Самое читаемое
Методология учебно-воспитательной работы в школе |
Добавил(а) Социология |
08.09.10 22:39 |
Сущность социокультурного подхода к социально-массовым явлениям как методология учебно-воспитательной работы в школе
А. И. Фоменков Г. Смоленск, СмолГУ
В своей совокупности социально-массовые явления (прежде всего – социальная масса, массовое сознание и массовая культура) представляют собой не простой конгломерат феноменов, а определенную целостность, одни элементы которой органически взаимосвязаны с другими, то есть систему. Одновременно каждый из названных феноменов теснейшим образом связан с комплексом «общество – общественное сознание – культура», и потому подлинно научное познание этих объектов, наряду с исследованием их собственных качеств, свойств и внутренних взаимодействий, должно быть направлено на изучение детерминирующего воздействия, определяемого закономерностями макросистемы [5, с. 24]. Г.Ю. Чернов полагает, что именно такое видение программы исследовательских действий может способствовать реальному продвижению в деле создания теории социально-массового и на этой основе обоснованию закономерности появления ряда новых процессов, которые начали приобретать с конца XIX века глобальный характер: невиданного прежде роста удельного веса массовых явлений в жизни общества, формирования новых бурно развивающихся элементов в этой системе [8, с.122]. Хотя в общественной литературе создание типологий исследовательских подходов к системе социально-массовых явлений не предпринималось, тем не менее, в работах ряда российских и зарубежных авторов мы можем найти ряд положений, позволяющих наметить направления решения данной задачи, например Б.А. Грушин «Мнение о мире и мир мнений» - 1967 и «Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования» - 1987 (первичный предмет исследования – социальная масса); А.К Уледов «Структура общественного сознания» - 1968 и «Общественная психология и идеология» - 1985 (первичный предмет исследования – массовое сознание как фрагмент общественного сознания). Исследуя ряд работ О.И. Иванова и Д.П. Гавра (СПбГУ) по феномену общественного мнения, которое, по нашему мнению так же является социально-массовым, мы полагаем, что основой типологизации должны стать онтологический и гносеологический подходы, т.о. наше предположение совпало с мнением Г.Ю. Чернова [См 8, с.57-58], который сточки зрения дисциплинарной ориентации исследования и коррелированных с ней проблем начального пункта исследования выделяет следующие подходы: социологический, политологический, социально-психологический, культурологический, социально-философский (интегрирующий, синтетический) и далее рассматривает под углом зрения различных научно-дисциплинарных ориентаций какие задачи будет решать исследователь, уделяя первоочередное внимание разным социально-массовым феноменам [8, с.59-61], им рассматриваются и другие основания типологизации [8, с.62-68]. Научно-исследовательской основой в социокультурном подходе к изучению социально-массовых явлений может быть концепция социальных эстафет. М.А. Розов говоря о социальных эстафетах и традициях подчеркивает: «Я полагаю, что исходный, базовый механизм существования социальных программ — это воспроизведение тех или иных форм поведения или деятельности по непосредственным образцам. Будем этот механизм называть социальными эстафетами. Говоря о социальных эстафетах, мы будем отвлекаться от всех подобных деталей, интересуясь только одним – способом передачи опыта от одного человека к другому или от поколения к поколению. Социальная эстафета в ее максимально простом варианте – это воспроизведение различных форм человеческого поведения или деятельности в условиях, когда в нашем распоряжении нет никаких иных средств, кроме непосредственных образцов. Такое воспроизведение мы и будем в дальнейшем называть непосредственными эстафетами или просто эстафетами, когда нет особой необходимости подчеркивать их непосредственный характер» [7, с.12-13]. М.А. Розов подчеркивает, что социальные эстафеты крайне динамичны и имеет ввиду механизмы человеческого поведения здесь и сейчас, т.е. в рамках конкретного среза времени, не имеющего исторических масштабов, «что все социальные явления – это куматоиды, в основе жизни которых лежит механизм социальных эстафет. Тем самым мы получаем некоторый общий подход к изучению этих явлений, некоторый зародыш фундаментальной дисциплины в рамках социальных наук. Социальные эстафеты – это, образно говоря, «элементарные частицы», образующие социум. И в такой же степени, как элементарные частицы в физике, они не существуют изолировано, но только в рамках социального целого» [7, с.15-16]. Социокулътурный подход должен опираться на основные принципы и достижения современного социально-философского, социологического и культурологического знания, а также по иному рассматривать соотношение систем «общество» и «культура» и их взаимодействие с системой социально-массовых явлений. В этой связи наиболее перспективным с научно-теоретической точки зрения представляется такое видение взаимосвязи общества и культуры, которое намечается в трудах видных отечественные философов культуры Э.С. Маркаряна и М.С. Кагана [6, 3]. Основой такого видения является положение о том, что концепция культуры должна базироваться на анализе человеческой деятельности [3, с. 181]. Сама эта деятельность предстает как система, элементами которой являются ее субъекты, объекты, продукты (создаваемые из материала объектов), а также средства и способы деятельности. В этой системе культура оказывается социальным явлением, которое обнимает все, что творит субъект, осваивая мир объектов, и включает в себя последние два звена системы (то есть продукты и способы деятельности), противостоя второму ее звену - объективной природной данности. Опасаться отождествления понятий «общество» и «культура» нет оснований, так как они лежат в различных плоскостях: культура - это прежде всего продукт деятельности (хотя и несущий в себе требующие отдельного рассмотрения весьма специфические функции и свойства), общество же – субъект этой деятельности [3, с. 181-184]. Сам тип культуры во многом детерминирован изменениями в структуре общественных отношений, структуре потребностей, в социально-демографической структуре общества; можно говорить о закономерности изменения типа культуры под влиянием изменения содержания основных видов человеческой деятельности и изменения их соотношения. Следовательно, исходным пунктом в исследовании социально-массовых явлений должно быть изучение базовых, по отношению к ним макросистем – общества и культуры и поскольку общество выступает в качестве субъекта культуры и тем самым определяет ее актуальное содержание, а уже вслед за этим обе эти системы определяют структуру и динамику массовых процессов, то исходным пунктом при изучении и культурных, и массовых явлений должно служить исследование наличных и существующих в виде тенденции социальных факторов во всем их многообразии, при отказе от экономического или иного детерминизма. Дальнейшие действия по установлению основных принципов социокультурного подхода должны опираться на более ясное понимание соотношения и принципов взаимодействия макросистем «общество» и «культура». По этому вопросу не существует единства мнений не только среди представителей различных научных школ, но даже и среди сторонников одного и того же подхода в философии культуры – деятельностного. Так, Э.С. Маркарян в одной из своих главных работ [6] делает акцент на необходимость выделения культуры как особого класса социальных явлений. Он предлагает исходить из предельно общего структурирования общества, предполагающего выделение следующих классов элементов: 1) субъектов человеческой деятельности (индивидуальных и групповых); 2) сфер человеческой деятельности; 3) специфических средств человеческой деятельности. Последний класс общественных элементов совпадает у Э.С. Маркаряна с классом культурных явлений. Таким образом, в данной концепции культура оказывается ни чем иным, как специфическим компонентом самого общества. Правда, при этом в качестве социальных отношений Поскольку человек остается смертным существом, и потому возникает вопрос о способах и формах передачи социального и индивидуального наследия, то культура представляется прежде всего как внегенетически выработанный механизм трансляции программ человеческой деятельности (потребностей, способностей, знаний) последующим поколениям. Культура создается как новый, сверхприродный предметный мир, как предметное и символически-предметное (материальное, духовное, художественное) инобытие человека. При этом для своего освоения культурный массив нуждается в особого рода деятельности – распредмечивании того, что заложено в предметном бытии культуры [6, с.142], а это предполагает необходимость освоения культурных кодов и прежде всего знаково-символических систем речь о которых говорится и М.А. Розовым в социальных эстафетах [7]. Последовательный перевод научной или ценностной информации в знаки типографского шрифта книги и последующая их расшифровка позволяет осуществлять функцию трансляции социального опыта, а наряду с этим – формирования и социализации человека. При подобном взгляде на рассматриваемые объекты по отношению к обществу культура представляется в качестве главного условия его полноценного воспроизводства и дальнейшего развития. Рассматривая систему категорий «природа – общество – человек» – «культура» и соответствующую ей систему явлений, М.С. Каган приходит к выводу о недостаточности традиционного использования в социальной философии дихотомии «природа – общество» для получения исчерпывающего знания об основных формах бытия, о «модусах объективной реальности» [3, 76]. Идеал взаимодействия по «культура – человек – общество» видится предполагает, что культура, выступая средством формирования программ важнейших типов человеческой деятельности – практически-преобразовательной, познавательной, аксиологической и коммуникативной, обеспечивает целостное бытие человека в социуме. Развитый и активно действующий человек в своих взаимодействиях и ассоциациях с другими людьми обеспечивает не менее целостное развитие общества и оказываясь условно под двойным воздействием: с одной стороны – сферы социальной действительности, существующего общества, его закономерностей, общественных потребностей, требующих от индивида выполнения определенных социальных ролей, а с другой – культура может стать для него сферой возможности, источником свободного выбора жизненных программ, не детерминированных жестко лишь данной социальной средой. Такая возможность выбора осуществима при непременных условиях: культура не является простым производным от деятельности данного общества, одной из его подсистем; культура не сводится к ее актуальным, инновационным (пусть и бурно прогрессирующим) элементам, а рассматривается как целостное наследие; она не подменяется квазикультурой, например, «массовой культурой» [8, с.129-130]. Попытка использования механизмов культуры для тиражирования заранее заданных по параметрам общественно целесообразных социальных типов ведет к нежелательным результатам, а также выхолащиванию содержания самой культуры, редукции ее к простой производной от конъюнктуры данного общества. Такого рода ситуация может выглядеть желанной и часто складывается при правлении тоталитарных, олигархических или бюрократических элит. Г.Ю. Чернов отмечает, что наиболее важные составляющие диалектики общества, культуры и социально-массовых явлений можно представить следующим образом: 1) массовые, то есть «индивидуально» и социально однородные черты и характеристики индивидов, а также специфические формы и содержание этой массовости продуцируются прежде всего обществом, наличной социальной средой (экономической, политической, коммуникативной, образовательной и т.д.), соотношением основных деятельностно-движущих факторов данного социума; 2) культура: а) может и призвана служить альтернативой массовости (целостная, полнообъемная, невыхолощенная культура); б) однако, редукция культуры к репродуцированию стереотипных «жизненных программ» (в том числе сугубо инновационных) может превращать ее в дополнительный механизм массовизации; 3) реальное, динамично развивающееся общество должно представлять собой единство в многообразии, что является одним из главных условий его полноценного и динамичного развития. Замена же разнообразия личностных и социальных типов унифицированным единообразием индивидов уже сама по себе несет угрозу вырождения общества, подрыва его творческих потенций. Поэтому существование социально-массовых явлений и процессов может признаваться допустимым только в пределах определенных пропорций по отношению к явлениям элитарного и индивидуального характера, в качестве фрагментов общественной жизни, но не в качестве доминирующих в ней сил. В противном случае создаются предпосылки для полного омассовления и общества, и культуры, и личности и их последующей деградации. Фиксация решающей роли общественной системы и социальных факторов в формировании социально-массовых явлений позволяет нам предположить, что именно анализ изменения самого общества, а вслед за этим и культурных изменений, является ключевым пунктом в поисках ответов на вопросы о зарождении и эволюции социально-массовых явлений. Именно такой анализ создаст возможность: а) выявить закономерности смены основных этапов и форм существования социально-массовых явлений; б) установить временные границы и основные факторы омассовления общества, превращения его в «массовое»; в) определить основные тенденции и перспективы дальнейшего развития социально-массовых явлений [8, с.131-132]. К. Маркс и Ф. Энгельс в качестве фундамента общественного развития рассматривали способ производства материальных благ, связанный с определенного типа производственными отношениями, коренящимися в отношениях собственности, продуцирующими классовое размежевание. Позже в понимание способа производства были внесены новые идеи и подходы как западными, так и некоторыми российскими социологами [4, с.188], например, А.М. Ковалев разработал понимание способа производства общественной жизни, интегрирующее в себе способ производства человека, материальных благ и географической (окружающей) среды. С более широких общесоциологических позиций он выделил следующие способы производства и соответствующие им этапы общественного развития: собирательный; земледельческий; промышленный; научно-технологический (основанный на решающей роли научных знаний о мире и социуме и на соответствующим образом организованных технологиях его развития). Ориентируясь схемы общественного развития, обозначим зависимость изменения форм социально-массовых явлений от формы общества, В доземледельческом, первобытном обществе социально-массовые явления (социальная масса, массовое сознание) представляли собой всеобщую форму существования ранних социальных и духовных образований вообще (первобытного коллектива и его коллективно-мифологического сознания). В земледельческих обществах массовость приобретает более дробный и дифференцированный, сословно-локальный характер, основанный на классовых, корпоративных, формирующихся национальных различиях. Интегрирующую и массовизирующую роль в этих обществах играли, прежде всего, мировые религии, формировавшие внесословные религиозно-массовые элементы в сознании множества индивидов. Различные группировки масс управлялись здесь формальными (правящими) элитами, образовавшимися по сословному принципу и отчасти носящими в себе признаки действительной элиты (квалифицированной, высокодуховной). Действие социальных и социокультурных факторов Нового времени открыло дорогу к универсализации массовости на новой основе и в новых ее формах. В эпоху буржуазных революций и на ранней стадии индустриального общества актуализируются прежде всего социально-психологические формы социально-массовых явлений (толпа, политические публики), а также массовые демократические движения (либеральные, пролетарские, позднее - антивоенные, потребительские и т.п.), что фиксируется в повышенном научном интересе именно к этим явлениям на рубеже ХIХ-ХХ веков. В развитом индустриальном обществе насаждение индивидам унифицированных массовых качеств приобретает всеохватывающий характер. Это означает, что выработка массовидных и утрата индивидуальных качеств, происходит во всех наиболее значимых областях деятельности: производственной и потребительской, коммуникативной, аксиологической (оценочной), познавательной и других. В силу действия ряда мощных социальных и культурных факторов востребуется и вырабатывается определенный тип индивида, соединяющий в себе ряд качеств: а) нетворческого, функционального типа личности, ориентированной на механическое выполнение заданной социальной роли; б) деиндивидуализированного потребителя, податливого к рекламным и другим массовым внушениям; Для современного общества характерно быстрое старение традиционных форм жизни и появление новых форм, рождение новых противоречий, не разрешимых традиционными способами. Наиболее приближенный к конкретике новейших социально-культурных перемен вариант диалектики систем «общество» – «человек» – «культура» представляется следующим образом: общество востребует и порождает определенный тип человека – носителя социальных ролей; этот тип становится массовым и начинает изменять форму и само содержание культурных процессов; формируется массовая квазикультура, воспроизводящая расширенно «массовую личность», а как итог – и массовое общество [8, с.138].
Литература: 1. Актуальные проблемы социальной философии. Тезисы ХI Ежегодной научно-практической конференции кафедры философии РАН 2-3 февраля 1988 г. М., 1998. 2. Зиновьев А.А. Глобальный Человейник. М.: Центрополиграф, 1997. 3. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. 4. Ковалев А.М. Диалектика способа производства общественной жизни. М.: Мысль, 1982. 5. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, 1976. 6. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 7. Розов М.А. Феномен социальных эстафет. Смоленск: СГПУ, 2003. 8. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: Исследовательские подходы. Изд. 2-е стереотип. Дукбна: Феникс+,2005.
|
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента