РЕФЕРАТ
Реферат (от лат. refero - сообщаю, докладываю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат - это индивидуальная научно-исследовательская работа студента, раскрывающая суть исследуемой проблемы с различных пози¬ций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов. Кроме того, рефератом называют отчет об итогах научно-исследова¬тельской работы за конкретный промежуток времени. Содержание реферата, как правило, носит проблемно-тематический характер, содержащий анализ дополнительной литературы, а также вы¬ступление на семинаре, в научном кружке, конференции. Тематика ре¬фератов определяется кафедрой или преподавателем, хотя инициатива при выборе названия темы может принадлежать и студенту. Целью всех видов рефератов является сообщение некоторой научной информации, заключенной в 10 - 20 машинописных страницах для при¬обретения студентом профессиональной подготовки и развития навыков научного поиска. С помощью рефератов студент глубже постигает вопросы изучаемого предмета, поскольку он: - анализирует различные точки зрения, явления, факты и события; - ведет научно обоснованную полемику; - обобщает материал; - лаконично излагает свои мысли; - учится правильно оформлять работу с составлением плана, библио¬графии и систематизацией информации. Подготовка реферата включает в себя: - выбор или формулирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью; - прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций; - подбор литературы и изучение основных источников; - составление плана, раскрывающего название работы; - выписки из литературных источников с целью накопления теоретиче¬ского и практического материала; - написание реферата и его оформление; - составление библиографии. Не следует брать для работы первую попавшуюся тему, а также не до¬пускайте, чтобы вас вынудили взять такую, которая вам не нравится. Тема должна быть понятной (возможно, вы уже что-то писали по ней). Желательно, чтобы по ней имелось необходимое количество литературы. Выбрав тему, необходимо ее утвердить у преподавателя, который бу¬дет проверять вашу работу. Если тема реферата будет утверждена, препо¬даватель поможет сформулировать примерный план вашей работы. Затем, подобрав необходимую литературу, вы можете приступить к работе над рефератом. Следует знать, что в зависимости от найденных материалов план может меняться и если от этого качество работы улуч¬шится, то в целом реферат как научный труд от этого только выиграет. Реферат должен состоять из: - титульного листа, с названием вуза, кафедры, темы реферата, вашей фамилии и инициалов, номера учебной группы, а также фамилии, инициалов, ученой степени и звания научного руководителя; - оглавления с указанием вопросов и номеров страниц по ним; - зведения, где определяются цели и задачи реферата, обосновывается актуальность и значимость выбранной темы; - основной части, содержащей логику изложения каждого вопроса пла¬на, с представлением схем, графиков и таблиц; - заключения с выводами по освещаемым проблемам реферата, пред¬ложениями и рекомендациями; - библиографии. На титульном листе обычно пишут: название учреждения, где выпол¬нена работа, кафедру, к которой прикреплен студент (слушатель), тему реферата, фамилию и инициалы автора, название факультета, курс и группу, должность, звание, фамилию и инициалы научного руководите¬ля, город и год написания работы (см. Приложение 4) После титульного листа располагается оглавление (план реферата). Оно включает: введение, полное название каждого вопроса, параграфа (или подвопроса), заключение, список использованной литературы и приложения. Напротив каждой части указываются страницы. Оформляя текст реферата, хорошо бы его напечатать на белой бумаге через 1,5 интервала. Если это затруднительно, реферат можно напи¬сать от руки, чернилами черного или синего цвета. Но писать его следует разборчиво, чтобы прочитать мог не только автор. Грамматические, орфографические ошибки, а также помарки и исправления влияют на оценку. Нельзя сокращать слова, кроме общеупотребительных (типа ВУЗ, ООН, США и пр.). Писать надо на одной стороне бумаги с интервалом 1 см или на развернутой школьной тетради - через клетку. На страницах поля оставляют слева, примерно 3-5 см. На полях можно писать заметки, замечания, дополнения, сделанные научным ру¬ководителем или автором в процессе подготовки к выступлению. Иллюстративный материал можно прямо включать в текст, но лучше выполнить его на отдельных листах. Это дает возможность продемонст¬рировать его с помощью технических средств обучения, либо просто по¬казать его слушателям во время выступления. Кроме того, при наличии замечаний, его можно легко переделать, до¬полнить, не переписывая текст заново. Ссылки оформляются двумя вариантами: - сноской, когда в тексте проставляется порядковый номер цитаты (если на этом листе есть еще цитата). Источник цитаты в таком случае указы¬вается в конце страницы, после текста; - источник указывается в тексте, в скобках, сразу же после цитаты. Пишут фамилию автора, его инициалы, название работы (если это коллективный труд, то указывают название сборника или другой источ¬ник). Затем обычно пишут сокращенно место издания, издательство, год издания и страницы цитируемого текста. Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограни¬читься следующим: 1 Там же. С. 54. Если та же книга цитируется на других страницах, то указывается ее автор, а вместо названия пишется "Указ. Соч.". Например: 2 Куприна Ю.В. Указ. Соч. С. 59. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному документу, то в тексте ставится порядковый номер цитаты, а ссылку следует начинать словами "Цит. по:". Например: 3 Цит. по: Пельхау Г. "Пельхау в среде преследуемых". Западный Берлин, 1963. В особом внимании нуждается библиографический список, использованной автором при написании реферата. Подробно об этом смотри: Методические указания к выполнению курсовых работ: для студентов очной и заочной форм обучения / автор-составитель А. И. Фоменков; под. ред. А. Г. Егорова ; Мин-во и науки РФ ; Смол гос. ун-т. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2006. – 28 с.
|