Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Теория и практика социальной работы: философско-историческая реконструкция

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
09.02.11 00:17

Новикова Жанна Александровна
аспирантка СмолГУ


Теория и практика социальной работы: философско-историческая реконструкция

Ключевые слова: филантропия; философия помощи; социальная работа; социальная справедливость.

Статья посвящена философско-исторической реконструкции теории и практики социальной работы, в основе которой на всех этапах общественного развития лежали общечеловеческие гуманистические ценности. Ныне социальная работа, высвечиваясь новыми гранями, предъявляет возрастающие требования профессионализму и личностным качествам социальных работников.

Novikova Z.A.
Theory and practice of social work: philosophical and historical reconstruction

Key-words: philanthropy; philosophy of aid; social work; social justice.

The article contains a philosophical and historical reconstruction of social work, for which common human values has always been the basis. Nowadays the increasing scope of the concept of social work faces a social worker with constantly increasing requirements towards his professional skills and personal qualities.


Социальная работа – это родовая характеристика человеческого взаимодействия и общения, тесно связанная с феноменом социальной помощи. Появившись на ранних стадиях развития человечества, она не теряет своей актуальности и в настоящее время. Каждая новая эпоха вносила определенные коррективы в представления о мотивах, способах, формах и видах помощи, которые в наибольшей степени соответствовали наличному уровню развития общества и общественных отношений. 
Феномен социальной помощи был известен уже в родо-племенных отношениях. Основу жизни древних обществ составлял общинный менталитет. Так, в древнерусской сельской общине целостность человека достигалась общинным существованием, трудовой и обрядовой деятельностью в рамках своей общины и существовали такие виды общественной помощи, как помочи, вервь, приймачество, поочередное кормление немощных и нетрудоспособных членов общины, выделение земельных участков старикам, вдовам и сиротам и их общемирская обработка. Перераспределение материальных благ осуществлялось на основе принадлежности к общине, индивидуальность растворялась в коллективной идее [9, с.114-122]. Для наших далеких предков безвозмездная помощь была естественной необходимостью и культурной ценностью, так как она позволяла людям сплотиться и выживать в тяжелейших условиях. 
Идеи оказания помощи членам своей общины, закрепляясь в общественном сознании в виде обычаев, традиций, постепенно стали приобретать статус морально-нравственных норм и правил. В Древней Греции появляется понятие "филантропия", буквально означающее человеколюбие, благотворительность, помощь неимущим, нуждающимся, социально незащищенным. Аристотель рассматривал дружественность как разновидность добродетелей человека и считал человеколюбие природным свойством человека. По мнению Аристотеля, помощь, оказываемая человеком другому, нужна не только нуждающемуся, но и самому благодетелю, так как дружеское участие в судьбе ближнего является актом творчества, позволяющим индивиду раскрыть свои лучшие качества, свой творческий потенциал [1, с. 219]. В Древнем Риме помощь рассматривалась с позиций требования закона и гражданских позиций. Плиний и Цицерон считали, что в основе гражданского поступка лежат товарищеский союз и дружеское расположение людей друг к другу, а потому выкуп пленных, уплата долгов и увеличение средств к жизни для друзей были обязательными видами помощи соотечественникам. Объединяющее начало в этих подходах к осмыслению понятия "помощь" – рационалистическое понимание того, что доброжелательность и благотворительность нужны, в первую очередь, самим благодетелям, так как приносят им в дальнейшей жизни пользу и вознаграждение. 
Многие исследователи указывают на то, что христианство внесло принципиальные коррективы в языческие представления о помощи. В основе христианского понимания помощи лежит духовное начало. Любовь к ближнему – это деятельная, бескорыстная любовь, мотивацией которой является сочувствие к проблемам и нуждам находящегося рядом с тобой человека, сострадание его боли и горю, внутренняя потребность творения милосердного поступка с целью облегчения этих страданий. Аскиологическим основанием конфессиональной концепции помощи стали такие нравственные христианские ценности как бескорыстие, милосердие и сострадание. Призыв Иисуса Христа: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный", - это призыв к духовности и добродетели. Вторая библейская заповедь "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", становится нравственным императивом, определяющим сущность поступка индивида. Таким образом, в христианской концепции помощи анализировались глубокие духовно-нравственные основы жизни человека, формировалась установка на гуманизацию общественного менталитета. 
Главными оплотами благотворительной помощи стали монастыри, которые вели просветительскую и образовательную деятельность, осуществляли лечение больных и обеспечивали нуждающихся натуральными продуктами, раздавали милостыню. Согласно учению Святых Отцов, при оказании благодеяния расспросы и расследования о нищих запрещались, помощь получал каждый, кто ее просил. Гуманный принцип универсальности социальной помощи, получивший широкое распространение в конфессиональной парадигме помощи, привел к росту профессионального нищенства и создал препятствия для промышленно-экономического развития возникающих капиталистических государств. Размышления о способах борьбы с этим негативным социальным явлением выявили необходимость разработки вопросов о субъектах, объектах и формах оказания социальной помощи.
Философы Нового времени и эпохи Просвещения Ф.М. Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, разрабатывая тему "естественных прав человека", искали пути сочетания личных и общественных интересов и высказали мысль об ответственности общества перед человеком за невозможность предоставить условия для его всестороннего развития и обеспечения полноценной жизни. В этом контексте оказание помощи рассматривалось как одно из средств поддержания стабильности государства и стимулирования общественного прогресса. В XVII-XVIII в.в. новое светское гуманистическое течение общественной мысли появляется и в России. Многие идеи представителей "русского гуманизма", (Новиков Н.И., Радищев А.Н., Пестель П.И., Козельский Я.П.) нашли воплощение в практической организации дела социальной защиты и помощи населению. 
Новиков Н.И. считал, что каждый человек должен прежде всего содействовать благу сограждан и Отечества, тем самым утверждая свое человеческое достоинство. А.Н. Радищев, выражая новую идеологию, утверждал внецерковный характер социальной и моральной темы и предлагал выработать общие законодательные принципы и систему законодательных мер по урегулированию проблем призрения бедных и немощных. Я.П. Козельский, развивая философские взгляды на проблему общественного призрения, не давал советов по поводу лучшей организации помощи "убогову человеку", но попытался дать определение личности в деле социальной помощи и разработал социальную стратификацию субъектов. Важное место в предыстории разработки теории социальной работы занимают идеи П.И. Пестеля. Их основные положения заключаются в территориальном принципе помощи; в социальной реабилитации неимущих, которые в зависимости от физического состояния получали либо работу, либо материальное пособие; в сочетании личностных свобод, гарантий и обязанностей субъекта по отношению к государству. 
Итак, в философии помощи XVII-XVIII в.в. происходят значительные изменения: помощь нуждающимся предстает не только как система нравственных императивов, но и как система необходимых смыслов и задач. Основным субъектом помощи постепенно становится государство, которое самостоятельно определяет объекты и способы оказания помощи. К категории людей, нуждающихся в социальной поддержке государства, относят нетрудоспособных членов общества: детей-сирот, инвалидов, одиноких престарелых. В целях изыскания средств на проведение социальной политики государства вводятся налоговые вычеты из жалованья трудящихся и доходов предприятий, что закладывает основы социального страхования. 
В России издаются царские указы об обязательном участии в деле общественного призрения монастырей, помещиков, крестьян. В обращении государя Федора Алексеевича к Церковному Собору говорится: "И чтоб великий господин, святейший Патриарх Московский и всея Руси, изволил и преосвященным митрополитам и архиепископам приказать по тому ж и во градех учинить пристанища нищим, чтоб нищие не скитались без призирания и ленивые б, имеющие здравие телесное, пристали к работе" [3, с.145]. В целях оздоровления ситуации одной из задач системы призрения становится не просто раздача милостыни бедным, но и предоставление им заработка, способствующего возможности самостоятельного улучшения своего положения. Интересным явлением того времени становится создание богаделен, обеспечивающихся всем необходимым за счет казны, где дети бедняков получали знания и ремесленные навыки.  
Рост крупного промышленного производства в начале XIX в. влечет за собой обнищание значительной части населения и обострение социальных противоречий, что с новой остротой ставит вопрос осмысления социальной помощи. В научной практике исследователей США и Западной Европы личность нуждающегося начинает рассматриваться не только в контексте социальной проблематики, но и неотрывно от способа помощи. Французский ученый XIX века д’Оссонвиль выделяет три типа бедствий - болезни, старость, несчастный случай, которые дают право на получение государственной помощи в виде целевых программ и финансирования через структуры муниципалитетов [5]. Представитель социально-биологического детерминизма Э. Мюнстерберг считал, что помощь и поддержку следует оказывать только тем индивидам, которые не в состоянии помочь себе сами, и отмечал четыре объективных фактора, имеющих решающее значение в изменении жизненного сценария человека: пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья. Говоря о средствах помощи, он выделял следующие ее виды: временная и постоянная помощь, открытая и закрытая помощь (в учреждениях поддержки или вне учреждений), помощь натурою, денежная помощь [4]. Немалое место в исследованиях того времени уделяется и исследованию личности помощника, начинают определяться его функции, должностные обязанности, требования к нему как к специалисту. Однако вопрос о профессиональной подготовке общественных помощников в тот период времени еще не стоял.
Новый этап в развитии социальной составляющей гуманизма начинается на рубеже XIX-XX вв. В 1884 г. "железный" канцлер Германии Отто фон Бисмарк вводит первую научно обоснованную систему социальной защиты населения, основными компонентами которой были социальное страхование и государственные социальные пособия. Эта модель помощи использовалась в царской России при подготовке российского закона о страховании 1912 г. В настоящее время модель Бисмарка в адаптированном к современным и местным условиям виде используется в большинстве стран Западной Европы.
Этот период времени также характеризуется ростом влияния на умы человечества русской гуманистической философской школы. Вопросы общественной жизни и благотворительной помощи рассматривались и в работах русских философов. С позиций сегодняшнего дня, по нашему мнению, большой интерес представляет работа П.А. Кропоткина "Взаимная помощь как фактор эволюции" [6]. В монографии автор отмечает, что взаимопомощь – не единственный фактор эволюции, но в существующих социально-экономических и социально-политических условиях, когда идут постоянные разговоры о "суровой и безжалостной борьбе за жизнь" каждого против всех, необходимо показать значение именно роли Взаимопомощи, которая лежит в основе многих нравственных понятий. Философ рассматривал такие виды взаимопомощи как благотворительная деятельность, оказываемая в деревенских общинах или богатыми по отношению к бедным, и деятельность общественных объединений, где люди собираются по интересам, отмечая благодатную воспитательную, коммуникативную и психолого-разгрузочную роль последних. 
Проблемное поле философии помощи конца XIX – начала XX вв. формируется с учетом нормативных требований государства и позиций общественной благотворительности. В странах Западной Европы выделяются две основные линии при определении степени участия государства в организации системы помощи нуждающимся. Согласно одной, государственная позиция в деле благотворительности должна быть главенствующей, так как государство несет на себе обязанности по улучшению жизни каждого гражданина, а экономические условия жизни являются составной частью государственной политики. Согласно другой точке зрения, в силу того, что формальный подход чиновников к делу благотворительности не только лишает ее своей сущностной характеристики - человеколюбия, но и несет в себе элементы злоупотребления, государство не должно выступать в качестве защитника нуждающегося, однако, может организовывать благотворительную деятельность по оказанию социальной помощи. Свое дальнейшее развитие эти взгляды получили в создании американской и европейской моделей организации социальной работы.
К концу XIX в., несмотря на несомненные успехи в сфере благотворительности, формирование социального законодательства и специальных органов и учреждений, проводивших государственную политику по снижению социальной напряженности, возникло ясное осознание необходимости создания системы профессиональной помощи нуждающимся. Повышение уровня научно-технического и промышленно-экономического развития общества неизбежно вело к повышению невротизации и снижению стрессоустойчивости населения и появлению значительного числа людей, неспособных самостоятельно приспособиться к новым условиям жизни. Успехи психоанализа и психотерапии в решении психологических проблем человека способствовали оформлению представления о том, что помощь человеку должна оказываться не только в связи с социальным контекстом его жизни, но и в связи с невозможностью индивида реализовать свой жизненный сценарий в соответствии со своими потребностями. Первые учебные заведения, начавшие подготовку профессиональных социальных работников, возникли в 1910 году в Нидерландах, но социальный статус профессия «социальный работник» впервые обретает в США. В России также создавались курсы по подготовке специалистов для работы с молодежью, правонарушителями и беспризорниками, предусматривающие свою программу и систему практик, при психоневрологическом институте была открыта кафедра «Общественное призрение», где разрабатывались программы подготовки будущих специалистов в области общественного призрения. 
Итак, в конце XIX – начале XX в.в. социальная работа в западных странах приобретает статус самостоятельной профессиональной деятельности, в России система социальной защиты приобретает вид научного знания и оформляется по следующим направлениям: общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; общественная и профессиональная гигиена; воспитание и исправительное воспитание; система организации помощи; теория страхования, теория законодательства в социальных вопросах; теоретические вопросы помощи инвалидам; вопросы подготовки специалиста; «призрение нравственно падших и патронат над выпущенными из тюрем» [11, с. 82].
События 1917 года кардинально меняют обстановку в стране. Государство, распустив все благотворительные организации и отделив церковь от государства, вновь становится монопольным субъектом помощи. Упразднив существовавшую в царской России систему социального страхования, новая власть приступила к созданию системы социального обеспечения. Характерными чертами социального обеспечения, поднявшегося на качественно новый уровень по сравнению с дореволюционной Россией, были: всеобщность, доступность, равное право на получение, многообразие его форм и видов (пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, бесплатное медицинское обслуживание, образование, санаторно-курортное лечение, летние лагеря отдыха для детей, пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности, предоставление места в домах престарелых, инвалидов, детских домах и др.).
Таким образом, несмотря на то, что в Советской России процесс помощи как культурно-историческое явление не выделялся, и социальной работы как вида профессиональной деятельности и отрасли научного знания не существовало, социальная помощь, как специфически человеческий феномен общественной жизни, продолжала существовать. Т. Шанин, анализируя существовавшие в тот период времени системы социальной защиты населения, справедливо отмечал: "Если мы сравним Советскую Конституцию с докладом Бевериджа и анализом политики полной занятости, который дал нам в Великобритании Дж. Кейс, как и с законами, принятыми во времена "Нового курса" Т. Рузвельта, то обнаружим в их посылах, принимаемых как самоочевидное, много общего... К середине XX века в СССР и на Западе функционировали государственные системы образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения, которые были реальны, всеобщи, обеспечивались из бюджета государства и определялись как часть гражданских прав" [2, с. 31].
Социальные перемены второй половины XX в. в западных странах благоденствия, связанные с невозможностью постоянно расширять сферу формализованных социальных услуг, продолжая при этом быстрый экономический рост, с появлением новых социально-политических движений, выдвигающих социальные требования в отношении качественных параметров жизни человека, способствовали изменению характера помогающих отношений в социальной сфере. Во многих странах Западной Европы субъектом оказания помощи начинает выступать не только государство, но и само гражданское общество в лице неправительственных, некоммерческих, частных социальных служб и благотворительных организаций. Социальная работа начинает рассматриваться как целостная система, при описании которой используется системный подход, основывающийся на идеях и выводах теории систем (Л. Берталанфи, И. Миллер, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, У.Р. Эшби и др.).  
Середина XX века знаменуется широким распространением профессиональной социальной работы в мировом масштабе. К 1991 году только в четырех странах мира, к числу которых относился и Советский Союз, социальной работы, как вида профессиональной деятельности, не существовало. Социально-экономические потрясения конца 80-х – начала 90-х г.г. пополнили список социально ослабленных слоев населения российского общества. Стало отчетливо видно, что социальная политика, направленная на социальную поддержку всего населения и установление всеобщего равенства, не соответствует реальным возможностям страны, мировой исторический опыт убедительно доказывал, что никакое государство не в состоянии единолично содержать все социально незащищенные слои населения, поэтому в Россию возвращаются идеи благотворительности, появляется новая профессия – «социальный работник». 
Становление профессионального этапа социальной работы сопровождалось изучением отечественного и западноевропейского опыта социальной работы. Большую помощь в вопросах подготовки профессиональных кадров оказали представители МФСР и МАШСР – международных объединений работников социальных служб западных стран – Генеральный секретарь МФСР Андрей Владимирович Муравьев-Апостол, Президент МАШСР Ральф Гарбер, Генеральный секретарь МАШСР Вера Мехта, шведские специалисты – профессор Гетеборгского университета Х. Сведнер и преподаватели его кафедры. За короткий промежуток времени в стране была создана разветвленная сеть учреждений социального обслуживания и учебных заведений, готовящих кадры для профессиональной социальной работы. 
В настоящее время существующая в РФ система социальной службы включает в себя как старые структуры, основанные на традициях исторического опыта, накопленного в ходе социальной деятельности (в общеобразовательных школах, детских садах, детских домах, профилакториях, интернатах, больницах, поликлиниках и санаториях, приютах, домах ночного пребывания, домах престарелых, центрах занятости населения, а также в специальных учреждениях, относящихся к ведению МВД), так и новые – территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, кризисные центры для женщин, подростков, мужчин, центры психолого-педагогической и экстренной психологической помощи, телефоны доверия; получают развитие частные социальные службы. Внутри этой системы развиваются различные направления социального обслуживания, такие как: разработка программ социальной политики и правовых основ социальной работы на государственно-политическом уровне; социальное обеспечение населения; социальное обслуживание населения; социальная поддержка населения; социальная защита населения; социальная профилактика, диагностика и терапия; социальная адаптация и реабилитация; социальное страхование населения. 
В целом, система социальной защиты, создаваемая в нашей стране, по своим основным пунктам совпадает с принципами модели Бисмарка. В таких странах, как Соединенное Королевство Великобритании, Северная Ирландия, Республика Ирландия используется модель помощи, предложенная в 1942 г. известным английским экономистом лордом Уильямом Генри Бевериджем, впоследствии названная его именем. Несмотря на некоторые различия в организации системы помощи, представленные в моделях Бисмарка и Бевериджа, их объединяет большое внимание к политике на рынке труда, основными целями которой является помощь безработным и инвалидам в трудоустройстве на существующие вакантные места, создание новых рабочих мест, улучшение функционирования рынка труда [8, с. 61] и высокая степень участия государства в определении направлений, планировании, финансировании и проведении в жизнь социальной политики.
В основу национальной системы социальной защиты США положена ориентация американцев на успех и личную ответственность человека за свое благополучие. Американская модель системы социальной защиты имеет два ярко выраженных направления: система социального страхования и система социальной помощи. Федеральный центр финансирует наиболее крупные и важные социальные проекты, вырабатывает законодательную базу, определяет наиболее общие требования и осуществляет контроль за использованием финансовых средств. Наряду с деятельностью государства значительная роль в системе социального обеспечения принадлежит общественной и частной благотворительности. Можно сказать, что социальная структура США пронизана благотворительными обществами, фондами и агентствами, которые не только принимают участие в финансировании государственных социальных программ, но и имеют свои собственные программы и социальные службы.
Итак, сегодня социальная работа - неотъемлемая часть жизни человеческого общества, подсистема более широкой и сложной социальной системы, взаимодействующая с другими социальными системами. Эта связь просматривается на уровне экономики, политики, права, экологии, систем образования и здравоохранения и т.д. В этой системе социальная работа выступает в качестве промежуточного звена, позволяющего налаживать связи человека с миром и способствующего достижению социальной справедливости. По мнению большинства специалистов, в настоящее время единой концепции социальной справедливости не существует, но лидирующее положение в этой области признается за теорией американского философа Дж. Ролза. 
В основу теории Дж. Ролза положены два основополагающих принципа, которые трактуются автором как принципы справедливого общества: 1) принцип равной свободы, согласно которому любой человек должен располагать максимальной свободой, совместимой с такой же максимальной свободой других людей; 2) принцип равной доступности, в соответствии с которым все, что может представлять собой благо для человека, должно быть в равной мере открыто для любого члена общества. Справедливое общество не должно облагодетельствовать всех, индивиды сами должны прилагать усилия для достижения интересующих их благ, опираясь на собственные силы и способности. В то же время справедливое общество - общество «честное». Оно понимает, что не все индивиды (инвалиды, нетрудоспособные, хронически больные и пр.) могут обеспечить себе достойное существование своими собственными усилиями, что они без общественной поддержки неизбежно будут влачить жалкое существование. Поэтому будет честным, если социальные трансферты будут направлены именно этим категориям граждан [7].
С точки зрения отечественной социальной работы, подобное перераспределение социальных благ вполне осуществимо посредством благотворительной деятельности имущих слоев населения. Как было уже отмечено, в нашей стране есть исторические наработки в этой области и, что очень важно, в сознании многих россиян живы идеи благотворительности, милосердия и сострадания. Для улучшения социальной и духовно-нравственной ситуации в нашей стране сегодня необходимо силами самого населения организовывать деятельность различных общественных организаций и благотворительных обществ. При этом, по нашему мнению, по примеру дореволюционных российских благотворительных обществ их деятельность должна быть подконтрольна, а итоги различных благотворительных марафонов - подотчетны. Сознание того, что твоя помощь дошла до конкретного человека - мощнейший стимул для широкомасштабного развития благотворительного движения. В то же время мы считаем, что по примеру исторической организации благотворительного движения в России для настоящего возрождения традиций благотворительности нужна государственная поддержка и пример представителей нынешней "элиты". 
Совместная деятельность государства, гражданского общества и профессиональных социальных работников будет способствовать возрастанию социальной защищенности каждого члена общества, превращая ее (защищенность) из декларируемого принципа в объективную реальность общественной жизни. Вместе с тем необходимо отметить, что современное понимание человека не как пассивного потребителя социальных, материальных и духовных благ, а как активного деятеля по их производству, предполагает, что социальная защищенность включает в себя и способность к самозащите. Если удовлетворение и защита витальных потребностей человека находится в большей степени в компетенции государства, создание комфортной атмосферы во взаимоотношениях людей зависит от самих членов общества, то помощь в развитии самозащитных функций человека, помощь в обучении людей способам толерантного, конструктивного взаимодействия – это безусловно прерогатива профессиональных социальных работников.
Анализ истории развития социальной работы в мировом масштабе позволяет сделать следующие выводы: 
1. на протяжении всей истории человечества в обществе существуют социально-незащищенные, дезадаптированные индивиды, феномен социальной помощи, как один из способов их поддержки, появился на ранних стадиях развития человеческого общества. Несмотря на то, что на каждом этапе общественного развития существовало свое обоснование необходимости оказания социальной помощи, в ее основе всегда лежали общечеловеческие гуманистические ценности;
2. по мере социально-экономического развития общества, способствующего удовлетворению базовых потребностей человека, защитная функция социальной работы ослабевает, но происходит все большее смещение акцентов на удовлетворение внутренних психологических потребностей человека; чем более развито общество, тем большую актуальность приобретает развивающая функция социальной работы. Поэтому, возникнув как родовая черта человеческого общества, социальная работа, как форма оказания гуманистически окрашенной социальной помощи и поддержки, сохранит свое существование, на каждом новом этапе высвечиваясь новыми гранями и предъявляя все большие требования к профессионализму и личностным качествам социального работника.

Литература:
1. Аристотель. Собрание сочинений. Т.4. Серия Философское наследие. М.: Мысль, 1984. с. 830.
2. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / под ред. Ш. Рамон, перевод с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. М.: Аспект Пресс, 1997. 256 с.
3. Виноградский Н. Церковный Собор в Москве 1682 года. Смоленск, 1899.
4. Мюнстерберг Э. Призрение бедных. Руководство к практической деятельности в области попечения о бедных // Вестник благотворительности. СПб.,1897. 1-3. 
5. Нужда, порок и бедность / Г.д’Оссонвиль; пер с франц. и введение Б.К. Ордина. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1889. 368 с.
6. П. Кропоткин. Взаимная помощь как фактор эволюции / пер с англ. В.П. Батуринского, под ред. автора. СПб.: Изд. Товарищества «Знание» (Тип «Север»), 1907. 315 с.
7. Ролз Дж. Теория справедливости / пер. и ред. В.В. Целищева. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 535 с.
8. Управление социальными расходами: актуальные проблемы и современные традиции / А.Л. Сафонов, В.Ф. Колбанов, В.В. Федин и др.; под общ. ред. А.Л. Сафонова. М.: Просвещение, 2003. 280 с.
9. Ушаков П.В., Ушакова Е.В., Дербан Г.В. Природа западного, восточного и российского менталитета // Ползуновский альманах. Барнаул: Алт.ГТУ, 2003. 1-2. 
10. Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект). М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 192 с.



 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Статьи по социологии Теория и практика социальной работы: философско-историческая реконструкция