Самое читаемое
Мониторинг как практическая система |
Добавил(а) Социология |
08.09.10 15:22 |
Мониторинг как практическая система информационного обслуживания управления школой. Фоменков А.И. г. Смоленск СГПУ Отвечая на вызовы ХХ1 века, государственная образовательная политика России определена и реализуется в правовых и программных документах: Национальная доктрина образования в РФ (До 2025 г.), Федеральная программа развития образования (2000 – 2005 гг.), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и программа эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 – 2010 гг.) и других. В указанных документах подчеркивается особая роль школы (общеобразовательного учреждения), как центра образовательной системы, важнейшей проблемой которой, на наш взгляд, является проблема качества управления школой в рамках муниципальных образовательных систем, как предпосылка управляемости и общего развития этих систем. В ходе идущей модернизации образования, в системе школьного образования идея качества и управления качеством становится ключевой. О качестве образования и управления им, пишутся статьи и книги. Однако мы согласны с мнением А.М. Моисеева, о том, что популярная во всем мире и очень актуальная для школы идея «всеобщего качества» вряд ли может быть осуществлена на практике, если не будет обеспечено достойное качество управления школой. [7, с.6]. Рассмотрение проблемы качества управления школой весьма актуально для развития практики управления, так как новое качество управления требует инноваций. Необходимо также постепенное внедрение новой практики управления на основе социально-педагогических измерений показателей естественных тенденций изменения школы и управления. Система социально-педагогического мониторинга позволяет ориентировать управляющих на спокойное и осознанное наблюдение за практикой управления с целью создания нового опыта управления развитием общеобразовательного учреждения. Появление понятия «мониторинг» в сфере образования – это отражение потребности системы управления образованием в наличии качественной, достоверной, надежной информации. Этот факт подчеркивает расширение границ использования мониторинга за последние десятилетия. Выйдя за пределы сферы природопользования, экологии и социологии мониторинг проник в сферу управления практически всеми видами деятельности, в частности управления образованием. Мониторинг образовательных систем предполагает рассмотрение не только проблем, связанных с собственно педагогическим мониторингом, но и другими системами мониторинга, применимыми в сфере образования, а именно: медицинский, статистический, нормативный, социологический и другие. Большинство из перечисленных видов мониторинга рассмотрено в статье А.Н. Майорова . [4, с.28-32] Само понятие мониторинг представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет точного однозначного толкования, ибо изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности. Однако следует заметить, что во множестве существующих словарей это понятие встречается не часто. Смысловое содержание понятия «мониторинг» заключается в сущности слова, его первично образующего, «монитор». В толковом словаре В.И. Даля дается такое определение «Монитор - военный боевой корабль... Название дано от ящерицы монитор, будто бы предваряющей о близости крокодила». [2, с.345]. Мониторинг обозначает действия по наблюдению, контролю и предупреждению «крокодила» посредством обнаружения «ящерицы». В словаре русского языка С.И. Ожегова «Монитор – контролирующее или видеоконтролирующее устройство» [8, с.362]. «Мониторинг [англ. monitor – контролировать, проверять] – 1) мас. ком. сбор информации, сведений в средствах массовой коммуникации, ведение радиоперехвата; 2) наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека; 3) экон. систематическое сопоставление действительного положения дел фирмы или организации с желаемым» [3, с. 231]. Мониторинг (лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы [1, с.3]. Сложность формулировки определения понятия мониторинг связана также с принадлежностью его как сфере науки, так и сфере практики. Он может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения сферы управления различными видами деятельности посредством представления своевременной и качественной информации. На наш взгляд наиболее общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Методологическая основа мониторинга заключается в жесткой связи явления и сущности, индикатора и фиксируемого им реального процесса, это является предпосылкой для осознания специфики мониторинговых методик и технологий целеполагания, предвидения и прогнозирования, упреждающего воздействия в управленческом процессе. Мониторинг - одна из форм научно-познавательной деятельности, цель которой состоит в своевременном получении и обработке существенной для состоянии системы и тенденциях ее развития информации. Эта цель достигается путем использования некоторых групп явлений, параметров, факторов, входящих в понятийную группу «мониторинговый индикатор». Поскольку образовательное пространство представляет собой часть социальной сферы, уместно набор индикаторов, характеристик состояния и динамики системы образования расширить до пределов, охватывающих смежные социальные процессы в их неразрывной связи с движущими факторами, причинами и условиями их развития. Проанализировав различные толкования понятия мониторинг в рамках конкретных сфер его применения, можно приблизиться к более точному и полному пониманию сути этого явления. Впервые мониторинг был использован в почвоведении, затем в экологии и других смежных науках. В настоящее время он изучается и используется в технических, социальных науках, в различных сферах практической деятельности. Есть основания говорить, что осталось достаточно мало областей деятельности, где в той или иной мере не использовался бы мониторинг. Основные сферы, проявляющие интерес к мониторингу как способу научного исследования — это экология, биология, социология, педагогика, экономика, психология, теория управления. Основная сфера практического применения мониторинга — это управление, а точнее, информационное обслуживание управления в различных областях деятельности. Мониторинг представляет собой достаточно сложное и неоднозначное явление. Он используется в различных сферах и с различными целями, но при этом обладает общими характеристиками и свойствами. Однако различные системы мониторинга, обладая общими чертами, существуют и развиваются достаточно изолированно в рамках той или иной науки или области управления. Можно отметить, что степень изученности и интенсивность использования его в различных сферах деятельности неравнозначны. [4, с.27] Рассматривая практическую систему информационного обслуживания управления школой, мы вводим понятие социально-педагогического мониторинга и для выработки рабочего определения рассмотрим еще социологический мониторинг. «Социологический мониторинг, по мнению Т.И. Заславской, представляет собой некоторую целостную систему отслеживания происходящих в обществе перемен на основе исследования и анализа массовых представлений о них». [Цит. по 4, с.28] «В следующем определении, данном А.В. Толстых, социологический мониторинг рассматривается как системная совокупность регулярно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям в реализации социальных программ, соответствующих социокультурным характеристикам и особенностям массового сознания различных поколений населения». [Цит. по 4, с.29] В данном определении мониторинга для нас интерес представляет толкование его как средства помощи в реализации социальных программ, что предполагает обязательную нацеленность его на сферу управления. Можно констатировать, что проблемы мониторинга во всех сферах его использования решаются одновременно и на уровне их теоретического осмысления и на уровне его практической реализации. Сферы использования мониторинга чрезвычайно разнообразны. Многочисленные системы мониторинга обладают некоторыми общими характеристиками, что дает возможность говорить о мониторинге как целостном самостоятельном научно-практическом феномене. Различия же в толковании сущности мониторинга, в целеполагании и средствах его осуществления отражают специфику и уровень разработанности проблем мониторинга в каждой из областей его применения. Существующие системы мониторинга в образовании в основном направлены на непрерывное, длительное наблюдение учебного процесса и управление им. Достаточно широкое распространение сейчас получают системы мониторинга на уровне образовательного учреждения, но в большей степени речь идет о мониторинге качества образования, медико-психологическом мониторинге [Об этом подробнее см. 5, 1,7,9] Вводимое нами понятие «социально-педагогический мониторинг» можно отнести к видам мониторинга, пользователями которого являются конкретные органы управления образованием, руководители общеобразовательных учреждений (ОУ), отдельные структуры. Для нас, в частности, администрация общеобразовательного учреждения. В литературе незначительно представлены виды мониторинга, входящие в эту группу. Мы предлагаем для реализации модель управления развитием общеобразовательного учреждения с системой целевого социально-педагогического мониторинга, пользователем которого могут быть администрация школы. Данный тип мониторинга направлен на реализацию задач как стабильного функционирования ОУ, так и задач его развития (как городских так и сельских школ) и он может существовать неограниченно долго, что позволит постоянно совершенствовать технологию его проведения. Мы полагаем, что социально-педагогический мониторинг представляет собой систему трехуровневых (школа, класс, учащийся) социально-педагогических исследовательских проектов, повторяющихся с определенной дискретностью, с использованием методологии, методики и техники прикладных социологических исследований, а так же с широким использованием социологических и социально-психологических методов сбора и анализа информации об объекте исследования (наблюдения) с целью управления эффективным функционированием или развитием общеобразовательного учреждения с учетом социума, внешней и внутренней среды ОУ. Главная особенность социолого-педагогического инструментария мониторинга состоит в целостности, системности, которая обеспечивается строгой привязкой всех инструментов к общей системе индикаторов которая обеспечивается посредством социально-педагогического исследовательского проекта. Под социально-педагогическим исследовательским проектом (СПИП) мы будем понимать систему научно исследовательских процедур, методов, методик поэтапного изучения социально-педагогических явлений на основе фактлогических данных, обеспечивающую информационную базу для практического осуществления модели управления эффективным функционированием или развитием общеобразовательным учреждением, решения возникающих социально-педагогических, социально-психологических проблем, принятия управленческих решений. Каждое направление СПИП опирается на специфический набор инструментария построенного на операционализации понятий описывающих объект и предмет мониторингового исследования. Причем эти наборы частично могут пересекаться. Один индикатор может операционализироваться вопросами, обращенными ко всем участникам образовательного процесса. При этом осуществляется контроль за тем, чтобы в исследовании были задействованы если не все, то подавляющее большинство индикаторов, включенных в СПИП составляющую систему мониторинга. Таким образом, мониторинг дает более качественную информацию, базируется на конечном количестве системно отобранных индикаторов. В качестве объекта мониторинга выступают социологические объекты. Можно сделать следующие предварительные выводы: 1) Объект (ОУ) социально-педагогического мониторинга динамичен и находится в постоянном развитии. Он подвержен влиянию внешних воздействий, которые могут вызвать нежелательные изменения в функционировании или развитии объекта; 2) Реализация локального мониторинга предполагает организацию по возможности постоянного слежения (оценку, изучение) за объектом (ОУ). Мера постоянства, набор СПИП и соответствующий набор инструментария к проектам определяется особенностями объекта и предмета конкретного СПИП и ресурсными возможностями общеобразовательного учреждения, таким образом осуществлять социально- педагогический мониторинг может любое ОУ; 3) Применяемая модель социально-педагогического мониторинга, на уровне муниципальных и региональных систем образования, позволит оценивать многие процессы с высоким качеством, по одним и тем же показателям, используя валидные методики и высокий технологический уровень; 4) Мониторинг подразумевает наличие модели (прогноза) развития (изменения состояния) общеобразовательного учреждения; 5) Предлагаемая система социально-педагогического мониторинга реализуется по средством социально-педагогических исследовательских проектов. Литература: 1. Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении. – Смоленск: Универсум, 2002. 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1955. 3. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 4. Майоров А.Н. Мониторинг как научно-практический феномен // Школьные технологии. - №5. – 1998. – С. 25- 48. 5. Митина О.А. Сравнительный обзор систем мониторинга в образовании // Школьные технологии. - № 4. – 2002. – С. 69-75. 6. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. М.: Сентябрь, 2001. 7. Немова Н. Это модное словечко – «мониторинг» //Директор школы. - №7. – 1999. – С. 29-32. 8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1989. 9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. |
Последнее обновление 16.12.10 01:25 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента