Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания жителей Смоленской области на рубеже XX-XXI вв.

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
27.03.11 17:16

ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ. 
А.Ф. Гавриленков

Трансформационные процессы, начавшиеся в России во второй половине 80-х гг. XX в., имеют важнейшее значение для понимания и дальнейшего развития современного российского общества. Изменению подверглись политическая, экономическая, регулятивная, духовная сферы современного общества. Трансформационные процессы привели к изменению исходных форм социальных структур и явлений. 
Особый интерес, по нашему мнению, представляет изучение трансформации духовной сферы, которая выступает одной из подсистем современного общества. Религия является важнейшим регулятором общественных отношений. На протяжении веков религия, оставаясь универсальной системой, способствовала развитию общества. В современном мире религия как общественный феномен приобретает все большую актуальность и значимость. Пройдя трудный путь от господства над обществом до полной утраты контроля над обществом (примером может служить «эра» атеизма в России в XX веке), религия вновь возвращается в общество, завоевывает новые позицию. Не замечать и недооценивать этого феномена невозможно.
Религия занимала особое место в истории российского государства. Религиозные структуры столетиями были тесным образом связаны с органами государственной власти. С эпохи петровских преобразований православная церковь стала частью государственной структуры. Роль религии резко изменилась с изменением социального строя России в 1917 году после прихода к власти большевиков. С распадом СССР, в 1991 году, произошло изменение отношения российского общества к религии. 
Гонимая в годы советской власти, религия превратилась в современном российском обществе в ту силу, которая дает человеку утешение и надежду в условиях стагнации экономической и политической систем в 90-е гг. ХХ - начале ХХI вв., происходит своеобразное «возвращение» религии в общество. Как справедливо отмечал М. Мчедлов, «расширяется деятельность конфессий в самых разных сферах, в том числе образования, культуры, милосердно-благотворительной и хозяйственно-предпринимательской деятельности» [1]. 
Приметой развития духовной жизни современного российского общества становится появление новых религиозных движений и культов на территории России восточной и западной ориентации (например, «Международное общество сознания Кришны» (кришнаиты), «Церковь объединения», «Церковь сайентологии», Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны)и другие). 
Изменение отношения к религии в современном российском обществе привело к изменению состояния религиозности россиян. Изменяется религиозное сознание, которое представляет собой важнейший компонент религиозности. Динамика религиозного сознания позволяет судить о внутренних и внешних факторах, влияющих на изменения, происходящих в религии. Следствием динамики выступает трансформация религиозного сознания верующего, которая является свидетельством того факта, что в процессе изменений религии, происходят изменения элементов культов, обрядов, ритуалов, догматов. Изучение процесса трансформации религиозного сознания жителей Смоленского края в X-XXI вв. представляет огромный научный интерес и является важным для понимания трансформационных процессов, происходящих в российском обществе на протяжении ряда.
На территории области получили распространение традиционные религии (Русская православная церковь (РПЦ), Римско-католическая церковь, буддизм, ислам), организации протестантского направления (Церковь ЕХБ, Церковь ХАСД, методизм, пятидесятничество (Церковь ХВЕ), Московская харизматическая церковь «Роса», Евангельские христиане, Новоапостольская церковь, лютеранство), а также новые религиозные движения (нетрадиционные культы) (Международное общество Сознания Кришны, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), Свидетели Иеговы), народностно-национальные религии (иудаизм). Основная масса религиозных организаций находятся на территории г. Смоленска и Смоленского района [2].
На протяжении последних восемнадцати лет (1989-2006 гг.) мы отмечаем увеличение численности религиозных организаций, действующих на территории Смоленской области: 1989 – около 20, 1991 – 52, 1994 – 97, 1996 – 121, 2000 г. – 133 (172 – по данным В.Н. Ямпольского), 2002 г. – 191, 2003 г. – 194, 2004 г. – 199, 2005 г. – 202, на 1 сентября 2006 г. – 203 организации [3].
Происходит не только количественное изменение среди действующих на территории Смоленщины конфессий, но и качественное. Появились, как мы отмечали выше, новые для Смоленской области конфессии – методизм, иеговизм, которые представляют протестантское направление, и МОСК, последователи Порфирия Иванова, представляющие новые религиозные движения, нетрадиционные культы. Мы отмечаем, что причина подобной трансформации религиозного сознания жителей Смоленской области скрыта в социально-экономическом кризисе, поразившем все современное российское общество. В свою очередь кризис привел к появлению состояния социальной неудовлетворенности, к появлению идеологического вакуума, который стали быстро и активно заполнять религиозные организации, имеющие отношение к новым религиозным движениям, нетрадиционным культам.
В 2005 году нами было проведено пилотажное исследование (n = 146 чел.), которое было направлено на изучение религиозности студенческой молодежи. В 2006 году нами было проведено исследование религиозности студенческой молодежи (n = 365 чел.). Объектом изучения религиозности стали студенты очной и заочной форм обучения четырех смоленских вузов – Смоленского государственного университета, Смоленского государственного института, Смоленского филиала Российского университета кооперации, Смоленского филиала Саратовской государственной академии права. В 2007 году было проведено исследование религиозности населения Смоленской области (n=500). Использовался метод случайного отбора. При этом использовался также метод квотной выборки с удержанием контроля за параметрами пола, возраста и места жительства.
Данные, полученные нами в ходе исследования, в целом близки к данным, полученным в ходе исследования, проведенного администрацией Смоленской области при поддержке РГНФ в, когда примерно 77,6 % респондентов определили себя как верующие [2]. Так, результаты пилотажного опроса 2005 г. показали, что 60,96 % респондентов считают себя верующими. По итогам опроса 2006 года верующими себя определили 75,61 % респондентов. Среди верующих мы отмечаем представителей православия, католицизма, протестантизма, буддизма. Наши исследования подтвердили тезис о феномене высокого уровня религиозности студенческой молодежи, который, как справедливо замечает исследователь из Иваново Т.П. Белова, связан с тем, что, с одной стороны, религиозные организации в 90-е годы XX века стали одним из агентов социализации студенческой молодежи. С другой стороны, не приходится «говорить о глубокой религиозности в студенческой среде…» [4] 
В ходе исследования 2007 года верующими себя определили 68,8 % респондентов. Наряду с православием, католицизма, протестантизмом, иудаизмом, были зафиксированы представители неоязычества.
Анализ данных исследований показал, что как, бóльшая часть опрошенной студенческой молодежи, так и населения области идентифицируют себя с православием. Так, в 2005 году эта цифра составила 79,4 % от тех респондентов, которые определили себя как верующие, в 2006 году – 78,6 %, в 2007 году – 72,8 % респондентов. По данным, полученным в ходе исследования, проведенного администрацией Смоленской области при поддержке РГНФ, к православию себя отнести 72 % верующих-респондентов.
Мы отмечаем, что в ходе трех исследований с православием себя идентифицирует примерно одинаковое процентное соотношение респондентов, что подтверждает традиционность православия на территории Смоленской области.
Привычное представление о национальной и религиозной идентификации в студенческой среде разрушаются. Так, среди студентов, определивших себя как русских в ходе исследования 2005 года, мы отмечаем 107 православных, два протестанта, два мусульманина, одного представителя восточных религий (предположим, что это последователь МОСК или буддизма), семнадцать атеистов. Среди православных, мы отмечаем трех евреев, двух белорусов, по одному армянину, поляку, украинцу.
Второе исследование студенческой молодежи подтвердило предположение о том, что постепенно происходит разрушение привычной в прежние века идентификации по национальному и религиозному признакам. Так, среди православных (хотя их большинство среди русских) мы отмечаем одного поляка. Среди католиков – русского, среди протестантов – русских.  
В исследовании 2007 г. также нашел подтверждение тезис о разрушении идентификации по национальному и религиозному признакам. Среди православных мы фиксируем представителя еврейского этноса, среди католиков – два русских по национальности, среди иудеев – один русский, среди протестантов – один русский.  
Вторую позицию в трех исследованиях устойчиво занимают атеисты. Так, в исследовании 2005 года атеисты составили 12,3 %, в 2006 году – 6,84 %, в 2007 году – 11,2 % респондентов. 
Исследования показали, что основная масса респондентов, идентифицирующая себя с той или иной конфессией, имеют достаточно поверхностное представление о той конфессии, с которой себя идентифицируют. У большинства респондентов их представления о вере, вероучении, догматах, культе расходятся с основными положениями конфессий, с которыми они себя идентифицируют. 
Показателем трансформации религиозного сознания жителей Смоленщины в конце XX- начале XXI вв. является тот факт, что на рубеже веков на территории области получили распространение новые религиозные движения, которые выступают как нетрадиционные для данной территории (МОСК, мормоны, иеговисты и т.д.).  




Список литературы

1. Мчедлов М. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России // Религия и право. 2002. № 1 (26). С. 16.

2. Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания (на материалах Смоленского края в X – начале XXI вв.). Смоленск: «Смядынь», 2007. – 343 с.

3. Ямпольский В.Н. Особенности изменения структуры этноконфессионального пространства и динамика развития государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в Смоленской области / ред. А.Г. Егоров, А.Ф. Гавриленков // Социальные трансформации (Выпуск 8): Трансформация религиозного сознания и изменение социального статуса религиозных объединений в постсоветский период. Смоленск: СГПУ, 2004. С.195-218.

4. Белова Т.П. Формирование у студентов установок толерантного сознания в религиоведческих курсах // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов международных, общероссийских и межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. Выпуск 2. 2004-2005 гг. – М., 2005. С. 64-72.



 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Статьи по социологии Гавриленков А.Ф. Трансформация религиозного сознания жителей Смоленской области на рубеже XX-XXI вв.