СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ — область изучения личности как социально-типичного выражения системы общественных отношений и социально-типичного субъ¬екта этих отношений. С.л. имеет своим предме¬том социально-исторические и социально-культурные типы лич¬ности, а также социально-типичное проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных соц. связей и общественно необ¬ходимых функций, реализуемых индивидами. С.л. исходит из принципа решающего зна¬чения объективных социально-экономических и социально-культурных условий социализации личности, т. е. процесса ее формирования как социального субъекта, ос¬воения общественных норм и ценностей, стереотипов социального поведения. На уровне социально-исторического и культурологического анализа может быть выделен базисный (А. Кардинер, Р. Линтон), т. е. нормативный для данной культуры, тип личности в отличие от модального, т. е. наиболее распространенного. Социально-характерологические черты личности (догматизм или от¬крытость, терпимость или нетерпимость к чу¬жим взглядам, трудовая мораль, духовность или бездуховность и др.) обусловлены системой об¬щественных отношений, особенностями культуры, по¬ложением индивидов в социальной структуре общества. Ролевые теории личности (Дж. Мид, Р. Лин¬тон, Р. Дарендорф) исследуют процессы освое¬ния индивидом социально заданных функций — ролей, что зависит от социального статуса индивидов в системе взаимоотношений с другими. Марксистская концепция личности подчер¬кивает предметно-деятельностный характер ста¬новления личности, ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности. Отчуждение личности от тех или иных форм человеческой деятельности в классовом обществе — фактор ее одностороннего развития. Освоение многообразия форм деятельности — это меха¬низм становления полноценного социального субъекта - личности как многосторонне и гармонично раз¬витого человека. Тяжелое наследие казарменного социализ¬ма, отчуждение производителей от средств про¬изводства, подавление социальной инициативы, пренебрежение правами человека — все это выступа¬ло тормозом в развитии личности качественно нового демократического общества. Однако процесс исторического движения к тако¬му обществу, типу личности сложен и противоре¬чив. Быстрые темпы индустриализации в СССР, вовлечение в ряды рабочего класса крестьянст¬ва, воспитание коллективизма, а вместе с тем развитие командно-бюрократических методов органи¬зации производства и общественной жизни стимули¬ровали формирование таких черт социального характе¬ра личности, как коллективизм, готовность к са¬мопожертвованию, ударничество, организован¬ную массовую инициативу и одновременно сдер¬живали развитие личной ответственности, само¬дисциплины, несанкционированного проявления инициативы. В современных условиях револю¬ционной перестройки всей обществ, жизни на началах хозяйственно-производственной само¬стоятельности и демократизации неразвитость этих личностных черт становится серьезным тормозом развития человеческого фактора как соц. субъекта указанной перестройки. В то же время происходящие изменения будут стимули¬ровать развитие таких необходимых черт лич¬ности, как активность соц. позиции, ответствен¬ность, самостоятельность в действиях, самодис¬циплина, жизненная целеустремленность. Лит.: Кон И.О. Социология личности. М., 1967;Смир-нов Г.Л. Советский человек: формирование социалистиче¬ского типа личности. М., 1980; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988; Ануф¬риев Е.А. Личность и общество//Социология. Основы об¬щей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Эфендиев А.Г. Личность//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.) Ч. II. М., 1994; Ольшанский В.Б. Со¬циология личности в России//Социология в России (под ред. Ядова В.А.). М., 1996. В.А. Ядов
|