Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Анализ подходов к структуре личности

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
27.11.10 19:56

Фоменков А.И. – к.п.н., доцент кафедры 
социологии СмолГУ. 

Анализ подходов к структуре личности и факторам ее развития в социально-научном познании.

Ключевые слова: Личность. Трансформация личности и её «жизненный путь». Факторы формирования личности. Структура личности. Индивидуально-психологический блок характеристик (биологические, психологические). Социально-психологический блок характеристик (психолого-педагогические, социально-психологические)

Key words: Personality. Person transformation and its “life story”. Person formation factors. Person structure. Individual psychological characteristics block (biological, psychological). Social psychological characteristics block (psychological-pedagogical, social-psychological). 

Аннотация: В статье показаны научные подходы в изучении человека как личности. Подчеркивается, что объединение психологического, социально-антропологического и социологического взглядов на личность считается важной тенденцией в соци¬ально-научном познании XXI века. Рассмотрены различные определения структуры личности, показана авторская попытка найти рациональное объединение различных подходов в исследовании личности для нахождения направлений эмпирических и прикладных социологических исследований в осмыслении современных возникающих социальных проблем, источником которых и «решателем» этих проблем является личность. Показано авторское осмысление структуры личности исходя из поставленных задач.

In the article are shown different scientific approaches to studying a 
human as a personality. Attention is paid to the fact that the integration 
of psychological, socio-anthropological and sociological views upon a 
personality is considered to be an important tendency in socio-scientific 
research work of the 21st century. Different definitions of a structure 
of a personality are given and the author's attempt to find a rational 
integration of different approaches to studying a personality for finding 
the directions of empiric and practical sociological researches in 
understanding social problems which arise nowadays, and the source and 
outcome of which is a personality. The author's point of view upon the 
structure of a personality is shown according to the problems set here.

Понятие «личность» было заимствовано социологами у психологов и является одним из центральных понятий в социологии. Психологические теории стали в социологии источника¬ми исходных допущений для соответствующей интерпретации этого поня¬тия, поэтому социологические концепции личности столь же мно¬гообразны, как и психологические. Нам важно подчеркнуть, что при всем сход¬стве содержания понятия «личность» в обеих науках, в рамках социологии в большей степени подчеркивается включенность человека в общество и в меньшей – его индивидуальные особенности.
На протяжении XX века проблемы личности являлись полем научных споров и дискуссий, результатом которых являются многочисленные научные публикации. В изучении личности существует три основных подхода: психологичес¬кий, социологический и социально-антропологический. Полагаем, что каждый из этих подходов имеет свои досто¬инства и определенные ограничения, который ориентирован на решение определенного типа научных задач. Взаимодействие этих подходов позволяет понять, как они взаимодополняют и обогащают друг друга в познании личности – основного элемента социальной системы общества и носителя культуры в самом широком смысле. Принципиальное различие между ними состоит: психологический анализ человека обращается к изучению его «внутреннего мира», представленного совокупностью эмоций, чувств, познавательных и иных психических процессов; социально-антропологичес¬кий подход ориентирован на изучение природы «родового человека» и тех жизненных форм, которые выражены в культуре как универсальном и специфически человеческом способе существования и развития социума; социологический подход направлен в свою очередь на исследование человека как личности и тех институциональных форм, которые выражены в системе его отношений с социальной средой.
В научном сообществе считается, что в прошлом столетии в изучении человека как личности свершилось три познавательных революции. «Первая революция связана с признанием значимости бессознательного в социальных и культурных проявлениях индивида. Работы 3. Фрейда и его последо¬вателей, Дж. Морено и сторонников психо- и социодрамы, Р. Лэнга и других «экзистенциальных» исследователей личности – все они раскрыли глубину и многомерность индивидуальных, социальных, культурно-символических характеристик, составляющих пространство человеческой личности. Вторая познавательная революция была вызвана возникновением бихе¬виоризма, начавшегося с изучения формирования условных рефлексов (на¬пример, И.П. Павлов) и продолжившегося выявлением факторов, вызывающих устойчивые изменения в поведении индивида (начиная с Б. Скиннера). Это направление открыло путь позитивистскому подходу к исследова¬нию личности, поскольку характерные для него теоретические модели сде¬лали доступными наблюдению связи между внешними взаимодействиями и реальным поведением индивида. Третью революцию принято соотносить с гештальт-теорией (К. Левин, Л. Фестингер). Речь идет не только об открытии сущностной внутренней упорядоченности и саморегуляции человеческой психики. Данная теория имеет важ¬ные последствия для изучения социальных и культурных процессов, поскольку дает пищу для размышлений и основания для эмпирических проверок гипотез о том, как человек упорядочивает и меняет свои отношения с окружением» [4, 
с. 108-109.].
Объединение психологического, социально-антропологического и социологического взглядов на личность считается важной тенденцией в соци¬ально-научном познании XXI в., в изучении причинно-следственных связей в формировании и изменении социокультурных связей и отношений, в объ¬яснении устойчивых и изменчивых характеристик общественной жизни. Сегодня в научном сообществе не существует сомнений в том, что личность как производная психологического, социологического и социально-антропологического подходов к изучению человека, вполне можно рассматривать в качестве объекта научного познания. Существует множество дока¬зательств того, что использование категории «личность» рассмотрение пове¬дения людей в этом ракурсе имеет серьезные последствия для процессов со¬циализации, включая образование, для организации социального взаимо¬действия и коммуникации, для регулирования отклонений в поведении, оптимизации межличностных отношений в организациях.
Несомненно, на социологию личности значительно влияют другие науки, предметной областью которых является человек. Как и во многом, что касается личности, в определении ее структуры безусловный приоритет принадлежит психологам, социальным психологам. Большинство из них при определении структуры личности исходит из того, что ее основой, ядром выступают психофизиологические свойства человека, а носителем структуры является конкретный индивид. Опираясь на данное положение, сторонники этой концепции выдвигают различные определения структуры личности [См. об этом: 1, с. 254-266].
Теории личности, сложившиеся в XX столетии, демонстрируют высокую степень их многообразия (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, 
Э. Эриксон, Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк, Б.Ф. Скиннер, Д. Роттер, 
А. Бандура, Дж. Келли, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Некоторые из теорийвступали в явные противоречия, переходящие порой в острые дискуссии между авторами [См., например: 9]. Структуру личности в зарубежной психологии рассматривали ученые представляющие: лексикографический подход (Р. Кеттел, С. Краг, Г. Мэтьюз, В. Норман, 
Р. Мак-Крей, П. Коста и др.); модели личности, основанные на клинических данных (Х. Гуф, К. Рейнольдс, Р. Николс, М. Крут); диспозиционные модели личности (М. Заккерман, Г. Айзенк и др.).
Рассматривая отечественные исследования, мы отмечаем положение С.Л. Рубинштейна, которое во многом определило направление исследований структуры личности в психологии: «В психическом облике личности выделяются различные сферы или области черт, характеризующие разные стороны личности; но при своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются все же в реальном единстве личности» [См.: 7, с. 518]. 
Одним из первых отечественных исследователей, применивший положение С.Л. Рубинштейна при описании структуры личности, стал 
А.Г. Ковалев, который в своей монографии отмечал, что из психических процессов на фоне состояний образуются свойства личности, которые связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуют сложные структуры. Он к ним относил: темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов, идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения) [См.: 3, с. 41]. Однако, К.А. Альбуханова-Славская отмечает ограниченность концепции А.Г. Королева, которая проявляется в том, что усилия исследователя в большей степени направлены на изложение знаний о личности, чем на углубленное исследование ее сущности [См.: 2].
Развитие представлений о структуре личности мы находим в работах Б.Г. Ананьева и его одного из последователей В.С. Мерлина [См., например: 1, 5]. Так, Б.Г. Ананьев, рассматривая структуру личности, писал: «Мы имеем... весьма серьезное основание полагать, что определенный комплекс коррелируемых (соотносимых) свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биологических) входит в структуру личности» [1, с. 258], а В.С. Мерлин, выделял следующие подсистемы: 
1. Система индивидуальных свойств организма (биохимические, общесоматические, Свойства нервной системы – нейродинамические). 
2. Система индивидуальных психических свойств (психодинамические – свойства темперамента, психические свойства личности). 3. Система социально-психологических индивидуальных свойств (социальные роли в социальной группе и коллективе, социальные роли в социально исторических общностях. Далее автор предлагает критерии для выделения разноуровневых свойств: внутри подсистем существуют инвариантные «одно-однозначные» и «одно-многозначные» связи; между разноуровневыми свой ствами зависимости носят «много-многозначный» характер [5, с. 40-42].
Наиболее подробно проблема структуры личности отображена в работах К.К. Платонова, который считает, что структуру личности образует взаимодействие четырех подструктур, или групп, качеств. Первая подструктура включает социально-актуальные свойства личности (направленность, моральные свойства, отношения); вторая – индивидуально преобразовательный опыт (знания, навыки, умения и привычки); третья – индивидуальные особенности отдельных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, чувства и воля); четвертая подструктура образована биологически обусловленными свойствами личности (темперамент, инстинкты, задатки) [См. подробней: 6]. Помимо указанных авторов, проблемы структуры личности в разных аспектах рассматривали: Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, Б.В. Зайгарник, 
А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, В.М. Русалов и др.
Анализ теорий, которые содержат психологические концепции структуры личности имеющие много интересных идей и положений, несомненно, заслуживающих серьезного внимания и дальнейшей разработки научного сообщества. Вместе с тем они имеют и определенные недостатки. К недостаткам ряда концепций можно отнести: отождествление структуры личности со структурой индивида как биосоциальной системы. Тем самым снимается общепризнанное, в том числе и психологами, различие между индивидом и личностью; в психологических концепциях ядром структуры личности в подавляющем большинстве выступают лишь психологические свойства человека, а социальные, которые также является ее ядром, отсутствуют; наличие среди психологов большого количества точек зрения на структуру личности говорит о том, что эта проблема пока остается ими не решенной.
Но и в социологии, многое остается нерешенным, так как не учитывается биологическое и психологическое, что также является основополагающим в структуре личности. Соответственно в теоретическом отношении решается вопрос о концептуальном соотнесении понятий «личность» и «общество». В самом общем виде, можно выделить три основных по¬зиции в социологических трактовках личности: 1) с акцентами на преиму¬щественно внешней, социокультурной обусловленности как строения, так и поведения личности; 2) на внутрииндивидуальной имманентности бытия человека в социокультурном мире; 3) на балансе внутриличностных, освоенных в процессе жизни, социализации и социокультурных внешних факторов, обусловливающих то, что обозначается как отношения «личности и общества». 
Определенные достаточно основательные попытки в социологии личности предпринимаются. Правда, в социологии больше говорят не о структуре личности, а об основных факторах ее развития, так как полагают что «структура личности» – это больше биолого-психологическое понятие, а «факторы развития» – социологическое. Основные факторы развития личности в общей форме предложены в различной учебной личературе. Например, С. Фролов разделяет эти факторы на следующие типы: 
а) биологическая наследственность; б) физическое окружение; в) культура; 
г) групповой опыт; д) уникальный индивидуальный опыт. 
Следует подчеркнуть, что при построении теории личности, как и любой другой теории, исследователь исходит из опре¬деленных допущений, обусловливающих направленность научного поиска и форму построения рассуждений и выводов. В данном случае рассматрива¬лись допущения о личности как об открытой либо квазизакрытой системе. Простое механическое совмещение этих двух позиций вряд ли возможно. Здесь уместно вспомнить о принципе дополнительности Бора: если рассматривается позиция частицы в пространстве, то одновременно невозможно определить момент ее движения.
Применительно к теориям личности это означает, что можно рассматривать области либо реакций, либо программирования действий, либо чер¬ту, либо паттерн, либо часть, либо целое. И пока методологическая проблема преодоления такой несовместимости позиций не решена. Именно она и обус¬ловливает существующие до сих пор расхождения между общими теориями личности и эмпирическими исследованиями отдельных личностных харак¬теристик (социальных установок, позиций, ценностных ориентации, мне¬ний и т.п.) [4, с. 128].
Нами была предпринята попытка найти рациональное объединение различных подходов в исследовании структуры личности, чтобы обозначить направления эмпирических и прикладных социологических исследований в осмыслении современных возникающих социальных проблем, ибо источником и «решателем» этих проблем является личность.
Полагаем, что достаточно объемный материал можно представить функционально-логической моделью «Трансформация личности, ее жизненный путь», четырьмя таблицами, отражающими факторы формирования личности и структуру личности с двумя блоками характеристик. В приложении к статье показано осмысление структуры личности исходя из поставленных нами задач.

Приложение к статье

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕЛОВЕК», «ИНДИВИД», «ЛИЧНОСТЬ»


Т Р А Н С Ф О М А Ц И Я Л И Ч Н О С Т И , Е Е «Ж И З Н Е Н Н Ы Й П У Т Ь»


Факторы формирования личности
Наследственный (генетический) Природно-географическая среда Социальный (социализация)
- Генетическая наследственность;
- Особенности физиологии высшей нервной деятельности;
- Анатомические и физиологические особенности;
- Задатки - Географическое расположение места
проживания (страна, регион);
- Вид места проживания (мегаполис,
крупный промышленный город, областной
или районный центр, ПГТ, поселок, деревня
или хутор);
- Природные, геофизические и климатические условия среды обитания;
- Экологическое состояние среды обитания;
- Наличие, объем природных ресурсов, качество их добычи и развитость инфраструктуры;
- Эффективность и условия природопользования (сельское хозяйство; использование недр земли, леса, водных и других природных ресурсов). 
- Нация, народность, национальность их менталитет и вероисповедание;
- Политический режим и степень политической стабильности в стране;
- Политическая и геополитическая стабильность в мире и сопредельными странами;
- Социально-экономическое развитие страны, региона, муниципалитета и экономическая стабильность;
- Уровень и эффективность социальной защиты;
- Уровень жизни и благосостояния населения;
- Развитость социально-экономической, образовательной инфраструктуры, системы здравохранения;
- Наличие развитых социальных институтов и эффективность их функционирования;
- Уровень развития культуры и системы образования;
- Надежная защита населения силовыми ведомствами страны.

Таблица 2

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Индивидуально-психологический блок характеристик
Социально-психологический блок характеристик
Индивидуальные особенности образуют устойчивую систему, которая обеспечивает целостность индивида как личности
Биологические
характеристики

Обусловлены 
врожденными биологическими особенностями индивида Психологические характеристики
Обусловлены 
- основными психическими процессами лежащими в основе уровня психического развития индивида
- Наличием врожденного, индивидуального и социального опыта у индивида. Психолого-педагогические характеристики
Обусловлены 
- жизненным , социальным и профессиональным опытом;
- образовательной деятельностью;
- культурой;
- организованным воспитанием;
- самовоспитанием;
- трудовой деятельностью. Социально-психологические характеристики

Обусловлены 
- биологическими, психическими, педагогическими характеристиками;
- социальной (макро и микро) средой;
- социальным взаимодействием;
- социальными отношениями.

Таблица 3

Основные характеристики

- пол, возраст
- Физическое здоровье и предрасположенность биологического организма в развитии или изменении
- Функционирование интерорецептивной системы, связанной с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма
- Функционирование экстерорецептивной системы направленной на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильные – осязательные и др.) - Тип нервной системы
- Мышление (в том числе и абстрактное мышление)
- Представления 
- Темперамент
- Речь
- Восприятие
- Память
- Воображение
- Ощущения
- Внимание
- Эмоции и чувства
- Воля
- Интеллект - Привычки
- Способности (Задатки; Склонности)
- Знания
- Умения
- Навыки
- Характер (базовые и системные черты личности)
- Самоидентификация ЭТО СИСТЕМА:
- Нужд, потребностей
- Мотивов (структура мотивации)
- Отношений
- Моральных норм
- Жизненных ценностей и стереотипов, их выраженности
- Влечений; Желаний; Намерений
- Направленности личности (Убеждений; Интересов; Склонностей; Идеалов)
- Мировоззрения и культуры
- Социальных норм (Ценностей; Установок; Поведения)

Таблица 4

Основные характеристики характеризуют
Личность как биологического индивида. Психические возможности индивида (личности) и определяют скорость, объем, адекватность и качество его деятельности Уровень общего развития личности, его информированность в профессиональной деятельности, сфере образования, науки, культуры Мотивационную сферу личности, приобретенную ей систему социально значимых черт их социальную направленность, значимость и зрелость, как для личности, так и для общества в целом
Основные характеристики корректируют
Корректирующее влияние на биологические характеристики очень ограничены, а их «переделка» невозможна.
Корректирующие влияния могут быть направлены на создание благоприятных условий для позитивных (положительных) проявлений с учетом возможных негативных (отрицательных) проявлений при ухудшении условий жизнедеятельности
Корректирующие воздействия могут быть направлены на тренировку и развитие всех познавательных процессов, но их конечная результативность зависит от врожденных ограничений Корректирующие влияния должны быть направлены на приобретение глубоких и всесторонних знаний, приобретения умений и выработка качественных навыков, развитие способностей и интеллекта индивидом Способность всех содержательных характеристик к изменениям практически неограниченна но обусловливается мировоззрением личности. Существенная коррекция возможна при условии непротиворечивого, природосообразного, целенаправленного воздействия на индивида как «извне» (процесс социализации), так и «изнутри» (процесс индивидуализации). Сложность состоит в балансе и персонификации этих взаимообусловливающих процессах и большого количества влияющих на них факторов


Библиографический список
1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001.
2. Альбуханова-Славская, К. А. Проблема личности в психологии / К. А. Альбуханова-Славская // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. – М.: ИП РАН, 1997. – С. 270-373.
3. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М., 1965. 
4. Костюченко, Л. Г. Теоретические предпосылки социологического изучения личности / Л. Г. Костюченко // Личность. Культура. Общество. – 2005. - № 4. – С. 108-128.
5. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. – М.: Педагогика, 1986. 
6. Платонов К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. – М.: Наука, 1986.
7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1948.
8. Спасибенко, С. Г. Методологические проблемы социологии человека / 
С. Г. Спасибенко // Социально-гуманитарное знание. – 2000. - № 2. – С. 70-83.
9. Allport G.W. Personality: A psychological interpretation / G.W. Allport. – N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1936.

Последнее обновление 27.11.10 20:13
 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Статьи по социологии Анализ подходов к структуре личности