О роли роли профессионально значимых качеств в деятельности человека.
Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла». Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам» (Дарвин, Ч. Автобиография / Ч. Дарвин.– М., 1975.– С. 36). Трудно признать способности Дарвина посредственными. Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие. Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии. И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека. Вот, например, что об этом пишет К.И. Чуковский в своих воспоминаниях об И.Е. Репине: «Утром, сейчас после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным, и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Подобные примеры мы найдем и в жизни учителей. Это Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Этими примерами хочется подчеркнуть очень важные качества, без которых немыслим творческий труд всех людей, учителя в частности: - умение отдавать себя любимому делу – увлеченность, педагогическая целенаправленность; - высокая степень ответственности перед людьми, обществом за результаты своего труда. А это невозможно без постоянного совершенствования своего профессионального мастерства, и поэтому учитель всегда должен быть в курсе тех новшеств, творческих исканий, которые имеют место в педагогической науке, в психологии, методике преподаваемых дисциплин и, несомненно, самих этих дисциплин. Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны: довольно жесткая структура личностных качеств и способностей, определенная социально-психологическая предрасположенность к труду учителя – профессионально-педагогическая направленность. Кроме того, следует помнить, что качество профессиональной подготовленности учителя-воспитателя зависит не от количества усвоенных студентом знаний (хотя и этот фактор очень важен сам по себе), а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов творческого педагогического мышления, от сформированности профессионально значимых качеств личности (ПЗЛК), педагогических способностей и педагогической техники.
Вопрос: О каких ПЗЛК учителя пишет В.А. Сухомлинский в статье «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется»? Привести 2–3 педагогических ситуации, которые показывают роль ПЗЛК в профессиональной деятельности учителя, во многом определяя уровень успешности при решении педагогических задач.
Готовя себя к профессиональной педагогической деятельности, студент должен помнить, что ему необходимы: - теоретические знания о ПЗЛК (их перечень, сущность); - сведения о наличии или отсутствии у него тех или иных ПЗЛК (его человеческих достоинствах и недостатках); - сведения о способах (методах) и средствах формирования ПЗЛК; - знание диагностических методов.
ПЗЛК В СТРУКТУРЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Проблеме ПЗЛК учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. И хотя относительно набора ПЗЛК и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость ПЗЛК. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с ППН (профессионально-педагогической направленностью), и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия ПЗЛК. ПЗЛК учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.
Рассмотрев разные группы ПЗЛК на основании: - анализа научных (теоретических) источников; - литературных источников о педагогах (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинском, К.Д. Ушинском, С.Т. Шацком, педагогах-новаторах и др.); - анализа результатов анкетирования, бесед с учителями и студентами, мы составили список ПЗЛК, классифицировали их.
В окончательный вариант списка доминантных ПЗЛК вошли следующие качества: - гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем); - любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.); - оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика); - справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно); - общительность (педагогический такт, коммуникабельность); - требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность); - альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других); - волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость); - толерантность – терпимость, снисходительность к людям; - педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость); - эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»; - интеллигентность (обаяние, духовность); - современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками); - доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить); - креативность (творчество).
Характеризуя ПЗЛК, можно использовать разные приемы: - назвать качество и подтвердить педагогической ситуацией; - привести педагогическую ситуацию и попросить студентов выявить главные личностные качества учителя в ней; - назвать личностное качество учителя и предложить студентам привести собственную педагогическую ситуацию.
Вышеперечисленные качества – это доминантные качества личности учителя. При отсутствии любого из них учитель-воспитатель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность. Ученые еще говорят и о так называемых периферийных ПЗЛК, и о таких качествах, наличие которых у педагога расценивается как профессиональные противопоказания и которые служат причиной профессиональной непригодности. Под периферийными понимают те качества личности учителя, которые не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности. К периферийным ПЗЛК относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.
Практикум: Негативные ПЗЛК учителя-воспитателя и даже профессиональные противопоказания, попытаемся установить все вместе. Для этого используем метод Дельфи. В древности мудрецы греческого г. Дельфи собирались для решения важных общественных проблем. Они садились кругом, и каждый должен был написать, как решить проблему.
Методика: по каждому ряду пустим лист, на котором каждый из студентов запишет одно негативное качество, которое недопустимо в личности педагога. Повторяться нельзя. Дается 1 минута на обдумывание. А потом – работа по рядам. На листке – нумерация парт: 1-й студент 2-й студент 1 п.: 2 п.:
Ряды представляют созданный негативный портрет учителя. В заключение привести: 1. Список негативных личностных качеств, который был подготовлен к занятию: - беспечность - нерешительность - подозрительность - капризность - вспыльчивость - злопамятность - некоммуника-бельность - эгоизм o мнительность - несдержанность - равнодушие - зависимость - мстительность - высокомерие - холодность - безалаберность - импульсивность o легковерие - обидчивость - нервозность - необязательность - завистливость - рассеянность - неуверенность в себе - пассивность и др.
2. Список качеств – профессиональных противопоказаний: -наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.); -нравственная распущенность; -рукоприкладство; -грубость и жестокость; -беспринципность; -безответственность; -некомпетентность в области преподаваемого предмета; -низкий уровень общительности.
3. НЕКОТОРЫЕ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОМ: 1. Наличия у себя ПЗЛК; 2. Уровня сформированности собственных ПЗЛК. – Осуществлять анализ своих поступков, действий, сопоставлять их с положительными поступками других людей, с литературными героями и историческими личностями. – Методика определения наличия у учителя-воспитателя ПЗЛК (методика Л.М. Митиной): Шкала самооценки личностных качеств учителя-воспитателя (КАКОЙ Я?) Оцените степень выраженности своих личностных качеств по нижеприведенной шкале. Большая степень выраженности качества соответствует более высокому баллу. Например, если Вы считаете себя общительным, то отмечаете слева: «очень общительный» – 3 балла, «достаточно общительный» – 2 балла, «умеренно общительный» – 1 балл. Если Вы считаете себя замкнутым, то отмечаете справа (в той же последовательности). Если Вам трудно оценить себя, Вы не можете с определенностью ответить на вопрос, то отмечаете «0», что соответствует ответу «не знаю». общительный твердый эмоциональный волевой организованный застенчивый быстрый контактный собранный активный решительный спокойный сильный импульсивный настойчивый изменчивый
321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123 321 |0| 123
замкнутый мягкий рациональный безвольный неорганизованный властный медлительный неконтактный разбросанный пассивный сомневающийся тревожный слабый сдержанный ненастойчивый постоянный
|