Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Специфика конфликтов в воинском коллективе

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
06.02.11 04:44

Специфика конфликтов в воинском коллективе

Логинова М.С. 5 курс СмолГУ (научный руководитель доцент Фоменков А.И.)

Динамика общественного развития, реформирование Вооруженных Сил РФ сопровождаются нарушениями сложившихся общественных связей и отношений, усилением дезинтеграционных процессов в воинских коллективах, обострением противоречий и, соответственно, увеличением числа трудных ситуаций во взаимодействии военнослужащих. Исследования показывают, что возрастает число и частота возникновения трудных межличностных ситуаций в отношениях офицеров. Эти ситуации зачастую становятся типичным, каждодневным явлением жизнедеятельности офицерского состава. 
Заметное влияние на качество индивидуальной и совместной деятельности военнослужащих оказывает характер взаимоотношений между ними. Руководству любого воинского коллектива важно знать реальные взаимоотношения, взаимооценки начальников и подчиненных, так как от этого во многом зависят взаимопонимание военнослужащих, состояние социально-психологического климата в военной организации. Психологическая работа в войсковой части и подразделении предполагает управление психическими состояниями и межличностными отношениями военнослужащих. 
Офицеры далеко не оптимально взаимодействуют в трудных межличностных ситуациях, не корректно строят коммуникацию в ходе совместной деятельности, искаженно воспринимают ситуацию и партнера взаимодействия, эмоционально деструктивно реагируют на развитие межличностной ситуации. Офицерский коллектив является определяющим звеном социально-психологической структуры войсковой части. От состояния межличностных связей в нём зависит организация взаимодействия на разных уровнях управления, боевая готовность войсковых частей и подразделений в целом. Результаты исследований военных учёных показывают, что не снижается число и глубина возникновения конфликтов в отношениях офицеров. Офицеры, переживая дезорганизующие конфликты, характеризуются неустойчивостью поведения и деятельности, зависимостью от внешнего влияния, неуверенностью в себе, что сказывается на уровне их психического здоровья и приводит к негативным последствиям от нарушений межличностного общения до психических расстройств . Кроме того, конфликтные отношения сказывается на настроении, качестве совместной и индивидуальной деятельности, интеллектуальных возможностях военнослужащих. Исследование проблемы оптимизации межличностных отношений (МЛО) офицеров является актуальным и в теоретическом отношении, т.к. способствует более глубокому пониманию социально-психологических процессов межличностного взаимодействия военнослужащих, других явлений, составляющих психологию воинского коллектива.
Вся деятельность военнослужащих, их взаимоотношения строятся в соответствии с требованиями воинских уставов, наставлений, приказов команди¬ров и начальников. Межличностные отношения подчинения и соподчинения устанавливаются в воинском коллективе на основе принципа единоначалия и строгой субординации. Особенностью воинского коллектива является относительная стабильность, длительность и непрерывность общения и взаимодействия всех его членов. Эта особенность создает благоприятные предпосылки для целеустремленного и планомерного воздействия коллектива на личность, содействует усилению сплоченности, дисциплины и боевой выучки воинского коллектива. Воинскому коллективу присущи организованность, прочность и сплоченность. В своей совокупности эти черты выражают моральное единство и воинскую дисциплину. В основе этих черт лежат реально существующие отношения и связи между военнослужащими . Они опираются на морально-боевые и психологические качества, на убеждения и взгляды, взаимопомощь, взаимную поддержку в решении коллективных и индивидуальных задач.
Командиру-руководителю необходимо учитывать не только особенности коллектива в целом, но и те социально-психологические процессы и явления, которые в нем происходят: взаимоотношения, подражание, внушение, идентификацию, конформизм, самоутверждение личности. Положительная выраженность и сформированность этих явлений и процессов говорит о высоком уровне развития воинского кол¬лектива, его слаженности и боевой сплоченности. Для того чтобы понять психологию воинского коллектива, командиру необходимо знать взаимоотношения, складывающиеся в нем. Взаимоотношения воиннослужащих - это различные фор¬мы их непосредственных контактов в ходе службы, боевой учебы, общественной работы, бытового и житейского общения. В эти контакты включены мысли, чувства, оценки, представления друг о друге, симпатии, антипатии и т.д. На взаимоотношения военных влияют такие их индивидуальные особенности, как: направленность, характер, темперамент, интересы, эрудиция, культура, привычки, возраст, национальная принадлежность и т.д. Важна и психологическая совместимость людей, взаимная уступчивость, вежливость, готовность помогать, подчиняться, доброжелательность. От характера взаимоотношений в коллективе существенно зависит их морально-психическое состояние, дисциплина, успеваемость, боеготовность, общее развитие. Взаимоотношения, соответствующие уставам и нормам морали, исключают грубость, нездоровое самолюбие, отчуждение, неуважение друг друга, содействуют созданию у воинов бодрого настроения, помогают каждому из них мобилизовать свои силы на преодоление трудностей службы. Для налаживания взаимоотношений командиру важно создавать условия для самоутверждения, завоевания положительного авторитета в коллективе каждым воином.
Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей на почве соперничества, связан¬ное с сильными эмоциональными переживаниями. В военной психологии под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия военнослужащих, заключающийся в активном противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов военно-профессионального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними. Само противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении или военно-профессиональной деятельности. 
Конфликты оказывают заметное влияние на социально-психологический климат воинского коллек¬тива, сказываются на качестве боевой подготовки и, в конечном счете, влияют на боевую готовность подразделения. Поэтому для успешного руководства под¬разделением командиру надо понимать суть возникающих конфликтов, причин их появления, характер влияния на воинский коллектив, знать способы ре¬гулирования типичных конфликтов. Следует подчеркнуть, что конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологичес¬кое явление. Поэтому молодой офицер, имеющий небольшой опыт руководства воинским коллективом, будет испытывать трудности, если пути выхода из конфликтной ситуации он будет искать, опираясь только на собственный опыт и здравый смысл. Для того, чтобы принимать правильные решения по управлению конкретными конфликтами, руководителю необходимо знать основные положения теории конфликта.
Содержанием развития социально-психологической устойчивости коллектива выступает процесс уси¬ления полноты связей, эмоциональных контактов, взаимоотношений, улучшения взаимодействия с целью достижения общих целей и решения общих задач; роста понимания воинами необходимости выполнения требований уставов, приказов и наставлений командиров; увеличения согласованности усилий в борьбе за крепкую дисциплину, организованность, боеготовность и боевое мастерство. Психическая несовместимость может стать единственным поводом к конфликтам, возникающим иногда по мелочному вопросу. Такие конфликтные взаимоотношения не всегда осознаются самими военными, что в значительной степени затрудняет выявление их причин. При поступлении сигнала о конфликте командиру следует немедленно проверить его и разобраться в существе дела, принять меры воспи¬тательного или организационного порядка. Для налаживания взаимоотношений и предупреждения конфликтов важно заботиться не только о совместимости, но и создавать условия для самоутверждения каждого военнослужащего, завоевания им положительного авторитета в коллективе.
В зависимости от носителей противоречия, являющегося основой конфликта, обычно выделяют межличностные и межгрупповые конфликты. Конфликт, возникающий между отдельными военнослужащими, называют межличностным. Если он происходит между подчиненным и начальником, то его называют конфликтом «по вертикали». 
Анализ 250 конфликтов в Сухопутных войсках и Войсках ПВО РФ показал, что 48% конфликтов между офицерами подразделений происходит в звене подчиненный - непосредственный начальник. Еще 30% конфликтов имеют место в звене подчиненный — прямой начальник. 19% от общего количества конфликтов происходит между офицерами, не находящимися в отношениях подчиненности, а 3% - между временно подчиненными . Из этого следует, что типичным конфликтом для офицеров подразделения является конфликт со своими подчиненными или начальниками.
Обычно конфликт считают негативным социально-психологическим явлением, отрицательно влияющим на психологическое состояние и деятельность как конфликтующих, так и коллектива в целом. На самом деле влияние конфликта на оппонентов и коллектив не столь однозначное. Проведенные исследования показали, что практически каждый конфликт несет в себе как деструктивную, так и конструктивную функции.
Анализ реальных конфликтов, имевших место в воинских коллективах, показывает, что типичными среди них являются следующие: 
1) конфликты, связанные с противоречием между порядочными военнослужащими и воинами, про¬явившими в конкретном случае элементы непорядочности (до 30% всех конфликтов); 
2) с борьбой за социальный статус в коллективе (около 50% случаев);
3) с разрешением таким способом противоречий между «новаторами» и «консерваторами» (около 20% конфликтов).
В заключение следует отметить, что предупредить все конфликты в воинском коллективе невозможно. Офицер-руководитель, помимо мер общей профилактики конфликтов, должен оказывать такое воздействие на уже возникшие конфликты, которое уменьшали бы их негативное влияние на деятельность и социально-психологический климат воинского коллектива. Разбираясь в конфликте, офицер-руководитель должен прежде всего выяснить его сущность и попытаться понять, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем неправ, необходимо уметь прогнозировать возможные наиболее неблагоприятные варианты развития конфликта и предотвращать их.

Литература:

1. Брычков А. С. Психология воинской деятельности и межличностных отношений: монография / А. С. Брычков. – Смоленск: Изд-во ВА ВПВО ВС РФ, 2007. - 215 с.
2. Урбанович А. А. Современная военная психология / А. А. Угбанович. – Минск: Харвест, 2003. - 576 с.
3. Шипилов А. И. Психологические основы взаимодействия офицеров в трудных межличностных ситуациях: монография / А. И. Шипилов; под ред. А. Я. Анцупова - М, 1999. - 172 с.

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Главная Научная работа - социология Статьи по социологии Специфика конфликтов в воинском коллективе