Социология: методическая помощь студентам и аспирантам

Современный подход

PDF Печать E-mail
Добавил(а) Социология   
08.09.10 22:34

Современный подход и обучающий потенциал семинар­ского метода проведения занятий как образовательный механизм взаимодействия между научными и социокультурными традициями

А. И. Фоменков

Смоленский государственный педагогический университет

Анализируемые в педагогической практике семинары, как основные формы практических занятий, чаще всего являются продолжением лекционных форм обучения и служат для осмысления, более глубокого изучения теоретических проблем, активизации самостоятельной работы студентов, а также отработки навыков использования знаний. «Семинарское занятие дает студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Семинар призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью» [2, с.160]. Здесь речь идет о, так называемых, социальных куматоидах. По концепции социальных эстафет М.А. Розова «Социальный куматоид — это объект, представляющий со­бой реализацию некоторой социальной программы поведения на постоянно сме­няющем друг друга материале и в этом плане отдаленно напоминающий одиноч­ную волну на поверхности водоема, которая в своем движении заставляет колебать­ся все новые и новые частицы воды. Эта особенность волны — относительная неза­висимость от материала, на котором она живет, — позволяет выделить как в приро­де, так и в обществе широкий класс волноподобных явлений, объединенных указанной особенностью» [5, с.8] и далее заключает « Для гуманитарных наук очень важно, что к числу социальных куматоидов принадлежат все семиотические объекты…. Слово, следовательно, – это, по крайней мере, две связанные друг с другом социальные программы, одна из которых определяет условия реализации другой. Очевидно, что перед нами пример куматоида, языковое выражение как куматоид» [5, с.10].

На наш взгляд, рассматриваемый нами вопрос вписывается в концепцию социальных эстафет М.А. Розова, и в частности, где в статьях рассматривается проблема понимания и объяснения а так же принцип дополнительности в гуманитарных науках [См. 5, с. 28-33].

В следствии вышеизложенного мы представим современный подход и обучающий потенциал семинар­ского метода проведения занятий как образовательный механизм взаимодействия между научными и социокультурными традициями.

В рабочих программах, на основании которых строится учебный процесс, семинар целесообразен: а) после представления теоретической информации для разрешения возникших вопросов, установления связей с уже усвоенным материалом, уяснению дополнительного содержания; б) семинар может применяться для формирования практиче­ских умений по использованию теоретических схем для решения кон­кретных задач, для упражнения и формирования общего представления о способах работы (семинары-практикумы). После того как сформирован общий алгоритм, отработка навыков может проводиться в режиме практикумов, игровых методов, тренинга; в) семинар может быть использован в качестве контроля эф­фективности обучения, заменяя собой зачет или практику. В такой форме семинар, с одной стороны, дает возможность проверить уровень подготовленности слушателей, а с другой - углубить и закрепить пройденный материал. В практике преподавания общественных наук в вузах сложилось примерно 15 более или менее разнящихся между собой форм семинарских занятий. [См.1, с.187-186; 2, с.160-167]

Семинар должен являться составным элементом цело­стного учебного процесса как более широкой системы, перед которой ставятся определенные цели. В соответствии с целями учебных программ и областями применения можно выделить два основных типа семинаров: обучающие и развива­ющие. Они различаются местом и ролью преподавателя и степенью личного участия слушателей. Обучающие семинары, как правило, ориентированы на упорядочивание, активизацию и операционализацию теоретических знаний или самостоятельное их приращение, а также на формирование навыков применения полученных знаний на практике. Развивающие семинары преимущественно направлены на формирование у слушателей навыков проблемного видения, аналитических спо­собностей и прогностических умений.

Готовясь к проведению семинара, преподаватель составляет его сценарий - конкретный план проведения семинара, учитывающий разные возможности его развития, исходя из состояния учебной группы (ее мотивированность на овладение знаниями, умениями и навыками, а также содержательная и инструментальная подготовленность к работе по предложенной теме) и круга рассматриваемых вопросов. Входе его подготовки необходимо учитывать собственный уровень подготовки, как предметной так и методической. Не маловажное значение имеет социальный опыт и опыт практической профессиональной работы.

Практика показывает, что важнейшими при формировании сценария являются следующие фак­торы: целевая установка студентов и преподавателя, состав группы, рабочая программа и планы семинарских занятий, учебно-методическая документация и дидактический материал, технические средства обучения (ТСО). План семинара включает в себя проблему, которую собирается рассмотреть преподаватель, последовательность шагов по достижению цели, вре­менные рамки деятельности в целом и отдельных этапов в частности, место и время использования информационных технологий. Важнейшим моментом при подготовке семинара является необходимость иметь несколько вариантов или модификаций сценариев. Это связано с тем, что преподавателю часто приходится действо­вать «по ситуации» и по ходу семинара модифицировать свой предвари­тельный сценарий, вносить корректировки в методику его проведения.

Говоря об отборе содержания для проведения семинара, мы не можем забывать о тех целях, ради которых и используется данная форма занятий. Обобщение имеющихся подходов к анализу семинара как формы учебных занятий позволяет выделить следующие основные целевые об­ласти его использования: а) систематизация и структурирование теоретических знаний слушате­лей; б) практическая тренировка умений и формирование практических навы­ков; в) контроль знаний и умений слушателей;

Результатом достижения данной цели является углубление и структурирование ранее полученных знаний, определение внутренней взаимосвязи основных теоретических понятий темы и связь данной темы с другими темами курса или другими смежными дисциплинами.

В зависимости от формы проведения семинаров для достижения данной цели преподавателю необходимо подготовить различный, содержательный материал (см. табл.1).

Содержательный материал, по систематизации знаний (Таблица 1)

 

Форма проведения семинаров

Необходимые материалы

Представление докладов, рефератов, подготовленных слушателями

Формулировки тем для докладов, рефератов

Обсуждение вопросов по теме

Списки вопросов для обсуждения

Обсуждение связей темы с другими дисциплинами курса

Списки проблемных вопросов. Дополнительное теоретическое содержание.

 

Результатом достижения данной цели является отработка специфических умений слушателей, связанных с практическим использованием полученных теоретических знаний, с возможным выходом на опреде­ление алгоритмов действий в практической ситуации.

В зависимости от типа умений, которые необходимо отработать, и соответственно от типа используемой методики, преподаватель может подготовить содержательный материал разных видов (см. табл. 2).

Содержательный материал, по тренировке умений (Таблица 2)

 

Тип умений, отрабатываемый на семинаре

Методики, которые можно использовать для достижения данной цели

Необходимые материалы

Умения анализировать ситуацию

 

Оптимизация процесса анализа

 

Подготовка системы анализа или вопросов, помогающих студентам осуществлять анализ

Практические умения

 

Упражнения по решению задач, практикумы

 

Задания и правильные решения, формализованные схемы решения

 

При формировании умений анализа ситуа­ций, преподаватель в целях постепенного углубления в проблемную область может предложить студентам следующий алгоритм работы: а) собирается информация о фактах, которыми владеют студенты относительно рассматриваемой тематической области; б) студентов просят обратиться к полученным знаниям и своему личному опыту, име­ющему отношение к рассматриваемой тематической области; в) студентов просят оценить имеющиеся факты с точки зрения собственных ценностей; г) просят высказаться о предполагаемых путях реше­ния проблемы или достижения определенной цели.

Результатом достижения поставленной цели семинара является оценка уров­ня теоретической и практической подготовленности студентов. Для успешного проведения семинара в качестве контрольного и одновременно развивающего типа занятия целесообразно использовать контрольные вопросы и практические задания или упражнения (см. табл.3).

Содержательный материал по контролю знаний и умений

(Таблица 3)

 

Типы заданий

Содержание

контрольные вопросы

 

набор вопросов: на оценку знания фактической информации на умение формулировать проблему на умение находить противоречия между отдельными теоретическими положениями или противоречия в социальных проблемах

Упражнения

(практические задания)

описание целей, условий, алгоритма, технологий, ограничений деятельности, форм и сроков представления результатов

 

Контрольные вопросы - это вопросы, ориентированные на пройденное ранее теоретическое содержание. Они могут быть нацелены либо на оценку конкретных знаний, либо на оценку понимания структуры тео­ретических знаний.

Упражнения - это специальные задания, требующие от студента либо использования соответствующих алгоритмов решения, с которыми он познакомился на предыдущих занятиях, либо разработки самостоятельных способов решения поставленной задачи.

В семинаре могут быть использованы индивидуальные, пар­ные и групповые упражнения. При использовании индивидуальных упражнений важно, кроме точной, однозначной инструкции, продумать вариант оценки индивидуального результата - кто и когда проверит результат и даст слушателю обратную связь об его эффективности в данном упраж­нении. При использовании парного (группового) упражнения контроль может быть взаимным, когда партнер (одна группа) оценивает эффективность работы собствен­ного партнера (другой группы).

В процессе проведения занятий преподаватель вынужден держать в поле своего внимания одновременно несколько факторов, чтобы оценить насколько, они способствуют или препятствуют достижению учебных целей (см. табл. 4).

Факторы, влияющие на учебный процесс (Таблица 4)

 

Группы факторов, находящихся в поле внимания преподавателя

Индикаторы

 

Содержание и процесс занятия

 

Адекватность целям занятия, логичность разворачивания процесса, полнота, достаточность, понятность для студентов

Индивиды (отдельные студенты)

 

Мотивация на участие в работе, понимание материала, динамика продвижения в теме, индивидуально-психологические особенности

Группы студентов

 

Ролевая структура группы, групповая динамика (феномены лидерства, конфликты)

Другие факторы: физиология, размер группы, состав учебной группы, индивидуальные способности, другие условия

 

Фактическое состояние аудитории; физиологические ритмы и концентрация внимания; организация пространства в аудитории, способствующего эффективному диалогу; количество слушателей; технические средства обучения

 

Управление семинаром осуществляется преподавателем для достижения максимальной эффективности всего занятия. Под эффективностью занятия мы понимаем достижение поставленных целей при учете максимального индивидуального эффекта для каждого из участников семинара и минимизации отрицательно действующих факторов на них. Критерии эффективности можно подразделить на содержательные и процессуальные. Содержательные (информативность – получение новой информации или особое структурирование предыдущей; выявление новых проблем и вопросов для дальнейшего освоения учебного материала). Процессуальные (конструктивность дискуссии – отсутствие негативного отношения студентов к результатам и партнерам по работе; соблюдение регламента – работа в соответствии со сценарием).

При выборе стиля управления преподаватель исходит из типа семинара, поставленной цели, состава участников, имеющегося времени. Результат выбора стиля, как правило, обнаруживается в тех ролях, которые преподаватель определил для себя в качестве центральных для дан­ного занятия. Обычно роли преподавателя бывают: ведущий (модератор); координатор; эксперт; наблюдатель. Каждая роль предполагает собственную технологию и инструментарий реализации, в то же время в качестве общих можно выделить следую­щие задачи (см. табл. 5).

Задачи преподавателя на семинаре (Таблица 5)

 

Задачи

Возможный инструментарий

установление правил ведения семинара

- дается преподавателем

- формируется группой

четкая формулировка вопросов для обсуждения

 

- на уровне понятий и терминов для обучающих семинаров

- на уровне проблем для развивающих семинаров, игровых методов и тренингов

подведение промежуточных итогов

- визуализация

- обобщение информации (преподавателем или студентом)

побуждение участников к выступлению

- специальные вопросы, адресованные к пассивным

- принцип обязательности выступления

контроль за ходом обсуждения и вмешательство в случае нарушения правил или отклонения от темы

- апелляция к исходной теме

- выдача уточняющей или дополняющей информации

- вопросы к слушателям

 

управление темпом семинара, активизация в момент замедления

 

- хронометраж (сопоставление с программой)

- вопросы к конкретным студентам

- постановка проблемных или провокационных вопросов

- апелляция к лидеру

подведение итогов, обобщение полученных результатов, выделение открытых или нерешенных проблем

- визуализация (по ходу работы)

- монолог преподавателя

- высказывание участников группы

 

Основные трудности семинара являются продолжением его преимуществ и связаны с интерактивностью самого процесса. Преподаватель, задавая вопросы, рискует вдвойне: во-первых, вопрос может остаться без ответа, во-вторых, задавая вопросы конкретным слушателям, он рискует нарушить контакт, установившийся между ним и участниками. Вопросы, которые целесообразно использовать:

1. По форме вопроса а) открытые, предполагающие развернутый ответ, с возможностью, отвечающему использовать разные способы представле­ния теоретического материала; б) закрытые, но они, как правило, провоцирует аудито­рию к переходу диалога в экзаменационную форму и ухудшает творческий потенциал учебной группы. Кроме того, закрытые вопросы не да­ют преподавателю развернутой информации о том, что думает слуша­тель относительно рассматриваемой темы и очень велика вероятность «случайного» правильного ответа, что, ес­тественно, снижает сам результат семинара.

2. По адресности: во­прос из аудитории и адресованный в аудиторию. При проведении семинаров целесообразно использовать обе формы, так как это способствует развитию диалога между преподавателем и студентами.

3. По целевой направленности вопросы могут быть: оце­ночными или наводящими. Эти два типа вопросов целесообразно использовать последовательно, предлагая наводящий вопрос в качестве помощи затрудняющемуся слу­шателю.

Для того чтобы повысить эффект от использования техники постанов­ки вопросов, преподавателю важно соблюдать ряд правил: не задавать более одного вопроса; задавать вопросы просто и понятно; не задавать вопроса, адресуясь к конкретному слушателю; не перебивать отвечающего.

Современный подход к семинарскому методу занятий в большей степени заключается в использовании телекоммуникационных и информационных технологий в обучении [См. 6, 7]. При этом следует спроектировать систему учебных занятий с использованием новых информационных технологий обучения, а также последовательность и процедуру разработки ее составляющих.

Проведение современных семинарских занятий в перспективе предполагает использование рабочего места преподавателя, обеспечивающего отображение с экрана компьютера на экран, использование видеомагнитофона, развитую мультимедийную технологию работы преподавателя, обратную связь со студентами.

Типовой мультимедийный курс включает готовые модули в виде графической, текстовой и видеоинформации и предназначен для использования в учебной аудитории, оснащенной видеокомпьютерным рабочим местом на базе персонального компьютера и управляемого от него видеомагнитофона. Курс может быть организован, например, по принципу электронного учебника с использованием иерархического динамического меню. Преподаватель, использующий видеокомпьютерные материалы, имеет возможность в соответствии с собственным планом, пользуясь меню, быстро находить и предъявлять необходимые видеофрагменты, формулы, графики, рисунки на общем экране.

Семинарские и практические коллективные занятия с использованием компьютерных технологий обучения предполагают наличие локальной сети в дисплейном классе. Они проводятся под руководством преподавателя, использующего центральный процессор как для сообщения новой информации и формулировки индивидуальных заданий, так и для контроля усвоения и диалога с конкретными студентами. Целесообразно использовать индивидуальные занятия, которые можно подразделить на:

1) индивидуальные занятия с компьютерными и обучающими мультимедийными системами, в частности электронными учебниками. К обучающим системам выдвигается ряд требований: наличие узлов фуркации в зависимости от успешности продвижения (хорошо успевающие студенты двигаются по короткому пути, плохо успевающие — по более длинному, несколько раз решая однотипные задачи); возможность генерации примеров (в том числе по выбору учащегося); наличие выходов на исполняемые программы (что позволяет проводить расчеты по данным, введенным студентом); наличие элементов мультипликации (анимации) и других иллюстраций (например, графиков, которые можно просматривать по частям); наличие развитых систем помощи (как по содержанию, например, словарь терминов, так и по работе с системой); возможность отслеживания траекторий занятий (в частности, возможность сразу попасть туда, где остановился в предыдущий раз); возможность отслеживания успешности обучения;

2) индивидуальные расчетные работы с использованием учебных интерфейсов между учащимися и профессиональными пакетами;

3) индивидуальные расчетные работы с использованием общематематических пакетов.

Входной, текущий и итоговый контроль знаний, умений, навыков может проводиться: а) на основе тестовых заданий (студент отвечает на вопросы, появляющиеся на экране компьютера); б) автоматический контроль ответов учащихся, представленных на стандартных бумажных носителях (включая автоматический ввод информации в компьютер).

Научно-методическая работа преподавателей потребует изменений и будет включать: а) разработку текущих методических материалов преподавателями (включая безбумажную технологию проверки и рецензирования контрольных, курсовых и иных работ студентов); б) ведение "дневников" студентов, включающих, в частности, результаты их психологического анализа; в) подготовку новых и модификацию ранее разработанных обучающих программных продуктов;
г
) формирование индивидуальных вариантов учебных заданий, экзаменационных и контрольных работ. [3]

При оценке качества семинарского занятия можно использовать такие категории как: целенаправленность, планирование. Организация работы, стиль проведения занятий, отношение преподавателя к студентам и студентов к преподавателю, управление группой. [4, с.25]

Современный подход к проведению семинарских занятий предполагает применение и современных педагогических технологий (Практико-ориентированного модульного обучения; анализа конкретных ситуаций (технология обучения посредством кейсов - пакета ситуаций для принятия решений); обучения на основе социального взаимодействия; рефлексивного обучения; развития критического мышления (ТРКМ); проектного обучения; интерактивные игровые технологии в преподавании социологических дисциплин; проблемного обучения; контекстного обучения; метод развития исследовательских умений студентов «Портфолио»; групповой дискуссии и др.).

Литература:

1.Елсуков А.И. Методика преподавания социологии в высшей школе: Учеб. пособие. Минск, 2003.

2.Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учеб. пособие для студ. выс. Пед. учеб. заведений. М., 2001.

3.Орлов А.И. Об информационных технологиях обучения в средней и высшей школе //Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. № 1. С.28-43.

4.Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. М., 1990.

5.Розов М.А. Феномен социальных эстафет. Смоленск: СГПУ, 2003.

6.Самарцев О.В. Телекоммуникация, личность, образование (введение в теорию учебно-образовательного телевидения). М., 2001.

7.Юртаев В.В. Телевидение и компьютерные технологии в современном образовании // Телекоммуникации и информатизация образования. 2004. № 1. С. 44-55.

 

 

 
Понравился ли Вам сайт
 

Яндекс цитирования

Союз образовательных сайтов
Home Современный подход