Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Трансформация образовательных политик

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.09.10 22:41

Трансформация образовательных политик стран Европы и Российской Федерации в первой четверти ХХI века в целях развития современной школы

А.И. Фоменков

Г. Смоленск, СмолГУ

Современная социально-экономическая ситуация в стране на первый план выдвигает вопросы реформирования российского образования, радикального обновления его структуры и содержания, что влечет за собой необходимость изменений в управлении системой образования, в частности общеобразовательными учебными заведениями. Проблема, современного, соответствующего новой реальности подхода к управлению школой, безусловно, одна из центральных в образовательной политике РФ сегодняшнего дня.

Современная школа становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющим к ней новые возрастающие требования. Прежде всего, эти требования детерминированы вызовами ХХ1 века. Основными из них (по К.К. Колину) являются:

- Технологический вызов – диктует необходимость перехода на принципиально новый технологический уровень производства и многих других сфер жизнедеятельности человека.

- Демографический вызов – предполагает необходимость быстрейшего учета демографических изменений в распределении людских ресурсов России.

- Экологический вызов – диктует необходимость оперативных мер и мероприятий в целях избежания глобальной катастрофы.

- Информационный вызов – предполагает необходимость оптимального перехода к информационному обществу и адаптации людей в новой информационной среде.

- Династический вызов – указывает на отставание общественного сознания от динамики развития глобальных проблем современности.

- Нравственный вызов – диктует острую необходимость противодействия процессу деморализации общества, снижению его духовности и нравственности.

- Мировоззренческий вызов – предполагает необходимость изменения мировоззренческой парадигмы в соответствии с достижениями науки и новыми социокультурными условиями существования человечества. [Цит. по 4, с. 9-10]

Министр образования РФ Филиппов отмечает, что будущее столетие видится в координатах стремительных перемен, резкого ускорения исторического времени, глобализации, универсализации и доминирования новых информационных технологий. В то же самое время это будет столетие все более жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений. Но чем более жесткие требования будет выдвигать перед человеком природа, тем большее значение будут приобретать человеческие способности, дарования и качества. Отличие от ХХ века, который принято было называть веком электричества, а затем и атома, ХХ1 век призван стать веком человеческих качеств. Перед российской системой образования стоит задача не приспосабливаться к внешним обстоятельствам, а встроиться в происходящие в мире изменения. [5]

Бесспорно, что эти вызовы диктуют новые проблемы системе образования, которые самостоятельно решить она не в состоянии. Именно поэтому образование становится содержанием политики государств, однако решение глобальных проблем, стоящих перед образованием, обуславливает необходимость широкого международного сотрудничества по интеграции в сфере образования.

Полагаем, что «… реакция школьного образования на изменяющиеся требования к нему всегда происходила с большей или меньшей задержкой. Пока темпы общественного развития были невысокими, эти задержки не порождали сколько-нибудь значительных напряжений в обществе» [2, с.10]. С середины ХХ столетия научно-техническая революция резко изменила роль и положение системы образования, которые потребовали в ней коренных изменений. Уже начиная с 60-70 годов шло нарастание неудовлетворенности общественности и органов государственной власти большинства развитых стран существующим школьным образованием. «Сегодня все более очевидным становится, что традиционная школа, ориентированная на передачу знаний, умений и навыков, себя изжила, ибо темп нарастания знаний становится таким, что школа за ним успеть не может». [2, c.11]

Проблема общего среднего образования, относящаяся к сфере общеобразовательного учреждения, является актуальной и приоритетной для таких организаций мирового сообщества, как международная Комиссия ЮНЕСКО по образованию для ХХ1 века, Совет по культурному сотрудничеству «Среднее образование для Европы», Совет Европы и др.

Так, Комиссия ЮНЕСКО в своем докладе «Образование: сокрытое сокровище» подчеркивает решающую роль образования не только в развитии личности на протяжении всей ее жизни, но также в развитии всего общества.

По оценкам ведущих экспертов Совета Европы в области образования, центр проблематики ХХ1 веке, как для всего международного сообщества в полном объеме, так и для образовательных систем, будет состоять в преодолении следующих противоречий:

- противоречие между общим и частным: постепенное превращение человека в гражданина мира без потери своих корней и при активном участии в жизни нации и своих региональных сообществ; происходит прогрессивная глобализация культуры, которой присущи и перспективы, и опасности; одна из опасностей – потеря уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу и реализовать свой потенциал в богатстве своих традиций и своей собственной культуры;

- противоречия между традициями и современными тенденциями: адаптация без отрицания собственных корней, диалектическая связь независимости со свободой и развитием других, управление техническим прогрессом, связанным с развитием новых технологий в области информации;

- противоречие между значительным ростом информации и возможностью человека усвоить эту информацию: как следствие этого, перегруженность школьных программ, в частности, включение учебных предметов, предусматривающих познание самого себя и средств обеспечения физического и психического здоровья, а также познание и сохранение окружающей природной среды. Как следствие – необходимость выработки четкой стратегии реформ, определении приоритетов при условии сохранения основных элементов базового образования, которые помогают более правильно построить жизнь, используя для этого знания, опыт и развитие культуры каждого человека;

- противоречие между соперничеством в достижении успехов и стремлением к равенству возможностей при проведении политики в области экономики, социального развития и образования; развитие соревновательности отодвигает на второй план задачу создания условий для развития потенциальных возможностей каждого человека; решение проблемы может обеспечить концепция образования на протяжении всей жизни, в которой задействован стимулирующий фактор соревновательности и объединяющая людей солидарность;

- противоречие между рыночной экономикой и социально ориентированным рыночным обществом: в обществе, где все более доминирует рынок и его законы, забота об общем благе отходит на второй план, уступая доходам акционеров, зачастую не заботящимся ни о среднесрочных, ни о долгосрочных инвестициях, ни тем более об «общественно ориентированной рыночной экономике». [6, с.8-9]

На международном уровне наиболее значимая и активная работа в области образовательной политики проводилась Советом Европы, начиная с момента своего возникновения (1949 г.). До начала 90-х годов эти мероприятия касались исключительно стран Западной Европы и были значительно расширены с момента доступа к культурной конвенции Совета Европы новых стран-членов, подписавших эту конвенцию. Последние мероприятия были завершены к концу 1998 года принятием проекта Рекомендаций Комитета Министров к странам-членам Совета Европы относительно среднего образования. Эти рекомендации основываются на констатации того, что, несмотря на большие различия в политической, экономической, социальной и культурной ситуации стран-членов, все они разделяют озабоченность по некоторым фундаментальным вопросам, связанными с потребностями экономики к повышенному уровню компетенции работников, требованием качества, ускорением и непредсказуемостью экономических и технических изменений, не ясностью в рынке труда, хрупкостью социальной сплоченности и опасностью маргинализации определенных социальных групп, возросшей чувствительностью к проблемам охраны окружающей среды и ролью новых информационных технологий.

В 1990-1996 годах в Совете Европы реализовали проект «Среднее образование для Европы». Вначале проекта участвовали 25 стран, а при его завершении – 47. В рамках проекта проведены конференции посвященные целям и задачам среднего образования, проблемам централизации и децентрализации, содержанию и методам обучения, оценке качества знаний учащихся, работе школ, системы образования в целом. Помимо научной работы, в Варшаве, Праге и Брюсселе были организованы конференции по реформам среднего образования в странах – новых членах Европейского Совета и изданы буклеты с описанием проблем образования в 35 странах.

В декабре 1996 г. в Страсбурге состоялась заключительная конференция, посвященная ключевым компетенциям, результатом которой стало издание книги о среднем образовании Европы. В ней отмечается, что каждая система образования сталкивается с различными проблемами. Самой важной из них является ускорение и непредсказуемость экономического и технологического развития. Это вызов образованию, потому что исторически все системы образования были созданы так, чтобы подготовить молодых людей и адаптировать их в существующем обществе, но «…мы сегодня должны подготовить молодежь и снабдить знаниями, нужными для общества, которое мы даже не можем себе представить» (Ж..-П. Титц – Ответственный Секретарь Комитета по образованию Совета Европы). Второй вызов, это рынок труда, где сохранение работы больше не гарантируется, и который требует в дополнение к основному образованию непрерывного повышения образовательного уровня в течение всей жизни. Третий вызов, это опасность расслоения больших групп населения, главным образом молодежи.

Изучая образовательные политики большинства стран, можно констатировать. Что одна из самых главных проблем, которые предстоит решать человечеству в будущем, являются охрана окружающей среды и непредсказуемые следствия развития новых технологий.

В книге определены главные цели среднего образования:

1.Необходимость передать подрастающему поколению общечеловеческие ценности, такие как уважение прав человека, демократических свобод, взаимопомощи, терпимости и плюрализму.

2.Воспитание взаимоуважения полов, социальных групп и народов.

3.Помощь молодым людям в осознании того, что они имеют не только права, но и обязанности.

4.Подготовка людей к постоянному самообразованию.

В книге подчеркивается возросшая особая роль школы (учебного заведения), как центра образовательной системы. Проблемы содержания учебных программ заключаются в быстром изменении базовых знаний, вследствие чего рекомендуется создавать в конкретной работе новую педагогику в которой важны ключевые компетенции, эволюция работы учителя (помогать ученикам усваивать знания и оценивать эффективность своей работы), стандарты и постоянная система их корректировки. [3, с.9-13]

Обсуждению проблемы ключевых компетенций в нашей стране были посвящены семинары (Вологда, Орел), международная конференция «Ключевые компетенции и проблемы оценки качества подготовки учащихся» (Ростов-на-Дону, 2-4 ноября 2000 г.). Отмечена важность образования как социально-генетического механизма постоянной передачи культуры подрастающему поколению. Такое понимание образования позволяет определить важнейшее значение бережного, умелого использования национального и международного опыта, мировой практики образования. [1]

На наш взгляд, идея ключевых компетенций выдвинутых экспертами Совета Европы отражает реальную попытку международного коллективного решения возникших противоречий в образовании. Более того, ключевые компетенции, за которыми стоит проблема целей и содержания образования, могут быть ценностными ориентирами и целевыми установками в качестве основы образовательной политики в России. Данный подход согласуется с идеями гуманизации образования, признаком глобальности личности как высшей ценности, детоцентризмом и принципами природосообразности, а также с идеями построения гражданского демократического общества и вхождение России в мировое сообщество.

Основные направления реформирования российской школы определяются: объективно – потребностями общества и государства в гражданах, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального поликультурного и все более расслаивающегося общества; субъективно – потребностями подрастающего поколения в получении качественного образования, адекватного социальным и экономическим потребностям личности и условиям жизни общества. Концепция ключевых компетенций в большей мере соответствует этим направлениям реформирования.

Экспертами Совета Европы определены пять групп ключевых компетенций:

- такие политические и социальные компетенции, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты не насильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов;

- компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе. Для предупреждения расизма или ксенофобии и развития климата нетерпимости, образование должно вооружить молодых поликультурными компетенциями такими, как принятие отличий, уважение других и умение жить с людьми других культур, языков или религий;

- компетенции, относящиеся к устной и письменной коммуникации (умению общения), основной фактор в успехе образования и в жизни, и в работе, в такой степени, что люди, этого лишенные, отныне рискуют «выпасть» из общественного процесса. В этом же списке коммуникаций владение, или по крайней мере, доступ к изучению нескольких иностранных языков приобретает возрастающее значение;

- компетенции, связанные с возникновением информационного общества: владение технологиями (техникой), понимание ее применения, а также способность критического мышления в отношении информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламой;

- способность учиться в течение всей жизни, для постоянной подготовки, как в профессиональном контексте, так и в личной и общественной жизни. [3,с.10-11]

Важнейшим в развитии идеи ключевых компетенций является вопрос оценки их приобретения обучающимися по качественным и количественным параметрам. Эффективность проведения модернизации образования может быть выявлена с помощью объективных и достоверных технологий и методик, в совокупности составляющих систему социально-педагогического мониторинга для качественного управления общеобразовательным учреждением, систему мониторинга качества образования, базисом которой должны стать критерии и модели измерителей достижения учащимися требований государственных стандартов по ступеням образования, методики определения социального заказа населения на образовательные услуги, типовые модели регионального банка результатов оценки учебных достижений школьников. Можно предположить, что реализация идеи компетенций, имеющей содержательно-логическую связь с качеством образования, приведет не только к коренному пересмотру содержания образования, но и к ломке привычных для педагогики России и других стран форм организации обучения, в частности, класно-урочной системы.

В современных условиях требуется более широкое распространение понятия качества образования, включив в него не только оценку уровня подготовки обучающихся, но и широкий аспект вопросов, касающихся обучения как образовательной услуги, обобщенным критерием которой является степень комфортности участников образовательного процесса в образовательном учреждении.

Среди факторов, определяющих качество, большое количество специалистов, ученых отмечают следующие три группы:

- факторы, определяющие условия образовательного процесса: нестабильность, экономическая, информационная, социальная неоднородность, ограниченность всех ресурсов, в частности, материально-техническая база школы, финансирование, квалификация педагогов, нормативная база образовательного учреждения, характер и качество управления и др.;

- факторы, определяющие учебно-воспитательный процесс: мотивация учащихся, содержание образования, образовательная программа, учебный план, учебный график, программы предметов, дидактические материалы, технологии обучения, система воспитательной работы в общеобразовательном учреждении;

- факторы, определяющие результаты обучения: достижение требований государственного образовательного стандарта, качество знаний, умений и навыков учащихся, участие школьников в олимпиадах, «поступаемость» в вузы и др. В этой сфере требуется создать новые подходы, рекомендации, критерии и показатели. [1, с.51]

Представленные экспертами Совета Европы, как новация идеи компетенции необходимо рассматривать на разных уровнях:

а) Компетенции низшего уровня, так называемые «предметные компетенции». На наш взгляд, принципиальных отличий от «умений» рассматриваемых отечественной педагогикой нет.

б) Компетенции среднего уровня, так называемые «междисциплинарные компетенции». Их эквивалентом в отечественной педагогической практике была успешно реализована идея межпредметных связей, в последующем идея интеграции образования, успешное внедрение ряда интегративных курсов.

в) Компетенции высшего уровня, так называемые «ключевые компетенции». В формализованном виде их можно представить как: социально-политическая компетенция, межкультурная компетенция, компетенция общения, информационная компетенция, компетенция непрерывного образования. В принципе каждая группа этих ключевых компетенций в разной степени имеет место, как в российской педагогической науке, так и в образовательной практике, хотя они не ставились в качестве целей образования.

Вследствие изложенного, можно отметить, что для российской педагогической науки принципиально нового ничего нет. Более того, по каждой из этих компетенций, работают многочисленные группы исследователей, однако, приходится констатировать тот факт, что во многих случаях дело ограничивается экспериментальной апробацией. К сожалению, идеи, эффективность которых доказана практикой, в массовую школу еще не пришли.

Необходимо подчеркнуть, что с 2000 года образовательная политика в отношении образования обрела вектор строгой направленности и повсеместную заботу государства, которая отражена в программных документах:

1.Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, которая установила приоритет образования в государственной политике, определила стратегию и основные направления по его развитию.

2. Федеральная программа развития образования, которая реализуется в соответствии с национальной доктриной образования в РФ в сроки 2000-2005 годы.

Главная цель программы – развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества, на основе провозглашенного РФ приоритета образования.

3.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие – модернизации образования. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования и одним из приоритетов является создание условий повышения качества общего образования. Подчеркивается, что общеобразовательная школа является базовым звеном образования, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей.

В рамках реализации концепции проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования с целью выявления организационно-педагогических, организационно-методических и психолого-педагогических условий достижения нового качества общего образования.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени предусматривается профильное обучение и ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Переход к профильному обучению преследует основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечивать преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

5. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001-2005 годы.

Мы полагаем, что с начала 90-х годов российская система образования пребывает в состоянии перманентного реформирования, так как с одной стороны государство не располагает достаточными ресурсами для того, чтобы система образования России обновилась быстро и качественно. С другой стороны, то, что делалось и делается в целях реформирования самой системы образования, не привело к социальному согласию в обществе, а стало предметом дискуссии со стороны видных ученых и педагогов.

Однако, условия существования человечества требуют перехода к новой стратегии развития общества на основе знаний, информации и высокоэффективных технологий. Поэтому формирование перспективной системы образования, соответствующей этой цели, является одной из важнейших проблем мирового общественного развития и государственной политики РФ.

Разрешение этой проблемы – не стихийный процесс, а, как мы уже показали, социально детерминированное и управляемое явление, основную роль в котором играет политика, ее субъекты, ориентированные на потребности гражданского общества и государства. В настоящее время основной задачей образовательной политики является создание такой системы образования, которая бы социально, ментально и культурно отображала потребности вполне определенного общества и государства и органически вписывалась в фарватер международной системы образования.

Преодолеть очевидный кризис современная школа может по мнению В.С. Лазарева « двумя путями: либо она начнет интенсивно изменяться в соответствии с требованиями времени, либо параллельно с традиционным школьным образованием будет складываться принципиально иная система общего образования (и это уже происходит), которая постепенно заменит устаревшую школу. Чтобы сохраниться, школа должна изменяться». [2, c. 12]

Литература

1. Еще одна встреча с Советом Европы. Итоговый документ конференции «Ключевые компетенции и проблемы оценки качества подготовки учащихся (Ростов-на-Дону , 2-4 ноября,2002 г.) // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - №6. – С. 47-58.

2. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 304 с.

3. Реформы образовательных политик: Деятельность совета Европы (интервью с Жаном-Пьером Титцем – Секретарем комитета по образованию Совета Европы // Стандарт и мониторинг в образовании. – 2000. - №6. - С. 9-13.

4. Третьяков П.И., Шамова Т.И. Управление развитием качества образования – ключевая проблема нового века / Материалы региональной научно-практической конференции 1-2 ноября 2001. – Москва – Смоленск, 2001. С. 9-18.

5. Филиппов В.М. Россия – образование – ХХ1 век: взгляд в будущее // Университетская книга, 1999. - № 12.

6. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.:

Педагогическое общество России, 2000. – 320 с.

 

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Трансформация образовательных политик