Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Гуманитарное образовательное пространство Школа резерва — пространство личностного и профессионального роста

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.01.11 06:32

Гуманитарное образовательное пространство Школа резерва — пространство личностного и профессионального роста
Автор: Швецова В.М., 
Дата публикации: 15.01.2007
Интернет журнал СахГУ «Наука, образование, общество»

Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров (СОИПиПКК) г. Южно-Сахалинск
Данная статья рассматривает вопросы подготовки «акмэ»-профессионалов, эффективных управленцев в системе дополнительного образования. В статье описан опыт реализации данных идей в рамках Школы резерва руководящих кадров при СОИПиПКК.
Человек есть существо недовольное самим собой и способное себя перерастать. Н.А. Бердяев
Нарождающаяся культура постиндустриального общества актуализирует современный тип субъекта культуры. Культорологи обозначили его термином «личность», подчеркивая, что «от архаика и паллиата», от «человека — массы» он отличается автономным, рефлексивным сознанием, способностью к самоорганизации и признанием в качестве доминирующих ценностей свободу и выбор. Саморазвивающаяся, самодостаточная личность, отвечающая за свои поступки, являющаяся субъектом, а не объектом социального бытия, свободно реализующая в свободном мире, принимающая участие в его изменении — вот социально-педагогический идеал личности постиндустриального общества, способный обеспечить эволюцию цивилизации, где основным ресурсом стал человек. 
Основная цель дополнительного профессионального образования сегодня — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. [4]
Источником повышения уровня образованности управленческих кадров системы образования является система подготовки резерва руководящих кадров образования.
Школа резерва руководящих кадров представляет собой гуманитарное образовательное пространство. Она существует при Сахалинском областном институте переподготовки и повышения квалификации кадров (СОИПиПКК) с 1999 года и, имея уже свою биографию, обладает своим особым поведением, своей манерой реагирования на изменения во внешней среде. Все это определяет миссию выпускников Школы резерва в регионе как носителей инновационных идей, владеющих современными технологиями управления, эффективных управленцев, управленцев-лидеров.
Цель Школы резерва: подготовка управленца с актуальными профессиональными компетенциями, способного решать проблемы модернизации образования на основе современной науки и передовых технологий.
В качестве цели образования выступает человек не только с заданными свойствами — человек реализующий (заказ социума), но и человек рефлексирующий, меняющейся, развивающийся — человек возможностей, готовый стать «акмэ»-профессионалом. [1]
В этом контексте понятие «личностный рост» приобретают новые смыслы. Личностный рост — это процесс самодостраивания личностных структур сознания, содержащих в себе основания для мотивирования, автономности, критичности, рефлексии, смыслотворчества, необходимых для самоорганизации личностного отношения к знаниям. Чтобы знания стали личностными, необходимо «включить» деятельность индивидуального сознания, «приоткрыть их (знания) для себя, должна состояться предельно личная встреча, т.к. понимание всегда отмечено знаком индивидуального…» (М.К. Мамардашвили).
Присвоение культуры не происходит автоматически, оно требует усилий, специально организованного пространства и специально организованной деятельности, т.е. системы образования.
Образовательный процесс в Школе резерва строится на равноправной субъект-субъектной основе, превращающий обучаемого в полноправного сотворца собственного развития. 
Результатом, таким образом организованного образовательного процесса, является выпускник с определенными личностными и профессиональными характеристиками. 
В модели это можно представить следующим образом:

Модель 1
(где — продукты деятельности; I — штрих 1 — качественные личностные и профессиональные изменения).
Школа резерва — образовательное пространство, составными частями которого являются [6]:
• слушатели Школы резерва, как субъекты образовательного процесса;
• содержание образования, которое отвечает требованиям современных стандартов профессиональной подготовки в системе дополнительного образования;
• технологии работы со взрослыми: ретренинг, проектирование, диалог, исследовательская деятельность, игровые, информационные, самостоятельная деятельность, технология решения проблем и задач.
• рефлексия со всеми ее свойствами и проявлениями. «Рефлексия — это движение, переход от первого образа или представления ко второму», — Г.П. Щедровицкий.
• профессиональное пространство образовательного учреждения, в котором работает слушатель;
• межсессионное пространство, наполненное выполнением заданий, контрольных работ, заполнением анкет, проведением диагностик;
• самостоятельная деятельность слушателя по организации самообразования;
• образовательное пространство (муниципальное, региона, РФ).
Таблица 1. Методы обучения в Школе резерва
Традиционные методы Активные методы Методы обучения на рабочем месте
• Лекции 
• Практические 
• Семинары 
• Контрольные работы 
• Собеседование 
• Консультации 
• Самостоятельная работа 
• Организационные совещания • «Круглые столы». Круговая дискуссия 
• Круговой опрос 
• нализ практической ситуации 
• Деловые игры (с использованием баскетт-метода, «кейс-стади») 
• Педагогический театр (ролевые игры) 
• Мастер — классы 
• Проектная деятельность 
• Работа в проблемных группах 
• Тренинги (видиотренинги, психологические тренинги) 
• Экспертная деятельность 
• Установочные доклады 
• Моделирование 
• Тестирование, анкетирование, диагностирование 
• Участие в областных мероприятиях (конференции, педагогические чтения, профессиональные конкурсы, и.т.д.) 
• Участие в исследовательской деятельности 
• Написание и защита выпускной аттестационной работы по заказу социума • Практикум в Департаменте образования Сахалинской области 
• Практикум в муниципальном отделе образования 
• Практикум в муниципальном методическом кабинете 
• Практикум в ОУ 
• Реализация полученных знаний и умений в профессиональной деятельности 
• Выполнение контрольных работ и практических заданий 
Каждая сессия предусматривает практическую работу слушателей, которая выполняется в макрогруппе, в микрогруппе, индивидуально (слушатель имеет право самоопределиться и выбрать форму).

Таблица 2
№ Практическая часть образовательной деятельности слушателей Школы резерва
1 Анализ базовых документов с использованием методов «баскетт-метода», «кейс-стади» для отработки умений принятия управленческого решения
2 Экспертиза образовательных практик (практическая работа в областном департаменте образования Сахалинской области, муниципальных отделах образования, в методических службах муниципальных отделов образования, образовательных учреждениях разного уровня и типов: гимназиях, лицеях, ДОУ, НПО и т.д)
3 Экспертиза собственной профессиональной компетенции, собственной профессиональной деятельности
4 Анализ социокультурной ситуации (уровни: федеральный, региональный, муниципальный, ОУ)
5 Сравнительный анализ концепций развития образования (уровни: федералный, региональный, муниципальный ОУ)
6 Прогнозирование
7 Написание и защита проектов
8 Представление собственного профессионального опыты
9 Написание установочного доклада по заданной проблематике
10 Поиск ресурсов образовательной и исследовательской деятельности
11 Описание основных актуальных понятий управленческой деятельности
12 Участие в «круглых столах», дискуссиях
13 Рефлексия индивидуальной и коллективной деятельности
14 Проектирование и реализация индивидуальной траектории обучения

Таблица 3. Принципы обучения в Школе резерва
№ Принципы обучения
1 Андрогогический принцип организации учебного процесса
2 Четкая постановка целей и задач (ближайших и перспективных)
3 Учет содержания профессиональной деятельности слушателей
4 Субъектность 
5 Открытость образовательного процесса
6 Диалог, полилог
7 Обеспеченение ресурсами учебного процесса
8 Отработка на практике полученных знаний
9 Активность, личная включенность слушателя в учебный процесс
10 Поддержка высокой мотивации слушателей
11 Командная работа
12 Перенос в профессиональную деятельность приобретенных знаний и умений
13 Учет исходного знания слушателя через экспертизу собственной профессиональной компетенции
14 Личная ответственность слушателя за результаты обучения
15 Наличие содержательной и деятельностной взаимосвязи между сессиями
16 Наличие индивидуальной траектории обучения слушателя
17 Наличие исследовательской позиции к главным проблемам управления образованием
18 Учет возрастных особенностей слушателей
19 Гетерохронность построения образовательной программы
Учебная программа Школы резерва по теме «Управленческая деятельность в сфере образования» рассчитана на 368 часов, два года обучения, четыре сессии, три межсессионных организованных периода и пространство самостоятельной деятельности, которое наполняется индивидуальной траекторией развития и заполнением портфолио.
Анализируя учебную программу, можно сказать, что:
1. Программа построена на основе современного стандарта в дополнительном образовании.
2. Содержание программы актуально и полидисциплинарно, т.к. содержание курсов строится на единых философских, методологических и психолого-педагогических основаниях;
3. Гетерохронность построения программы обеспечивает последовательное освоение содержания образования и формирование профессиональных компетенций.
4. Цели и содержание конкретных курсов логичны, диагностируемы и ранжируемые по этапам обучения. Это важно для контроля эффективности курсовых мероприятий и оценки качества образовательного процесса.
5. Система образования взрослых не копирует вузовское образование. Лозунг « От деятельности — к знаниям» является основой построения данной модели образования. Лекционные занятия выстраиваются в образовательный процесс как результаты коллективной рефлексии или проблематизации конкретных запросов слушателей.
6. В организации учебного процесса используется деятельностный подход, при котором слушатель участвует в конструировании всех элементов своего образования: поиска новых смыслов, постановки ближайших и перспективных целей, формулировки задач, определении содержания образования, нахождении оптимальных форм и методов, создании индивидуальной образовательной траектории.
7. Тематика итоговой аттестационной работы (диплома) определяется на основе социального заказа того образовательного учреждения, в котором работает слушатель и его внутренними профессиональными и личностными мотивами.
Первичным элементом методологии и теории обучения является образ обучаемого (в нашем случае, образ слушателя Школы резерва). 
На первой сессии слушатели в проектной деятельности создают модель выпускника, которая в принципе совпадает с моделью эффективного руководителя, «акмэ»-профессионала. Это важный момент в учебном процессе, т. к. слушатель, пройдя через процесс создания проекта и его защиты, начинает понимать, в каком направлении необходимо развертывать свои профессиональные способности, что нужно «достроить», как простроить индивидуальную траекторию обучения в Школе, чем наполнять портфолио.

Модель 2. Модель выпускника Школы резерва управленческих кадров (один из вариантов модели) 
Личность
Личность — с объективным самовосприятием мира
Личность — с позитивной Я-концепцией
Личность — способная к самовоспитанию и самообразованию
Личность — способная к адекватному взаимодействию с социумом
Личностные качества Профессионализм Компетентность Продуктивность
• готовность менять себя, развиваться 
• способность самодостраиваться 
• высокая гражданская 
• ктивность и социальная зрелость 
• гуманистическая направленность, духовные потребности, эрудиция 
• честность, искренность, толерантность т.д. 
• доброжелательность 
• нтеллигентность 
• нициативность, оптимизм, жизнерадостность 
• скусство общения, коммуникативность, культура речи 
• чувство нового 
• эмоциональная 
• равновешенность 
• обросовестность и трудолюбие • готовность к инновационным преобразованием 
• владение современными технологиями управления 
• умение создать в коллективе психологический комфорт 
• способность к рефлексивному управлению 
• способность к прогнозированию, проектированию, мониторингу 
• индивидуальный стиль управленческой деятельности 
• способность быть лидером 
• способность работать в команде 
• способность эффективно решать проблемы • высокий уровень знаний об управленческой деятельности 
• высокий уровень знаний психолого-педагогических 
• умение 
• птимально 
• ешать управленческие проблемы • достижение запланированной цели и результата 
Профессиональная деятельность управленца требует от него развитого умения верно оценивать себя, свое место и роль в обществе, возможности. Самоанализ «Я» развивает педагогическую рефлексию как профессионально значимое качество личности. 
Образовательный процесс имеет рефлексивный фон, что обеспечивает непрерывную связь между организаторами учебного процесса, преподавателями и слушателями. 
Цели рефлексии: понять, вспомнить, выявить, осознать основные компоненты образовательной деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Без понимания способов своей деятельности, механизмов познания и мыследеятельности человек не может присвоить новые знания. [7]
За два года учебы у слушателя меняется его поведение, как личностное, так и профессиональное. Анализируя этот процесс, можно сделать вывод, что изменения проходят четыре стадии: подготовку, осознание, переоценку, действие.
Таблица 4
1 стадия. Стадия подготовки 2 стадия. Стадия осознания 3 стадия. Стадия переоценки 4 стадияю Стадия действия
• Мотивация к личностному и профессиональному изменению 
• Мотивация к 
• изменению профессионального статуса 
• Ярко выраженная потребность 
• меняться, развиваться 
• Рефлексия собственной профессиональной деятельности 
• Экспертиза собственной профессиональной деятельности и компетенций 
• «Разрушение» существующего представления о собственном профессиональном образе 
• Рефлексия 
• «Я — концепции» • Осознание уровня своего профессионализма 
• Определение профессиональных проблем 
• Определение путей их решения 
• Отказ от стереотипов 
• Групповая работа 
• Индивидуальная работа 
• Проектирование 
• Самостоятельная деятельность по самообразованию 
• Выстраивание индивидуальной траектории 
• образования • Переоценка 
• «Я — концепции» 
• Переоценка 
• уровня своего профессионализма 
• Переоценка собственных профессиональных компетенций 
• Тренинги 
• Рефлексивная самодиагностика 
• Тестирование 
• Анкетирование 
• Проектирование • Освоение новых видов деятельности 
• Освоение нового содержания деятельности 
• Изменение 
• личностного и профессионального поведения 
• Изменение профессионального статуса 
• Выстраивание системы непрерывного образования на новом уровне и с новым содержанием 
Процесс конструктивного изменения поведения личности слушателя Школы резерва бесконечен, и чем больше попыток совершается, тем больше нового сознательного опыта приобретается, тем выше профессионализм, т.к. профессиональное развитие основано на саморазвитии. 
Происходит переход от адаптивной модели поведения в поведение, направленного на творчество и самореализацию.
Рождается новая «Я-концепция». 
Цель модели гуманитарной образовательной системы : достижение компетентности и мобильности личности слушателя (управленца) на основе изменения в процессе деятельности личностных и профессиональных установок.
Функции образовательной гуманитарной системы Школа резерва [4]:
1. образовательная (учебная программа составлена на основе стандартов образования в системе дополнительного образования и охватывает основные вопросы управления образованием сегодня и ближайшего будущего);
2. информационная (высокая наукоёмкость учебного процесса, слушатели изучают современные научные достижения в философии, методологии, дидактике, педагогике, менеджменте, информатике и т.д.);
3. консультативная (данная функция помогает выстроить индивидуальную траекторию обучения слушателя в решении учебных проблем; по заявкам слушателей организуются консультации специалистов, методистов, преподавателей );
4. исследовательская (исследовательская деятельность — это то условие для развития духовности, для развития личностного начала, того уникального в нас, что презентирует нас в жизни (работа над проектом является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации; у слушателя есть реальная возможность выстроить свое «завтра» в личностном смысле и профессиональном);
5. внедренческая (уже в ходе учебы слушатели внедряют в свою профессиональную деятельность инновации, которые они изучали теоретически и практически на сессиях: создание программ развития образовательного учреждения, создание системы мониторинга, создание моделей воспитательных систем, создание системы методической поддержки педагога в рамках ОУ и т.д.);
6. экспертная (экспертиза собственной профессиональной компетентности, экспертиза документов и материалов разного уровня: программы развития регионов, городов, ОУ).
Суть инновационной модели (ретренинга) в использовании современных гуманитарных практик работы со взрослыми: «проживание», самоопределение, самопроектирование, рефлектирование:
Таблица 5
«Проживание» «Проживание» осуществляется в момент разработки проектов, изучения и экспертизы инновационных опыта, моделирования педагогических систем и т.д. «Проживание активизирует чувственную, познавательную сферу и это приводит к приобретению нового опыта, нового знания, «разворачиванию» интеллектуальных способностей личности. 
Самоопределение Самоопределение, как процесс и результат, даёт возможность формировать у слушателя умение осуществлять сознательный выбор собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, выстраивать приоритеты как личностные так и профессиональные
Самопроектирование В результате проектной деятельности, которая пронизывает весь учебный процесс, слушатель овладевает технологией проектирования и начинает проектировать себя, свою «Я — концепцию», создавать новые программы деятельности, модели образовательных систем. Эти процессы связаны с развитием у слушателей воображения, модельного мышления, которые являются феноменами психики человека.
Рефлектирование Рефлексия процесс осмысления, «поворот духа» (В.П. Зинченко), после совершения познавательного акта к «Я», благодаря чему происходит присвоение познанного.
Реализация личностно ориентированной системы обучения является инновационным процессом, поскольку требует смены педагогической парадигмы: от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности.
Технология введения личностно-ориентированного обучения в учебный процесс может быть представлена несколькими этапами [8]:
Таблица 6
Этап Содержание этапа
1 • Диагностический. 
• Рефлексивная самодиагностика 
• Экспертиза собственной профессиональной компетенции через создание проектов. Например. На первой сессии создание проекта «Модель выпускника «Школы резерва — модель эффективного управленца — лидера» 
• Реализация гетерохронного принципа организации образовательной деятельности 
• Начало формирования команды 
• Формирование проблемных групп 
• Начало развертывания коллективной деятельности 
• Обозначение индивидуальной траектории обучения 
• Представление портфолио 
2 • Фиксирование участниками образовательного процесса фундаментальных образовательных объектов с целью обозначения предмета дальнейшей деятельности. Фундаментальные объекты разделяются на общие для всех (образовательный стандарт) и индивидуальные для каждого — те, которые определены им как субъективно значимые 
• Завершение процесса формирования команды 
• Завершение процесса выстраивания индивидуальной траектории обучения 
3 • Выстраивание системы личного отношения слушателя с предстоящей к освоению образовательной областью, её фундаментальными образовательными объектами и проблемами. 
• Планирование слушателем индивидуальной образовательной деятельности. 
• Получение социального заказа на разработку проблемы, выстраивание этапов деятельности, определение ресурсной базы, выбор научного руководителя, определение сроков выполнения теоретической и практической части работы. 
4 • Создание культурного продукта как итоговой аттестационной работы 
• Подготовка презентации культурного продукта Создание модели и текста 
• Подготовка к публикации культурного продукта в региональных научно-методических журналах: «Сахалинское образование — ХХI век», «Методист», «Управленец — лидер», «Школа года», «Открытый урок» 
5 • Демонстрация личных образовательных продуктов и их обсуждение 
• Дискуссия 
• Защита личных образовательных продуктов 
6 • Рефлексивно-оценочный. 
Таким образом, факторами обучающей гуманитарной среды в Школе резерва можно считать [3]:
Модель гуманитарной образовательной среды, в которой идет подговка управленца, направлена на развитие личностных структур его сознания:
• мотивированности как способности придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности;
• критичности как личностной оценки происходящего за пределами личности и внутри ее с позиций собственного смысла происходящего.
• колизийности как способности обнаружить, идентифицировать и анализировать скрытые причины событий
• рефлексивности как способности выходить за пределы своего «Я», поддержания целостности личности и поддержания «целостности человека познающего» через диалог, полилог, самодостраивание себя до целостности, развертывания своих способностей под новые цели, и, тем самым, обретение новых ценностных ориентаций, новой управленческой парадигмы, новых алгоритмов деятельности, которые обеспечивают профессиональный рост и качество полученного образования.
Определяя миссию управленцев в социуме Г.П. Щедровицкий отмечает, что «везде и всегда, во все времена и в любой стране — это самый важный слой… Это самый главный слой людей, от работы которых зависит успех всех остальных… самый живой народ в стране, самый пластичный и гибкий… Позиция управленца состоит в том, чтобы делать историю». [5]
Литература:
1. Адамский, А.И. Школа должна развивать страну [Текст ] /А.И. Адамский // Перемены: журн. — 2005. — № 3. — С. 4-18
2. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Текст] / Н.А. Бердяев– М.: ТЕРРА, 1998. — 326 с.
3. Гузеев, В.В. Образование как ключевой элемент культурной деятельности гуманитарной системы [ Текст ] / В.В. Гузеев //Педагогические технологии: журн. — 2006. — № 1. — С. 3-21.
4. Никитин, Э.М., Ситник, А.П. Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров в условиях модернизации образования [ Текст ] / Э.М. Никитин, А.П. Ситник. — М. — 1999. — С. 142.
5. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления. Хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого [ Текст} / Академия народного хоз-ва при Правительстве РФ. — М.: Изд. «Дело», 2004. — 208 с.
6. Хуторской, А.В. Современная дидактика [ Текст] / А.В Хуторской. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
7. Швецова, В.М. Рефлексия как функция мышления и способ самопознания [ Текст] /В.М. Швецова // Сахалинское образование — ХХI век: журн. — 2002. — № 4 . — С. 20 — 22.
8. Якиманская, Е.А. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / Е.А. Якиманская. — Б-ка журн. «Директор школы. – Вып. 2. — М.-1996.
Сведения об авторе
Швецова Валентина Михайловна 
693013 г. Южно-Сахалинск, ул. Пуркаева д. 76, кв. 56.
Домашний тел. (8-42-42) 55-08-58
Рабочий тел. 50-05-64
Сотовый 8-4242-61-95-86
Е-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
• ответственный секретарь научно-методических журналов «Сахалинское образование — ХХI век», «Методист», «Школа года», «Управленец — лидер», «Открытый урок»;
• руководитель Школы резерва управленческих кадров Департамента образования Сахалинской области
• аспирантка Дальневосточного гуманитарного университета, кафедра педагогики (г. Хабаровск).
Сахалинский областной институт переподготовки и повышения квалификации кадров (СОИПиПКК) 693020, г. Южно-Сахалинск, ул.Ленина 111, Тел(4242) 72-33-17 Факс 72-25-01, 72-31-92

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Статьи по социологии Гуманитарное образовательное пространство Школа резерва — пространство личностного и профессионального роста