Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Телесность и сексуальность в субкультуре тинэйджеров

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
25.03.11 16:57

Телесность и сексуальность в субкультуре тинэйджеров.

Епанова Юлия Валентиновна

Исследования различных субкультур приобрели в последнее время большую популярность. Это является отражением объективного процесса все большего усложнения социальной структуры, в результате чего единое поле культуры распадается на множество ценностно-нормативных подсистем. Каждый человек вовлечен в бесконечное число субкультур - профессиональных, возрастных, половых, сексуально-ориентационных, досуговых и т.д.

Особенно интересно рассмотрение новых, ранее не существовавших феноменов этого рода, к которым можно отнести активно формирующуюся в настоящее время субкультуру тинэйджеров. "Тинэйджеры" - слово, пришедшее к нам из английского языка сравнительно недавно, которое, исходя из буквального перевода, обозначает молодых людей в возрасте 13 - 19 лет. Оно широко распространено публицистике и журналистике, однако в науке это понятие практически не используется, несмотря на то, что происходящие в обществе реальные изменения приводят к возникновению новой поколенческой группы - тинэйджеры.

Поколенческий подход является одним из вариантов построения возрастной структуры общества. Причем, в отличие от других подходов, он подчеркивает существующую взаимосвязь между возрастом и социальными возможностями индивида. Понятие "поколение" в данном срезе возрастной структуры означает возрастную группу, взятую в единстве с присущими ей в данном обществе социальными ролями [1, 110]. Традиционно выделяют четыре поколенческие группы: детей, молодежи, среднего возраста и стариков. Однако в конце ХХ века происходит выделение из поколения молодежи новой возрастной группы тинэйджеров.

С чем связано ее возникновение? Каковы ее возрастные границы и специфические черты? Попытаемся ответить на эти вопросы, для чего сначала остановимся на краткой характеристике группы молодежи.

Молодежь - поколенческая группа, завершающая процесс социализации. В качестве ее нижней возрастной границы рассматривается обретение половой зрелости, а верхней - обретение социальной зрелости, под которой понимается способность самостоятельного существования в обществе. Относительно абсолютных значений этих возрастных границ в научной литературе нет единого мнения. К молодежи причисляют людей как в возрасте 12 - 20 лет, так и возрасте 15 - 35 лет. Такое разнообразие точек зрения связано с объективными трудностями. Точный возраст достижения половой зрелости определяется индивидуальными особенностями организма, состоянием здоровья, особенностями климата, половой принадлежностью и т.д., поэтому его значение может колебаться в большом диапазоне. Еще трудней четко определить верхнюю границу, так как она будет зависеть от особенностей социализации индивидов в том или ином обществе и от того, что будет рассматриваться в качестве критериев социальной зрелости. В качестве международного стандарта, закрепленного в документах ООН, используют возрастной отрезок от 15 до 25 лет.

Однако, в результате продолжающегося процесса акселерации, сегодняшние дети достигают половой зрелости в среднем на 2 года раньше, чем два-три поколения назад. Специфическими функциональными признаками полового созревания являются менархе (начало регулярных менструаций) у девушек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. Так вот, сейчас средний возраст менархе колеблется в разных странах и средах от 12,4 до 14,4 лет, а возраст эякулярхе - от 13,4 до 14 лет [2, 149]. Эти данные говорят о необходимости смещения нижней возрастной границы группы молодежи. Но такое смещение затрудняет рассмотрение молодежи как единой поколенческой группы, так как 13-летние и 25-летние (а тем более 30-летние) люди обладают различным набором и диапазоном социальных ролей. Мне представляется, что именно в этом заключается причина выделения и формирования тинэйджеров в отдельную поколенческую группу.

Каковы же возрастные границы этой группы? Если в качестве нижней границы можно взять приблизительный возраст начала менархе и эякулярхе, то есть в среднем 13 лет, то с определением верхней границы возникают те же трудности, что и в группе молодежи. Какой критерий взять за основу: биологический (завершение пубертатного возраста, приходящегося приблизительно на 17 лет), социальный (достижение совершеннолетия - 18 лет) либо экономический (возраст получения минимально возможного профессионального образования - 19 лет)? Пока не сформулированы четкие характеристики этой поколенческой группы, можно условно считать, что границы возрастного признака для тинэйджеров, не дифференцированные по полу, заключаются в пределах от 13 до 19 лет.

Тинэйджеры вырабатывают свои, отличные от других, модели и нормы поведения, установки и символы, служащие механизмами воспроизводства данной субкультуры и основаниями для ее отличия от других, в первую очередь от взрослых. Как молодежная, так и тинэйджеровская субкультуры являются очень ярким и значимым явлением, причем не только для их носителей, но и для общества в целом. Дело в том, что, согласно концепции М.Мид, современное общество относится к так называемым "префигуративным", где старшие не только обучают детей, но и сами учатся у них. Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития, она различает в истории человечества, помимо названного, еще два типа общества: постфигуративные, в которых дети учатся главным образом у старших, и конфигуративные, где и дети, и взрослые учатся, прежде всего, у равных, сверстников [3].

Постфигуративная культура, по мнению М. Мид, преобладает в традиционном, патриархальном обществе, которое учится главным образом на опыте прежних поколений, опираясь на традицию и ее живых носителей - стариков.

Ускорение технического и социального развития делает опору на опыт прежних поколений недостаточной. Конфигуративная культура переносит центр тяжести с прошлого на современность. Она ориентируется не столько на старших, сколько на современников, равных по возрасту и опыту. Именно в этой культуре появляются и увеличивают свое значение юношеские группы, возникает особая молодежная субкультура.

Наконец, в наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только не достаточен, но зачастую вреден, мешая прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам. Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. Не только молодежь учится у старших, как было всегда, но и старшие во все большей степени прислушиваются к мнению молодежи.

Концепция М. Мид схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития, подчеркивая, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя не только информационный поток от родителей к детям, но и встречную тенденцию: молодежная интерпретация современной социальной ситуации и культурного наследства оказывает влияние на старшее поколение.

Наряду с темпами социального развития на возникновение субкультуры тинэйджеров влияют и специфические особенности переходного возраста: стремление к независимости, к обособлению, переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. Субкультура является мощным агентом социализации тинэйджеров - в рамках нее происходит выработка навыков общения и поведения, основанных на необходимости завоевания и сохранения статуса; она выполняет компенсаторную функцию - обеспечивает подросткам, которых общество продолжает рассматривать как неполноценных членов, своеобразный эрзац-статус, позволяет им развивать альтернативные способы самооценки. Кроме того, сообщество сверстников выступает в качестве канала информации по вопросам, которые по тем или иным причинам табуируются обществом. К числу подобных вопросов относятся и проблемы сексуальности.

По данным исследователей, основными источниками знаний, касающихся сексуальной сферы, у тинэйджеров являются СМИ (печатные издания, телепередачи), фильмы и разговоры с друзьями [4, 67]. Причем это характерно как для России, так и для Запада. Правда западноевропейские тинэйджеры в качестве еще одного канала данной информации называют школу [4, 35], а вот доля участия семьи в передачи подобных знаний крайне мала. Даже если родители разговаривают с ребенком на темы секса, они предпочитают обсуждать нравственные и эмоциональные аспекты сексуальности, а не технику секса и связанные с ним опасности [4, 35].

А между тем, именно в данном возрасте сексуальность становится жизненно важной проблемой, и связано это с процессом полового созревания. Хотя интерес к вопросам пола возникает у детей задолго до этого, он поначалу не связан с эротическими переживаниями, а является выражением обычной любознательности: ребенок хочет знать, что представляет собой сфера жизни, которую взрослые так тщательно скрывают. В переходном же возрасте интерес к вопросам пола становится напряженным и личным. И, хотя, существуют некоторые половые различия, проявляющиеся в том, что с 12 - 13 лет у девочек пробуждается интерес к эротике, а у мальчиков зарождается собственно сексуальная потребность [5, 78], этот период одинаково важен и для тех, и для других.

Сексуальность тесным образом взаимосвязана с телесностью. Причем стоить заметить, что несмотря на кажущуюся биологическую заданность этих феноменов, как тело, так и сексуальные отношения подвергаются глубокому культурному воздействию. В результате этого воздействия вырабатываются нормы допустимого и запретного поведения, сценарии сексуальности, ценностно-эмоциональная окраска данной сферы, а также каноны красоты и сексуальной привлекательности человеческого тела. Причем в современном обществе существует как общий слой сексуальной культуры, так и множество сексуальных субкультур, одна из которых выражает взгляды тинэйджеров.

Что же происходит с человеком в возрасте 13-19 лет. Во-первых, под влиянием пубертата происходит перестройка тела, настолько глобальная и бурная, что тело превращается в реальную проблему, а его освоение - в одну из центральных задач подростка. Это объясняет, почему в субкультуре тинэйджеров телесности уделяется столько внимания.

Интерес к телу существует, безусловно и у детей, но ребенка больше интересует не свое, а чужое тело, или даже тело как таковое. Дети очень часто играют в игры с оголением, причем в них могут участвовать как представители одного, так и обоих полов. Но смысл этих игр - в освоении принципов строения человека. Дети хотят знать, все ли люди устроены одинаково, чем отличаются, в чем разница между мальчиками и девочками.

В результате пубертата человека начинает интересовать именно свое тело, которое становится новым, незнакомым и буквально выходит из-под контроля. У мальчиков это в первую очередь проявляется в пубертатной гиперсексуальности, обусловленной резким ростом секреции половых гормонов, и выражающейся в повышенной сексуальной возбудимости, частых и длительных эрекциях, частых поллюциях, в бурных эротических фантазиях, мастурбации и т.д. У девочек этот процесс выражен не столь ярко, но и у них, например, появление месячных повышает чувствительность эрогенных зон [6, 71]. Кроме того, происходит перестройка скелета, оволосение, а для девочек очень важным изменением является рост груди. В итоге всех этих изменений тело впервые начинает восприниматься как эротический объект.

Процесс освоения нового тела происходит, во-первых, в форме разглядывания себя, сравнение с другими. И теперь подростка интересует не просто устройство человека, как это было в детстве, а насколько его тело отличается от других, хуже оно или лучше, развивается ли параллельно со всеми. Формируется образ тела, то есть общая концепция собственного тела, которую вырабатывает индивид. Вообще, образ тела создается во взаимодействии с процессами, происходящими в собственном теле и в окружающем мире. Для его создания, кроме физических условий, важны ценности и нормы, обусловленные полом и возрастом. Сформировавшийся образ далеко не всегда соответствует физиологической реальности, и всегда является эмоционально и личностно окрашенным [7, 430]. Особенно субъективен этот образ в период пубертата. Любое отклонение от "нормы", то есть от степени развития сверстников, воспринимается крайне болезненно и может нанести серьезную психологическую рану (причем болезненно воспринимается как запаздывание, так и опережение в развитии). Украдкой, но очень внимательно тинэйджеры разглядывают своих сверстников, а также старших и младших, мальчики часто даже измеряют и сравнивают между собой длину своих половых членов.

Но изучению подлежит не только свое тело, но в качестве эротического объекта начинают рассматриваться и тела представителей противоположного пола. В субкультуре тинэйджеров существует большое разнообразие практик освоения этой новой реальности - например, подглядывания, разнообразные игры с заголением и так далее [8].

Помимо простого знакомства со своим телом идет активное его освоение, в ходе которого человек воздействует на тело и зачастую переделывает его. Методами такого воздействия являются и спорт, включая бодибилдинг, и различные способы украшения тела - тату, пирсинг, скарт, а также эксперименты со внешностью (макияж, цвет волос, различные украшения, маникюр, прическа и т.д.).

Стоит отметить, что такое большое внимание к телесности в субкультуре тинэйджеров во многом определяется общей "реабилитацией тела", произошедшей в ХХ веке. В современном обществе тело все в большей мере считается репрезентацией индивида и даже зеркалом его души [7, 429].

Второй новой сферой жизни, актуализирующейся в жизни тинэйджеров, является сексуальность. В это время происходит закрепление не только половой, но и сексуальной идентичности субъекта, включая его сексуальные ориентации. Связано это с тем, что 13-19 лет - это не только время полового созревания, но и время начала сексуальной практики.

Необходимо отметить, что сексуальное поведение современных тинэйджеров отделено от репродуктивных и матримониальных планов, оно становится самоценностью. Причем, это касается и религиозных подростков, которые действительно вступают в сексуальные отношения позже других и стараются увязать их с мотивами создания семьи, однако их реальное поведение отличается от моральных установок. По мнению И.С.Кона, "нормы субкультуры перевешивают влияние родительской семьи и церкви" [4, 22]. Более того, сексуальный дебют рассматривается как знаковое событие, инициация, вступление в мир взрослых. Этот шаг одинаково значим как для мальчиков, так и для девочек, однако эмоциональная окраска данного события сильно разниться. Если для юноши наличие сексуального опыта всегда рассматривается как безусловное достоинство, повышающее его статус, то для девушки это вопрос сложный и неоднозначный, сильно зависящий от норм окружения. Поэтому большинство мальчиков расценивают первый сексуальный опыт положительно, а многие девушки скорее отрицательно [4, 56].

Однако такая ситуация является следствием сохранения, в той или иной мере, патриархальных ценностей и двойного стандарта. Согласно последним исследованиям, в Западной Европе намечается другая тенденция - в младших возрастах, вопреки традиции, сексуальное сближение часто инициируют не мальчики, а девочки [4, 21].

Обсуждая проблемы сексуальности тинэйджеров, нужно всегда помнить об экспериментальном характере их сексуального поведения, которое, если рассматривать его вне возрастного контекста, может показаться патологическим. Оно может принимать какие-то формы зоофилии, часто встречаются сексуальные контакты между братьями и сестрами, а гомосексуальные контакты имеют вообще очень широкое распространение. Причем в большинстве случаев это не устойчивая, а временная гомосексуальность, вызванная рядом причин: относительной сегрегированностью полов (осознанной и бессознательной), трудностями в общении с противоположным полом, боязнью быть отвергнутым или показаться неопытным. Гомоэротические чувства и контакты в этом возрасте проявляются, с одной стороны, в страстных влюбленностях в людей своего собственного пола (сверстников, старших и младших), а с другой - в различных сексуальных играх, начиная с простой возни и взаимной мастурбации и заканчивая полной сексуальной близостью.

Стоит, однако, отметить, что некоторые гомосексуальные по форме контакты в этом возрасте могут не быть таковыми по сути. Во всяком случае, это касается девичьей субкультуры, в рамках которой существует множество практик, которые С.Б.Борисов подчеркнуто называет "однополыми". Они не включают в себя элемента влюбленности или влечения к представителям своего пола, а выступают своеобразными способами сексуальной социализации девушек (например, обучение друг друга технике поцелуя) [8, ].

С возрастом сексуальность не теряет соей значимости для тинэйджеров, становясь для 17-19 - летних не просто значимой, но часто и определяющей характеристикой своей публичной презентации [9, 472]. Опытность в вопросах секса и сексуальное экспериментирование становятся признаками "продвинутости", символами следования моде.

Таким образом, тинэйджеры сталкиваются в своей жизни с принципиально новыми феноменами телесности и сексуальности, освоить которые помогает субкультура данного поколения. В условиях, когда общество взрослых продолжает рассматривать 13-19-летних в качестве детей и игнорирует наличие у них интереса к сексуальной сфере, субкультура начинает выступать в качестве единственного реального регулятора половых отношений. Она не только вырабатывает определенные нормы поведения, механизмы внутри- и межполового взаимодействия, но и способы постепенного вхождения в неизвестные до этого сферы человеческой жизни.

Литература

1 Молевич Е.Ф. Общая социология. - М.:Едиториал УРСС, 2003.

2 Исаев Д.Н., Коган В.Е. Психогигиена пола у детей. - Л., 1986.

3 Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

4 Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге ХХI века. Социально-педагогический анализ. - Дубна, 2001.

5 Голод С.И. ХХ век и тенденции сексуальных отношений в России. - СПб, 1996.

6 Сексология. Энциклопедический справочник по сексологии и смежным областям. - Минск, 1993.

7 Хаавио-Маннила Э., Пурхонен С., Турунен Т. Стройность и самооценка сексуальной привлекательности: сравнительный анализ культурных идеалов // В поисках сексуальности: Сб. статей / Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. - СПб, 2002.

8 Борисов С.Б. Субкультура девичества: российская провинция 70-90-х гг. ХХ в.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора культурологии. - М., 2002.

9 Омельченко Е. Изучая гомофобию: механизмы исключения "другой" сексуальности в провинциальной молодежной среде // В поисках сексуальности: Сб. статей / Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. - СПб, 2002.


 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Статьи по социологии Телесность и сексуальность в субкультуре тинэйджеров