Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Сущность педагогического мастерства

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
12.12.10 15:48

Сущность педагогического мастерства. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога


Что такое педагогическое мастерство? С этим вопросом можно обратиться к тысяче учителей-практиков, и каждый даст свое определение с позиций собственного опыта: для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится. 
"Мастер'' (в переводе с лат. - начальник, учитель) - это человек, достигший высокого уровня совершенства и творчества в своем деле. 
Мастерство (высший уровень профессионализма) - это комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, однако можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: 
Личностные качества педагога: высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям, педагогические способности, терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области, профессиональная педагогическая направленность. 
Профессиональные знания (знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи): "Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель. Хороший учитель - это...человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно'' (В. А. Сухомлинский).


Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. Компоненты педагогической техники: 
1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи). 
2) умение воздействовать на личность и коллектив. 
Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.


Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога
Человек не может "просто жить'' и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, он сам и его действия в профессии занимают определенное место. 
Личностное развитие и профессиональный рост педагога возможны тогда, когда в процессе "врастания'' в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего "Я''. Психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, кто он есть, но и то, кем он хочет стать, к чему он активно стремится. Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть, педагогическое кредо самого педагога, осознание им своей миссии. 
Один из основных путей совершенствования личности учителя - самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с сознательно поставленной целью. В человеке все может быть развито, улучшено, но для того, чтобы пробудить "дремлющие силы'', необходима систематическая и постоянная работа над собой. Это важнейшая задача любого педагога, как начинающего, так и опытного. 
В самовоспитательной деятельности можно выделить несколько блоков:


Таблица 10 
Этапы самовоспитания
Самоинформирование (самопознание) Для того чтобы совершенствовать себя, следует хорошо знать, что ты из себя представляешь. Это можно осуществить путем самонаблюдения, самоанализа и самооценки. 
Самонаблюдение - это наблюдение человека за своими поступками, поведением, переживаниями. 
Наблюдение за собой содержит элемент анализа, то есть установление причинно-следственной зависимости между поступками, поведением, эмоциональным состоянием, качествами личности. 
Самооценка - результат сопоставления того, что человек наблюдает в себе, с тем, что он видит в других людях. Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, соразмерить свои силы с задачами и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) может привести к острому внутриличностному конфликту. 
Поставить диагноз себе непросто, так как человеку свойственно преуменьшать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Л. Н. Толстой отмечал, что человек подобен дроби: числитель ее - то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. 
В самопознании существенную роль может играть ведение личного дневника. 
При самоанализе и самооценке, а затем и составлении программы самовоспитания следует учесть ряд моментов: 
- наличие профессионального идеала;
- особенности типа высшей нервной деятельности, силу и подвижность нервных процессов; 
- наличие или отсутствие профессионально значимых качеств;
- познавательные умения;
- конструктивные и коммуникативные умения; организаторские умения; 
- профессиональную технику. 
Самопознание дает возможность человеку поставить цель совершенствования своей личности, ответить на вопрос: "Каким я хочу быть?''.
Программирование и планирование самовоспитательной деятельности Достижение цели требует разработки и реализации программ самовоспитательной деятельности (в виде конкретного плана), которые могут варьироваться от элементарных (регулярно делать зарядку) до сложных, рассчитанных на длительный период времени. 
В качестве примера рассмотрим самообязательство К. Д. Ушинского: 
«1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее. 
2. Прямота в словах и поступках. 
3. Обдуманность действий. 
4. Решительность. 
5. Не говорить о себе без нужды ни единого слова. 
6. Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь, а не то, что случится. 
7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 
8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках. 
9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет''.
Самопобуждение и самоорганизация Это конкретная самовоспитательная деятельность. Наметив программу самосовершенствования, следует перейти к ее реализации. На данном этапе следует прибегать к самоприказу, самоодобрению и самовнушению, например: «Я не откажусь от принятого решения. У меня хватит сил выполнить его. Я способен преодолеть возникающие трудности. Вперед, за дело - без всяких колебаний». 
Очень важно в самовоспитании проверить себя, то есть осуществить самоконтроль (дать оценку тому, что сделал, насколько хорошо выполнено данное себе обязательство).

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Раздаточный материал Материалы "методика преподавания социологии" Сущность педагогического мастерства