Самое читаемое
Профессиональная компетентность |
![]() |
![]() |
![]() |
Добавил(а) Социология |
08.09.10 22:33 |
Профессиональная компетентность квалифицированных специалистов - выпускников вузов в контексте Болонского процесса.
Фоменков А.И.
Смоленский государственный педагогический университет
Главной целью присоединения России к «Болонской декларации» (Болонья. 19.05. 1999г.) прежде всего, является участие в создании общеевропейского образовательного пространства высшего образования как одного из направлений внешней политики направленной на интеграцию в мировое сообщество, к достижению полной открытости нашей системы образования. Это происходит в силу динамично изменяющегося мира, предъявляющего к сообществам новые возрастающие требования. Прежде всего, эти требования детерминированы вызовами ХXI века. Последующие встречи и конференции Министров, ответственных за Высшее образование (Прага. 19.05.2001г.; Берлин. 19.09.2003г.) в итоговых коммюнике подтверждают важность социального аспекта Болонского Процесса, подчеркивают необходимость преобладания в международном академическом сотрудничестве и программе обмена академических ценностей, берут на себя ответственность за разработку обобщенной структуры квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования. Речь, прежде всего, идет о качестве обучения, как фундаментальной основы формирования зоны европейского высшего образования, но отмечается, что в Европе обеспечение качества не может основываться на единственном воззрении по использованию общего набора стандартов, а будет состоять в разработке на европейском уровне механизмов для взаимного принятия результатов обеспечения качества, с «аккредитацией», как одной из возможных форм. Необходимо развитие межспециализационных навыков и умений, таких как коммуникация и языки, мобильность, способность мобилизовывать знания, решать проблемы, работать в команде и развиваться социально. Выработка совместимых квалификаций на достепенном и послестепенном уровнях. В связи с вышеизложенным, полагаем, что главный вопрос, который предстоит рассмотреть российскому научному сообществу: какую непосредственную выгоду получит Россия и ее высшая школа от реализации «Болонской декларации», в какой срок и с какими ресурсными затратами? Современные проблемы высшего профессионального образования находятся не только в плоскости социально-экономической политики государства, но и в необходимости нормативно-правовой обеспеченности социально адекватной образовательной деятельности. В рамках решения этой проблемы в настоящее время идет научно-теоретический поиск составляющих компонентов государственных образовательных стандартов. Такими компонентами, на наш взгляд, вместе с основными дидактическими единицами учебных дисциплин должны быть квалификация, выраженная в профессиональной компетенции специалиста. Квалификация (от лат. quails – какой по качеству и …фикация), имеет несколько значений: 1)Определение качества чего-либо, оценка чего-либо. 2)Уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда. 3) Профессия, специальность [9, c. 563]. Как отмечает А.М. Новиков, понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно [5, с. 2], поэтому есть необходимость более основательно рассмотреть его генезис. В современном понимании компетенция рассматривается в следующих двух аспектах: - обладающий компетенцией; - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Содержание понятия компетентный также выражается в двух аспектах: - обладающий компетентностью, правомочный; - знающий, сведущий в определенной области [10, с. 295]. Из этого следует, что компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми понятиями. Компетентный человек, не обладающий правомочиями (компетенцией), не сможет в полной мере и в социально значимых аспектах ее реализовать. На этой основе у специалиста развиваются предпосылки к возникновению статусно - ролевого конфликта, который весьма отрицательно воздействует на самого человека и создает конфликтные ситуации в группе и коллективе. Еще более асоциальна деятельность некомпетентного человека, обладающего компетенцией (правомочностью). В этой связи компетентность обучаемых является основным качественным показателем образовательного процесса в вузе и, следовательно, ее достижение можно считать одной из педагогических целей в контексте требований «Болонской декларации». В педагогической области знаний в настоящее время еще не сложилось общепринятое понимание термина «компетентность». Так, В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [1, с. 46]. Э.Ф. Зеер и О.Н. Шахматова под профессиональной компетенцией подразумевают совокупность профессиональных знаний и умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» [3, с. 24]. В словаре практического психолога социально-психологическая компетентность определена как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений». [9, с. 226]. Компетентность формируется в ходе освоения человеком систем общения и включения в совместную деятельность. В состав социально-психологической компетентности входят следующие компоненты: умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, умение выбирать адекватные способы общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия, умение поставить себя на место другого [9, с. 226]. Можно предположить, что основным компонентом компетенции являются умения. В психологии существует несколько подходов к определению умений. Так, в психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова умение рассматривается как «промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующем правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка» [8, с. 389]. В другой литературе, умение - это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков [9, с. 714; 4, с. 400]. Учитывая, что умения формируются путем упражнений и создают возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменяющихся условиях, мы полагаем, что они являются способом действия и выполняют интегрирующую функцию в триаде «знания - навыки - умения». Так В.А. Демин в своем исследовании полагает, что «Компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях» [2, с. 35]. Нельзя не отметить общекультурную компетентность будущего специалиста как основу профессиональной. В Новом энциклопедическом словаре под культурой понимается «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [7, с. 81]. В широком смысле понятие «культура» включает в себя результаты предметной деятельности людей, а также человеческие усилия и способности, реализуемые в деятельности. Из этого следует, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося, при принятом нами личностно ориентированном подходе к организации образовательного процесса, будут являться личностные потенциалы. Как отмечают многие ученые (М.С. Каган, Н.И. Шевандрин, Л.Д. Столяренко, С.М. Самыгин и др.), личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативными и эстетическим. Такие потенциалы играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности. Исследования многих педагогов и психологов, показывают, что ретроспективное или так называемое «мертвое» знание не способствует повышению уровня компетентности обучающихся. Образовательный процесс в вузе должен быть направлен на привитие умения получать «живое знание», являющееся наиболее ценным в динамично меняющемся мире. Матюнин Б.Г. полагает, что одновременно должна развиваться зона «незнания» обучающихся, что во многом обеспечивает реализацию принципов гуманизма, природосообразности и культуросообразности в организации образовательного процесса. Возникает закономерный вопрос, а в чем же принципиальная разница между существующими системами организации, образовательного процесса и той системой, которая способствует получению «живого знания» и расширению зоны «незнания» обучающихся? На его взгляд, она заключается в том, что уровень креативности образовательного процесса рассматривается не только как важный фактор повышения его качества, но и во многом как неотъемлемое условие всей познавательной деятельности. Эта точка зрения и определила название компонента компетентности специалистов как познавательно-творческого. [5] Таким образом, обозначим важный вопрос об уровне знаний будущих специалистов и качестве преподавания для любого вуза. Этот вопрос предстоит по-новому осмысливать и решать в контексте «Болонской декларации». Мы полагаем, что наиболее «нужные» для ближайшего рассмотрения следующие проблемы: - научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателей вузов; - новые возможности применения в обучении студентов информационных технологий; - процесс постдипломного образования и повышение квалификации преподавательского состава вузов; - качество образования в условиях открытых образовательных систем; - возможности изучения нескольких языков (языковой барьер с Европой). Вопросам развития творчества в процессе профессиональной подготовки посвящено большое количество педагогических и психологических исследований. Основываясь на предложенных научных точках зрения К.А. Абульхоновой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптевым, В.А. Сластениным и др., на познавательные и креативные процессы в ходе обучения, полагаем возможным в качестве интегративных показателей познавательно-творческого компонента профессиональной компетентности предложить следующие: институциональный, заданный системой требований к выпускнику вуза; познавательный; творческий; духовный; гражданско-нравственный; коммуникативно-языковой; социально-адаптивный; информационно-технологический. Литература 1. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, Альтернативная педагогика, 1996. 94 с. 2. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг. 2000. №4. С. 34-42. 3. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод. пособие. Екатеринбург, изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 245 с. , 4. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов - на – Дону: Феникс, 1998. 512 с. 5. Матюнин Б.Г. О сущности незнания. // Педагогика. 1995. № 3. С. 37-40. 6. Новиков Д.М. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. № 3. С. 3-8. 7. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.В. Ланда и др. М., Большая Российская энциклопедия, 1998. 912 с. 8. Психологический словарь / Под. ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., Педагогика-Пресс, 1996. 440 с. 9. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск, Харвест, 1998. 800 с. 10. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров – Изд. 4-е. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. 1600 с. 11. Современный словарь иностранных слов. СПб. Дуэт, 1994. 752 с.
|
Последнее обновление 02.12.10 16:57 |
Новое на сайте
- ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ СОЦИОЛОГИИ (ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ) СмолГУ
- тест
- Объявление о наборе
- Егоров А.Г., Грибер Ю.А. Социокультурные особенности цветового проектирования городского пространства
- Фоменков А.И. Курсовой социологический исследовательский проект: учебное пособие для студентов-социологов. 2016.
- Баринов Д.Н. Студенческая мобильность в условиях глобализации (Болонский процесс)
- Образец оформления титульного листа и оглавление курсовоuго СИП (с 2020 г)
- Фоменков А.И. Оформление библиографического аппарата учебной исследовательской работы студента