Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Конфликты в воинском коллективе: специфика, способы обеспечения оптимального взаимодействия военнослужащих в трудных межличностных ситуациях

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
06.02.11 04:55

М.С. Логинова 
СмолГУ, факультет управления, 5 курс
Научный руководитель доцент А.И. Фоменков 

Конфликты в воинском коллективе: специфика, способы обеспечения оптимального взаимодействия военнослужащих в трудных межличностных ситуациях

Во все времена воинская служба традиционно относилась и относится до сих пор к тем видам деятельности, которые отличаются сложностью и в определенной степени экстремальностью. Наиболее разработанным и перспективным направлением в изучении социального взаимодействия военнослужащих являются комплексные исследования конфликтов в отношениях военнослужащих. По мнению А.И Гончарова, важнейшей характеристикой жизнедеятельности военнослужащих является то, что она протекает в форме военно-социального взаимодействия. Это означает то, что практически любые действия, повседневная жизнь и служба, различные виды боевой деятельности военнослужащих осуществляются как процессы их взаимодействия. 
Исходя из того, что военно-социальное взаимодействие имеет свою специфику, обусловленную его стратегической нацеленностью на вооруженную борьбу с противником в условиях экстремальных ситуаций современного боя, Г.А. Давыдов определил существенные особенности социального взаимодействия военнослужащих [4, с. 16]. К ним отнесены: политическая определенность, идейная направленность, техническая вооруженность, организованность, вынужденность и нормированность, социальная и психофизическая разнородность взаимодействующих индивидов, расстраиваемость в трудных, экстремальных условиях. 
По мнению А.Я. Анцупова, в качестве единицы анализа конфликтного взаимодействия военнослужащих может быть с успехом использована конфликтная ситуация, которая имеет определенные содержательные характеристики, временные и пространственные границы. Благодаря исследованиям А.Я. Анцупова (начало 90-х гг.) начинает интенсивно развиваться системно-ситуационный подход к изучению конфликтного взаимодействия военнослужащих. На большом массиве эмпирических данных выявлены и изучены основные закономерности возникновения, развития и разрешения конфликтов в отношениях различных категорий военнослужащих: офицеров (А.Я. Анцупов, Ю.И. Мягков), солдат и сержантов (Ю.А. Канатаев), курсантов (В.В. Синеок).
Исследования показывают, что военнослужащие далеко не оптимально взаимодействуют в трудных межличностных ситуациях, не корректно строят коммуникацию в ходе совместной деятельности, искаженно воспринимают ситуацию и партнера взаимодействия, ориентируются на неэффективные стратегии поведения, эмоционально деструктивно реагируют на развитие межличностной ситуации. У многих военнослужащих отсутствует системное понимание сущности и закономерностей возникновения и развития противоречий, конфликтов, имеются лишь фрагментарные знания и умения продуктивного их разрешения. 
Межличностные отношения под¬чинения и соподчинения устанавливаются в воинском коллективе на основе принципа единоначалия и строгой субординации. Особенностью воинского коллектива является относительная стабильность, длительность и непрерыв¬ность общения и взаимодействия всех его членов. Эта особенность создает благоприятные предпосылки для целеустремленного и планомерного воздействия коллектива на личность, содействует усилению сплоченности, дисциплины и боевой выучки воинского кол¬лектива [2, с. 65]. 
В военной психологии под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия военнослужащих, заключающийся в активном противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Само противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении или военно-профессиональной деятельности. В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют межличностные и межгрупповые конфликты. Конфликты имеют две основные особенности. Во-первых, любой конфликт характеризуется противодействием сторон, т.е. таким общением, поведением, деятельностью, целью которых является моральное или физическое подавление оппонента. Во-вторых, конфликт-это такое противодействие, которое сопровождается выраженными или скрытыми негативными эмоциями по отношению к оппоненту. Этот признак особенно характерен для межличностных конфликтов. Если во взаимодействии воинов есть противодействие, но оно не сопровождается явными негативными эмоциями, то такое взаимодействие можно назвать предконфликтным [4, с. 7]. Конфликты оказывают заметное влияние на социально-психологический климат воинского коллектива, сказываются на качестве боевой подготовки и, в конечном счете, влияют на боевую готовность подразделения. Поэтому для успешного руководства подразделением командиру надо понимать суть возникающих конфликтов, причин их появления, характер влияния на воинский коллектив, знать способы ре¬гулирования типичных конфликтов [3, с. 139]. 
Анализ реальных конфликтов, имевших место в воинских коллективах, показывает, что типичными среди них являются: конфликты, связанные с противоречием между порядочными военнослужащими и воинами, проявившими в конкретном случае элементы непорядочности (до 30%); с борьбой за социальный статус в коллективе (около 50%); с разрешением таким способом противоречий между «новаторами» и «консерваторами» (около 20%).
Трудные ситуации, то есть такие, в основе которых лежит противоречие, предполагают вполне определенное поведение офицеров, направленное на разрешение данного противоречия. Взаимодействие как обмен действиями субъектов традиционно понимается преимущественно как организация совместной деятельности [1, с. 56]. Взаимодействие в трудных межличностных ситуациях (ТМС), несомненно, представляет собой конкурентный тип взаимодействия. Взаимодействия военнослужащих в ТМС является специфическим видом совместной деятельности по разрешению проблемы. Средствами, которыми реализуется эта деятельность, являются стратегия и тактика поведения офицеров по отношению друг к другу. Стратегия поведения в ТМС – это ориентация по отношению к ситуации, установка на определенные формы поведения. Она рассматривается как линия, основной способ (стиль) взаимодействия с партнером в определенной межличностной ситуации. 
На сегодняшний день в социальной психологии существует единственная методика, позволяющая определить преобладающий стиль поведения личности в трудной ситуации, а частности конфликте. Это опросник К. Томаса, предложенный этим американским социальным психологом в 1972 г. Методика адаптирована Н.В. Гришиной и опубликована на русском языке в 1976 г. Данный опросник состоит из 5 шкал, которые измеряют выраженность различных способов поведения в конфликте: соперничество (противоборство), сотрудничество, компромисс, избегание (уход) и приспособление [4, с. 94]. Адаптированный вариант методики включает 30 пунктов, каждый из которых состоит из двух альтернативных суждений, относящихся к различным типам стратегий.  
Целью нашего исследования, проведенного на базе ВА ВПВО ВС РФ, являлось определение стиля поведения военнослужащих в конфликтной ситуации. Результаты проведенного исследования показали, что офицеры в абсолютном количестве ТМС занимают активную позицию, реализуют активные стратегии поведения, взаимодействуют, а не избегают ситуации. Пассивная стратегия фиксировалась в собственном поведении как преобладающая только в небольшом проценте ситуаций (8,3 %). 
Компромисс, диагностируемый по опроснику К.Томаса, фиксируется как первая по частоте использования (33,3 %) стратегия поведения офицеров в конфликте. Также при взаимодействии военные используют стратегию избегание (25 %). Третьей по частоте использования является стратегия сотрудничество (20,9 %). Таким образом, было установлено, что офицеры в конфликтных ситуациях придерживаются трех стратегий: компромисс, избегание и сотрудничество.
При изучении поведения в конфликтной ситуации среди курсантов было установлено, что молодые люди в основном используют стратегию избегание (26,9 %). Второй по частоте использования стратегией является сотрудничество (23,3 %), также в трудных ситуациях курсанты придерживаются стратегии компромисса (23,2 %) и соперничества (17,4 %). Пассивная стратегия используется курсантами, как и офицерами, достаточно редко, данную стратегию используют (9,5 %) и (8,5 %) военнослужащих.
Мы полагаем, что стратегии взаимодействия не являются жесткими и консервативными системами, им присущи пластичность и изменяемость. У каждого офицера и курсанта стратегии реализуются, преломляясь через их личностные особенности. Кроме того, ситуационные факторы также оказывают корректирующее воздействие на реализацию той или иной стратегии. На наш взгляд, стратегия взаимодействия – это скорее поведенческая категория, чем личностное интегральное чувство. Устойчивое проявление стратегий зависит от гибкости, пластичности психики личности в целом. Чем более адаптивен офицер (курсант), чем более развиты его социально-психологические качества, тем меньше его стратегии взаимодействия зависят от личностных особенностей и больше коррелируют с ситуационными факторами. И чем менее адаптивна личность, выше ригидность ее психологических структур тем устойчивее ее приверженность к вполне определенным стратегиям и выше их повторяемость в различных ситуациях. В ходе исследования выявлено, что в 56-58 % случаев военнослужащие используют две-три стратегии, иногда возвращаясь к той, которой придерживались в начале развития ситуации.
В последние годы жизнедеятельность военнослужащих по многим параметрам усложнилась, претерпела ряд существенных изменений, которые привели к тому, что увеличилось количество трудных ситуации жизнедеятельности военных, усилилась острота протекания, снизилась степень их конструктивного разрешения. Оптимальному взаимодействию военнослужащих в ТМС способствует: выбор переговорной стратегии поведения; использование разнообразных средств коммуникации при минимальном применении критики и угроз; точное прогнозирование предконфликтных и конфликтных ситуаций; ориентация оппонента на интересы службы; контроль за своим эмоциональным состоянием; определенный уровень открытости; уважительное отношение к другому. 
К основным психологическим механизмам оптимального взаимодействия военнослужащих относятся: согласование целей и интересов оппонентов; стремление к взаимному доверию; обеспечение баланса рангов и взаимного контроля за действиями сторон.

Литература:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 1996. 376 с.
2. Брычков, А. С. Психология воинской деятельности и межличностных отношений: моногр. / А. С. Брычков. – Смоленск: Изд-во ВА ВПВО ВС РФ, 2007. – 215 с.
3. Урбанович, А. А. Современная военная психология / А. А. Урбанович. – Минск : Харвест, 2003. – 576 с.
4. Шипилов, А. И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях : монография / А. И. Шипилов / под ред. А. Я. Анцупова – М, 1999. – 172 с.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Статьи по социологии Конфликты в воинском коллективе: специфика, способы обеспечения оптимального взаимодействия военнослужащих в трудных межличностных ситуациях