторон для решения возникшей социальной проблемы.
Использование мозговой атаки и социального эксперимента при разработке и реализации программ по решению важнейших социальных проблем способствует усилению творческого характера процесса принятия управленческих решений, повышению его результативности.

Рекомендуемая литература

Акоф Р. Искусство решения проблем. М., 1982.
Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и аспирантов.  М., 1995. 
Волкова В.Н. Цель: целеобразование, структуризация, анализ: Учебное пособие. СПб., 1996.
Волчкова Л.Т., Минина В.Н. Диагностика социальных проблем // Вестн. СПбГУ. Сер.6. 1992. Вып.2.
Гордин В.Э. Социальное программирование: Учебное пособие. СПб., 1996.
Горюнов В.И., Зарубин Ю.В. Основы имитационного моделирования: Конспект лекций. М., 1989.
Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: Очерк истории и теории. М., 1993.
Макаров И.М., Соколов В.Б., Абрамов А.Л. Целевые комплексные программы. М., 1980.
Минина В.Н. Методы научного обоснования решения социальных проблем // Вестн. СПбГУ. Сер.6. 1995. Вып.4.
Минина В.Н. Социальное программирование: теоретико-методологический аспект. СПб., 1997. 
Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.


 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Курсы по социологии Менеджмент в социальной сфере Методы социального программирования